artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

Пара школьных фильмов

Так получилось, что посмотрел подряд два школьных американских фильма, которые раньше не видел. То есть, один американский, Clueless, а другой канадский, Class of 1984 - ну да Канада тоже Америка.

Clueless – середина девяностых, и, пожалуй, родоначальник жанра «сверхкорректных» подростковых драм. То есть, с одной стороны, это умилительно смотреть, с другой — ну уж слишком приторно, уж слишком они там все правильные, эти тинейджеры, соревнующиеся между собой исключительно в сознательности и доброжелательности.

Самый острый момент - когда две подружки ссорятся, и одна говорит: «Да кого я слушаю? Девственницу, провалившую экзамен на права».

А та чуть не плачет: «Это было очень жестоко!»

И — плачут обе, обниматушки-извинятушки, покаяшечки.

Вот это — как бы апофеоз старшеклашечной стервозности. По мнению создателей фильма.

Ну, понятно, что сюжет основан, loosely, на романе Джейн Остин «Эмма», а это начало девятнадцатого века — но и тогда девицы даже самого благородного воспитания не бывали до такой уж усрачки благородными. Да честно, трудно смотреть без содрогания от своего собственного нравственного несовершенства на столь ангельские юные создания.

Ей-богу, когда в Hot Chick одна обворожительная чирлидерша подкладывает в супермаркете шмотку с «противоугонкой» в сумку другой, конкурирующей обворожительной чирлидерше, с обворожительнейшей улыбкой, чтобы охрана спалила — это как-то больше похоже на правду. Хотя фильм вроде как фантастический — и на самом деле довольно неплохой, несмотря на присутствие Шнайдера и Сэндлера.

В этом же Clueless – ну очень беспомощный сюжет, очень беспомощные отношения, очень беспомощный нарратив за кадром. Да всё, в общем-то, хотя тепло и миленько — но очень clueless. “Это фантастика, сынок», такие сверхучастливые, сверхсознательные тинейджеры. То есть, амеры, вообще-то, реально доброжелательны и милы — но всё-таки не до такой противоестественной степени. Это — фантазии «либералов» на тему того, какими они якобы(!) были в школе, какими им приятно себя представлять по прошествии лет.

Один лишь момент показался по-киношному тонким. Когда эта барышня пригласила домой «перспективного» паренька, а он гомик, и не нашёл ничего лучшего, как предложить вместе смотреть кино. Классику, «Спартака».

И вот барышня теряет терпение, а он говорит: «Там дальше интересно будет». Говорит — на сцене, где Красс знакомится с этим греческим рабом-поэтом, Тони Кёртисом.

И дальше там — Красс пытается его соблазнить, открываясь в своей «двустволистости». «Некоторые любят устриц, некоторые улиток, а я — и тех, и других».

Замечу, в советском прокате этот эпизод был вырезан, поэтому не совсем понятно, с каких чертей этот грек удрал от Красса. Но для американского юного гомика — конечно, это самое интересное, что есть в фильме.

С другой же стороны, Class of 1984 начинается как стандартное психологическое школьное кинцо — а переходит в лютый трешак. Ибо там тинейджеры — наоборот какие-то утрированные монстры, вдохновлённые заведомо утрированным «Заводным Апельсином».

Нет, хорошая динамика, хорошая актёрская игра (у всех) — но всё же с некоего момента уже напрочь теряется чувство реальности.

В этом отношении, пожалуй, удачнее развитие темы у того же режиссёра, Лестера — Class of 1999. Вот там — просто сразу лютый угарный трешак, без претензий на какую-то реалистичность.

А здесь, в 1984 Классе — ну вот приходит в школу новый учитель. Музыки. То есть, его предмет — по определению такой «левый», «кружковый», для тех, кому интересно.

А в школе, как водится в подобного рода фильмах, есть компания юных уголовников, которые толкают наркоту, всех строят, не брезгуют и сутенёрством. То есть, не просто школьные bulliesа именно как бы «системная» уголовщина.

И верховодит ими весьма неглупый психопат — который к тому же и на фортепьяно нехило захуяривает.

И вот я ждал, что учитель, несмотря на некоторые разногласия, ухватится за общность интересов — и сумеет как-то сблизиться с этим юным отморозком.

