artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

Почему мне нравится восьмой сезон

Серьёзно, мне нравится восьмой сезон Игры Престолов. Пусть не так, конечно, как первый, когда это стало некоторым культурным шоком, что, оказывается, и в нашем слащаво-умильном мире можно творить драму шекспировского уровня, - но, определённо, заключительный сезон выглядит куда лучше, чем могло бы статься с сезоном, «после которого ничего не будет».

Хотя многие фанаты так не считают. Хейтят, рэнтят и вайнят (русский язык богат и становится всё богаче). Жалуются, что их ожидания были обмануты самым гнусным образом.

То и дело — нарекания того рода, что «Вот было пророчество, должно было свершиться то-то и то-то, а тут всё по-другому. Почему не сбылось пророчество?»

Нормальная такая претензия. То есть, какая-то бабка чего-то брякнула тысячу лет назад — а теперь давай сбывайся, её галлюцинации.

Ау! Это не какое-то там "фэнтази". Это реальный мир. Просто такой, где чуть выше видовое разнообразие планетарной биоты. В частности, водятся драконы и стрёмные снеговики с синими глазами, умеющие поднимать зомби из мёртвых. Ну и некоторые одухотворённые дамочки умеют рожать от королей бесплотных демонов-киллеров — хотя не всегда получается. Но в остальном — да, это реальный мир, живущий по законам физики, логики и человеческой психологии (к слову, если драконье пламя плавит сталь, то кирпичная кладка, скорее всего, будет взрываться примерно так, как показано в пятой серии).

Именно этим и интересна вселенная Мартина, что это не компьютерная эрпэгэшка, где нужно исполнить пророчество, чтобы пройти дальше по своей геройской линии. Хотя и в хороших эрпэгэшках прохождение обычно бывает не совсем «рельсовое».

Но всё же сбылось пророчество, что открыла лесная ведьма маленькой Серси? Что будет она королевой и будет у неё трое детей и все умрут раньше неё?

Да, она стала королевой, выйдя за Роберта Баратеона. Хотя могла бы стать, например, пастушкой, если б вышла за пастуха. Для дочери Тайвина Ланнистера — это примерно равновероятные возможности.

Что до детей — это можно назвать «самосбывающимся пророчеством». Видимо, данное откровение так сильно повлияло на Серси, что она, желая уберечь своих детей от нежданных злосчастий, стала вести себя так, что их злосчастия сделались вполне ожидаемыми. Она была безжалостна к семьям своих врагов — и ей платили той же монетой. Можно сказать «судьба платила», но того же Томмена убила всё-таки не судьба. Его убила сама Серси, желая защитить от «злодейки» Марджери Тайрел.

Но остальные пророчества, вроде того, что придёт какой-то избранный хрен со священного бугра, и в руке его будет меч, закалённый в крови любимой девственницы и смазанный слюнями лютоволка — это всё для ушей детишек долгими зимними ночами, когда по-любому нефига делать и можно нести любую заунывную пургу в тон той, что за окном.

Помимо «невнимательности к лору» - пеняют сценаристам и на «неправильные» поступки персонажей. Обзывают идиотами, сетуют, что сам Мартин такого никогда бы не допустил.

Больше чем уверен, что если в пустяках D&D и вольничают, то «магистральные линии» - согласованы с Мартином. Поэтому и вполне естественны, вполне логичны, вполне вытекают из того, что было ранее.

«Зачем было губить Джейми? Зачем было отправлять его обратно к Серси? Он ведь уже изменился, он уже стал хорошим?»

Ну, стал. И что теперь? С Бриенной — happily ever after? А как вы себе это представляете?

Вот представьте, что объявился у вас новый сосед, вы сошлись с ним, и как-то за вином он признаётся: «В молодости, бывало, я чудил. Вот как-то раз, помню, выкинул мальчонку из окна, когда он подсмотрел, как мы развлекаемся с сестричкой. Парнишку жаль, конечно, но ведь разболтал бы. А сестрёнка — замужем была за влиятельным и ревнивым человеком. Вот и пришлось избавиться от свидетеля. Чего не сделаешь ради любви. Обидно, конечно, было мальчишку сталкивать — но, знаете, это примерно как разбить камнем голову кузену, чтобы привлечь внимание охраны и сбежать из плена. Потом, впрочем, осознавая предосудительность некоторых моих поступков, я пошёл на войну, ради жизни на земле, всё такое, искупил в полной мере, вот даже награды имею. А за былое — покаялся и даже свечку в церкви поставил».

Ну, не знаю. Я бы сказал: «Чел, очень понимаю, что ты искал свою пулю — сочувствую, что не нашёл».

Опять же, это реальный мир, а не какая-то христианская утопия, где можно творить любые злодейства, а потом исповедаться, раскаяться, преобразиться и обрести душевную гармонию.

