Часто доводится встречать такое недоумение. «Ну ладно там дремучие домохозяйки с тремя классами образования, готовые верить всему, что говорят — но ведь и вполне разумные, вполне образованные люди зачастую поддерживают заведомых демагогов-популистов с заведомо несбыточными обещаниями. Ну почему, почему?»
Причин несколько.
Первая и главная — в действительности, люди не так уж сильно увязывают высокую политику с конкретными своими жизненными обстоятельствами.
Они же, конкретные жизненные обстоятельства, таковы, что последние десятилетия люди, даже простейшие и беднейшие, купаются в роскоши настолько невиданной ранее, что даже не очень осознают её. И чем дальше — тем роскошней.
Ребёнок из как бы бедной семьи, не имеющий собственного Бентли, of course, садится в электричку, достаёт свой смартфон и начинает рулить своим королевством. И его уже не особо парит что-либо иное, какие-то внешние раздражители. Ну разве что контролёрам билетик покажет. Вот и все его взаимоотношения с «государством» (если считать его представителями контролёров).
Ему хорошо. Он заведомо одет-обут, имеет любую жрачку на свой вкус (в фастфуде — если будет шиковать, домашнюю — если решит экономить), но главное — у него есть комп, у него есть мобила, где он может играть кого угодно. И для этого ему нужно прилагать совершенно минимальные трудовые усилия. Устроиться на работу тыров за тридцать рублей (это в России), где, большую часть времени, он будет всё так же играть на компе или на мобиле.
И все проблемы, всякая стеснённость в средствах — это проблемы, которые сам себе человек устроил.
«А вот у меня трое детей, ипотека, кредит за Инфинити-FX”.
Ну, все понимают, что можно было не строгать детей, не брать халупу за двойную цену (ипотека — это всегда минимум двойная цена), да и тачилку какую попроще иметь.
Если кто умудрился вогнать себя в мизерабельность в нашем-то роскошном мире — ну, очень постарался, значит.
И в любом случае правительство тут — ни при чём. И не будет «при чём», покуда в целом в стране работает свободный рынок, а не плановое распределение благ (хотя и при нём неизбежно развивается чёрный свободный рынок).
И вот человек чувствует, что, в принципе, его жизнь очень мало зависит от действий правительства или законодательных кунштюков парламента. В смысле, при здоровой рыночной экономике — эти благонамеренные пидарасы в любом случае не сумеют слишком сильно испоганить жизнь обывателя. Они мало влияют на неё, в действительности.
В этом случае — политика воспринимается как часть шоу-бизнеса. Как развлекуха. И все политики воспринимаются как клоуны, забавляющие публику и говорящие приятные ей вещи.
Честный политик — не будет очень любим публикой, когда начнёт излагатьь ей вещи, как есть.
«Дорогие мои трудящиеся! В былые времена холодного чистогана алчный капитализм нещадно эксплуатировал вас, выжимая из вашего труда прибавочную стоимость, которую экспроприировал в свою пользу. Тогда — вы нужны были хотя бы для этого. Но те сладкие времена прошли, и сейчас, в преддверие массовой роботизации, вообще не очень понятно, нахера вы нужны, дорогие мои трудящиеся. Моя программа - «Вдарим по безработице эвтаназией».
Это неприятно слышать от парня на трибуне, который залез туда, чтобы тебя развлекать (что и делают публичные политики, mostly).
Поэтому ему приходится говорить какие-то более приятные вещи, нести откровенно демагогическую популистскую чушь, и все понимают, что это чушь — но ценят красоту вокала, не обращая особого внимания на осмысленность текста серенады.
С другой же стороны, есть такие любители государства (ну вот вроде меня), которые, в большинстве случаев, будут приветствовать избрание именно таких государственных деятелей, которые заведомо не смогут выполнить ничего из своих популистских обещаний. Которые сфакапятся по всем фронтам, которые вообще не окажутся годны ни на что другое, кроме как удерживать своей жопой трон.
Я, ей-богу, очень оптимистически настроен относительно популистов во власти. Большевики не научили, Гитлер не научил, скандинавский социализм не научил до конца - ладно, пусть будет ещё несколько уроков того, как государство факапится, будучи не способно выполнять «разрулительские» и «крышевые» функции во всё усложняющемся и всё более глобальном мире.
В конце концов, моя лояльность — не с каким-то из государств, моя лояльность — идее замещения национально-территориальных юрисдикций транснациональными корпоративными.
Но это слишком глобально, конечно, это визионёрская философия, а люди, называемые «обывателями», но при этом разумные — они могут просто считать, что вот и пусть придёт во власть некое чудо в перьях, которое обещает сделать народу щасте, что неизбежно повлечёт вопрос «За чей счёт этот банкет?», и будет в верхах грызня, и покуда они там грызутся — можно жить, можно спокойно делать свои дела. И чем более тощий бюджет — тем доступней для подкупа менты, что от них и требуется.
При этом, опять же, даже вполне сознательные люди — могут принимать от государства популистские подачки. Имея в виду, что государство первое и давно начало мухлевать, перетягивая одеяло на себя, истребуя всё новые налоги непонятно за какой сервис.
А когда так — то с паршивой овцы хоть шерсти клок. В смысле, если какой-то горлопан, желая набрать очки популярности, объявляет раздачу слонов — хорошо, хоть какой-то частичный возврат того, что государство присвоило. А присваивать — оно всегда будет практически по беспределу, когда имеет силу. Но когда отдаёт бабло — лишается хоть части силы.
Ну вот поэтому многие даже весьма разумные люди — терпят и поддерживают популистов во власти.
Не потому, что любят их и верят в их компетентность. А потому, что верят в их НЕкомпетентность, уповают на неё.