artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Нерусский Мир и Русский Мат

Когда писал в давешней заметке о своей поездке в Латвию в конце девяностых, вспомнил, что тогда впервые столкнулся с феноменом, изрядно меня удивившим.

Латышская молодёжь, с которой мне довелось тогда пообщаться, была довольно националистична (во всяком случае, «вестернизирована») и в целом не очень дружественно настроена к СССР, к России как его наследнице и предшественнице, к русскому языку в устах «оккупантов». Но при этом – совершенно спокойно использовала в непринуждённом междусобойном общении русский мат. Английские обсценизмы тоже – но русскую матерщину чаще. Мне, признаться, было трогательно и приятно слышать в потоке непонятных латвийских слов знакомые русские. Наверное, это и есть «национальная гордость» за «проникновенье наше по планете» :-)



Серьёзно же, конечно, я не считаю мат некой «квинтэссенцией» русской культуры. Но всё же это её часть, это пласт языка, это наше национальное достояние. И в отношении людей, которые как-то особенно яро не любят и не терпят русский мат – всегда возникает подозрение, что они и всё остальное русское тоже не любят и не ценят, а только притворяются. Ну или – у них в анамнезе какие-то болезненные впечатления детства, когда школьные хулиганы глумились над ними, матерясь, и с тех пор у жертвы их измывательств мат ассоциируется с агрессией и унижением. То есть, они видят исключительно ругательную функцию этой лексики.

Между тем, это просто не соответствует действительности. Да, мат может использоваться для оскорблений и ругани (а можно использовать для этих целей совершенно цензурные слова и с не меньшим эффектом), но всё больше – это просто часть разговорного русского, используемого для раскрепощённого, доверительного, приятельского общения без «формальностей» и лишнего «политеса».

Разумеется, культурный человек должен различать стили родного языка и уметь переключать «регистр» сообразно ситуации. Индивид, который и на светском рауте не может «связать и двух слов, не сказав между ними «бля» - конечно, смотрится убого. Именно потому, что он реально не владеет родным языком, не умеет соблюдать «формальности» в общении с малознакомыми людьми, как того всё же требует этикет, если желаешь продемонстрировать уважительное отношение.

Это примерно как обращение на «вы» и «ты». «Тыкать» незнакомым людям в официальной обстановке – попахивает хамством. Столь демонстративное пренебрежение этикетом может произвести впечатление, что ты презираешь не столько его, этикет, сколько их, людей. За говно держишь. Если человек этого не понимает – значит, невежда. Если понимает, но плюёт на правила приличия – невежа.

Однако ж в общении с приятелем, напротив, весьма странно будет смотреться обращение на «вы». В этом будет подразумеваться некая холодность, сарказм, отчуждение.

Ровно та же фишка – и с матом. Пока люди незнакомы, только «обнюхиваются», имея притом доброжелательные намерения друг к другу – используют стилистически нейтральную речь. Когда уже сошлись, доказали, что уважают друг друга – переходят на более вольную лексику, включая «обсценизмы», просторечные выражения сексуального генезиса.

Соответственно, любому разумному человеку, по-моему, должно быть ясно, что неприличен не мат как таковой, а неподобающее ситуации его применение, когда это выглядит так же неуместно, как похлопывание по плечу в отношении людей, с которыми вы ещё не сошлись достаточно близко для подобных запанибратских жестов.

Но ненавидеть сам мат, ненавидеть сексуально окрашенную просторечную лексику родного языка – это всё же случай психиатрический. Тем более – демонизация этой лексики, приписывание ей неких злых магических свойств («молитва дьяволу»). А уж если человеку кажется, будто громкие противные «бипы» в аудио-видео контенте меньший удар по нервам зрителя-слушателя, нежели «честные» матерные слова – это вовсе очень странное представление о реальности.

