artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Category:

"Мы русские, какой восторг!"(с)

Эта фразочка в последние годы сделалась очень популярна у наших ура-патриотов.
Приписывается Александру Васильевичу Суворову. Который был кем угодно, но только не дураком. По хорошему счёту, он был одним из очень немногих деятелей в отечественной военной истории, уповавших не на безграничность демографического ресурса, а на выучку войск и тактическую грамотность командования. «Не числом, а умением». И действительно достигал впечатляющих успехов.

И вот мне стало интересно: если он изрекал эту фразу – то в каком контексте? И откуда вообще ноги растут?



Я пробовал найти первоисточник, где бы звучало именно это, «мы русские, какой восторг!» - но не сумел. Поэтому остаётся предположить, что ноги растут отсюда: «Последнюю кампанию неприятель потерял счетных семьдесят пять тысяч, только что не сто; а мы и одной полной тысячи не потеряли. Вот, братцы, воинское обучение! Господа офицеры — какой восторг!»

Это из «Науки побеждать», и речь идёт о подавлении Польского восстания. Замечу, некоторые историки говорят о чудовищной жестокости русских в этой операции, шествия по улицам с младенцами, нанизанными на штыки, и всякое такое – иные же историки превозносят великодушие Суворова, который, разгромив поляков, отпустил всех пленных. Истина, полагаю, в том, что, с одной стороны, любая солдатня, ворвавшись в город после тяжёлого штурма, может, войдя в раж, творить жестокости и гасить всех подряд без разбора (об этом писали с сожалением и русские офицеры, участники взятия польской Праги), с другой же стороны военную пропаганду никто не отменял ни в какие времена. А когда не пропаганда – так просто слухи. Которые должны быть красочными, чтобы тебя слушали и наливали в корчме. Чего не видел – фантазия дорисует, да так, что самого себя убедишь.

А так Суворов в том же труде рекомендовал не обижать обывателя. То есть, военное имущество противника, включая казну, – конечно, разграблять и делить по-братски. Потому как с бою взятый трофей. Но мирняк – не трогать.

Вообще, эссе, конечно, своеобразное и, мягко говоря, не в академической традиции написанное. Если б в ту пору был изобретён телеграф, то суворовский стиль несомненно назвали бы «телеграфным». Но изложено вполне внятно и с хорошим знанием дела.

Совершенно очевидна и мысль в процитированном фрагменте. Там автор восторгается вовсе не национальной принадлежностью как таковой, а выучкой и мастерством своей армии. Чем имел основания гордиться, поскольку лично уделял этому очень большое внимание. У него были основания восторгаться батальными успехами, к каковым имел непосредственное отношение.

Я не знаю, каким образом эта мысль преобразовалась в «Мы русские, какой восторг!» Но звучит это чертовски глупо и пошло. Особенно, когда изрекает сие не генералиссимус Суворов, граф Рымникский, князь Италийский, а какое-то чмо задроченное, которое всё просрало в своей жизни – только одна радость и осталась: залив зенки, восторгаться тем, что оно по рождению и по крови русское.

В этом, на самом деле, такие комплексы неполноценности щерятся гнилозубо и щербато, что аж в нос перегаром шибает. Ну вот ей-богу, не станет человек, на самом деле считающий свою нацию заслуживающей уважения, так навязчиво и вульгарно изъявлять свой будто бы восторг от факта принадлежности к этой нации.

Мне трудно представить, чтобы мало-мальски вменяемый француз кричал на каждом углу что-то вроде: «Как упоительно быть французом». Да они, вообще-то, националисты, в каком-то роде, а в общении с иностранцами бывают и хамами, подчёркивая своё культурное превосходство. Но именно по этой причине француз не станет распинаться перед иностранцем, уверяя того, что до усрачки рад быть французом. Зачем? Он действительно считает, что французом быть круто, и не считает нужным кого-то убеждать в этом.