Ибо он не просто какое-то Fur Elise изобразил, как в детстве вдолбили — он реально сложную пьесу и хорошо так, вдохновенно сыграл. То есть, он любит музыку, для него это важно.

И, естественно с издёвкой, спрашивает, типа, может, найдётся для меня халтурка на вашем концертике?

Что делает гениальный педагог?

Отвечает, мол, нет, рылом не вышел и поведением.

Ну всё, это — уже вендетта, без вариантов. Считай, в душу плюнул талантливому психопату.

Браво!

Вот все «гениальные» учителя хнычутся на «неуправляемость» трудных подростков.

Я же всегда говорю: «Если Камаз в бампер лбом толкать — он тоже неуправляемым будет».

На самом деле подросток (любой) — это очень уязвимое, очень мнительное, очень легко манипулируемое существо. Просто по той причине, что у него гораздо меньше опыта, чем у взрослого человека (если, конечно, это именно взрослый человек, не по паспорту, а по сути).

Сам я, правда, именно в школе работал учителем — всего один месяц. Подменял бывшую однокурсницу, когда она укатила в свадебное путешествие, ну и мне интересно было.

Так вот пацанчики бывали весьма отрывные, про которых жаловались, что с ними «никакого сладу нет». Но на самом деле — это похоже на котёнка, который выгибает спину, топорщит шерсть и «хыпит» только потому, что боится. Сумей дотянуться до него так, чтобы погладить и не спугнуть — и он твой.

Реально же опасные подростки — они не нарываются на конфликты. Они очень тихо и покладисто себя ведут. Особенно - если занят каким-то серьёзным бизнесом, типа наркоторговли. Ну, он же откуда-то берёт эту дурь, кто-то же даёт ему на реализацию? И тем, кто это делает — нахер не нужно, чтобы он влезал в какие-то блудняки, в какие-то разборки с учителями, палился, привлекал внимание. Уж это — они доходчиво объясняют.

Но и такие детишки тоже, в действительности, очень мнительны. Они-то уж знают, сколько человеческая жизнь на самом деле стоит в том мире, где они обитают. Поэтому достаточно сначала слегка припугнуть, намекнув, что ты не празднуешь первое июня с мороженым и фейерверками — а потом «расслабить», показать, что на самом деле ты не собираешься вскрывать ему подреберье и просовывать туда руку, чтобы потискать сердце. Что это шутка была. Кергуду. И ребёнок — млеет.

Ну и припугивать — следует интеллигентно. Дети всё же. Вот я за тот месяц (за первую неделю, в действительности, ибо столько потребовалось на установление контакта со всеми классами) — ни разу никого не стукнул даже. Максимум, что себе позволял — приподнимать за шкирку. Да и то, ради уважения к собеседнику, чтобы глаза на одном уровне были, как все психологи советуют, как я потом и с сыном родным поступал.

И важный ещё момент. В школьных шнягах про нового учителя (что буржуйских, что российских) — обычно дело выглядит так, что вот будто бы приходит этот свежий перец, чуждый постылой шкрабовской рутины, и есть перед ним класс человек на двадцать, у них сложные отношения, у них иерархия — а он постепенно завоёвывает их доверие, потому как в каждом из них старается увидеть личность.

На самом деле — у него тех классов будет штук восемь, десять, а то и пятнадцать. В зависимости от конкретной организации в конкретной школе. И выучить имена-фамилии, да в приложении к мордасам — уже подвиг. А уж усиленно вникать, кто чем живёт, кто чем дышит — ну его к чёрту.

Другое дело — классное руководство, но его не доверят новичку и челу «с улицы», какой бы он ни был расчудесный.

Поэтому, что стремится сделать нормальный учитель — так это завязать знакомство если не с альфа-лидерами классов (таких обычно нет, это всё очень вульгаризированная и нереалистичная «структурная социология»), то — с потенциальными траблмейкерами. И дать им понять, что создавать проблемы — себе дороже, что лучше как-то научиться ладить. Да и то — проблемы решаются в рабочем порядке по мере возникновения, чересчур «превентивничать» - не рекомендуется.

Если это удастся — там и все остальные будут «комфортными». И для этого необязательно вывешивать над доской скальпы. Но поставить в углу ведро с розгами — иногда способствует концентрации школярского внимания. Дети - любят и ценят элемент игры в учебной рутине.





Tags: кино, психология, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment