Белоруссия спасла мир. Белоруссия спасла историю.
Если б у Бацьки не достало духу провести сегодня парад — так бы и тянулась до третьего сентября эта бессмысленная война в Европе. Тем более бессмысленная, что немцы готовы уж были капитулировать, а оппоненты — принять капитуляцию, но из-за одного плешивого ссыкла, через три четверти века боящегося показать нос из-за Кремлёвской стены, пришлось бы высоким, но не могущим договориться сторонам продолжать мочить друг дружку ещё четыре мочительных месяца.
Хорошо всё же, что Бацька такой безбашенный. Иногда — это хорошо. Знатно утёр нос крысёнышу. Будем надеяться, там не слишком позаражали старичков-ветеранов — ну да они люди бывалые, фронтовые. А на фронте всё было просто.
«Что? Самоизолироваться в окопе по причине вируса? Значит, так, боец! Вирус — убивает медленно и ненадёжно. А пуля из ТТ в лоб — быстро и надёжно. Если не первая — так вторая уж точно. Намёк понятен?»
Так или иначе, с Праздником.
Это хороший день. Очень поучительный.
Некоторые говорят, мол, неправильно, что среди победителей нацизма затесались иные ничуть не лучшие режимы — но это, извините, придирки. Ей-богу, нельзя было в один день победить все формы социалистической тирании сразу — поэтому хорошо, что была побеждена хотя бы национал-социалистическая разновидность, одна из самых токсичных и отмороженных. И это само по себе стало важным историческим уроком.
Немцы решили впасть в отроческий цинизм и похулиганить. Они решили, что раз у них были Гёте и Гендель, да ещё и Гуттенберг — то они лучше всех и им всё можно.
Но это довольно глупое поведение в современном мире, где так быстро становятся известны помыслы, замыслы и манеры поведения. Когда ты выражаешь слишком явное и слишком бесцеремонное стремление нагнуть весь мир — неудивительно, что мир сплачивается и нагибает тебя. Что, собственно, и было продемонстрировано.
Однако ж, я не раз задавал себе вопрос: а если б была у меня возможность оказаться в прошлом и предотвратить эту Войну — воспользовался бы?
Честно скажу: вряд ли. Слишком много с ней связано, слишком много она для нас значит. Да хотя бы — сколько прекрасных произведений искусства она породила.
Конечно, погибло дофига людей, и хороших людей — но, будем честны: подавляющее большинство из них всё равно бы не дожили до наших дней. И не стали бы героями любимых с детства фильмов про мужество и подвиги — ибо где ты найдёшь точки приложения для таких мегатонн мужества в мирное время?
И к этим людям, героям Войны, всё-таки следует блюсти уважение.
Мой дедуля, прошедший от Сталинграда до Бреслау, всегда потешался, когда слышал в этот день по ящику что-то вроде: «Они жертвовали собой, чтобы мы могли жить».
«Да, да, цыпочка! Вот как сейчас помню: сижу, значит, в окопе, снаряды знай себе потрескивают вокруг, пульки пощёлкивают, а я знай смолю махорочку и думаю с этакой упоительной истомой: «Ну да ничего, что мы подохнем, пусто-дело-ерунда. Главное, чтобы ты, лапуля, жила, когда изволишь народиться четверть века спустя».
Не знаю, как объяснить тем, кто не понимает, но вообще — это хамство, решать за пращуров, что они, будто бы, других забот не имели, как заниматься самопожертвованием ради тебя, венценосного. Это как-то очень... «самоцентрично».
Думается, эти фронтовые ребята, будучи в большинстве своём нормальными людьми (несмотря на всю идейную накачку), всё же считали себя чем-то большим, нежели гумус под подошвами грядущих засранцев. И дрались... Ну, просто потому, что считали это правильным.
Немцы реально охренели, что пришли сюда со своими арийскими понтами, «юбераллесы» над «унтерменшами». Такую наглость — терпеть действительно было не с руки. Когда есть возможность включить ответку.
И какой бы дрянью ни было собственное государство (а Московия всегда была феерической дрянью, не только в большевистской своей инкарнации) — но не хватало ещё терпеть хамство от пришлых каких-то колбасятников.
Хотя, конечно, разные были точки зрения — и у всех своя правда.
И у чехов своя правда, когда предпочли не оказывать бессмысленного сопротивления (за исключением бравого капитана Павлика) — а пользоваться плодами сотрудничества с Райхом, пусть и в несколько приниженном положении.
И у шведов, которые спокойненько-нейтральненько торговали с Райхом всю дорогу, снабжали железом — и нисколько не думают раскаиваться.
Положа руку на сердце, думаю, не так уж сильно изменилась бы история, если б Ось и выиграла на том этапе. Ну, то есть, если б обрела евразийскую гегемонию и замирилась с англосаксами.
Через несколько десятилетий — всё равно бы Райх сдулся, всё равно бы недоросли-мажоры из лучших эсэсовских семей променяли бы арийские идеалы на джинсы и кока-колу.
Больше же всего меня умиляет, когда с этакой сакральной многозначительностью заявляется: «Если б не бессмертный подвиг наших дедов — то, страшно подумать, и нас бы сейчас не было!»
Ну да. Что может быть страшнее? Как же это можно представить только, что мир есть, звёзды светят, планеты крутятся — а тебя нету? Ну как же без тебя-то? И народ без тебя не полный, и глобус выщербленный.
Не знаю, я очень просто отношусь к таким вещам. Если б меня не было — некому было бы и оплакивать факт моего отсутствия. Логично?
Бараны, впрочем, не понимают, насколько это глупо звучит, сии придыхательные сентенции: «Если б не их подвиг — не было бы и нас, подумайте только!»
Тем не менее, как ни готов я принять иные, альтернативные варианты истории, мне нравится, в общем и целом, тот, который состоялся де факто.
И мне особенно нравится, что Германия, реально попутав рамсы, реально пойдя на беспредел, - заслуженно получила по сусалам.
Это очень правильно, это очень назидательно, это очень полезно.
Ты нарушаешь договоры, ты игнорируешь приличия, ты борзеешь — ты огребаешь со всех сторон. По заслугам.
В этом — значение Победы, в этом главный урок Второй Мировой. Не в том, что какая-то нация оказалась круче другой нации. Это всё мелочи. А крупное — в самом принципе цивилизованного общежития. «Не баклань и не быкуй, а то в жопе будет хуй» (по-моему, из Тойнби, хотя это неточно).