Разговорились давеча со старинным другом о культуре. И я узнал от него одно очень классное стихо, которого прежде не знал.
Бывает такое. Я — знаю очень много, но не всё на свете.
Вот, в частности, не знал, что Домбровский писал очень неплохие стихи. Я-то читал его «Обезьяна приходит за своим черепом», читал «Факультет ненужных вещей» - и это было ещё в моём отрочестве, в конце восьмидесятых.
И тогда, по юношескому своему максимализму, считал, что это «терпильская» такая проза. Ну да, обличает хищников и падальщиков, что совковых, что нацистских — но им-то что с того, что их «обличают»? Неужто и руку подавать перестанут? О, тогда они точно все как один повесятся от уныния!
А это стихотворение, которое узнал сегодня — раньше не знал.
Что ж, там хоть заявка есть на разумную и деятельную «платформу». Жаль, конечно, что на самом деле у Домбровского не было топора в фойе ресторана ЦДЛ, где его отмудохали некие ублюдки, причинив травмы, приведшие к смерти. Конечно, было бы лучше, если б у него был топор и если б он прихватил на тот свет пару-тройку этих ублюдков, кто б они ни были.
Но собственно, о том и стихотворение.
Оно гораздо лучше звучит, если отрешиться от какого-то пошлого символизма, если не искать там какие-то дурацкие иносказания — если просто воспринимать его именно так, как есть, и видеть ровно то, что написано.
И это — действительно очень смело по меркам импотентно-всепрощенческой русской литературы, у который один пальчик ковыряет в ладошке, в великом сомнении, другой — глубокомысленно-растерянно посасывается губками, ещё один заткнут в анус с многозначительностью Уробороса — вот все ручонки Шивы и оприходованы умиротворённенько, ничего не остаётся для деструкции.
А тут — «Мгновенно перескакивая через, я топором валю скуластый череп». Поди не охуенно! Даже если лишь в намерении.
Ещё — заговорили с другом о Стругацких, которые нам обоим весьма симпатичны, они реально талантливые ребята.
Но хотя талантливыми они были всегда, мне лично по-настоящему они начинают доставлять с ТББ. Вот это — переломная как бы вещь, водораздел между «Коммунисты покоряют космос» (от «Стажёров» совсем уж ранних — до этого Максима Камерера, который тоже особых восторгов не вызывает, несмотря на россыпи неглупых мыслей в шнягах про него) — и реально зрелой литературью.
Ну и вот по поводу «Трудно быть богом» - ещё в детстве задавался вопросом: «А какого хера этим прогрессорам вообще надо заниматься своим прогрессорством? Чтобы — что? И — ради чего?»
Чтобы вытягивать отсталые планеты на свой невзъебенный уровень? Но при этом — действовать максимально деликатно, чтобы не дай бог не форсировать их развитие в слишком явной, слишком грубой форме?
А нахера им это вообще? Своих людей мало? Обязательно нужно озаботиться тем, чтобы лет через триста к их Коммунистической Галактике примкнули и «возмужавшие дети просветлённого Анкарнара»? Серьёзно? Без них — вообще никак?
Или — они считают, что отсталые планеты могут создать какую-то угрозу, если неправильно у них пойдёт развитие? Да ну, нссмешно.
На самом деле — очевидно, что всё это «прогрессорство» - просто игра, просто развлечение. Не более и не менее того («не менее» - поскольку досуг — это очень важная и значительная фигня).
Но вот что на самом деле кроется за этим «прогрессорством» - так это смертельная скука в этом идеально гармоничном и «продвинутом» мире Полудня 22 Века.
То есть, он настолько уныл, этот мир, что любые мало-мальски деятельные люди готовы бежать оттуда хоть в мрачное Средневековье, хоть на правах беспомощных наблюдателей — вот только б не наслаждаться безмятежной гармонией этого коммунистического уёбища, которое создано на Земле. Без злобы и печали, без конфликтов и соперничества... без мозгов, без эмоций, без смысла.
Я высказал эту мысль своему другу, на что он пожал плечами: «Ну, для меня и в четырнадцать лет было очевидно, что вся эта байда про торжество коммунистического благолепия — лишь присказка для цензуры».
Я же в этом не уверен. Возможно, Стругацкие, как идеалисты, и сами, хоть какое-то время, верили в этот свой «Полдень 22-го века». В смысле, верили, что будто бы это не полное говно, общество, которое они там пытались нарисовать.
Но на самом деле — конечно, это до такой степени говно, что Стругацкие и не особо даже пытались изобразить именно это общество. А всё больше — те «менее совершенные», куда попадали засланцы-прогрессоры. И вот там-то — жизнь, там-то смысл, там-то веселуха.
А коммунистические модели светлого будущего — они, в общем-то, равно тошнотворны что у Стругацких, что у того же Ивана Ефремова. И столь же блёклы, что и модели христианского Рая.Таковы, что никто в здравом уме туда не захочет.
И вот смешно, в этой связи, читать в анонсах какой-нибудь педагогической методики, мол, мы готовим людей будущего, людей из Полудня Стругацких.
Да Стругацкие сами не знали, куда девать этих своих «совершенных» огрызков из своего дебильного Полудня. Вернее, знали, что нужно поместить этих лунатиков в нормальную(!) жизнь, хоть бы и мракобесно средневековую — и тогда интересно будет. А вот их бытие в их счастливом коммунистическом совершенстве — это уж точно никому нахер не интересно. И если б тот же Максим Камерер не шарился по «проблемным» мирам, несовершенным, а всю дорогу обитал бы только в своём этом совершенном, Полуденном, то эпитафия ему была бы «Умер Максим — да и хуй с ним», вот и всё.