artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Category:

Мифы и реальность

Как говорил сержант Барнс: «Вы смолите дурь, чтобы сбежать от реальности. А я — и есть Реальность».

Возможно, чересчур пафосно, но, что трудно отрицать, люди действительно обожают ставить дымовые завесы из той или иной дури, чтобы отгородиться от реальности.

Я касался прежде иных расхожих мифов — но коснусь и снова. Поскольку продолжаешь слышать их раз за разом — и это раздражает (даже такого толерантного парня, каков есть я).

Миф первый: «Слово сильнее, чем меч». В смысле, умелая пропаганда — способна творить чудеса, опрокидывая превосходящую физическую мощь.

Скажу просто: это не так. Слово — может оказаться сильнее мозгов тех, кому продавцы слов впаривают некие «магические» пропагандистские услуги, но и только. А против реального меча — нет, слова не работают. Как не работает «бесконтактный бой» против добротной двоечки в торец и печень.

Более того, и пропаганда бывает по-настоящему успешной лишь тогда, когда подкрепляется зримой демонстрацией реальной силы. Если же нет — может быть какой-то период ожидания и упования, но потом всё становится на свои места. Либо у тебя есть меч — либо тебе отрежут язык, когда у тебя есть только он, а у противника есть меч.

Ибо, как говорила Серси Ланнистер — Power is Power. И это не переводится как «Держава есть электрификация». Это переводится как «Сила есть Сила» (Ну или - «Власть — это Власть», без разницы).

Или, как говорил Виктор Цой - «Чего будут стоить тысячи слов, когда важна будет крепость руки».

Однако же, когда сила действенна и явственна — пропаганда сама подстроится под неё и распушится в лучшем виде.

И я могу это показать на практическом примере.

Вот представьте: к Земле подлетают гигантские звездоблюдца и зависают над важнейшими городами. Как в «Дне Независимости» (кстати, классный был трешак — умнее и стильнее многих новейших сайфаев, претендующих на вселенскую серьёзность).

Про этих инопланетян — ясно, что они очень серьёзно превосходят нас технологически и, соответственно, в военных возможностях.

Поэтому, будьте уверены, пропаганда в их пользу — запустится сама собой ещё задолго до того, как они выйдут на связь. И будет приписывать им самые лучшие мотивы — и не потому, что инопланетяне проплатили земным журналистам такую позицию в рамках «информационной войны».

Да не, эти алиены, как реально продвинутые существа — не занимаются такой хернёй, как «информационная война» в смысле борьбы за мнение обывателей. Им это не нужно. Это сделают за них сами земляне. И по очень простой причине: когда видишь некую силу, которой по-любому не можешь ничего противопоставить — приятнее думать, что это благая сила.

Но вот, допустим, повисев недельку над городами, алиены соблаговолили ответить на вопрос, что им нужно. От каждого миллиона жителей — по дюжине отборных юношей и девушек каждый год.

Как вы думаете, кто первый выдвинет версию, что таким образом они, высокие алиены, намерены просвещать тёмных землян, готовить «прогрессоров»?

Если алиены не дураки — они не будут сами озвучивать ничего подобного. За них — это сделают земные «толкователи». Со стопроцентной вероятностью. Ибо это версия, в которую хочется верить. А именно в том — залог успешной пропаганды.

Сами же алиены — могут даже приколоться. Сказать: «Нет, в действительности, ваш молодняк нужен нам, чтобы запустить в лабиринт с быкозавром-мутантом, где он их употребит по очереди, а мы словим лулзы».

Полагаю, земная пропаганда отметит хорошее чувство юмора у алиенов и вкус к постмодерну.

Но даже если выяснится, что они не шутят — земная пропаганда продолжит искать какое-то разумное и благовидное оправдание жестоким развлечениям пришельцев. И обязательно прозвучит мысль, что в нашем, земном спорте, индустрии праздных зрелищ, возможно, погибают или становятся калеками и больше пары дюжин соискателей лавров на миллион населения.

Но далее, возможно, раздадутся голоса о том, что требованиям алиенов следует оказать сопротивление. Конечно же, в рамках исключительно мирного протеста. Который, как показывает практика, работает куда эффективнее силовой борьбы.

Взять того же Ганди. Да вот ещё были какие-то тётки в Нигерии, которые в конце двадцатых, протестуя против британской колониальной политики, стаями окружали чиновников, плясали в голом виде, ругались, показывали непристойные жесты.

Ну что сказать? Конечно, англичанам пришлось, в конце концов, сойтись с Ганди по вопросам суверенитета Индии. Ибо, разумеется, лучше отдать власть «сертифицированному» пацифисту — когда речь идёт о много-многомиллионной стране, кишащей вполне себе воинственными, а не пацифичным, борцам за независимость. Особенно, когда ты и в принципе не видишь выгод от сохранения своего флага над этой всё более проблемной территорией.

И в Нигерии — хорошо местным тёткам протестовать против тех же англичан, которые хотели сами в своих глазах выглядеть джентльменами и гуманистами.

Однако ж, попробовали бы такие формы протеста — с немцами. И даже не эсэсовцами Второй Мировой войны, а с обычными кайзеровскими колонизаторами, в той же Намибии. Где негру светило двадцать пять ударов бича, если он просто забывал поклониться белому просветителю. Ну, можно, конечно, поерепениться, выражая моральное осуждение и иную непочтительность — но надолго ли спины хватит?

А хватит ли суровости у колонизаторов-притеснителей? Да пока они сами себя не убеждали, что хотят быть не только белыми, но и пушистыми — всегда и всем хватало суровости для весьма решительных (и действенных) подавлений протестов. И свободолюбивым англичанам, и набожным испанцами, и буржуазным голландцам, и весёлым французам, и богоносным русским.

Если угнетатель в принципе готов сурово подавлять протесты — он может только приветствовать, когда они мирные. Когда его каратели ничем не рискуют (кроме смерти от обезвоживания слезами, пролитыми над злосчастием казнённых ими).

И можно, конечно, с дрожью в голосе вопрошать тех карателей, каково им спится, не мучают ли мальчики кровавые в глазах — но, поверьте, это совершенно не проблема для любого решительно настроенного режима, набрать таких индивидов, которые, перемочив кучу бухтевших туземцев, будут спать безмятежнейшим младенческим сном.

И отсюда — третий миф.

«Пусть он и позволил себя убить, но тем самым он одержал убедительную моральную победу, смертию смерть поправ. Да, он вынудил их убить себя — поскольку у них не оставалось иного выбора, иных средств, и так стало очевидно их ничтожество. Это — великая моральная победа».

Ну, возможно.

Он остывает, они — лузгают сэмками на его могилу. В глазах некоторой части человечества — они уроды, он герой.

И с тем, что они уроды — можно, наверное, согласиться (ибо это некультурно, мусорить лузгой на могилах).

Но проблема в том, что вот эта идеалистическая часть человечества, самая светлая, самая возвышенная, которая оперирует такими категориями, как «моральная победа» - она ни на что не влияет по факту.

А факт таков, что герой бросил вызов — и погиб. Теперь он мёртв и не может больше ничего делать (кроме как являться по ночам в саване и смотреть с пронзительной укоризной).

Если он позволил убить себя, гордо воткнув меч в землю и подняв забрало — молодец. Он облегчил задачу своим противникам. Хотя, конечно, «одержал моральную победу».

Но в моём мире - «моральная победа» означает немножко другое.

Это когда твои враги умирают/исчезают один за одним, загадочным образом, а ты остаёшься незрим и неуловим, но всё время где-то рядом.

И вот это — реально бьёт по морали их вассалов, которые видят, что сюзерены могут лишь проклинать тебя в бессильной злобе, но не могут ничего сделать фактически. И продолжают умирать один за одним от твоего не совсем мирного, так скажем, протеста.

И их пропаганда — может на полную громкость вещать, какой ты злодей во тьме и тать, и большое ей спасибо, если хватает глупости на такую рекламу.

Ибо аудитория пропаганды, обыватели — они, в действительности, не очень-то заморачиваются, кто там прав или неправ, они смотрят — кто более опасен, если стать его врагом.

И если про тебя идёт такая молва, что кидать тебя опаснее, чем твоих врагов — спасибо за такую молву. А уж что на самом деле ты всё же «благородный пират», а не полный отморозок — обыватели сами додумают. И если не вести себя слишком уж одиозно — это всегда прокатывает.

Но это, впрочем, тоже важный момент. В очередной тысячный раз повторю речение Элфреда, моего некогда наставника и навечно друга:

«В этом мире, помимо звёздного неба над нами и улыбки Джоконды, есть только две по-настоящему важные вещи. Умение эффективно применять насилие — и такая репутация, что ты не будешь творить его по беспределу».

Но убеждённость, что будто бы во всех случаях можно достигнуть успеха исключительно силой словесного убеждения или чарующей одухотворённостью своей мордашки, взывающей к миру, - это очень наивный и вредный самообман.

Словами — можно достичь успеха, когда уже бытует ясное понимание, что с тобой лучше договариваться, нежели сходиться на тропе войны (по обочинам которой недвусмысленно косточки белеют тех, кто прежде думал тебя застращать). Когда и дебилу ясно, что кидать тебя, наезжать на тебя — себе дороже встанет.

Но такой эффект — не достигается пропагандистскими усилиями. Он достигается анализом объективной реальности, а того лучше — историческим опытом.

И вот можно представить мир, где все разумные общности решили, что хватит испытывать друг друга на прочность, что лучше сугубо цивилизованное и плодотворное взаимоуважительное сотрудничество. И тащиться от красоты сей гармонии.

И это вызывает в моей памяти анекдот про то, как Орфей, расположившись на лесной полянке, играет на своей лире, и звери выходят из лесу, дабы вкусить сих божественных мелодий, и млеют в восторге...

Но тут выскакивает из чащи один старый облезлый лев, бросается на Орфея и в мгновение ока убивает его.

Все звери негодуют: «Что ты натворил, старый чёрт? Такая была музыка!»

Лев: «А?! Говорите громче!»

Ну и вот гармония цивилизованного взаимоуважительного и взаимополезного сосуществования — это прекрасно, конечно.

Но штуцер на коленях — нужно иметь всегда, даже на концертах божественной музыки. Ибо — мало ли, какие там обшарпанные хищники могут таиться в чащобе, то ли реально глухие, то ли делающие вид.

Ну и считаться в этом мире — с тобой могут и будут по двум причинам. Точнее, по одной. И она - «дороже выйдет не считаться».

То ли потому, что ты опасен и можешь включить силовую ответку, если на тебя наехать.

То ли потому, что ты полезен, а особенно — если тебя радовать, а не огорчать.

То ли потому, что ты полезен тем, кто может включить ответку за тебя; а хотя бы и ради принципа, а не ради тебя как такового, покарать беспредельщиков, тебя обидевших, просто чтоб они не борзели, власть на себя не перетягивали.

Но последнее — это самый сложный случай. В действительности, не стоит надеяться, что за тебя кто-то всерьёз впряжётся «ради буквы закона» или «гармонии мира».

Всё-таки, кандидат в утопающие должен приложить хоть какие-то усилия, чтобы самому научиться хоть немножко плавать и выгребать.

Tags: пропаганда, философия, этика
Subscribe

  • Цээрушная загадка

    Набрёл на задачку от ЦРУ. Типа, кто решит — приглашается на собеседование. Нет, не та, которая с горнолыжным курортом. Другая. Просто —…

  • ЕГЭ по английскому

    Взялся на досуге (просто так, чтобы от политоты отвлечься) порешать ЕГЭ по-английскому. Может, невольничкам чего путное смогу поведать, кое-какие…

  • Как правильно считать

    Давеча (как и неоднократно прежде) я заметил, что иностранные языки стоит учить не только из практических коммуникативных соображений, но и просто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Цээрушная загадка

    Набрёл на задачку от ЦРУ. Типа, кто решит — приглашается на собеседование. Нет, не та, которая с горнолыжным курортом. Другая. Просто —…

  • ЕГЭ по английскому

    Взялся на досуге (просто так, чтобы от политоты отвлечься) порешать ЕГЭ по-английскому. Может, невольничкам чего путное смогу поведать, кое-какие…

  • Как правильно считать

    Давеча (как и неоднократно прежде) я заметил, что иностранные языки стоит учить не только из практических коммуникативных соображений, но и просто…