То же и с англичанами, не говоря уж про американцев. Да, они могут иногда сказать: «Я горжусь тем, что американец», но это подразумевает, при расшифровке: «Я горжусь тем, что, будучи гражданином и свободным человеком, делаю свою страну такой, какой хочу видеть, и мне нравится результат». В общем, пересказ патриотической песенки Ли Гринвуда “God Bless America”. Но вовсе не «Я уродился в этой стране и на данном лишь основании надуваю щёки, пребывая в щенячьем восторге». Нет, когда человек действительно испытывает положительные эмоции от своей принадлежности к нации – он вполне может их рационализировать.

И сам я, когда бывал в Штатах, имея задушевные беседы с местными, к которым были вопросы, тоже мог сказать что-то вроде: “I’m proud to represent the Russian Mafia. Let’s play truth or dare. We’re gonna make it Russian way. Look, here’s a solder gun…”

Да, это можно счесть выражением гордости за принадлежность к русской нации. Но это не пустое бахвальство свершениями предков и размерами родной тундры. Это – рационализация. Вполне практическая. Потому что Russian Mafia – это серьёзный брэнд, реально дававший повод для гордости. А главное – сильно упрощавший налаживание конструктивного диалога со всякими поцами, думавшими, что могут кинуть людей на бабки и спрятаться под юбку американской правоохранительной системы. В действительности, паяльник даже нагреться не успевал :-)

С другой же стороны, в декларации чисто иррациональной, какой-то животной радости за свою кровь – сквозит изрядная ущемлённость этнического сознания, коренное неверие в то, что это на самом деле круто, быть тем, кто ты есть, и оттого страстное стремление громкими криками убедить хотя бы самого себя в том, что ты не последнее чмо (то есть, имеется нужда это доказывать).

Это наблюдается у народов, которые ощущают свою историческую пришибленность и отсталость – потому и пытаются провозгласить своё «органическое» превосходство на каких-то очень странных основаниях.

Скажем, многие баски гордятся тем, что у них превалирует первая группа крови. Готовы всерьёз кичиться этим фактом, который должен подразумевать какую-то одну им понятную крутизну. Хотя со стороны это воспринимается скорее комически.

Но ещё более комически воспринимаются пассажи какого-нибудь Мединского про «лишнюю хромосому» как символ великости русского народа. Тут уж не знаешь, что думать: то ли тролль, то ли сказочный идиот. Одно хочется сказать таким персонам: «Гордишься нацией? Желаешь ей добра? Убей себя, пожалуйста!»

Ну и все эти рыла новоявленного «русского мира», заходящиеся в пароксизмах животного восторга по поводу своей «русскости», да ещё приплетающие сюда Суворова.
Смотрю на них – и вот насколько я беззлобный парень, а начинаю ненавидеть. «Да уймитесь вы, пидарасы! Только-только русские восстановили репутацию нормальных людей, только-только очистились от совкового позорища – как вы повылазили, выблядки овечьи. И теперь, вашей милостью, говоря «я русский» - приходится добавлять «но не мудак». А то ведь могут возникнуть недоразумения, когда вы, скоты, перед глазами мельтешите».

Ну, конечно, пройдёт и это «бешенство ватки», обсосы, которым нечем гордиться, кроме национальности, вернуться в то дерьмо, где им место, - и рано или поздно русский народ восстановит свою репутацию не «ватности», но «адекватности», если сам, своими силами от этого психоза вылечится. Я в это верю, всё же.

А психозы подобного рода – что ж, бывают не только у «маленьких, но гордых» народов вроде басков. Уж немцы, казалось, куда как просвещённые ребята были – а тоже скатывались в коллективную истерику.

Tags: Россия, история, политика
Subscribe

  • Стишок про крокодильчика из "Алисы". Перевод.

    Разучили с Киркой для садика стишок про крокодила из «Алисы» (нет, всю «Алису» целиком она пока не читает, дождёмся уж пяти…

  • Error no object

    Просматривал как-то свою заметку о «неделикатных» вопросах в инглише — и обратил внимание на What do you do for living ? Обратил…

  • Полфунта романтики к Празднику

    Наступает любимый день товарища Сухова под лозунгом «Женщина — она тоже человек!» И с этим трудно не согласиться: в умелых руках…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments