Прежде всего, не могу не высказать своего глубокого возмущения наглостью всех этих распоясавшихся депутатишек, сенаторишек, министришек! Да как они смеют СИДЕТЬ в присутствии Сына Неба?
Они должны простереться на колени, пасть ниц, и, с подобающим покорством извернув голову, преданно взирать в его уста, ловя каждое слово. И пусть попробуют, суки, заснуть в такой-то диспозиции!
Серьёзно же, это вообще довольно странное дело, «послание»(!) главы исполнительной власти высшему органу власти законодательной, где он указывает им, что они должны принять. То есть, не отчёт держит перед ними, и не вносит на обсуждение, пользуясь правом законодательной инициативы, а выстраивает перед собой, как вожатый – пионерское звено, и рассказывает, как им делать стенгазету.
Ну да, впрочем, о чём я? Начнёшь какому-нибудь Железняку рассказывать, насколько нелепым и унизительным видится положение их братьи в этом шоу – буркалы выпятит в недоумении и хрен поймёт, в чём проблема.
А проблема же, главная и основополагающая, в том, что они реально «совки». Ну или, там, «персы». «Древние египтяне». Это один и тот же образ социально-политической культуры. В котором начисто отрицается допустимость публичного признания собственных политических амбиций, собственных претензий на власть, а считается хорошим тоном делать вид, будто бы вся элита в едином порыве и под руководством богоподобного вождя заботится единственно лишь о благе народа и величии державы. То есть, они все искренне считают возмутительным, чтобы кто-то во всеуслышание заявлял: «Я хочу сам прорваться к власти, потому что люблю её, и хочу сменить Солнцеликого». Они расценивают это как «предательство нации». «Да как же можно не скрывать, что имеешь эгоистические мотивы и амбиции?»
И не могут понять того, что умные люди понимали ещё в античности. Что человек – существо не только коллективное, но и индивидуальное. Для него вполне естественно стремиться к повышению своего статуса и влияния на других людей – и к свободе от чужого влияния. Если отрицать это индивидуалистическое стремление – какое-то время может создаваться иллюзия, будто бы общество представляет собой единую команду, борющуюся за общее дело, соблюдая строгую иерархию. Но потом такая конструкция неизбежно рушится с оглушительным грохотом.
Поэтому весь вопрос не в том, как исключить конкуренцию между частными амбициями и притязаниями на власть (это в принципе невозможно, поскольку люди не муравьи), а в том – как облечь её в максимально мирные и даже конструктивные формы.
Для этого, собственно, в развитых политических культурах и существуют парламенты, соперничающие политические партии, группы интересов и давления. Они ставят перед собой разные цели, они пребывают в борьбе друг с другом – и не скрывают этого.
Унификация их целей и всеобщая сплочённость, конечно, тоже возможны. Но в исключительных случаях. Когда обнаруживается некая очевидная и опасная для всех общая угроза.
Вот, скажем, нападут на Землю марсиане с целью пить нашу кровь (уж как истосковались-то на Марсе по кровушке человечьей-то!) – не только что разные партии сплотятся, но и разные нации, пребывающие в довольно враждебных отношениях между собой. И будут биться с зелёночешуйчатым агрессором в едином строю дети разных народов, и плевать всем будет, кто вчера был «пиндосом», кто «хохлом», кто «кацапом», и какие тёрки были между ними, и только крымчане будут наводить справки о том, сколько готовы платить за комнату туристы с Красной Планеты, если Крым присоединится к Марсу :-).
Вся же эта плакатная байда про «сплотим ряды, товарищи, в битве за всеобщее наше счастье» - она может давать какой-то краткий мобилизационный импульс, но в долгой гонке – проваливается. Потому что в ней изначально враньё. Никому нахер не нужно «всеобщее» счастье. Каждый думает лишь о своём, независимо от того, осознаёт он это или нет. Даже когда вроде бы бескорыстно помогает людям – всё равно он делает это для себя, а не для них. Потому что ему нравится помогать людям, он тащится от этого, в этом и есть его счастье. Он так устроен. Ну а другие люди – устроены по-другому. Они стремятся к власти. И хорошо, когда имеют возможность реализовывать свои амбиции, не проливая реки крови и не выжигая дотла города. Для этого и нужны парламенты, чтобы властолюбивые люди, как и «бескорыстные» альтруисты, могли сходиться там в словесных баталиях.
Ну да это теория и лирика, конечно. Я просто к тому, что в современном мире такое устройство государственной власти, где невозможно заявить о своих индивидуалистических амбициях и законным образом бросить вызов правящей партии в борьбе за трон – кончает очень плохо вне зависимости от того, насколько мудра и благолепна ныне правящая персона.
Теперь – конкретно о том, что Он говорил.
Ну, понятно, что он всегда говорит то, что от него ожидают услышать, причём, старается угодить всем, этакий «медоточивый волшебник Саруман» - но магия давно перестала работать, кроме как на совсем уж наивную «вату». Скажем так: до Крыма ещё можно было заявлять: «Я считаю нужным делать вид, будто верю Путину», после – это будет политическое самоубийство, такое заявление. Крым – это реально водораздел был, и точка невозврата. После такой выходки – веры ни на грамм и ни единому слову. И никто не будет соблюдать приличия с парнем, который сам не даёт себе труда соблюдать их хоть в какой-то мере.
Тем не менее, послушал, чего он там вещал.
Во-первых, Крым. «Сакральное для России место, потому как в Херсонесе крестился князь Владимир».
Вот предлагаю даже самым закоренелым поклонникам курса Путина мысленно вернуться на пару лет назад и представить, что кто-то из приятелей высказал вам эту мысль: «Крым – наше сакральное место, потому как в Херсонесе крестился князь Владимир, и потому его, Крым, следует вернуть России любой ценой, даже если это будет означать войну с Украиной, разрыв отношений со всем миром, обвал рубля, обнищание народа».
Вы бы его не назвали «ебанутым»? Вы бы не сказали что-то вроде: «Да кого ебёт, где там крестился князь Владимир? Какое это вообще значение имеет здесь и сейчас? Ну ладно, поставить там часовенку, где он крестился, если кому надо паломничество совершить - но воевать-то зачем? А то нас будто бы в Крым не пускают или часовенку поставить запретят?»
А Путин сейчас (ни на секунду, конечно, не веря в этот гон) двигает эту православную пургу (к тому же, весьма сомнительную исторически) как чуть ли не главный аргумент в пользу аннексии и удержания Крыма (сакральный он для нас… стал внезапно).
Я всегда говорил, что публичное заигрывание с религией – плохо кончается. Для башни, прежде всего.
Религия – это дело интимное, всё же. Она – как тот плюшевый мишка или зайчик, с которым уютно было засыпать в детстве, и к которому приникают иные даже взрослые барышни в часы депрессии. Да что барышни: знавал одного капитана спецназа, который таскал с собой в командировки по горячим точкам своего детского плюшевого ослика, и засыпал с ним в обнимку. Это не шиза (парень совершенно здравый был) – это вполне осознанная привязка к фетишу благополучия, как элемент аутотренинга. Но этот капитан не требовал от подчинённых, чтобы каждый завёл себе по плюшевому ослику и спал с ним.
Но когда вера, дело сугубо интимное, начинает продвигаться как общеобязательная клизма елеем – тут шиза происходит, конечно. Поскольку вера – она на то и вера, что заведомо исключает рационализацию.
Дальше, правда, Солнцеликий высказал несколько соображений, которые могли бы считаться здравыми, если бы можно было считать их реальными.
Мораторий на долбёжку бизнесов проверками, налоговые каникулы на три года малому бизнесу, максимальное облегчение жизни предпринимателям.
Типа, да здравствует НЭП.
Всё очень мило – но кто в это поверит? Особенно, когда это высказывает человек, который прежде прославился такими перлами как «бизнес должен быть социально ответственным», «из желудка вырву и бедным раздам», «доктора прислать, чтобы всё там зачистил». И ладно бы высказывания – но и дела же были под стать.
И здесь, опять же: «Рубль валят спекулянты, но мы разберёмся и накажем».
Ладно бы ещё сказал что-то вроде: «Есть информация, что недобросовестные чиновники сливают инсайд, чем пользуются спекулянты, и за такой слив мы накажем».
Но вот «покараем спекулянтов»?
Реально, он по сути своей, по генезису своему – «совок» всё же неисправимый. Поэтому всем ясно, что говорить он может, что угодно, а на деле думает, что покупка подешевле и продажа подороже – это спекуляция, статья 154 УК РСФСР, и за это надо карать.
Понятно, что так думает 90 процентов простого народа в любой, наверное, стране, но вот элита – на то и элита, чтобы уметь защищать бизнес (включая «компрадорский» и «спекулятивный») от «народного гнева». Только тогда в стране бизнес чувствует себя уверенным и защищённым, когда есть лишь понятие преступного обогащения (путём насилия или заведомого обмана), а всё остальное – законно и достойно.
Не, есть, конечно, группы товаров, которыми торговать как бы запрещается (и эти запреты оспоримы), но где даже в российском законодательстве написано, что нельзя торговать валюты так, чтобы делать на этом прибыль?
И кого Он наказывать-то собирается? Форекс отшлёпает, со всеми его клиентами?
Но вот он лезет со своим совковым мурлом: «Они наживаются на падении национальной валюты, они сами её валят, суки, и за это ответят!»
А для бизнеса это ясный сигнал, что если кто-то завтра вздумает нажиться на импортозамещении за счёт собственного производства продовольствия – то придут к нему и установят ему «справедливую» отпускную цену. Когда и глава государства, главный «руль» - мыслит такими категориями, «долой спекуляцию».
Главное же – ну не сумеет он обуздать аппетиты той чиновничьей армии, которую сам наплодил как оплот своей «вертикали». Они на него чихать хотели. Как кормились, вымогая бабло у бизнеса, – так и будут. И можно какие угодно законы принимать, а «контролёры» всё равно будут иметь возможность вымогательства. А если поставить над ними «контролёров за контролёрами» - значит, повысится благосостояние «выших контролёров», но и только. А низшие – свои потери компенсируют новыми поборами с бизнеса.
При этом, на самом-то деле – вести бизнес в России вполне можно. Даже реальный, даже аграрный. И я вот веду, уже семь лет, с очень хорошими прибылями.
Но это должен быть абсолютно нелегальный бизнес, вообще никак и нигде не оформленный, когда лишь «мартышки» для торговых контрактов создаются, а производящих мощностей – их как бы вообще нет.
И, конечно, успешность такого бизнеса должна обеспечиваться достаточно мощной силовой крышей. Не в смысле «конкурентов к ногтю прижать» (это мне противно было бы делать), а вот чтобы любым проверяющим дать понять, что сюда соваться не надо.
Помню, на заре моей Калужской плантации наведывался к нам налоговый инспектор, на разведку, получив сведения, что мы картошку выращиваем и продаём, а официально вообще никак не зарегистрированы. Ушлый мальчонка такой – сам изобличить и урвать хотел.
Так ему объяснили, что это в/ч ФСБ, дали пострелять из Утёса, косячком угостили – и он понял, что ловить нечего. Ну, когда российский чиновник на территории хозяйствующего субъекта видит БМП да пикапы с крупнокалиберными пулемётами – он сразу понимает, что если это так есть, то значит – так надо. И бодаться – не стоит.
Это ценное свойство российского чиновничества, и если его учитывать – то вести бизнес в России легко и приятно. Особенно, если не морочиться всей этой мутотой с отчётностью. То есть, внутренняя бухгалтерия, конечно, ведётся, но отсылать её кому-то – зачем? Гораздо проще не быть официальным юридическим лицом, а для расчётов использовать «мартышки».
Ну и если с подачи Вована примут такое положение для малого, хотя бы, бизнеса, что к ним не могут сунуться с проверками в течение трёх лет – конечно, это будет хорошо. Но всё равно ведь соваться будут. Потому что у них нет БМП у ворот.
По хорошему же счёту, да ни на что уже не влияют никакие произнесённые Вованом слова. Кто хотел вести успешный бизнес в России – тот максимально отгородился от государственного влияния на себя. Поэтому по барабану, чего Он там говорит.
Кто же хочет делать всё «по закону», «в свете», «в белую» - не имеет шансов по-любому. Эта система агонизирует, и будет выжимать соки прежде всего из тех, кто перед ней засветился, под аплодисменты простого народа. И он никогда не поймёт, что собственное благополучие расхлопал в тех аплодисментах в поддержку раскулачивания и наказания «спекулянтов» – ну да это и не важно.
В той России, которая придёт на смену нынешнему режиму, будет всё же не всеобщее равное избирательное право, а либо цензовое, по имуществу, либо строго привязанное к уплачиваемому налогу, в концепции «ОАО Государство» (я - за второй вариант).
И будет ещё нарушение вековой монополии государства на рабовладение. Оно снова сделается доступным и для частных лиц, мы вернёмся на те нравственные вершины Античности, с которых в своё время низринулись в «Тёмные века». И если Россия первой признает право частного рабовладения – она реально станет великой в новом мире.
Ну а риторические маневры Владимира Владимировича на этом фоне – такая мелочь, что обсуждать нечего. Всё, он себя совершенно скомпрометировал, как и прильнувшие к нему «патерналисты», люди без яиц и мозга, - это уже не имеет никакого значения.