artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Category:

Карты, дети, дважды-два

Посматривая на днях американские выпуски «Миллионера» с детьми от 12 до 16 лет, не то чтобы «обнаружил», но, скажем так, подтвердил для себя печальную истину.

Современные детишки, даже безусловно умненькие, начитанные и увлечённые науками, практически совершенно беспомощны в устном счёте.

То есть, это больно смотреть, как вполне себе развитая девочка, способная припомнить все восемь штатов, начинающихся на N (я вот Нью-Гэмпшир так и не припомнил, пока она не сказала), пасует перед «математическим» вопросом: «Какое из этих чисел простое: 91, 93, 97, 99?»

Вот она проверяет делимость на три - слава богу, хоть это знает, как делать по-быстрому — отбрасывает 93 и 99, но потом — впадает в ступор. Мнётся, жмётся — и «сжигает» опцию «заменить вопрос».

Нет, понятно, что там, на передаче, in the spotlight, они взволнованы, нервы напряжены, но — не до такой же степени, чтобы не перебрать делители хотя бы вплоть до семёрки, что сразу бы отмело 91?

Настолько буксануть на таком вопросике — можно лишь в том случае, если практически вообще не имеешь навыков устного счёта. То есть, в школе проходили, конечно, классе в третьем, а потом — хрен пользовались.

И это действительно беда современных детишек, что американских, что и наших.

Но при этом понятно, что сама жизнь редко заставляет их считать что-то в уме. Ведь в любом смартфоне есть калькулятор.

Впрочем, если совсем честно — у них и с логикой бывают серьёзные проблемы. И у российских, и у американских.

И вот те, которые участвуют в этой передаче, «Кто хочет стать миллионером?» - это реально толковые ребята, прошедшие суровый отбор. Вундеркинды, можно сказать. Prodigies.

А мой Лёшка — нисколько не вундеркинд, пацанчик как пацанчик. Тем не менее, он и в десять лет запросто перемножал в уме четырёхзначные числа. И сейчас, в семнадцать, большинство актуальных математических задачек решает раньше, чем кто-то иной достанет из кармана смартфон-калькулятор. Вот примерно — как в «Великолепной семёрке» было, дуэль на ноже и револьвере.

Конечно, я мог бы надуться родительской гордостью и сказать, что это моя заслуга.

Потому что я умел его «обескуражить».

«Нет, двести пятьдесят семь на триста восемьдесят шесть — это, пожалуй, слишком сложно для тебя сейчас будет. Может, потом как-нибудь и освоишь, но сейчас... мозг, боюсь, сломаешь».

А он с раннего детства бывал очень упрям — и очень обидчив на снисходительность. Любо-дорого было манипулировать таким карапузом.

Потом, правда, годам к двенадцати — он сам заделался тем ещё манипулятором. Понахватался, усвоил.

Но считать — не разучился. Вот в бассейне плывёт против течения — и совершает некие арифметические вычисления. Чтоб не так скучно грести было.

Однако ж, Лёшка Лёшкой, как мотивированный «сентениал», но и в моём поколении даже двоечники считали в уме лучше, чем сейчас большинство отличников.

И мне вот подумалась такая очень простая мысль.

Мы — не имели всяких этих смартфонов, планшетов, компьютеров и игровых приставок.

Но мы с раннего детства играли в карты (и Лёшка тоже тот ещё картёжник, чему мы с Женькой никогда не противились, а сами научили многим играм).

А даже самые тупые игры всё-таки способствуют некоторому математическому развитию.

Я не говорю про «пьяницу», в которого играют бабушки с трёхлетними внучатам, я не говорю про «штосс», примерно той же интеллектуальной насыщенности, в которого играл цвет русской творческой интеллигенции первой половины девятнадцатого века — но вот уже «очко» требует некоторых навыков счёта в уме.

Ну, ты просто вынужден сложить значения своих карт, чтобы знать, есть у тебя перебор или нет.

А на более высоком уровне — ты уже прикидываешь вероятности, когда твой оппонент прикупил пяток карт, и это означает, что вряд ли сейчас придёт валет или дама к твоим восемнадцати.

Да, «очко» (во всех вариантах) — по-любому игра не очень интеллектуальная, но всё-таки учит сложению в пределах двух десятков.

Но более продвинутые «очковые» игры, вроде буры, бур-козла, просто козла, тысячи — способны уже куда лучше и больше надрачивать оттачивать математические навыки.

Да и память как таковую — развивают. Помнить, что вышло, что осталось.

Учат оценивать расклад сообразно действиям партнёров и принимать тактически решения по розыгрышу.

Особенно — если какая-то мотивация в игре есть. И ладно бы деньги — но хоть бы щелбаны.

Преферанс — ещё лучше. Там уже довольно сложные математические вычисления нужны, чтобы играть успешно и не попасть в рабство за долги.

Вернее, эти вычисления перестают быть сложными, когда «прииграешься» - но это означает, что у тебя уже очень неплохо развиты и память, и «внутренний калькулятор», оценивающий вероятности.

Ну и покер, особенно холдем — как смесь математического расчёта с психологическими наблюдениями/изысканиями.

Впрочем, и в префе, конечно, желательно иметь знакомство с азами психологии, чтобы «прочитать», какую именно дыру оставил чел на мизере.

Bottom line (Итого:), карточные игры развивают у детишек и математические навыки, и психологические, и коммуникативные.

Но в последнее время — дети стали меньше играть в карты друг с другом, PvP, с реально суровыми ставками в игре, когда и колодой по носу можно получить в случае проигрыша (ну или без пирожных остаться на неделю).

И я не знаю в точности, как повысить популярность «живых» карт у этих «фонодрочеров».

Мы долго думали об этом у истоков нашей Корпоративной Школы. И были предложения от «придать статус запретного плода, популяризировать через лютые кары» до «проводить турниры».

В итоге приняли примерно такой же подход, какой был и в наиболее «вменяемых» советских школах. На уроках, конечно, нельзя (и пусть оттачивают конспиративные навыки, когда всё же очень хочется), в свободное время — сколько угодно. Мы даже выделили помещения и столы (впрочем, как и для бильярда, который — хорошее подспорье в изучении геометрии и физики... или наоборот).

Что до ставок — базовая концепция такова, что детишки могут играть на что угодно, хоть деньги, хоть щелбаны, хоть желания, но старшие товарищи (включая и меня) немножко напрягутся всякий раз, когда придётся вытаскивать из ментовки, будь то ограбление банка или поездка на метро в обнажённом виде*.

Однако ж, если ребёнок залезет в родительскую кубышку, чтобы рассчитаться по карточным долгам — это дела их семейные, пусть сами разбираются. Но, возможно, такая форма обучения математике и логике - будет эффективней и дешевле, нежели найм репетиторов.

И вот даже пятиклассники наши запросто в состоянии посчитать, что хуже: взять семерик на третьих распасах — или сесть без трёх на восьмерной. Хотя, конечно, может тому не только карт заслуга, но и преподавания как такового, которое у нас весьма сильное, с кадрами мы постарались. Однако ж, картёжная практика — точно не мешает закреплению арифметических навыков. А математика — ум в порядок приводит.

Даже гуманитарный по своей сути ум — как-то стройнее, целостнее и гармоничнее начинает воспринимать мир, когда привык оценивать те или иные вероятности.

И вот мне горестно слышать стенания иных родителей на то, какие нынче дети недоразвитые, как их в школах ничему не учат, а сами они учиться не хотят, нихера не знают, нихера не могут.

Да, плохой аист, плохая капуста. Очень бракованные дети.

Но вот что сделал лично ты, чтобы как-то развить свою продукцию? Где ты находился всё это время?

И я не говорю, там, скинуться родакам и соорудить собственную школу. Хотя это не так сложно, как кажется, и технически, и юридически. Вот мы просто как «домашнее обучение» это оформили, чтобы не грузить государственные органы даже самим фактом существования нашей школы. Формально наши детишки — дома учатся, каждый у себя, а экзаменуются (для аттестата) - в «легальных» школах, с которыми есть вполне законные договорённости.

Хотя согласен, для этого нужны некоторые финансовые возможности (и способность налаживать отношения с людьми и органами).

Но просто научить своего отпрыска мусолить картишки — это уж точно не сложно для любого мало-мальски заботливого родителя.

Но он может проиграть квартиру, когда плохие ребята переедут его королевский флаш тузовым?

Он это сделает с гораздо большей вероятностью, если холдему его научат те самые ребята, которые внушат мысль, что если у тебя хоть какой-то флаш — повышай до неба и космоса.

И лишь заботливый мудрый родитель может и должен заблаговременно объяснить, что если у тебя флаш на флопе, но не тузовый — это значит, что у кого-то запросто может быть тузовый с тем же бордом уже сейчас, а того вернее на тёрне и ривере. Легко. А с учётом наглых физиономий этих ребят, твоих партнёров — так оно и есть, тебя к этому и вели, чтобы переехать. Ибо твой флаш — ни разу не натс.

А уж дальше — ребёнок сам будет постигать, что ещё в этой жизни ни разу не натс, и нужно быть реально nuts, и думать при помощи nuts, чтобы вестись на всякие соблазнительные заманухи, блёсткие снаружи, пустые внутри, опустошительные при употреблении.

Поэтому — карты ещё и философии учат. Качественной, годной философии, а не какой-нибудь там эфемерной софистике.

Соответственно, я не знаю, что нужно делать конкретно с вашим ребёнком, чтобы он играл в карты. То ли запрещать ему и пороть, когда будет уличён, если он по жизни всё делает наперекор родакам и только так его можно мотивировать, от противного — то ли, наоборот, сажать за стол с собой и своими друзьями (как делал мой Олдман где-то с двенадцати моих лет, и для меня это было весьма увлекательно даже несмотря на табачный дым, тогда как сам я тогда ещё не курил).

Я — не знаю вашего ребёнка. Полагается, что вы его знаете. Поэтому и способны подобрать ключик, чтобы не «злобными птичками» на смартфоне пулялся, а с живыми людьми на живой интерес в картишки резался.

И если окажетесь способны, если ребёнок увлечётся картами — то это пойдёт на пользу его развитию. Ну, разумеется, если всё-таки ограждать его от таких персон, которые могут слишком уж буквально понимать выражение «резаться в картишки» - как, типа, шабер под рёбра и приветик, если долг хоть на день просрочил.

Но таких отморозков в современном мире — практически и не осталось.

* Не хочу быть понят так, будто бы ставлю знак равенства между ограблением банка и поездкой на метро в обнажённом виде.

Нет, в первом случае - это беспредел, заведомо угрожающий жизням людей. Даже если у тебя всё "продуманно", даже если ты совершаешь это лишь шутейно, чтобы потом вернуть бабки банку - вот попадётся охранник, который всерьёз решит исполнить свой долг. Он выстрелит в тебя, ты выстрелишь в него - и убьёшь хорошего парня. Весьма вероятный исход. И тебя, выцепив у ментовки, придётся в психушку закрывать (и огромные компенсации платить семье этого охранника, каковые компенсации потом с тебя будут спрашивать в течение всей жизни - и ты заранее об этом уведомлен).

Во втором случае - ну, вот есть некие "соображения общественного приличия", с которыми приходится считаться. Что если ты голым зашёл в метро - то менты тебя должны задержать, и они в своём праве, а ты - можешь только убегать от них, но бить их не должен.

Едва ли и самая чопорная старушка крякнет от вида голого парня в вагоне метро - поэтому реальный ущерб от такого правонарушения ничтожен, но, тем не менее, Дяде Тёме придётся потратить своё время, чтобы вытащить тебя из мусарни, поэтому хотя бы подзатыльник - ты огребёшь. За то, что попался. Ибо, если уж играешь на такие желания - научись резвее бегать.

Tags: детоводство, карты, педагогика, школа
Subscribe

  • Дуолинго, тюркче, развлечения

    За сто дней Наполеон дошёл от острова Эльба до Ватерлоо, но там ему не понравилось. Я за сто дней выучил турецкий до такого уровня, что могу…

  • Пакты, страны, люди

    Один юный друг заметил: «Чем бы ни кончилась эта история ( с нападением на Украину), она всё же поучительна. И учит она тому, что не только…

  • Почему борьба за демографию - полная туфта

    Что делают люди, когда хотят завести ребёнка? Конечно, звонят аисту, а потом обыскивают капустные грядки. Но что делают люди, когда они очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments