В числе прочего – коснулись, конечно, «Крымзиса» (или, теперь уж, «Укрызиса»).
Среди школяров – жаркие споры. Мордобоя, правда, конкретно по этому поводу не было, но страсти накалены.
Как по мне – это нормально. Ещё не хватало нам единообразия мнений. Некоторый консенсус в базовых ценностях и критериях – возникает всё-таки по мере обретения жизненного опыта (уй, как занудно сказал-то!) А в 10 -16 лет – естественно, всяк себе на уме, и самый умный, знает всё на свете и лучше всех. Ну да, впрочем, наши-то исчадья всё-таки «аристократические», курс этики проходили, собой владеть научены, поэтому – вряд ли поубивают друг друга из-за «политоты».
Вспомнилось, как в моём советском детстве (я – 76-го), классе в восьмом, зашёл разговор об Афгане. И одна милая девчушка-евреечка (ярая антисоветчица, куда хлеще моего) заявила, что это цинизм и преступление, прикрываться «интернациональным долгом», уничтожая многострадальный афганский народ.
На что я сказал, что мне чихать на многострадальный афганский народ, и про «интернациональный долг» - естественно, это шутка такая, но что цинизм и преступление – так это держать огромную армию и не использовать её в боевых действиях. Таким образом она превращается в стадо дармоедов. Ружья ржавеют, генеральские мозги заплывают жиром. Поэтому я не против афганской войны как тренировки для армии. Но единственное, чего я не понимаю, так это почему, если мы покорили Афганистан, на наших невольничьих рынках не продаются афганцы и, особенно, афганки.
Отчасти я её троллил, конечно (поскольку был неравнодушен), но – в очень малой части. А так-то моя главная претензия к внешней политике СССР всегда состояла не в том, что это империя, а в том, что это ебанутая империя. Которая умудряется вести свои дела с колониями таким образом, что вроде бы все чувствуют себя изнасилованными, и колонии, и метрополия, но нет никого, кто получал бы от этого удовольствие (вплоть до наивысших
Та девчушка со мной после этого две недели не разговаривала. Потом заговорила – чтоб обозвать «реликтом варварских времён», я сказал: «Ах, повторяйте-повторяйте!» - ну и в целом мы обратно подружились.
Поэтому, я ничего не имею против политических дискуссий среди школьников. Если имеешь какое-то мнение – всегда лучше высказать его словами, чем затаить, и озлобиться, а потом устроить безобразную бойню в школьных стенах (у нас, правда, это крайне маловероятно, поскольку и учителя, и страшеклассники с пятнадцати лет – имеют право носить боевое оружие при условии годичного курса подготовки по огневой).
Но вот на совете возник вопрос, надо ли учителям как-то высказываться по «крымзису», или лучше уходить от дискуссии.
Так, полушутейно возник, поскольку в государственных школах намерены «политинформации» на эту тему проводить. «Правильное» видение школярам внушать.
Как по мне – смешно. Или грустно. Всё это такая пыль и гниль, всё это идеологическое воспитание. Оно достигает результата – если совпадает с истинными устремлениями амбициозного юнге. С пропагандой – всегда так. Её семена только на готовую почву ложатся.
Скажешь амбициозному юнге: «Ты получишь много земли и много рабов, потому что ты клёвый белобрысый ариец» - этому он рад верить, в этом он видит привлекательную для себя цель. И на выходе – довольно качественный боевой материал получается (пока не огребёт пиздюлей по полной; когда огребает – естественно, начинает рассказывать, как ему засрали мозги).
Скажешь ему: «Ты можешь принести себя в жертву великой идее русско-славянского мира, духовно превосходящего всё живое» - он будет приносить в жертву свои ладошки в аплодисментах, но лишь до тех пор, пока ты подбрасываешь ему конфетки. А как они кончатся – пошлёт нахер.
Да и потом, кто в этом мире когда был достаточным авторитетом и провидцем, чтобы всерьёз читать «политинформации»?
Наполеон – он предвидел, что закончит свои дни на острове Святой Елены?
Гитлер – он знал году в тридцать пятом, что через десять лет пустит себе пулю в голову в своём бункере, когда на поверхности уж слышен лязг гусениц советских танков?
А это были люди существенно выше среднего по интеллектуальным способностям, и обладавшие очень хорошими риторическими навыками. Истинные «политические животные». Притом – они владели такой информацией о состоянии дел, какая была мало кому ещё доступна.
Они, конечно, реально проводили «политинформацию» среди своих подданных, включая детей, и она имела успех, она вдохновляла людей. Вот только - какой успех имело само их дело? Кто в итоге оказался в дураках?
То есть, они были отличными ораторами, небесталанными стратегами – но и они не могли предвидеть ни своей судьбы, ни последствий для своих наций, вызванных их действиями.
Да никто не может в полной мере предвидеть последствия того или иного действия. Так, общие гипотезы можно строить.
И вот, скажем, Владимир Владимирович Путин искренне, видимо, считал, что его крымская авантюра не будет иметь серьёзных негативных последствий для России, а я считаю, что сейчас нам придётся прилагать очень большие усилия, чтобы Россию не уничтожили нахер и навсегда за эту «вольность» с Крымом.
Но при этом я не уверен, что и мой прогноз, будто где-то с осени рубль пойдёт галопом на гиперинфляцию, а всю систему госуправления охватит ступор и тремор, как на рубеже восьмидесятых-девяностых, - стопроцентно валиден.
Поэтому, всё, что я могу – это высказывать мнение. Своё частное мнение. Но никто в этом мире не имеет объективного права читать «политинформации», выдавая себя за носителя истины в последней инстанции. Это просто нелепо.
Но высказывать своё мнение - это право всякого человека, будь то учитель или школяр.
Другое дело, что, при всём поощрении самостоятельности мышления и стремления к дискуссиям, было бы нежелательно, чтобы всякий урок превращался в политический диспут.
Мелкие – они ж хитрые. Просекут, что учитель ведётся на «троллинг» по каким-то вопросам, начинает чего-то доказывать - и запросто будут это использовать. Только б не учиться, только б у доски не отвечать. Я пока ещё из ума не выжил – прекрасно помню, как это делается :-)
Но мы учителям платим всё-таки немножко за другое. Не за отстаивание своей гражданской позиции вместо объяснения предмета. Поэтому, насколько мы, совет, вправе что-то рекомендовать – решили рекомендовать «не поддаваться на провокации». Не уделять слишком большого внимания конъюнктурным политическим спорам, не позволять себя утянуть в это дело по уши.
Тем не менее, раз уж имеется у школьничков интерес к теме – наверное, можно его использовать на благо учебного процесса.
Скажем, география. Теперь детские умы открыты для постижения информации о том, где находятся Луганск, Донецк, Харьков (уверен, процентов 70 доморощенных радетелей за тамошних сепаратистов – хрен покажут на карте).
Ну или – история. И литература. «Что такое этот ваш Петлюра? Это миф, чёрный туман. Его и вовсе нет… В России, господа, две силы: большевики и мы… Или мы их закопаем, или, что вернее, они нас».
Ей-богу, когда читаешь классику и примеряешь к нынешним событиям – становится как-то отраднее на душе. Ведь всё-таки, по историческим меркам, Алексей Турбин оказался чересчур пессимистичен. Всё-таки, в конечном итоге - это мы закопали большевиков. Надёжно. Лишь утромбовать могилку осталось, чтоб не вылезли, кадавры, грешным делом.
Но и можно дискутировать, союзник ли нам в этом деле тот коллективный «Петлюра», самостийный украинский национализм, который, похоже, здорово повзрослел за прошедшее время. И уж точно не миф. И ныне – вполне буржуазен, вполне благообразен.
Кричит, всё же, на площадях, устами хулиганистой молодёжи: «Будет вольной Украина, будет нэнька самостийна, москалив на ножи, на ножи»? Кого-то это шокирует?
Меня – нет. Я – урождённый питерец, двадцать лет назад понаехал в Москву, в Универ поступать, и люблю москвичей, они хорошие, культурные люди, в большинстве своём, но к москалям(sic!), как к идейным наследникам Иоанна Грозного и Васьки Грязного со всей этой опричной тоталитарной блевотиной, – у меня отношение примерно такое же, как у львовских «бандеровцев». Они мне, суки, ещё за Новгород ответят! :-)
Поэтому – ну не на ножи, конечно (это лишь в песенке поётся), но – под шконку пидарьё, однозначно! Поверьте, уж никто не имеет такой антипатии к этому пафосному «москальскому» гною, отравляющему нацию последние лет пятьсот, как нормальные русские, которые просто хотят жить сами, не мешать жить другим, и сотрудничать с другими людьми, а не щёки надувать да юродствовать перед миром.
А ещё думаешь: вот кабы господа белые офицеры не были столь упёрты со своим великодержавным имперством, кабы сумели привлечь на свою сторону национальные элиты, желавшие пойти своим путём, избавившись от российского владычества, - глядишь, и тогда бы сволочь красножопую к ногтю прижали! Да одной лишь поддержки Финляндии хватило бы, чтобы Юденич вышиб комиссаров из Питера!
После чего история совсем по-другому пошла бы. Не было бы Советской России как жупела-пугала для всей Европы, не возникло бы условий для пришествия там ко власти фашистов разных оттенков. Не было бы у европейских буржуа самое надобности выбирать из двух типов социалистических отморозков, комми и наци, склоняясь к тем, кто казался всё же более вменяемыми (хотя на поверку вышел не меньшим дерьмом).
И Второй Мировой, скорее всего, не было бы. Германия – куда легче проглотила бы версальское унижение, когда бы точно знала, что никакой поддержки Запада их реваншисты не получат. И не получали бы, когда б Россия не пришла в такое состояние, что воспринималась многими западными элитами как абсолютный враг человечества и Цивилизации, требующий противовеса в лице хоть Гитлера, хоть чёрта лысого.
Однако ж, я понимаю, что у учителей – может быть иное мнение на сей счёт. Не говоря уж про школяров, из которых, даже наших, каждый третий – имеет «детскую болезнь левизны». И это нормально для молодняка, быть социалистами. Пока своё бабло не начал зарабатывать – очень даже естественно стремиться делить чужое, сетуя на то, как «несправедливо устроен мир».
Ну и на попечительском совете я, как его сопредседатель, высказался в том духе, что если физику или геометрию начнут превращать в политический балаган, срывая уроки, – я вновь подниму вопрос о введение телесных наказаний в школе :-)
Ибо – нехер. У нас – можно отказаться от тех дисциплин, которые считаешь ненужными, лично для себя, но если уж посещаешь их – изволь там заниматься предметом, а не досужей демагогией. И учителя – тоже не должны вестись так легко на школярские разводки, не увлекаться спорами. А если кто-то из школяров упорно будет проблемы создавать, подменяя урок физики «гражданской лирикой» - хорошо, я сам могу провести разъяснительную беседу, адресно. Без жести – но так, чтоб поняли.
Но поскольку вопросы животрепещущие, и школярам хочется найти какой-то выход для самовыражения, и учителям (многим) тоже хочется чего-то сказать по поводу – пожалуйста, для этого все возможности открыты. Дискуссионные клубы во внеклассное время – сколько угодно.
И на гуманитарных уроках (литература, история, этика, политика) – да, я бы рекомендовал поощрять написание сочинений на эти остро актуальные темы, типа, что вы думаете. Ну, кому хочется – пусть пишут, и пусть обсуждается это. Но не с позиции «правильно – неправильно», а вот просто: «человек сказал – давайте попробуем понять, что именно он сказал, давайте это осмыслим – вдруг и здравое какое зерно имеется?»
На иностранных языках – тоже очень неплохо было бы поощрять дискуссии, когда предмет интересен. Но – на соответствующих языках, конечно.
Тут молодая «француженка» (учителя могут присутствовать на заседаниям совета, по желанию) заявила: «Но они говорят: надо тех убить, надо этих убить! Вернее, они говорят: «перешмалять», «по асфальту размазать», «в ноль раскатать». Но ведь это ужасно!»
Пожал плечами: «А чего вы ещё ждали? Юношеский максимализм – как он есть. И чем больше вы охать-ахать будете – тем больше они будут шокировать вас своей «кровожадностью». Да большинству из них пофиг хохляцкие дела – но им просто нравится, как вы реагируете. Вы главное – следите, чтобы на хорошем французском они это всё высказывали. И придирайтесь – к французскому, а не к «брутальности». Поверьте, это остудит гораздо быстрее и сильнее».
А вообще – очень вымотался на этом заседании. Много спорить пришлось. Потому что некоторые требовали чуть ли не абсолютного моратория на обсуждение «Укрызиса» в стенах школы. «От греха».
Да никогда это не работает, запрет на обсуждение. Вернее, работает, но в Северной Корее. И с результатом таким, каков он там есть. Именно: что это абсолютно бесполезный кусок говна, населённый бессмысленными зомбоидами. И если вдруг взорвётся там реактор какой-нибудь и вся та КНДР превратится в радиоактивную пустыню – плакать об экологии будут, а не о населении, которого и сейчас как бы вообще нет для окружающего мира.
Впрочем, возможно, и я тут впадаю в «юношеский максимализм», а потому – спать пора :-)