На самом деле, не удивлюсь, если какое-нибудь исследование в будущем докажет, что имелась прямая связь между атакой на мат в СМИ со стороны этих горе «культуртрегеров» из Госдурки, заменой мата и вульгаризмов «бипами» в кино и телесюжетах – и повышением нервозности, безотчётной агрессивности у российского населения, вплоть до готовности развязать Третью Мировую вообще низахуй.

Казалось бы, если уж грезишь экспансией «русского мира» - так грех пренебрегать самым передовым и действенным её средством, русским матом, который сумел сделаться (и остаться) истинной «лингва франка» постсоветского пространства. Средством, перед которым оказались бессильны «фарионоподобные» национал-лингвисты, и в той же Прибалтике составители словарей поступили очень мудро: стали обозначать русский мат как «молодёжный сленг». То есть, «прописали» его как факт собственной культуры – и русской следовало бы гордиться этим.

Так нет же, наши мудаки, все эти Желязняки, Мизулины, прочая думская овощебаза – объявляют войну русскому мату в его «альма матер».

Почему? Да потому, что на самом деле эти клоуны имеют о «русском мире» такое же примерно представление, как и о «правилах приличий».

Если почитать теоретиков этого официозного «русского мира», тех, кто хоть как-то способен выражать свои мыслишки – вы не найдёте там никакого позитивного содержания «русского мира». Они могут напускать много пафоса, раздувать щёки, но в сухом остатке их «русский мир», если приглядеться, - это выжженная пустыня, глобальное кладбище всего живого и свободного, по которому бродят бессмысленные зомби, всецело покорные власти этих «жрецов вуду», обретших её не весть на каком основании и за какие заслуги.

И вот эти «умертвия» из склепа «Совка», понявшие, что хер они на что конструктивное способны в свободном обществе – пытаются выхолостить его, стерилизовать, умертвить, рассказывая русским, как правильно «Родину любить». Поскольку иным образом не светит им обрести хоть какой-то статус, помимо клоунского (да по-любому не светит – недолго их музыка играть будет, недолго их песенке звучать, и они сами это понимают в глубине того, что у нормальных людей зовётся «душой»).

Ну и понятно, что первейшим, самым очевидным их врагом становится «выражение вольности через фривольность». Лексика чистосердечного душевного общения, замешанная на половых мотивах. Поскольку той «мертвечине», что образует сущность их тоталитарного конструкта – в равной мере претят и чистосердечная душевность, и сексуальность как дело, безусловно, интимное, но такое, что вольные, раскрепощённые люди не боятся его касаться в непринуждённом общении. И давно ведь подмечено было, что все «пророки высокой духовности» - те ещё ханжи, норовящие уравнять праведность с воинствующей антисексуальностью.

Между тем, у авторов официозного «русского мира» проблемы не только с формированием хоть какой-то позитивной, приятной его доктрины, которая действительно могла бы стать общечеловеческой или хотя бы общерусской, но и со знанием той реальной русской культуры, которую декларативно они собираются положить в основу своего мертворожденного тоталитарного конструкта.

Они бывают невежественны в отечественной культуре до смешного, но при этом безапелляционно нахраписты в своём намерении использовать её как паутину для всего глобуса, заместо сетки параллелей и меридианов.

Помню, говорил как-то с одним таким чудиком, утверждавшим, что «весь мир уже практически наш, весь мир читает Толстого и Достоевского, и скоро отринет скверну либерастического потреблядства, будет жить по нравственному закону, изложенному в нашей, русской культуре».

Я заметил ему: «Но ведь если приглядеться, нравственность у Достоевского весьма многоголоса, это больше дискуссия, нежели догма, в его-то произведениях. Взять хоть тот знаменитый разговор братьев, Алёши и Ивана. Ну, когда крепостной мальчик зашиб камнем лапу господской борзой, и вот Алёша, такой праведный христианин, такой добрейший парень, ожесточается и говорит: «Расстрелять!» Как изволите видеть в этом некое единое нравственное руководство?»

Он ответил: «Многоголосье – существует только в Вашей пустой голове. Потому и не можете Вы прочитать Достоевского правильно. Да, это может показаться жестоким, расстрелять мальчика, но это необходимая жертва. Иначе – рухнет порядок, рухнет спасительная для общества иерархия. Ну да вам, либерастам, этого не понять».

Да, не понять. Ну ладно, не читал он «Карамазовых». Но переписка была по почте. Так мог бы хоть вбить в Гугл «Достоевский, Алёша, Иван», узнать, что за произведение имеется в виду, а потом – по контекстному поиску найти этот разговор и хоть приблизительно понять, о чём речь. Что вовсе не мальчика там Алёша расстрелять предлагал, ради «спасительной иерархии».

Но нет, блин, оно полным ходом, без оглядки, без разведки предпочитает вляпаться в ловушку, только бы сделать Достоевского соучастником своих третьесортной свежести фашистских бредней.
И эти люди намерены завоевать интеллектуально-волевое господство над глобусом. Руководить наступлением «русского мира».

Сейчас – чувствуют себя на коне (пока ещё), поскольку умирающая экономика плодит ни на что не сгодившихся дома лишенцев, готовых ехать на Донбасс за списание кредитов и лёгкую поживу (оказавшуюся не такой уж лёгкой, поскольку там, извольте видеть, «страшно», там ногу даже оторвать могут, если не голову). Типа, «русский мир» в атаке.

Некоторые из таких «философов», вздумавшие порулить хотя бы этими лишенцами, когда те вооружились и раздухарились, к собственному изумлению вдруг обнаружили, что их тупо посылают нахуй с их глубокомысленными указаниями.

Ну а через годик уже не чмошные лишенцы, за списание кредитов готовые ехать в некогда дружественную страну на «воинственные заработки», а нормальные русские сметут эту позорную мразь к чёртовой матери. И я, не будучи кровожаден, не собираюсь сажать на кол всех этих кургинянов, дугиных, железняков, мизулиных. Чего доброго – ещё спасать их придётся от зверств разъярённой толпы. Но – они окажутся там, где им место – на помойке социально-политической жизни страны.

После чего восстановление репутации России как достойной и доброжелательной страны потребует, конечно, изрядных усилий, но мне, с моим неискоренимым оптимизмом, видится всё же реальной задачей.

Покуда латыши, украинцы, поляки, таджики и все прочие используют в задушевном общении русский мат – у истинного Русского Мира есть шанс доказать, что на самом деле он сам и русская культура – они прикольные, вольные и фривольные, а не тупые и злобные. А весь этот «крымняш» и развязывание войны на Донбассе – это печальное, но кратковременное историческое недоразумение, неизбежная волна имперского реваншизма, отчаянная и обречённая попытка высерков «Совка» возродить его, а не экзистенциальная сущность России. Последние судороги смертельно раненого тоталитарного сознания, которое на самом деле чуждо русской культуре в её основе. Выброс обречённых, суицидальных китов на берег, при котором, конечно, они портят пляж своими тушами – но уже больше не будут бороздить просторы и топить яхты.

Они сдохнут – мир будет жить дальше. В том числе и Русский Мир, который вернётся к своим «новгородским», «купеческим» истокам, осознав потребность в доброжелательности и честности. И навсегда откажется как от фантомных болей по якобы светлому великодержавному прошлому московитского периода, так и от фантазмов будто бы реалистичного своего кладбищенско-уёбищного господства над планетой.
Tags: Россия, грядущее, культура, лингвистика
Subscribe

  • Украина, Россия и Чехов

    Многие сейчас всерьёз приморочились будто бы неминуемым обострением российско-украинского конфликта. Иные эксперты уж инструкции публикуют, как…

  • Байден, Зеленский, Путин

    Разговор Байдена с Зеленским длился целый час. Правда, двадцать минут из этого времени президент США вспоминал, кто такой Владимир Зеленский, и ещё…

  • О предустановке российского софта

    С первого апреля наконец-то вступает в силу давно вымученный закон о том, чтобы все мало-мальски умные девайсы, продающиеся в России, имели…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments