Наверное, было бы несправедливо, написав серию заметок по финальной серии в целом, не помянуть и Ланнистеров, на предмет чьей смерти теперь точно имеется «заключение коронёра» в лице Тириона, который не мог бы ошибиться ни в личностях покойных, ни в факте их упокоенности. А то ведь в GoT – сами знаете, как бывает.
Но нет, близнецы Ланнистеры — точно умерли, очень трогательно, в объятьях друг друга под завалом кирпичей. Все гадают, можно ли считать это «сбычей» пророчества, но я, честно, couldn't possibly care less.
Пророчества во вселенной Льда и Пламени — мне безразличны. Это взрослый мир, который не может и не должен управляться бабкиными сказками.
Хотя сами Ланнистеры — небезразличны нашему семейству. Так нас повадились обзывать Лёшкины школьные друзья ещё лет пять назад, за цвет волос и нашу общую крутизну. Но для Лёшки и сейчас нормально, выступая перед классом, сказать Please, hear me roar, everybody.
И надо сказать, в сериале Ланнистеры продержались нормально, в водоворотах этого всеобщего хаоса. Тирион — вовсе чемпион-выживальщик (хотя нарывался постоянно), но и близнецы вот только в финале объявлены официально почившими.
При этом Джейми многие сочувствуют и сетуют: «Он был так близок к классическому искуплению, такому, про которое мы читали во многих книжках — ну почему, почему так погнули его «правильную» линию, почему не дали нам то клише, которого мы ожидали?»
Про это я писал уже. Не знаю, смог бы я представить себе долгую счастливую жизнь раскаявшегося и «искупившегося» Джейми, но он — точно не сумел такое себе представить.
Как человек чести он выполнил своё обещание помочь в битве с мертвяками. Он помог Бриенне стать сначала рыцарем, а потом женщиной (кому другому, менее рыцарственному, она бы вряд ли отдалась — и не будем острить про Бренли). Но Джейми правильно сказал, прощаясь с Бриенной, что и Серси hateful, и он hateful – а потому его место рядом с нею, ибо нефиг омрачать чей-то иной праздник жизни.
За это, похоже, публика ещё больше возненавидела Серси, теперь поставив ей в вину ещё и то, что она «украла» Джейми с его почти свершившимся искуплением и умиротворением.
Я же всегда недоумевал: «А что так не любят Серси? Чем она так ужасна, что такого страшного сделала?»
Я готов вступиться за неё не только потому, что мы «Ланнистеры» и я неравнодушен к симпатичным блондинкам (в действительности, не в обиду Лене Хиди, но Женька симпатичнее её персонажа).
А просто — что, ни разу в жизни не встречали барышень такого склада, как Серси? Ни в школе, ни в вузе, ни среди коллег?
По-моему, довольно распространённый тип девочки, которая с детства убеждена, что должна соответствовать неким стандартам, не позволять себя обижать, а не то сожрут, и для этого — лучше быть хитрой и жестокосердой (как бы) стервой, чем размазнёй.
Самое в них забавное бывает, насколько они, в действительности, неуютно себя чувствуют, насколько на самом деле нуждаются в ком-то, при ком могли бы немножко отдохнуть от своей «силы» и стервозности, перед кем нет нужды выделываться.
Серси, будучи дочкой своего папаши (а что такое Тайвин Ланнистер — объяснять, думаю, не надо), причём старшей дочкой — просто запрограммирована была на то, чтобы расти именно такой стервой.
Нет, может, её бы минула чаша сия, будь она дурнушкой, когда б было понимание, что её приданным служит только лишь титул, не более и не менее, но она была красоткой. А значит, от неё требовалось быть сильной, коварной, где нужно — беспощадной.
От Джейми это тоже требовалось, но он мальчик, ему проще быть крутым в этом феодальном мире. Ему для этого — достаточно было быть просто хорошим бойцом (чем он и стал уже в раннем тинейджерстве).
И одновременно — он был единственным человеком, которому Серси могла уронить головку на грудь, поплакаться, позволить себе побыть слабой, не рискуя, что её поднимут на смех (подружки) или начнут распекать (властный и требовательный папаша).
А Джейми — понимал, насколько нужен ей. И мы часто любим людей не только за то, что они нужны нам, но и за то, что мы нужны им. Ведь понимая это, мы можем быть уверены в этих людях, которые не предадут ни при каких обстоятельствах.
Отсюда — и столь нежная связь между близнецами Ланнистерами. Возможно, чересчур нежная, но то было б их личное дело — когда б союз не плодоносил.
Но он — плодоносил. И это, конечно, ещё больше давило на психику Серси. Не только оберегать своих детей всеми силами, что натуральное свойство материнства, но и с не меньшей отчаянностью оберегать самое тайну их рождения — которое было не вполне натуральным, а будь вскрыто — подставило бы под удар ещё и Джейми.
Поэтому, конечно, Серси имела основания нервничать немножко больше, чем обычная онажемать. И в детях она находила отдушину, отраду непростой своей жизни, а потому склонна была их баловать, особенно первенца, и это со временем породило дополнительные проблемы.
Но и наблюдая Джоффри уже во тинейджерстве да при короне, когда умом понимала, что надо чего-то решать с этим отвязавшимся больным на голову уродом — как она могла навредить ему, когда это её сыночка-кровиночка? Ну, пощёчину залепить — максимум.
Потом же Серси наблюдала, как её детей прибирает рок, одного за одним. И ладно Джоффри, который маньяк, но Мирселла и Томмен — они же лапочки, их-то за что? Тоже — испытание для психики.
Хотя не меньшее испытание — было раньше, в её весьма нежные лета, когда рождение Тириона украло у неё мать.
Да, умом Серси понимала, что Тирион никак в этом не виноват, а её ненависть к нему иррациональна. Но всё равно детское впечатление жило: «Вот появилось ЭТО — и мамы не стало. Пусть оно не виновато, пусть оно не хотело — так ведь и крыса тоже не хочет разносить болезнь, у неё нет такого умысла, она просто это делает, а потому плевать, какой у неё там умысел или его отсутствие, крыса омерзительна и враждебна сама по себе”.
Поэтому всякий раз и боролась с собой, когда общалась с Тирионом. И, следует отметить, всё-таки общалась, а не сжила со свету в детстве, как вполне могла бы. Да, это вовсе не такая редкость, когда старшие сиблинги, лет шести-восьми, калечат или убивают младших просто из ревности. Но Серси, хотя, по воспоминаниям Оберина Мартелла, и прищемила со зла кончик младенца Тириона, когда ещё очень свежей раной была для неё смерть матери — всё-таки потом не играла с младшим братиком-карликом в игру Клигейнов.
А что она всё-таки делала(!) плохого и зловещего?
Ну, детские выходки взбалмошной юной стервочки, которая, в её разумении, должна себя вести, как подобает дочке властного и жёсткого папаши — это не в счёт.
Тирион (где-то в финальных сезонах) упоминает историю, где у девятилетней Серси какая-то девочка ровесница украла драгоценность, а та велела слугам бить воровку, и бедняжка потеряла глаз. Что-то такое.
Ну, это проблемы слуг (и Тайвина Ланнистера, если он приставляет к своей «прынцессе» тупорылых маньяков, которые готовы покалечить ребёнка, вместо того, чтобы просто высечь или вовсе спустить как-то на тормозах).
Дальше... Ну, Серси имела порочную связь с Джейми. Причём, даже после того, как вышла за короля Роберта Баратеона. Наставляла ему рога — как будто бы уже имевшиеся на гербе и короне Баратеонов недостаточно ветвисты.
Когда вечно бухой Роберт спал не с девками по тавернам, а со своей королевой - «разряжала» его как-то не в себя, а рожала от братца.
Не сказать, что это именно те подробности личной жизни, которые я мечтал бы знать о соседях по дачному посёлку. Я бы и на месте Неда Старка не стал бы ворошить это грязное бельё.
Однако, даже если б я считал Роберта Баратеона своим другом, то принял бы во внимание, что его жёнушка уже семнадцать лет наставляет ему рога, подвергая себя и своих детей смертельной опасности, - но так и не устранила опостылевшего муженька, что легко могла бы сделать в любой момент.
Это важно отметить, что до того, как Нед полез, куда не надо — Серси ведь действительно ничего не предпринимала против Роберта.
Но после угроз Неда всё рассказать королю — не имела иного выхода, крому как спровоцировать «несчастный случай на охоте». И как легко это удалось — показывает, каково её терпение, что не сделала этого раньше. То есть, она всё-таки не убивает людей, даже антипатичных ей, без совсем уж крайней необходимости.
Что до Неда, то она до последнего не хотела и его смерти. Только нужного признания, покаяния — и отправки на Стену. Это уж Джоффри настоял на казни, а Серси просто не сумела его образумить.
И да, она несёт ответственность за то, что не могла удерживать своего сынка, когда он дорвался до трона. Это совершенно справедливые упрёки со стороны и Тириона, и Тайвина. Но «не могла» не значит «не хотела». Когда мы судим слабую женщину — всё-таки следует принимать во внимание её слабость.
А так-то — Серси не злая, в глубине души. Когда после Красной Свадьбы Джоффри на совете заявил, что хочет послать голову Робба Сансе — Серси искренне содрогнулась, заявила, что он шутит (и совместными усилиями они убедили Джоффри в том, что он шутит).
И Сансу она вполне искренне называла «голубушка», не имея вражды к этой девочке (хотя на Старков в целом — конечно зуб точила; но и Нед точил зуб на Джейми, даже требовал, в известное время, его отправки на Стену за «клятвопреступление»).
Вообще же, ей правильно говорил Тайвин, что ей не хватает решительности (если не говорил — то намекал), и правильно говорил Тирион, что она, конечно, умница, но не настолько умница, как думает.
Отсюда Серси старалась быть всё более решительной, беспощадной и коварной.
Всё более сложные многоходовочки затевала, чтобы переиграть многих своих врагов, реальных и мнимых, угрожавших её детям (всё менее многочисленным).
Замутила эту комбинацию с вооружением воинствующих «септантов» под предводительством Его Воробейшества. Думала, что удастся использовать этих фанатиков в своих целях против своих врагов. Заблуждение, в которое впадали многие правители. В чём и Серси довелось убедиться.
Но она — всё-таки исправила свою ошибку. Ещё как исправила.
Замечу, Его Воробейшество — в действительности хороший человек. Как и Дейнерис Таргариен. Это всё — хорошие люди, беззаветные альтруисты, искренне желающие сделать мир лучше.
И именно по этой причине — это люди, которых не должно быть.
Этот мир истинно делают лучше те люди, кто пытается сделать его лучше для себя(!), а не для всех. Когда же ты пытаешься сделать мир лучше для всех — ты предаёшь человечность, коя есть индивидуализм. Ну да то — философия, а суть в том, что очень вовремя на пути Его Высоковоробейшества оказалась Серси, решившая быть решительной, хитрой и беспощадной.
Не только по отношению к этим религиозным маньякам, которые осмелились её унизить, но и по отношению к Тайреллам, особенно Марджери, которая «крадёт» у Серси её сыночка.
И ведь прежде Серси предупреждала Марджери, этак изысканно, через историю Рейнов Кастамира, что бывает с теми, кто пытается трахнуть Марселаса Уоллеса Ланнистеров?
Предупреждала. Ведь Серси — дочка своего папочки и наследница его дипломатического таланта.
А Марджери, кажется, чего-то не поняла. Не то, что будто бы Томмена нельзя трахать вовсе (да это-то — хоть сто порций), но нельзя при этом непочтительно относиться к королеве-матери.
И вот Серси, действительно немножко перемудрив себя, сначала натравливает «септантов» на Тайреллов, потом сама становится жертвой фанатиков праведности, но потом всё же разрубает этот гордиев узел, попросту подорвав Великую Септу Байлора и с Его Высоковоробейшеством, и с Тайреллами.
Да, Марджери жаль, она была славная, она переиграла фанатиков «по-мягкому», но Серси — предпочла грохнуть их всех «по-жёсткому». Типа, чтобы знали.
И жаль это выдающееся архитектурное сооружение, Великую Септу.
Но всё же, кто не аплодировал этому успеху Серси в деле секуляризации страны?
И если считать подрыв Септы Байлора некоторым злодейством — то дальше Серси уж точно не совершает никаких злодейств.
Кидалово — да, когда обещает выставить войска для битвы с Королём Ночи, а сама придерживает, рассчитывая выйти в финале на ослабленного победителя.
Не очень красиво, но Серси ведь не совсем уж конченая дура, чтобы не понимать: этой сребровласой девочке с драконами нужно ВСЁ, ей нужна полная покорность, только такой вариант она называет «освобождением», и никакого «раздела сфер влияния» после победы над мёртвыми не будет. Поэтому Дейнерис можно (и нужно) только уничтожить, а любые договорённости с нею — могут быть только временным и обманным манёвром (Серси недавно обожглась на попытке всерьёз договориться с «истовым праведником» - и научилась).
Серси попыталась переиграть Дейнерис, дать последний бой — но тупо не хватило сил против даже одного матёрого дракона. При этом, правда, просто фактом оказания сопротивления — спровоцировала Даню на то, что та сотворила с городом, и тем самым подписала себе смертный приговор.
Вряд ли Серси планировала так далеко и глубоко, типа, пусть наше сопротивление и будет бесплодно, но зато Дейнерис ожесточится и пустится во все тяжкие, и это вызовет омерзение у её сподвижников.
Но получилось — так.
И казнь Миссандеи — тоже лыко в строку было.
К тому моменту, конечно, Серси была уже очень ожесточённая. И, ничего не имея против конкретно этой Си-Три-Пи-О с кудряшками, просто решила показать, что настроена серьёзно и держит слово. Ибо опять — боялась показаться слабой, не уверенной в себе девочкой.
В целом же Серси — конечно, очень непростая барышня, чей характер складывался в условиях очень высокой нагрузки на психику, со многими травмирующими факторами.
Но она, тем не менее, не стала такой маньячкой, какой могла бы стать. Она и к насилию-то прибегала только в крайних случаях, в целом предпочитая решать проблемы пусть коварно, но мирно.
Можно ли её назвать нравственным человеком? Она была живым(!) человеком. Заносчивой, высокомерной, эгоистичной стервой — да. Она считала, что вынуждена быть таковой, чтобы защитить себя и тех, кого любила. И не особо скрывала, что на всех остальных ей плевать — это было честно, по крайней мере. Поэтому она так и кривилась при виде заигрывания той же Марджери с беднотой, считая это чистым лицемерием (хотя, может, Марджери и приятно было играть в филантропию).
Но с некоторых пор я пришёл к выводу, что лучше всё-таки иметь дело с нормальными разумными эгоистами, чем с альтруистами (которые, в действительности, являются суперэгоистами, которым важно лишь упиваться собственной праведностью и благонамеренностью, и плевать на последствия).
Серси, при всех её бзиках, заскоках и тараканах в голове — всё-таки вменяемая барышня, с которой можно было бы иметь дело. Хотя Джейми и сказал про неё hateful, но в действительности она не злая в глубине души, и вызывает больше сочувствия, нежели осуждения.
Она была чиста хотя бы в том, что не особо-то и пыталась казаться лучше, чем есть. Хотя и была не такой уж дряной девчонкой, какой могла бы быть при своём происхождении и образе жизни.
Наверное, если б не Дейнерис, Серси могла бы быть хорошей королевой для своих подданных хотя бы потому, что не заботилась об их духовном воспитании. Но честно сказать, что нас меньше всего интересует в художественных книжках, равно как и в трудах по реальной истории — так это благополучие широких народных масс. И в этом мы все — Je suis Cerci.
Так упокоится с миром небезупречная, но симпатичная душа её — многогранный, рельефный и интересный всё же получился персонаж. И - вполне жизненный.