Не сказать, конечно, что очень жизненно (поскольку это кино всё же, оно и не должно быть таким унылым, как реальность), но довольно хорошо, талантливо сделано. Да и по достоверности изображения ментовских нравов – всё-таки ближе, чем большинство наших сериалов про беззаветных бойцов с преступностью.
И довольно забавная штука получилась с Карповым на протяжении всей эпопеи. Можно сказать, «социальный эксперимент» получился. Введён он был где-то ближе к концу первого сезона «Глухаря» как архетипичный такой мент-беспредельшик, антагонист Глухарёва, который подразумевался как всё-таки «хороший», хотя и не то чтобы очень «правильный» (всё по закону делать? Не смешите, мы в России, здесь это никому не надо).
Но в исполнении Котлярского Карпов получился таким ярким персонажем, что, возможно, к удивлению создателей, он стал уверенно перетягивать на себя зрительские симпатии. Ну да, беспредельщик. Ну да, крышует всех вокруг, а кто против него пойдёт – замочит и закопает на раз. Что, в общем-то, правда про российскую ментовку.
Поэтому я и нашим младшим родичам говорю: если угодите в мусарню – пусть вас не вводит в заблуждение, что на них форма и погоны. Это те же бандосы, только вот в форме, при погонах и полномочиях. Начнёте слишком громко кричать про то, какие у вас крутые покровители, начнёте грозиться – они могут вас тупо грохнуть, здесь и сейчас. Потом мы их найдём – но вам это уже не поможет. Поэтому – миром надо проблемы с ними решать, и главное – добиться, чтобы дали позвонить, а не пальцы топырить, типа, ты меня ударил и теперь тебе не жить, мент поганый. Он может испугаться и сдуру наделать глупостей, после которых ему действительно не жить. Но он их наделает, он привык их делать, и плевать ему на законность.
И я лично воспринимаю такое состояние, когда братва в погонах и без решает вопросы между собой, наплевав на закон, как в целом естественное. Ибо в условиях всеобщего равного, да ещё и тайного избирательного права – вообще нахер никому не интересно, чего там какие-то лунатики, избранные трусливыми лохами, напринимали в своей парламентской богадельне. Реальные люди – реально друг с другом решают, исходя из соотношения силовых ресурсов. И меня это устраивает, в принципе.
Но вот Илья Куликов – он во время «Глухаря» пытался объяснить в своих интервью, что Карпов – это отрицательный персонаж, что мент не должен быть таким, что это плохой человек.
Аудитории – было похер. Стасик – рулит. Потому что он жёсткий, потому что он способен что-то делать от себя, а не по велению закона.
В конце третьего сезона «Глухаря» Карпова решили слить совсем. Заставить его подвинуться крышей и совершить такое, что уж явно было бы непростительно. Нажраться и устроить «сафари» по мирным гражданам, Евсюков-стайл. И, видимо, создателям казалось, что после этого Карпов будет уж окончательно дискредитирован в глазах зрителей.
Хер там! Тут же пошли запросы: верните Стасика!
Ну, шоу-бизнес есть шоу-бизнес, кино есть кино, если есть спрос – приходится его использовать.
И Стасика вернули, создав под него отдельный сериал.
Честно сказать, сама по себе идея, что мента-психа, пострелявшего по пьяни кучу народу, могут выпустить на свободу – она бредовая. Да никто никогда не возьмёт на себя такую ответственность – ни врачи, ни прокуроры, ни судьи. Пусть он и очень хороший человек, у которого лишь кратковременно съехала башня, - но кто может дать гарантию, что она снова не съедет? И в каком положении окажутся те, кто его выпустил? Оно им надо?
Ну вот представьте, что того же Евсюкова выпустили, признав раскаявшимся и теперь безопасным для общества. Официально выпустили на российские улицы, а не в тыл к врагу с парашютом забросили. Уж насколько инертно и пассивно нынешнее российское общество – но уж тут-то гарантированно будут очень широкие протесты. Любая оппозиция, любые движения, претендующие на роль оппозиции – тут же за это ухватятся. «Система совсем обнаглела, отмазывает своих без стеснения! Если ты мент – получается, у тебя карт-бланш на массовое убийство, помурыжат пару лет и выпустят!»
Да каким бы ни был хорошим человеком Карпов или Евсюков – никто никогда в этой системе не поставит свою подпись под пропуском на свободу. Им проще сгноить в тюрьме или спецдурке, проще суицид имитировать, чем огребать такие проблемы, такой резонанс.
Поэтому, собственно, изначально вся эта линия «Карпов снова на свободе» - она бредовая. Но – по запросам зрителей. И всё же интересно снято, талантливо. Актёры хорошие, опять же.
Соответственно, нечего удивляться, что уровень бреда в сериале нарастает от сезона к сезону. Ну, это ж зрелище-переживалище просто. В качестве такового и должно восприниматься.
Вот выясняется, что у Карпова, оказывается, живой папашка, который был хирургом, но рехнулся и заделался маньяком, собственной дочке залетевшей пытался ребёнка на котёнка поменять.
Это мало вяжется с прошлыми сериями? В частности, в начале второго сезона Глухаря, где впервые всплывает эта сестрица Карпова, наркоманка, он говорит её подельнику-разбойнику, отрезая ему мизинец: «Её отец больше жизни любил, а теперь у неё дороги синие по всем венам, хорошо отец не дожил». Ну да, бред получается.
Впрочем, не такой бред, как сама идея, что сын маньяка мог бы сделать карьеру в МВД, дослужившись до подполковника и начальника СКМ. Наследственность или нет, плохие гены или нет – никто не стал бы в государственной системе продвигать сына маньяка. Да, сын за отца не отвечает – но никто из начальников, ответственных за продвижение по службе, тоже не захочет отвечать.
Да и к чёрту госслужбу, но вот я прикидываю, если бы ко мне пришёл соискатель, всем классный парень, но отец у него – маньяк-убийца. Знаете, честно скажу, я бы его не взял. Я бы предложил ему какой-то исключительно мирной работой заняться, никак не связанной с насилием. Доктором-волонтёром стать, или смотрителем птичьего заповедника, что-нибудь такое.
Не взял бы – не потому, что верю в передачу воинственной шизофрении по наследству. А потому, что другие в это верят, хоть в какой-то мере. Соответственно, к этому парню будет повышенный и нездоровый интерес со стороны коллег, хотя бы. Они-то уж узнают, чей он сын, этого никак не скроешь, и это неизбежно скажется на нём самом, на отношении к нему. Его не будут чморить и шпынять – но отношение в любом случае будет настороженным, неадекватным. Этот фактор, что он сын своего отца, он будет превалировать надо всем, вне зависимости от того, какой он классный парень.
Поэтому, в силовых структурах реально нет места детям маньяков, хотя бы эти дети и трижды ни в чём не виноватые были. Но вот – «осадок остался», что называется.
Ну и много ещё, конечно, довольно бредовых вещей в этом сериале – но он смотрится, чёрт возьми.
Я знал, то Карпова убьют в конце концов – и догадывался, что вот так мелодраматически. Типа, вышел из крайне опасной ситуации без царапины, а тут во дворе увидел, как девушку заталкивают в машину, и вмешался, поскольку по жизни мент. Очень трогательно.
Не, ну и когда его хоронили – я тоже прослезился. Для этого мы ведь и смотрим фильмы, чтобы испытывать эмоции, сопереживать персонажам.
Актёру Котлярскому – всяких успехов в карьере, но, боюсь, теперь все его грядущие роли будут восприниматься как те или иные ипостаси Карпова. Да, он слишком мощный образ создал. Это как с Безруковым: он и Пушкина играл, и Есенина играл, и даже Каппеля играл, а по-любому – Саша Белый Навсегда.