Один знакомый мыслитель поведал: «Знаешь, кого мне напоминает Трамп? Юлиана Отступника».
Что ж, не могу сказать, что сие уподобление для меня неожиданно. Сам подумывал.
Да, был такой персонаж в поздней римской истории, вторая половина четвёртого века.
Носил венец с надписью «Facere Romam Magna Rursus”, мечтал вырвать общество из лап уже состоявшегося к тому времени христианского идеологического диктата (но без репрессий и гонений, очень мирно), пытался возродить былое римское величие, включая и светское сознание, и языческие культы предков.
Фигура одновременно и эпическая, и в чём-то комичная.
С вершин наших дней — его потуги выглядят будто бы совсем обречёнными. Но на самом деле некоторый успех он всё же имел, и ещё не известно, как бы дело пошло, не схвати он стрелу в очередном парфянском походе.
Поговаривают, что стрелой отоварили его не парфяне. А свои, христиане. Уж больно они его не любили. Вот действительно — такой же абсолютно умопомрачительной, совершенно животной ненавистью, как современные левые «комиссары» ненавидят Трампа.
Ну и при любом упоминании Юлиана, при любом цитировании каких-то его слов в официальных хрониках — христианские переписчики ещё столетия спустя не могли удержаться от того, чтобы припечатать свои комментсы с отборнейшей бранью.
И действительно, у нынешней секты, называющей себя «progressive” - много общего с ранними христианами.
Абсолютно тоталитарное, невероятно агрессивное и нетерпимое мироощущение — естественно, под предлогом «наибольшего добра, чтобы сделать мир лучше».
И такой же культ покаяния, вины, самоотречения. Всё то же мортидо малодушных, предпочитающих быть мучениками, нежели чем деятелями.
Впрочем, и ранних марксистов — частенько сравнивали с первыми христианами, когда социализм ещё как бы претендовал на научность. Нынешний же «прогрессизм», вот вся эта борьба с «белым капиталистическим самцовым угнетением» - это в чистом виде сектантство, даже не претендующее на хоть какие-то начатки или початки здравого смысла.
Ну и конечно, тот факт, что этой дрянью заражаются не только какие-то там убогие дикари из «жоп мира», но и элитная молодёжь «флагманских» стран — не может не внушать тревоги.
Всё — как и полторы тысячи лет назад.
Да, Рим и не думал падать, когда его сотрясали гражданские войны (а это было практически все два века «классического» периода).
Рим и не думал падать, когда безумствующие тираны вроде Калигулы или Нерона транжирили ресурсы на неимоверную роскошь, погрязая в разврате.
Ну, хоть сама по себе развратная роскошь и непроизводительна, но она создаёт рабочие места и поддерживает спрос на экзотические товары, двигая торговлю. Поэтому, роскошь и транжирство — в общем и целом, конечно, лучше для общества, чем аскеза.
И напор варваров — Рим выдерживал столетиями.
Но вот стоило укрепиться восточному мистическому культу, обещавшему искупление грехов и спасение души — этим заинтересовались весьма состоятельные ребята. Которые чихать хотели на праведность в течение жизни, но вот чем больше чихали — тем больше всё-таки озадачивались на пороге вечности. Отписать святым людям своё состояние за «ваучер» на Царствие Небесное? Чем не хорошая сделка!
Довольно скоро, по историческим меркам, у христианской церкви скопились в руках такие ресурсы, что стало очень проблематично конкурировать с нею в игре в благотворительность, завоёвывая симпатии черни.
Юлиан, тем не менее, попробовал. Хотя, возможно, во второй половине четвёртого века — было уже поздно.
Более ранние же попытки затоптать христианскую мафию силой — были не только омерзительно брутальны, но и совершенно бесплодны. Вернее, имели обратный эффект. Что и неудивительно в применении к ребятам, которые намеренно подставляют щёки. И среди которых — полно очень даже честных и симпатичных людей.
Как и среди нынешних «прогрессивов» - много не только циничных мерзавцев, не умеющих ничего другого, помимо торговли беспринципностью, но и — весьма душевных людей. В действительности, настолько милых, что как раз собственная душевная благость не позволяет им воспринимать мир как есть — а всё-то хочется сделать его «лучше», чтобы «всем было хорошо, все жили в мире и довольстве». То есть, они реально настолько наивны, что верят и в возможность этого, и в желательность.
Ну а циничные мерзавцы, как водится, паразитируют на прекраснодушии своей паствы. В этом смысле — конечно, нет разницы между раннехристианскими епископами и нынешними левыми политиканами.
И Трамп — действительно пытается нарушить идиллию этого болота, в котором в очередной раз тонет Цивилизация.
Поначалу мы думали, что это невсерьёз, что не решится, что только балаболит — но нет, он действительно настроен всерьёз.
И при этом — ещё не сделал ни одного садового светильника из конгрессмена от Демократов (как, говорят, учинял с христианами Нерон в отместку за поджог Рима).
Методы — действительно очень мягкие, «Юлиановские». И — его же какая-то «обезоруживающе беззубая сангвиничность».
Что ж, многие наши сходятся на том, что, вообще-то, уже стоило бы и показать зубы.
Как и Юлиану, возможно, стоило лучше фильтровать тех, кто способен подойти к нему в военном лагере.
Ладно, на днях Трамп дал понять, что в любом случае не сдастся так просто, что он продолжает держать такой аргумент, как оспаривание голосования по почте — хотя, думаю, при всём мухляже демиков Трамп просто выиграет с достаточной очевидностью.
Ну и вот на втором сроке — посмотрим, сумеет ли он сделать, чтобы и львы были сыты, и... орлы легионов гордо стремились ввысь.