artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

Сетевые оружейные эксперты

Хорошо известно, что Интернет кишит экспертами по всем вопросам, но особенно, конечно, по оружейным.

У экспертов есть любимые красные тряпочки, на которые они бросаются с акульим аппетитом.

Напишешь «немец со шмайсером» - тут же найдутся охотники просветить, что на самом деле этот «голостволый» пистолет-пулемёт, MP-38/40, был создан вовсе не Шмайссером, а Фольмером, тогда как Шмайссер создавал другие, не столь массовые на то время пистолет-пулемёты.

Что ж, лет в пятнадцать — и я был склонен докапываться до подобной неточности в беллетристике. А потом — махнул рукой. Это так же бесполезно, как поправлять авторов, обзывавших любой револьвер (а то и любой пистолет вообще) «наганом». К тому же, «шмайсер» просто лучше звучит, чем МП-38. Как-то более смачно, что ли?

Напишешь «нажать на курок» - естественно, просветят, что вот эта фигня, на которую давишь пальчиком, чтобы сделать «бах» - это вовсе не «курок», а «спусковой крючок», а курок — он вовсе и в другом месте.

Я скажу больше: у некоторых пистолетов вообще нет курка, ни в каком месте. Вот, скажем, у Глока, который безусловный фаворит среди наших. И тем не менее, люди, которые могут разобрать-собрать свою семнашку в наручниках за спиной и под «музыку» двух кобелей, раздирающих волынку — в обиходе говорят порой «нажать на курок». Потому что — не эксперты.

Вот и намедни я разместил логическую задачку, придуманную одним нашим школьничком, где фигурирует пистолет — и тут же прискакало какое-то чудо в перьях просвещать меня на тему пестиков (и тычинок).

Задачка такая была. Вам предлагают сыграть в гусарскую рулетку, но — не с револьвером, а с автоматическим пистолетом. Который, при вручении вам, может быть в двух состояниях. Первое — магазин заправлен, но патрон в ствол не дослан. Второе — магазин отстрелян до последнего патрона, который сейчас в стволе. И вот ты, перед тем как приставить волын к своей башке и нажать на спуск, можешь либо передёрнуть затвор, либо нет.

И у тебя есть одно последнее желание, которое должно быть практически реализуемым — и не может подразумевать отказ от игры.

При этом не уточняется, какой именно пистолет, но подразумевается, что не какой-то конкретный, который ты знаешь, как свою хиромантию, и можешь определить его состояние по специфическим признакам. Поэтому — нужно найти некий общий признак для всех пистолетов, чтобы понять, то ли он полностью заряженный, то ли почти пустой.

Это всё, естественно, совершенно мимо экспертного восприятия — ну да и не затем эксперты распушают хвосты в Инете, чтобы читать то, на что нападают. Это было бы скучно. Умничать и выделываться — гораздо интересней.

«Безграмотно говорить «автоматический пистолет», если он на самом деле не стреляет очередями. Если нет — это будет ПОЛУавтоматический пистолет».

Безусловно «важнейшая» ремарка, в контексте, но, вообще-то, как только появились на рубеже веков пистолеты, способные сами себя заряжать после выстрела — их стали называть «автоматическими», в противоположность револьверам. И это логично, поскольку у них автоматически происходит заряжание.

Но потом, когда появились и такие пистолеты, которые умеют стрелять очередями (наверное, первыми были модификации Маузера-К96, вот этого монстрозного «комиссарского») — в некоторых кругах пошла мода особо выделять их, отписать слово «автоматический» только для них, а иные — называть semi-automatic («полуавтоматические»).

Так повелось в западной традиции, но честно сказать, слово «полуавтоматический» выглядит довольно нелепо, если вдуматься.

В отечественной — винтовки и карабины, способные перезаряжаться, но не стрелять очередями, повелось называть «самозарядными», но вот пистолеты (любые, кроме револьверов и всяких там лепажей) — долгое время называли «автоматическими». Даже если там нет такой опции, как отключение разобщителя.

Называют и сейчас, когда важно подчеркнуть лишь, что это не револьвер.

