artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Category:

Дятловщина: тайна сломанной лыжной палки

Про Ковид говорить тоскливо, про российскую политику — того кислей; Трамп моей помощи пока не запрашивал, надеется справиться своими силами — поэтому, продолжим про группу Дятлова.

Да, я предупредил в заголовке, что это будет опять про группу Дятлова, и кто не спрятался — я не виноват.

Что ж, напомню, у меня есть собственная версия этой трагедии — ибо неприлично было бы выступать на тему перевала Дятлова, не имея собственной версии гибели группы.

И моя версия пытается объяснить две главные странности в этом деле.

Первое — почему вроде бы небезумные, а даже опытные туристы ушли из палатки в морозную ночь максимально облегчёнными, не прихватив ни курток, ни обуви, ни даже таких необходимых для выживания вещей, как топор и ведро (рубить ветки, топить снег для обогрева изнутри).

Второе — почему они не возвращались к своей палатке в течение весьма длительного времени, несколько часов.

Оба этих факта казались странными и необъяснимыми с самого начала — да так, собственно, разъяснены и не были. Но общее впечатление складывалось такое, что дятловцев выгнала из палатки некая смертельная и непосредственная угроза (или то, что казалось такой угрозой) — и она же не позволяла им вернуться.

Однако ж, не было найдено ничего, чтобы могло указывать на близкое присутствие каких-то враждебных людей, зверей, инопланетных чудовищ.

Ради справедливости, конечно, там, на склоне, вблизи палатки, не осталось и следов от лыж самих дятловцев, когда они подходили к месту будущего своего последнего ночлега (только следы-столбики их ног при отступлении, на некотором участке), но — оставалась видна их лыжня ниже, в лесной зоне, где снег не так выдувался.

И — оставался виден поблизости (сравнительной, в нескольких километрах) след от оленьей упряжки манси, проходивших там чуть раньше дятловцев, а вообще охотившихся примерно в том районе в те же первые дни февраля.

Больше — никаких лыжней. И если на фирне склона следы лыж и не оставались, то в лесных переходах обязательно должны были остаться. Если только не предполагать, что некая третья сила не прибыла в район на вертолёте (или пепелаце).

Но, понятное дело, если предполагать, что там орудовали какие-то вояки, которые творили, что хотели, и заметали следы своих злодейств — то это будет нефальсифицируемая версия.

Нефальсифицируемая — за одним лишь изъятием: на практике, а не в сумрачных фантазиях теоретиков, так просто не бывает, чтобы всемогущие злодеи за каким-то хером мочили несчастных студентов да ещё изображали видимость несчастного случая, переодевая им носки и разрезая штаны. Смею заверить, всемогущие злодеи — побрезговали бы. Они б просто сделали так, что никто бы никогда не нашёл ни трупы, ни палатку.

Поэтому, я не склонен даже обсуждать версии того свойства, как кто-то замочил дятловцев, имитируя несчастный случай, а потом мастерски сокрыл все следы своего присутствия. Это — уж точно переливание из пустого в порожнее.

Разумеется, и в любом ином виде обсуждение дятловской трагедии — не претендует на какие-то полезные результаты (вроде, там, «доискаться до истины»), но тем не менее может быть просто полезной гимнастикой для рассудка.

Итак, моя версия заключается в том, что был всё же сторонний человеческий фактор, и он имел обличье охотника-манси. Который, разумеется, не был злодеем и не хотел ничьей гибели, но — он хотел как-то подружиться с дятловцами, возможно, набиться к ним в проводники на Отортен. То ли денег заработать — то ли просто пообщаться со студентами свердловцами, завести знакомство.

А для этого — он решил их немножко попугать. Прошёл на вершину 1079 (где они стояли палаткой на склоне), дождался, когда кто-то выйдет из палатки с фонариком — и дал пару выстрелов примерно в ту сторону, но, разумеется, так, чтобы не зацепить.

Но дятловцы этого не знали, что это всего лишь пранк, и восприняли всерьёз. Возможно, благодаря Золотарёву, который фронтовик, бывший разведчик, а потому - «немножко параноик». Когда у него над ухом свистят пули — ему трудно поверить, что это дружеский розыгрыш.

Таким образом, дятловцы воспринимают опасность как очень реальную — и уходят от неё максимально поспешно, взрезав скат, противоположный вершине, и, возможно, положив у входа на крышу палатки (и слой снега) включённый фонарик, чтобы он засвечивал вход (и чтобы потом проще было отыскать палатку, когда можно будет вернуться).

По поводу этого фонарика — есть, конечно, некоторые противоречия, поскольку Слобцов, студент-поисковик, впервые обнаруживший палатку и этот фонарик, утверждал, что тот был выключен, но зажёгся, когда Слобцов включил его.

Если так — то лежал выключенным, иначе б, конечно, не хватило заряда на месяц-то.

Но здесь могут быть нюансы, и хорошо бы видеть экспертизу того фонарика — но в деле вообще всего две экспертизы, не считая медицинских.

И мне про этот фонарик говорили, что это вполне обычная туристическая практика, класть его на крышу палатки выключенным, чтобы отлучающимся по надобности не приходилось его искать, а мне не хватает интуиции, чтобы понять такую простую вещь, и тут, действительно, каюсь.

Когда на палатке уже намело пятнадцатисантиметровый слой снега — я действительно не проинтуичил, что самая обыденная туристическая практика — положить на снег фонарик. Ибо — далёк от спортивного туризма.

«Да, снег выпал и может выпасть снова, но в том-то и фишка, чтобы товарищ, которому приспичило, ощутил весь кайф поиска фонарика в снегу. Только так, никак иначе — ведь именно за это даётся третья группа сложности. А для фонариков — только полезны снежные ванны, они закаляют волю к свету».

Воля ваша, но мне всё же представляется, что местоположения фонарика — как-то связано с этим ночным инцидентом, выгнавшим дятловцев из палатки. И объяснения могут быть разные, но это всё же очень логично, что вот выходит чел, включает фонарик — и тут же звучит выстрел моего мифического манси-пранкера, и чел понимает, что это не может быть совпадением, и — понеслась паранойя.

Но вот что я никак не мог ни с чем связать и вообще хоть сколько-то вразумительно объяснить — так это «порезанную на куски» лыжную палку.

О которой говорят в своих показаниях поисковики, в частности — Брусницын. Предполагают, что это та палка, на которой крепился дальний конец палатки, тогда как «входной» оставался стоять вплоть до обнаружения. И выражают недоумение: зачем портить такую хорошую и нужную вещь, как лыжная палка? Зачем её резать на куски?

Несколько более детально, хотя и не очень вразумительно, эту палку описывает другой студент-поисковик, Лебедев. «Был отрезан верхний конец по аккуратному концевому надрезу, и ещё один надрез был сделан».

Очевидно, конечно, что по «кольцевому» надрезу («проточке»). Там, где кольцо на палку вешается, чтобы в снег упираться.

Я же, когда впервые (лет семь назад) читал эти пассажи — недоумевал.

«Что значит: разрезана лыжная палка? Это чем её таким резали? Ножовкой по металлу? Ножницами по металлу? Кусачками вроде тех, что были в «Месте встречи»? Так ведь у дятловцев не было ничего такого».

Или — сход лавины, навал снежной доски вот так эту палку «расчленил»? Да ну, абсолютно нереальный механизм!

Хотелось, конечно, более детального описания этой загадочной покоцанной палки — но по ней не то что экспертиз не было, её просто отфутболили из дела, как в том анекдоте: «На трАтуаре?.. На трУтуаре?.. Да блин!(пинок) - «Голова находится на проезжей части!»».

Но я недоумевал, потому что в своём детстве имел дело только с алюминиевыми лыжными палками (а потом — с графеновыми более совершенными, конечно). Что в 59-м они были цельнодеревянные или бамбуковые — я даже представить не мог.

Хотя немножко изучив вопрос, узнал, что бывали, конечно, и стальные, но это довольно сложное и дорогое технологическое изделие, такие трубки из прочной и тонкой стали, алюминиевые появились впервые в 58-м году (и вряд ли дошли до Урала так быстро), а вот у туристов-студентов — были деревянные или бамбуковые.

И на некоторых фотках — там видны именно бамбуковые палки, с характерными «узелками».

И тогда я понял, нахрена было дятловцам портить хорошую вещь.

Вот представьте. Вы включили фонарик — и раздался выстрел. Один, другой.

Очень похоже, что стреляют по вам, бьют на свет. И это — явно не к добру.

Сейчас стрелок (или стрелки) могут оказаться здесь, и у них есть огнестрельное оружие, а у вас нет (как можно соваться без стволов туда, где обитают медвейети и зекоммандос — отдельный вопрос).

Поэтому ваша тактика — временно отступить. Оставить на крыше фонарик для засвета входа, прорезать дыру для скрытой эвакуации, но и при этом, конечно, постараться выиграть время, чтобы ребята могли собрать хоть какие-то вещички.

Как выиграть время?

И тут Золотарёв (если это был он) находит гениальное решение. Он решает, что нужно изобразить видимость (слышимость), будто бы у вас есть всё же есть огнестрельное оружие. Ну, хоть на какое-то время притормозить этого агрессора, озадачить.

И вот он выдёргивает лыжную палку (и пусть себе падает палатка, не страшно), прикладывает конец к своему башмаку (он был один из немногих целиком обутых, а башмак был одним из немногих достаточно твёрдых упоров) — и херачит ледорубом (вот первое топорообразное, что попалось ему под руку).

Что он хочет произвести? Два обломка лыжной палки?

Нет. Он хочет произвести — ТРЕСК.

А потом — ещё раз, возможно. Но на большем плече — палка спружинила, не сломалась, получился просто «надрез» (на самом деле - «надруб», но трассологии же никто не делал).

Дятловцы меж тем кое-что вытаскивают из палатки, но, увы, далеко не всё, что было бы им нужно для обустройства на новом месте. Однако ж, медлить больше нельзя — и они отступают от палатки.

Возможно, они, стоя метрах в двадцати (Золотарёв с ледорубом наизготовку, по крайней мере) — дожидаются подхода этого манси-пранкера.

И как тот попал в засвет — Золотарёв кидает в него ледоруб, но тот уворачивается, ледоруб втыкается в снег.

Манси-пранкер стреляет в воздух и убегает, понимая, что патронов у него остаётся мало, а этих злых русских много, и они его сейчас порвут, как будто обиделись на что-то. И когда они бросятся на него — он же не хочет их на самом деле стрелять. Поэтому — убегает.

А дятловцы отступают вниз — поняв, что не поразили противника, но заодно — потеряли единственное «дистанционное» оружие (ну, насколько, конечно, ледоруб можно рассматривать в этой роли). И они не знают, конечно, что их противник сбежал. Воображают, что он затаился у палатки.

Может, кстати, какое-то время и таился. Может, вернулся, аккуратненько выключил фонарик, чтобы не светиться. Ждал их. Но понял, что они ушли — и он не знал, что в таком плачевном состоянии, исключающем выживание на морозе.

Почему не пошёл искать их, чтобы разуверить в своей агрессивности?

Да потому что подозревал, что ему башку проломят раньше, чем он рот откроет.

А дятловцы меж тем, уйдя аж на полтора километра, к этому Кедру — только там решились развести огонь. Да и то, возможно, не сразу. Возможно, и разногласия у них были на сей счёт. Как и по поводу возврата к палатке. Когда предприняли попытку — было уже слишком поздно.

И вот чем мне нравится моя версия — она в целом верна как Бритве Оккама, так и Бритве Хэнлона. Она не вводит лишние сущности (вроде той же «снеговой доски», которой на самом деле не было там), она не пытается списать на злонамеренность то, что может быть результатом ошибок.

Понятно, что всякий автор некой теории будет предвзятым её адвокатом, будет всё и вся подминать под эту теорию, интерпретируя в её рамках, и я — не исключение.

Я интерпретирую покоцанную деревянную или бамбуковую, неметаллическую (скорее всего, покуда не доказано иное) лыжную палку так, что кто-то хотел произвести из неё сухой треск, похожий на выстрел.

Ну вот вспомните фильм «Полосатый рейс». Тот момент, где радист отпугивал тигра (или единственного льва?) - топча ногой радиолампы. Они громко хлопают — киса в недоумении, притормаживает.

Думается, и с этой лыжной палкой — примерно то же было.

Но при этом я не хочу, разумеется, сказать, будто бы манси — «звери». Нет, они — определённо люди. До такой степени люди, что вполне способны совершать человеческие ошибки ничуть не меньше, чем «цивилизованные», сиречь «городские» жители.

Tags: Дятловщина, криминалистика, логика
Subscribe

  • Украина, Россия и Чехов

    Многие сейчас всерьёз приморочились будто бы неминуемым обострением российско-украинского конфликта. Иные эксперты уж инструкции публикуют, как…

  • Байден, Зеленский, Путин

    Разговор Байдена с Зеленским длился целый час. Правда, двадцать минут из этого времени президент США вспоминал, кто такой Владимир Зеленский, и ещё…

  • О предустановке российского софта

    С первого апреля наконец-то вступает в силу давно вымученный закон о том, чтобы все мало-мальски умные девайсы, продающиеся в России, имели…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Украина, Россия и Чехов

    Многие сейчас всерьёз приморочились будто бы неминуемым обострением российско-украинского конфликта. Иные эксперты уж инструкции публикуют, как…

  • Байден, Зеленский, Путин

    Разговор Байдена с Зеленским длился целый час. Правда, двадцать минут из этого времени президент США вспоминал, кто такой Владимир Зеленский, и ещё…

  • О предустановке российского софта

    С первого апреля наконец-то вступает в силу давно вымученный закон о том, чтобы все мало-мальски умные девайсы, продающиеся в России, имели…