Прежде всего, хочу поздравить Спейсов и лично Илона с очередным успешным запуском Соколика.
После довольно таки скудного 19-го года — нынешний, несмотря на все эти ковидобесия, уже перекрыл рекорд 18-го: 25 пусков против 22. И, будем надеяться, ещё парочку в декабре запулят. Да, наконец-то Соколики стали ходить «как трамвайчики», по четыре в месяц, по семь рейсов на машину. И лиха беда начало.
При этом российские СМИ, конечно, смакуют «неудачу» Старшипа, который совершил «ускоренную внеплановую разборку» (rapid unscheduled disassembly) при приземлении.
Меня, честно, больше напрягли этой весной два подряд фейла Falcon-9 с посадкой на плавучие платформы. То есть, понятно, что основную миссию ракеты выполнили, грузы свои в космос вывели, но всё же мы слишком привыкли к тому, что вовзрат первой ступени F9 - рутинная и проверенная технология у Спейсов (но ни у кого больше).
Но вот после тех фейлов - тьфу-тьфу, всё идеально, уж и по седьмым разам взлетают-садятся Соколики.
Что же до Старшипа - это очень пока ещё экспериментальная фигня, и, конечно, было бы ещё лучше, если б он ещё и приземлился плавненько и ровненько.
Но на самом деле — от него этого и не ожидали.
Дело в том, что это вторая ступень комплекса и, для начала, сам по себе Старшип не рассчитан на старт с земли. Его должна возносить ракета Суперхеви, как первая ступень.
Сам же он — приспособлен а) к работе в космосе (в стратосфере, по меньшей мере); б) к посадке.
Соответственно, у него там предусмотрены разные движки, хотя и все Рапторы, оптимизированные под вакуум — и под кратковременный посадочный прожиг в плотной атмосфере.
Взлетать на «атмосферных» Рапторах — он вообще не должен в условиях нормальной плановой эксплуатации.
Но — пришлось, чтобы запулить его на высоту двенадцать километров и посмотреть, как он способен «кувыркнуться» и «соскользнуть» по воздуху, подруливая своими маленькими плавничками.
При этом, понятно, Рапторы очень долго работали в запредельно жёстком режиме. Их там всего три (против 29 у Суперхеви), и им досталось дай боже как, чтобы вывести эту махину на заданную высоту.
Неудивительно, что там пошли какие-то накладки, и видно, как непосредственно перед падением из сопл летело зелёное пламя: вероятно, попали какие-то отвалившиеся медные части.
Впрочем, Спейсы сами разберутся и расскажут, что у них там было. Главная мысль — было бы слишком оптимистично рассчитывать, что Спейсшип с первого же раза отработает идеально во всём, когда и сам по себе его старт с земли — было мерой вынужденной, ради эксперимента, и подразумевало «нетипичную» эксплуатацию движков на износ.
Основной же целью была проверка управления и маневрирования в воздухе — и с этим он справился прекрасно.
Илон, в полном восторге, пишет: «Марс, мы идём!»
И вот эту его увлечённость идеей покорения Марса — многие считают то ли чистым пиаром, то ли романтической пришизью с сомнительными реальными перспективами.
То есть, люди задаются вопросом, что там может быть такого ценного на том Марсе, чтобы его нужно было колонизировать — и разводят руками в недоумении.
Что ж, их недоумение вполне резонно. Да, даже если б там валялись алмазы со страусиное яйцо — это привело бы только к стремительному обесцениванию алмазов, но вряд ли — окупило бы колонизацию Марса.
В крайнем случае, можно было бы создать роботизированные комбинаты по добыче и переработке чего бы то ни было ценного на Марсе.
Но переселять туда людей?
Думается, ещё очень долгое время ни о какой автономии, самодостаточности марсианских колоний не может идти и речи, а затраты земных ресурсов на поддержку каждого человека на Марсе — будут многократно, на порядки выше, чем если б он оставался на Земле.
Поэтому мечта о «транспланетарности» человечества, о сохранении некой избранной его части на Марсе в случае катастрофы на родной планете — выглядит довольно утопично.
Нет, хорошо Мэтту Дэймону было картошечку в марсианской теплице выращивать, но на самом деле тамошняя погода (а в особенности — инсоляция) не очень располагают к земледелию.
Хотя, если найти какие-то источники энергии, заглубиться в пещеры — вполне можно обеспечить подсветку фитолампами, обеспечить тепло для грибов.
С другой стороны, и на Земле вполне можно заглубиться в пещеры и растить там не только шампиньоны, но и сельхозкультуры в широком спектре. Именно этим мы занимаемся последние лет семь, строя и обживая наши милые подземные городки (мой Мальстрем — один из самых продвинутых).
Но с третьей стороны — я верю: Илон знает, что делает. Пока что — он не допускал каких-то фатальных провалов. И в целом, все проекты, в которые он всерьёз вкладывался — выстреливали.
Так или иначе, пусть полноценная колонизация Марса и маловероятна, но устроить там научный городок, сначала роботизированный, потом и очеловеченный, - в принципе может быть целесообразно. И это многим может быть интересно, это может быть довольно рейтинговый сериал, жизнь марсианской экспедиции. А что есть нынче наша экономика, как не шоубиз? Первичные-то потребности давно покрыты и перекрыты, но спрос на зрелища — не иссякает никогда.
Правда, я бы начал сперва с Луны. Она всё же гораздо доступнее Марса.
И тут нужно что-то такое «крезовое». Типа, там, ледовый балет с двадцатиричными акселями — винтом в купол. Ну или — пейнтбол в скафандрах, когда шаг в тень — и полностью теряешься из виду. И — тотализатор прикрутить.
Но в любом случае Старшип с Суперхеви обещает стать наиболее практичным средством для доставки необходимого оборудования для любых подобных затей что на Луну, что на Марс, что на орбитальные объекты.
Да, и орбитальная инфраструктура — это особый разговор, и это, вероятно, наиболее близкая, наиболее реалистичная область применения таких сверхтяжёлых транспортов.
Энергостанции, собирающие солнышко на панельки — и посылающие лучики тепла СВЧ на наземные антенны в Заполярье. А там — кипятить СевЛедОк, чтобы климат дальше смягчать, чтобы Глобальное Потепление не оказалось пшиком, а реально состоялось, на радость всем вменяемым людям планеты.
Заводы, использующие вакуум и невесомость для работы с особо каверзными техзаданиями. Типа, «графеновую пряжу прясть».
В общем, как бы то ни было с собственно Марсом — но области применения у Старшипа найдутся по-любому.
Да, ну и давно озвученный проект Маска был — использование этих очень вместительных и тяговитых ракет как пассажирский транспорт для суборбитальных перелётов. Считанные десятки минут для перемещения за полглобуса.
И это — может быть заманчиво.
Вот проект Конкорд, когда полёт из Парижа в Нью-Йорк занимал на нём четыре часа — оказался не таким заманчивым и успешным. Он никогда не выходил на самоокупаемость, его приходилось неистово субсидировать правительствам, иначе — мало кто готов был переплачивать раз в пять за выигрыш шести часов на трансатлантическом перелёте.
Ну, по-любому что четыре часа, что десять — считай, весь день потерян. Подавляющее большинство людей — всё-таки предпочтут сэкономить и полететь на Джамбо, задрыхнув на большую часть полёта.
Те же, кто категорически не привык экономить на жалких тысячах долларах — они летают на собственных бизнес-джетах, которые в любом случае удобнее Конкорда. Собственно, развитие бизнес-джетов и добило окончательно мечтания о рентабельности Конкордов.
Но всё может измениться, если на рынке появится предложение махнуть из Бодайбо в Маракайбо всего за полчаса. Особенно интересное — когда и в Бодайбо, и в Маракайбо одичавшие местные жители растащат плитку с ВПП аэропорта себе на фазенды, но Старшип не требует ВПП, его площадка сравнительно маленькая и проще в охранении (потому и выше гибкость будет в переориентировании этих «маршруток» с одного города на другой, сообразно спросу).
Разумеется, я бы лично желал от рейсовых Старшипов более мягкую посадку, нежели мы наблюдали у давешнего SN-8 – но на ошибках учатся, первый ком блином, и всё такое.
Да, конечно, впереди ещё долгий путь до хоть какого-то утилитарного использования Старшипа (в связке с Суперхеви) — но я верю в Спейсов и Маска. Они доказали, что добиваются своего (поэтому и на месте марсиан — уже бы напрягся :-) ).