«Безграмотно говорить «дослать патрон в ствол». Патрон досылают в патронник (chamber), а не в ствол (barrel), потому как в стволе при этом оказывается только пуля, а не весь патрон (round)”.

О да. «Нельзя говорить «Миша вошёл в Машу», потому что он не весь туда вошёл, не с концами провалился, а только малая его часть, только один конец.

Но в действительности, есть подозрение, что такие эксперты не очень представляют себе, где находится патронник и как он соотносится со стволом. Оттого и вносят поправки в духе: «Верно было бы сказать: «Малая часть Миши вошла в Машину нишу», но не так, как будто бы весь Миша целиком вошёл во всю Машу полностью, что было бы антинаучно».

Возможно, впрочем, они не очень себе представляют и то, как соотносятся Маша и её «ниша» - что может быть и извинительно ввиду возраста.

Ну и напоследок, поскольку я упомянул, в контексте этой загадки, что у своего Глока-17 могу определить остаток патронов просто на вес, эксперт счёл нужным проинформировать меня о возможно неизвестных мне фичах Глока.

Ибо он вычитал в Википедии, что на Глоках последних выпусков экстрактор сигнализирует о наличии досланного патрона в стволе (я не люблю говорить «патрон в патроннике», окей?).

И это в целом верно. В принципе, можно и в темноте на ощупь пальчиком определить, притоплен вглубь экстрактор, или — заподлицо с затвором.

Но конкретно для Глока — это на самом деле, довольно бесполезная фишка.

Уж его-то, любого поколения, боеготовность — определяется гораздо проще. По положению спускового и предохранительного крючков.

Всякий раз, когда затвор отводится назад и возвращается — крючки подаются вперёд. А после спуска без хода затвора — крючки как бы «прилипают» к рукоятке.

Соответственно, вот жизненная ситуация.

Входишь в подъезд (или в парадняк, если в Питере) — а там темень, лампочка не горит. Может, просто перегорела, а может — измена-засада.

Достаёшь волын, но, склероз проклятый, не помнишь, досылал ты патрон, или нет. А щёлкать лишний раз затвором — выдать возможному «засадчику», что у тебя оружие уже в руке (что иначе могло бы стать для него сюрпризом).

И вот что ты будешь делать? Шарить пальцем по затвору, выискивая миллиметровую впадинку?

К тому же, это придётся делать указательным пальцем, то есть, убрать его со спуска — а стрелять, возможно, понадобится прямо сейчас. Ну, разные бывают бытовые ситуации. И мы ценим Глок именно за то, что он позволяет моментально открыть огонь, безо всякого foreplay с поглаживаниями и прощупываниями.

Гораздо показательней — в каком положении крючки. Уж это-то — сразу просекаешь, палец хорошо помнит. Если спереди — значит, патрон дослан, ударник взведён (и это тоже одна из фишек Глока, предварительный взвод ударника, что делает спуск очень удобным и предсказуемым).

Если сзади, жмутся к рукоятке — значит, волын не взведён, патрон не дослан. Сколько угодно вытягивай крючочки — выстрела не будет, пока не передёрнешь затвор.

Есть, конечно, и такой вариант, когда ударник взведён, крючки спереди, но при этом патрона в камере нет, выстрела не будет. Это если ты просто забыл воткнуть магазин, но исправно передёрнул. Однако ж, если пребываешь в такой(!) стадии склероза — то, наверное, оружие лучше не носить.

Но единственный вариант, когда патрон дослан, а крючки в заднем положении — это если произошла осечка. То есть, спущенный с пружинки ударник пытался наколоть капсюль, но капсюль попался крепкий орешек и колоться отказался.

В этом случае единственный вариант — передёрнуть затвор, чтобы удалить дефективный патрон и заменить новым.

Щёлкать крючком бесполезно, выстрела не будет, у Глока нет самовзвода, у него ударник взводится только движением затвора.

Ну и само собой, если бы в задачке подразумевался именно Глок-17, и подразумелось бы, что человек имеет хотя бы минимальное знакомство с этим шедевром австрийского волыностроения, а не просто в тире пару раз помацал, ему бы очень легко было определить, готов сейчас пистолет к бою, или нет. По положению крючков.

Если они спереди — передёрнуть затвор, чтобы выплюнуть последний патрон.

Если сзади — ни в коем случае не делать этого. Сейчас — пистолет безопасен (даже если каким-то образом там затаился в камере осечный патрон). Передёрнешь — конец безопасности, конец твоей голове (нет, носить-то Глок с досланным патроном вполне безопасно, вопреки предрассудкам, но вот стрелять себе в голову — лучше не надо).

Но это — касается конкретного пистолета с его конструктивными особенностями.

Однако ж пистолетов — много.

И подавляющее большинство — имеют механический флажковый предохранитель (тут как раз Глок, его не имеющий - «чёрный ворон средь белых лебедей»).

Поэтому, если люди, предлагающие вам поиграть в гусарскую рулетку, специально не оговаривают данный момент, можно просто включить предохранитель — и дави себе на спуск на здоровье.

Правда, засада в том, что у разных пистолетов по-разному включается и выключается предохранитель.

Скажем, у Макарова выключение (изготовление к бою) — флажок вниз.

А вот у довольно похожего Вальтера ПП (и ППК), любимого пестика моего сынишки, — предохранитель наоборот включается вниз, а выключается вверх.

Но это можно понять по обозначениям, даже не зная пистолета?

Ну, у Вальтера есть внизу красное пятнышко. Подразумевается, что когда флажок НЕ перекрывает его, находясь наверху, это пятнышко сигнализирует о боеготовности пистолета. Но насколько это интуитивно понятно — не знаю, не знаю.

И вот тот мальчик, который сочинил задачку — он молодой, конечно, ему всего шестнадцать, но он с детского сада с оружием на ты (как и многие наши детишки). Поэтому он понимает, что пистолеты бывают разные, про все знать невозможно, но вот общее свойство — полностью заряженный пистолет будет весить заметно больше, нежели почти пустой.

Поэтому, если тебе предоставляют последнее желание — логично попросить дать взвесить на руке этот волын в разных кондициях. Но, конечно, если они позволят по-всячески его подрочить, посмотреть, как там разные детальки себя ведут в разных положениях — это ещё лучше, но не факт, что будет разница.

А вот в весе — разница будет всегда.

Да, сейчас только дошло, почему тот эксперт начал впаривать про выбрасыватель как индикатор досланного патрона, когда боеготовность конкретно Глока в разы удобнее определять по положению крючков. И если видно, что волын не на взводе — то, в общем, похер, есть там патрон в камере или нет.

Но, видимо, товарищ насмотрелся видосиков от всяких тировых инструкторов, а они всегда заряжают пистолет «по-горячему», с открытым затвором, чтобы сразу продолжить стрельбу. Ведь это ж тир.

В этом случае, когда втыкаешь магазин и снимаешь с задержки — затвор подаётся вперёд, заталкивает патрон в камеру, взводит ударник и, соответственно, смещает крючки.

Но если тебе не нужно, чтобы патрон постоянно торчал в камере — то заряжается «по-холодному», как мы это называем. На закрытом затворе. И в этом случае — крючки остаются в заднем положении.

И хотя носить Глока по всяким стрёмным местам, типа города, лучше с досланным патроном, но хранить в таком состоянии дома — необязательно. Он, конечно, чертовски надёжный, но — зачем попусту утомлять пружинку? В кругу семьи — это будет немножко параноидально, такое внимание повышенной боеготовности.

Поэтому, придя домой, разряжаешь волын (включая «камерный» патрон), спускаешь затвор с задержки — и снова заряжаешь, но не передёргиваешь.

Однако ж, повторю, в задачке, про которую я писал, вовсе не говорилось, что для игры дадут именно Глок, у которого по крючкам видно, готов он к стрельбе или нет.

Могут дать, скажем, и ТТ, у которого нихрена не видно, нужно ли его передёргивать для стрельбы, или уже всё на месте. Вот подшутят немножко, курок просто взведут при недосланном патроне — и сиди гадай.

Но в утешение сетевым экспертам — могу подсказать, до чего ещё можно докапываться, поражая свет своими познаниями.

Вот часто, случается, люди говорят «обойма», как контейнер с патронами, хотя правильно, конечно, «магазин». «Обойма» - это пачка патронов, кое-как скреплённых вместе, и на подавляющем большинстве современных пистолетов она не используется. А что используется, вот эта коробочка с пружинкой-подавателем — это «магазин».

Безграничный простор для несения правды в массы.

Upd(20.11).: Решил внести небольшое уточнение по поводу заряжания Глока «по-холодному», то есть, так, чтобы смешать, но не взбалтывать зарядить, но не взводить.

Последовательность действий такая.

Значит, вот мы отстрелялись, затвор отъехал назад и завис там, а мы больше не хотим стрелять и не хотим, чтобы пистолет был максимально боеготовым. Но — всё-таки хотим иметь патроны уже в нём, а не где-то рядом.

Нажимаем кнопку, роняем магазин. Теперь — очень внимательно, пока затвор открыт, смотрим, не завалялся ли в камере или ещё где, каким-то чудом, какой-нибудь патрон-дезертир.

Это важно. Лучше не торопиться. Оглядеть со всех сторон на свет и на тьму. При необходимости — посветить фонариком. Понюхать собачкой. Во всяком случае, я должен был сказать, что это важно, и должен был подчеркнуть, насколько.

Далее — ни в коем случае не вставляйте сейчас новый магазин. Ибо тогда затвор, возвращаясь, дошлёт патрон и взведёт ударник. Пистолет будет полностью готов к бою. Нажатие на спуск — равно выстрел. Если не это ваша цель — не вставляйте магазин.

Вместо этого — снимите затвор с задержки. Или кнопочку вниз, или отдёрнуть назад и отпустить. Именно — отпустить: не надо его пытаться контролировать рукой: он сам на место встанет.

И при этом, конечно, затвор в любом случае взведёт ударник, а триггеры подадутся вперёд.

И вот на этом месте — нужно произвести то, что мы называем «сухой спуск». То есть, просто нажать на крючок. Поскольку в камере и близко ничего нет воспламеняющегося — будет просто щелчок и триггеры отойдут назад. Всё, ударник не на взводе, выстрела быть не может, пока не передёрнешь затвор.

И после этого — вставляем магазин.

То, что триггер в заднем положении — очень наглядно, лучше любых индикаторов заполненности патронника, сигнализирует о том, что патрон не дослан. Потому что с досланным просто не получится «сухой спуск», а получится «громкий бах» (поэтому и важно очень хорошо убедиться, что в «домике» никого не осталось, никаких «дезертиров-симулянтов», и всё равно, вытягивая триггер — лучше направлять волын на что-нибудь не очень ценное).

Однако ж, есть в этом мире люди, которые, заряжая Глок «по-холодному» (то есть, пихая магазин при закрытом затворе, так, чтобы патрон сразу не уехал в камеру) — тем не менее не делают «сухой спуск», оставляют ударник взведённым, а триггеры, соответственно, в «эрегированном», переднем положении.

Логика таких действий — научному объяснению вряд ли подлежит. Ведь когда в патроннике ничего нет — то в чью честь держать ударник взведённым? А когда ты решишь наполнить патронник неким искромётным содержанием — затвор на обратном ходу в любом случае взведёт ударник.

Вот для таких оригиналов, наверное, Глок и решил сделать как бы индикатор наличия патрона в камере, но я бы сказал, если реально сомневаешься — лучше уж немного отодвинуть затвор и посмотреть самому.

Впрочем, ты не будешь сомневаться, если обретёшь полезную привычку делать сухой спуск при недосланном патроне.

Tags: оружие
Subscribe

  • Я и мировая закулиса

    Меня спрашивают иногда, юные друзья и не столь юные читатели, как устроена Мировая Закулиса и что у неё на уме. А я, честно, бываю в недоумении,…

  • Дуолинго, тюркче, развлечения

    За сто дней Наполеон дошёл от острова Эльба до Ватерлоо, но там ему не понравилось. Я за сто дней выучил турецкий до такого уровня, что могу…

  • Что такое "кальфинг"?

    Английское слово «буллинг» прочно вошло во многие языки, включая русский (вне зависимости от того, нравится это иным туземным…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments