Заглядывал давеча на огонёк в Корпоративную Школу (в народе - «Кошка»), где состою в попечительском совете.
Разговорились с одним новеньким учителем инглиша. Похвалил наших детишек. Они, конечно, бывают не подарочек — но проявляют искренний интерес. А то, говорит, в той школе, где прежде работал, многим детям тупо пофиг инглиш. Как ни распинайся — вообще не хотят учить. И вот интересовался, как нам удаётся так мотивировать свой молодняк.
Я поначалу отшутился. «Немудрёная наука. Вытягиваешь мотиватор из брюк — да и внушаешь тягу к знаниям».
Но шутки шутками, а это не дело, когда взрослому человеку приходится распинаться перед малолетками, чтобы передать им некие свои знания, чтобы уговорить их соблаговолить выслушать его. В этом есть нечто комичное и порочное.
С другой стороны, понятно, почему мелкие упрямятся. Это, можно считать, инстинкт. Когда ребёнку дают понять, что от него чего-то нужно — он воспринимает это либо просто в штыки, либо как позицию для торга. «А что мне за это будет?» Это — нормально.
Это — как кошка, которая сначала настоятельно мяукает, чтобы ей открыли дверь, потом сидит на пороге в полнейшем недоумении, а попытаешься подтолкнуть её в дверной проём — увиливает под диван.
Ну и можно, конечно, нагородить ребёнку, что английский язык откроет перед ним калитку в мир успешной карьеры. «Ты не такой, как все, ты работаешь в офисе».
Что ж, если ребёнок в школьном возрасте мечтает о том, чтобы работать в офисе — возможно, ему нужнее психиатр, а не учитель инглиша.
Да меня бы в детстве одна только мысль о том, чтобы всю жизнь носить душные костюмы и сидеть в кубиклах — сподвигла бы на то, чтобы на корню прикончить такую карьеру ударным отроческим алкоголизмом. «Хрен вам, а не вуз, чёрта лысого, а не офис! Даёшь деградацию и деменцию!»
Вообще же, я не помню, чтобы меня как-то сильно мотивировали к учёбе, языковой или любой иной.
Языки я просто всегда любил, имел естественную склонность, а остальная школьная программа... Ну, кое-что было любопытно, как химия и биология, а кое-что, пусть казалось не так интересно — алгебра, там, физика - но как-то западло было не осилить. Пусть я и гуманитарий, но для меня «гуманитарность» не тождественна незнанию таблицы умножения.
Что до Лёшки — его, может, мы с Женькой и «мотивировали» к изучению языков. Сами частенько перебрасывались английскими репликами, а когда он интересовался сказанным — отвечали, мол, «рановато тебе ещё».
В четыре годика он практически с ножом к горлу пристал: «Давайте учите!» Буквально ультиматум поставил: или учим инглиш — или он вообще с нами не разговаривает. Ну что ж, победил.
А когда пошёл в школу, в эту нашу Кошку — там уже сложилась некая культура, в которой незнание английского и нежелание его учить считалось признаком не то что «прилошённость», но прямо таки слабоумия. Это было бы примерно то же, что заявиться в салон Анны Павловны Шерер без французского.
То есть, обычно у нас берут два и более иностранных языка, но инглиш — это маст.
И есть понимание, что язык — не только средство преодоления коммуникативных барьеров. Это — и средство их создания. Проще говоря, важно не только, чтобы тебя понимали, кому нужно. Важно и то, чтобы тебя при этом НЕ понимали те, кому НЕ нужно. Вот как японцы в Войну — так и не смогли понять язык индейцев навахо, которых амеры использовали как радистов.
Ну и дети — любят секретничать. Поэтому несложно им внушить, что если захотите создать некое тайное общество — для его целей уместно будет использовать особый язык. То ли самим придумать (дети это любят), то ли взять какой-нибудь венгерский.
Но чтобы выучить какой-нибудь венгерский — сначала желательно выучить инглиш. Ибо, сами прикиньте, сколько материалов по венгерскому на русском — и сколько на английском?
Да, инглиш — ключ ко всему в этом мире. И всякие сервисы вроде Гугл-транслейта — это, конечно, круто, но он не может заменить личных языковых навыков, как и калькулятор не может заменить умения считать в уме. Как и никакая самая совершенная полицейская система не заменит личных навыков владения оружием. "Язык - как пистолет": некоторым детишкам нравится такая постановка вопроса.
Впрочем, возможна и совсем «лобовая» мотивация ребятёнка к изучению языка (да чего угодно изучения).
Сладости, игрушки, деньги.
Хочешь, чтобы детёныш напряг извилины и осилил текст на иностранном языке — и при этом старался именно въехать в смысл?
Ну, напиши ему инструкцию по поиску заныканной шоколадки.
Это игра, дети любят игры. И это игра с призом — а призы дети любят тем паче.
За шоколадку — он прочитает английский текст. А за пятикатку — он взломает и подстановочный шифр в английском тексте. Если вы считали своего ребёнка лентяем и недотёпой — you'll be surprised. Ништяки и бабки — творят чудеса.
И, к слову, суммы, которые вы потратите на подобное стимулирование и мотивирование — скорее всего, будут меньше, чем вы отстегнёте репетитору.
Услуги хорошего репетитора — стоят недёшево. Но и самый лучший репетитор — не сумеет добиться толку, если студент просто зевает в окошко и всем своим видом даёт понять, что ему пофиг.
Но ему не будет пофиг, если решение задачки — единственная возможность получить эклер со взбитыми сливками.
Честно, мелкие — они настолько зависимы от взрослых, что я вообще не понимаю, как можно не найти способы их заинтересовать, простимулировать, мотивировать.
Ездить по ушам, мол, для твоего же блага стараемся, это тебе пригодится во взрослой жизни, это поможет сделать карьеру — да, то годный способ внушить отвращение.
Но оплачивать успехи здесь и сейчас — и честнее, и эффективнее.
Однако ж, конечно, желательно и ставить образовательный процесс так, чтобы ребёнку не было ни скучно, ни унизительно положение ученика.
Вот я лично в школе, когда учил французский (а потом, самостоятельно, испанский) — представлял себе, что я, как английский капитан, добыл на абордированном фрегате прекрасную то ли мадемуазель, то ли донью, и веду с ней беседы, пытаясь постичь её язык.
Впоследствии — рекомендовал и взрослым студентам представлять, допустим, что ты — наследник престола в далёкой стране, которого внезапно туда пригласили, и ты, естественно, не знаешь языка, но стараешься выучить, из уважения к своей тронной миссии, вот как Екатерина учила русский — но вполне понятны, извинительны твои косяки. Поэтому — тебе нечего стесняться, прослушивая свои фонограммы. Ты — король по-любому (или королева), но при этом снисходишь до изучения языка, являя мудрость и милость.
Ещё же, и это касается всех наук, мы подтверждаем ту идею, что дети (и не только) гораздо лучше усваивают предмет, если не только решают задачи-тесты, но и пытаются создавать собственные.
Серьёзно, это очень бывает занимательно и познавательно, когда студент сам сочиняет вопрос, сам пишет для него как правильные, так и заведомо неправильные ответы — но так, чтобы они всё-таки не были совсем уж абсурдными, чтобы можно было купиться.
И вот они обмениваются задачками, тестируют друг друга, оценивают качество вопросов — и это бывает интересно, это бывает прикольно.
Я высказал этому нашему новенькому учителю данные соображения, и он покривился: «Да это-то всё понятно! Здесь — всё работает. Но в той школе, где я был — некоторые ученички просто отморозки. Их ничем нельзя заинтересовать, они просто срывают уроки, совершенно намеренно, их нельзя даже выставить за дверь, ибо если пойдёт гулять и потеряется — школа будет отвечать».
Честно, при Совке, когда учился я (а я учился в довольно элитной по тем временам спецшколе) — было не так «душно».
Свалить с уроков, прогулять и прогуляться по маршруту «Марсово Пастбище» - «Зимнее Кладбище», кушая мороженое и пончики?
Да легко!
В принципе, всем пофиг. Ну, когда тебе хотя бы десять лет, а не семь — да прогулял и прогулял.
И если кто-то слишком активно мешает уроку — да, запросто могли выставить за дверь. Fair enough.
А если совсем берега попутать — могли и исключить, предложить перейти куда попроще.
В нашей же современной Кошке — ну, если срывать уроки, то для начала родакам предъявят счёт. Не так уж много, баксов сто, но с предупреждением, что если будут продолжаться такие выходки — то их творение пусть себе другую школу ищет. Ибо шалости шалостями, но если оно целенаправленно мешает другим киндерам учиться — то их-то родаки не за то платят.
Что немаловажно — все процессы в классных комнатах фиксируются на записи. В случае чего — можно посмотреть, кто там как себя вёл, кто «первый начал».
Но и в тех школах, где нет видеозаписи в классах — кто мешает самому учителю хотя бы включённый диктофон иметь в кармане?
Впрочем, это уж касается дисциплины, а не мотивации.
И я, вообще-то, не считаю, что школяры должны быть паиньками (это даже противоестественно, когда б были, особенно мальчишки, которые должны быть немножко хулиганами).
Но, хулиганя, они должны понимать, что огребут по ушам, если попалятся — и только тогда эта игра интересна.
И процесс обучения — конечно, должен быть игрой. Ведь и - «Что наша жизнь? - Игра!»