Помнится, когда его только ввели взамен Седьмого Ноября, утратившего актуальность в стране победившего капитализма, решили назвать День Примирения и Согласия. Кажется, так.
И при всём понимании абсурдности идеи замутить великий современный праздник из изгнания поляков из Кремля четыреста лет назад (причём, не возродить, не возобновить некую историческую традицию, а именно замутить с нуля) – это название казалось довольно милым. Да, примирение и согласие разных политических сил – это лучше чем тотальная война до полной победы одной из них, которая бы осталась самым жирным тарантулом в банке.
Но вот когда этот праздник решили обозвать Днём Национального Единства – он утратил и тот слабенький шарм, который имел. Ибо только очень наивные люди могут видеть в перманентном национальном единстве нечто хорошее.
Да, оно необходимо в военное время, если страна подверглась нападению и по этой причине временно возникает общий для всех граждан интерес: отстоять свою землю от захватчика, поскольку он, в случае победы, поимеет их всех. А значит, приходится обороняться сообща, забыв о своих раздорах и дрязгах, которые становятся мелкими и несущественными на фоне общей угрозы.
Но в мирное время, когда нет очевидной общей смертельной угрозы – политическое единство превращается в бессмысленный и довольно опасный фетиш. Отрицание конкуренции между разными силами, имеющими естественным образом противоречивые интересы, - приводит к замиранию, застою внутреннего общественного развития. Само по себе проведение единой для всех национальной идеи – приводит к примитивизации мышления, которое начинает питаться иллюзиями, не в силах воспринять картину мира во всём многообразии и буйстве красок. Ну и поскольку единство годится только для войны – будучи навязанным в мирное время, оно и приводит к войне. Что мы наблюдали не раз.
В России же мы наблюдали это даже большее число раз, чем во многих иных странах. Причём, парадоксальность России заключается в том, что у нас будто бы всё перевёрнуто с ног на голову. В мирное время – вызревает прямо-таки неистово бравурное, фанфаронское национальное единство, готовое рвать и метать, а чуть мало-мальски значительная война – весь этот джингоистский пар из надутых щёк уходит в свисток, а общество норовит расколоться вплоть до появления откровенно пораженческих фракций.
Так было в Японскую войну, так было в Первую Мировую, и в какой-то мере – даже во Вторую. Всё-таки число коллоборационистов из населения страны, продолжавшей вести войну (в отличие от Франции, скажем, которая официально пошла на капитуляцию), было зашкаливающим. Да и чего греха таить, многие встречали немцев как освободителей, пока те не показали, что умеют быть даже хуже большевиков, как ни трудно было поверить в такую возможность.
Забавно, но вот и в Британии, и в Штатах очень сильны были прогерманские либо «изоляционистские» партии ДО Войны. Которые открыто настаивали на том, что с Гитлером лучше дружить, да и в японские дела с Китаем не лезть, отдать Поднебесную на растерзание сынам Ямато. Но вот как война сделалась неизбежностью – всю эту конформистскую фракционность как отрезало. Все политики временно объединились при полном и сознательном понимании, что сначала победа над общим врагом – а потом продолжение междусобойных разборок. И крайне трудно представить, чтобы, скажем, О’Коннор в немецком плену создал какой-нибудь Британский Освободительный Корпус с целью содействия Вермахту в свержении «преступной диктатуры Черчилля».
И дело-то не в том, что О’Коннор был герой, а Власов трус (возможно, и нет). А в том, что Власов имел основания считать свою деятельность в новой ипостаси хоть сколько-нибудь моральной, способной найти понимание у части российского населения.
Вот и в новейшей истории – весной любое чмо пропагандонское гораздо трещать было про сплочённость нации, да «единый фронт», да готовность к любым тяготам и лишениям. Но по мере усугубления запаха керосина в этом деле (я уж не говорю о войне с НАТО, не дай бог!) – забавно наблюдать, как самые ярые «свидетели Вовы» уже начинают морщить нос и причитать: «Ой-ой, чой-то как-то не то вышло, что мы думали. Да нас самих, по ходу, обманули. И чой-то я был в тебя такой влюблённый?» Пока этот процесс только начинается – но дальше будет веселее.
Ну потому что за тотальное единство в мирное время – ратуют обычно либо идиоты, либо мерзавцы. Которые очень сильно подведут, когда мирное время, их стараниями, плавно перетечёт в военное. Они всё ищут «пятую колонну», но с определённого момента – с намерением её возглавить.
Соответственно, в этот день я желаю своей порядком охреневшей стране, чтобы в будущем (надеюсь, оно у нас всё же есть) единственным проявлением национального единства – была идея о недопустимости национального единства в нормальное, мирное время. И чтобы солидарность общества выражалась в том, чтобы любого фрика, который в очередной раз озаботится поиском объединительной национальной идеи, – моментально расстреливали из всех стволов со всех сторон. После чего – эти стороны занимали бы вновь дуэльные позиции для разъяснения своих частных противоречий. Это нормально, когда у разных людей внутри одного общества имеются свои частные интересы, вступающие в противоречия друг с другом.
Ибо, как сказано было, «дом, не разделённый внутри себя, устоять не может». Да, Христос выражал противоположную мысль – но он же не был ни строителем, ни политиком. А так – ну представьте себе домину, где нет внутри несущих стен, разделяющих его на приватные комнаты. Из какого прочного материала ни делай перекрытия – а рано или поздно прогнутся и рухнут.