Нет, люди меняются со временем, безусловно. И можно в тридцать лет разбрасываться мальчишками из окон, а в сорок стать совершенно другим человеком. Вот только этот другой человек — будет крайне недоволен тем, что делал прежний в его теле. То есть, Богу-то плевать на деяния людей, ему это просто неинтересно, но сам человек в какой-то момент может действительно начать слишком сильно сожалеть о прошлых своих поступках. Никакой душевной гармонии, одна мигрень. Поэтому — лучше поосторожнее в молодости со всякого рода грабежами, убийствами, изнасилованиями. Есть вещи, с которыми нельзя примирить себя, которые нельзя искупить ни свечкой в церкви, ни кровью на войне «за спасение всего живого».

Зачем Джейми поехал в Королевскую Гавань? Чтобы спасти Серси или чтобы убить Серси?

Да он сам, скорее всего, не знал. Он просто понял, что его место рядом с Серси, а не с Бриенной. Тем более, когда она вознамерилась и дальше оберегать Сансу, а значит, жить в Винтерфелле — а что там делать Джейми? Каждое утро здороваться с Браном, предлагать сыграть в футбол, потом хлопать себя по лбу: «Ах, да!»

Джейми, прежде всего, решил убраться из Винтерфелла, подальше от Старков и от Бриенны. Ибо там ему точно не место. А где место? Да единственное на свете осталось, возле сестрички. Которая, вероятно, скоро умрёт, если не от драконов — то от Арьи. Или Бронна. Кто-нибудь — точно достанет. Ну вот вместе с ней смерть принять. Что и произошло (кажется).

Ну а по поводу «неожиданного» превращения Дейнерис — я говорил уже в прежней заметке.

На самом деле, я не уверен, что этот «поворот» даёт основания засудить HBO тем восторженным «либералам» (в американском смысле), которые поспешили обозвать своих дочек «Дейнерис». Сейчас девчушки уже давно в школе — и выясняется, что Дейнерис — это «Гитлер».

Ну да. Любой социалист с драконом — превратится в Гитлера. Это неизбежно. И если тебе нравятся люди, самозабвенно, мессиански желающие «сделать этот мир лучше» - будь готов к тому, что они устроят бойню во имя Великой Цели. А тогда следует определиться: то ли тебе и бойня нравится (бывает, со стороны гибель Королевской Гавани смотрелась даже эстетично), то ли ты дурак, который всерьёз верит во всеблагих спасителей, имеющих хоть малейший шанс не быть психопатами.

И, собственно, Дейнерис ещё у ворот Карфа, куда отказывались пускать её табор, вполне ясно изложила свою программу того, как «сделать мир лучше» (когда реально существующий определённо дисгармонирует с её нравственной безупречностью, а потому должен быть уничтожен). Это, кажется, начало второго сезона.

Но можно ли считать логичным то, как слили Эурона Грейджоя? Честно, I don't give a fuck. Эту чахлую ниточку, допускаю, плёл не Мартин, а кто попроще. Вернее, слышал, что в книгах Эурон гораздо солидней и интересней, но в фильме он просто охреневший клоун — и умер вполне адекватно.

«Ура, я убит Цареубийцей, а значит, царь. И сам убил Цареубийцу, а значит, царь в квадрате. И трахнул царицу, а значит... ну, пока!»

Я, правда, рассчитывал, что его грохнет Серси. По её физиономии, когда Эурон за ней ухлёстывал, - в общем-то, читалось, что она мечтает сделать с этим хамом водяным, когда он перестанет быть нужен. Ну а Джейми, который теперь стал добряком, его небольно зарезал — и, в общем-то, к лучшему.

Да, каким образом произошла эта чудесная встреча Эурона и Джейми на берегу, как они так подгадали, чтобы оказаться в одно время в одном месте?

А как во втором сезоне сьер Барристан Сельми впервые приблизился к Дейнерис аккурат тогда, когда на неё совершалось покушение, и помог предотвратить его?

Ей-богу, если начать придираться к волшебным совпадениям в худпро — то и Звёздные Войны придётся признать несколько надуманной и даже нереалистичной сагой.

В целом же — да, мне нравится восьмой сезон. В конце седьмого, правда, я надеялся, что цель Короля Ночи — спасти мир от благодеяний Дейнерис. Оказалось, что мы теперь уже никогда не узнаем, какая у него была цель. Но и ладно. Оставайся загадкой, снеговичок. В конце концов, это история действительно про людей, а не про всякую ледяную нежить. Она там — так, для антуража.

Ну и конечно было бы пошлостью, когда бы выяснилось, что главный мессадж всей этой грандиозной эпопеи - «Люди, забудьте свои распри, сплотитесь перед лицом общей угрозы!»

Для таких-то убогих посланий — существуют IPCC и Эл Гор. Творчество Мартина — немножко другой уровень. И я рад, что ближе к финалу сериал откровенно издевается над ожиданиями какой-то мистической и символической и эпической многозначительности, которую некоторые стали превозносить над тем, что действительно составляет сущность и прелесть этого мира: отношения между непростыми людьми во всём их пикантном разнообразии.

P-s.: Посмотрел некоторые обзоры - и вот всё талдычат, как заведённые: "Почему Дейнерис так резко сошла с ума? Почему переменилась на 180? Нет, нам показали, конечно, как она борется со своим порывом перед тем, как пойти палить город, но это как-то совершенно не вяжется с её личностью".

Это прекрасно вяжется с её личностью. И она, слушая капитулятивный набат, верхом на Дрогоне, вовсе не борется с эмоциональным мстительным порывом, якобы сводящим её с ума. С чем она на самом деле борется - так это с омерзением от того, что она сейчас сделает. Ибо по-человечески - ей это совершенно неприятно, убивать невинных мирных жителей. Она ведь добрая девочка. Во всяком случае, хотела быть таковой.

Но и Гитлеру было неприятно само по себе убийство. Он вообще веган был.
Однако ж, что отличает людей, служащих Великой Идее, от нормальных людей, - так именно готовность вершить любые злодейства и гнусности во имя Лучшего Будущего и Ещё Большего Добра.

И это лишь кажется безумием, что Дейнерис палит город без военной необходимости, когда, вроде, всё уже закончено. Но она - видит в этом политическую(!) необходимость. Она пообещала сжечь город, если её ультиматум не будет удовлетворён - и считает нужным сдержать слово. Устроить бойню не ради победы, а просто "чтоб было". Чтобы преподать урок.

И плевать ей, что эти простые горожане, особенно дети, которых она убивает, ни в чём не виноваты и никак не могли повлиять на Серси (поди повлияй, когда вокруг неё кодла со скорпионами да мечами). Это вообще не имеет значения для людей, служащих не собственному благополучию, а Великим Идеям. Это ведь индивидуалист ещё может воздержаться от чрезмерных смертоубийств, решив, что ну его нафиг, обугленных мальчиков потом себе "снить", это рискует потревожить его благополучие, а потому нежелательно.

Но люди, служащие Великой Идее - умеют наступать на горло своей эмпатии (даже если имели её изначально). И пойдут на всё, без тормозов, если сочтут, что так полезно для Главного Дела. Поэтому, собственно, пламенных идеалистов и желательно отстреливать на дальних подступах к политической власти. Ведь они равным образом готовы как жертвовать собой ради совершенно незнакомых людей, так и жертвовать сколь угодно невинными людьми ради своих высоких идей. Тут нет никакого противоречия, тут нет никакого "переворота" личности. Это просто две стороны медали, отлитой из сплава интеллектуализма и психопатии (что и составляло основу левой идеи даже в те времена, когда ещё не было в ходу термина "левый").

По хорошему же счёту, Даня могла сделать гораздо более приличную карьеру. В первом же эпизоде, где мы только знакомимся с ней - она принимает ванну, слишком горячую по ощущениям горничной. А Дане - хоть бы хны. То есть, она уже тогда проявляла нечеловеческую термостойкость и знала об этом.

Будь у Визириса чуть больше ума и фантазии (чем обычно требуется, чтобы претендовать на  Железный Трон, подкладывая сестричку под вожака степных башибузуков) - он мог бы выстроить реальную империю в шоубизе.

"Сребровласка-Несгорайка проходит через стену огня! И ныряет в кипяток! И сушит голову, поливая её расплавленным золотом!"

Аншлаг на гастрольных турах от Бравоса до Карфа - обеспечен. А скоро у Таргариенов было бы столько бабла. что они перекупили бы у Железного Банка долги Вестероса и сняли бы Красную Башню как свою летнюю виллу.

Tags: game_of_thrones, здравый смысл, кино, психология
Subscribe

  • Как сделать мир добрей

    Один друг как-то спросил: «Помнишь эту мегаэпическую супервзрывчатку из Tiger-Tiger?”. Я нахмурился: «Из стишка Блейка?»…

  • Про фильм Aces High

    Чисто случайно наткнулся на этот старенький британский фильм, и сначала не собирался его смотреть, подозревая, что вряд ли может быть что-либо…

  • Почему борьба за демографию - полная туфта

    Что делают люди, когда хотят завести ребёнка? Конечно, звонят аисту, а потом обыскивают капустные грядки. Но что делают люди, когда они очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Как сделать мир добрей

    Один друг как-то спросил: «Помнишь эту мегаэпическую супервзрывчатку из Tiger-Tiger?”. Я нахмурился: «Из стишка Блейка?»…

  • Про фильм Aces High

    Чисто случайно наткнулся на этот старенький британский фильм, и сначала не собирался его смотреть, подозревая, что вряд ли может быть что-либо…

  • Почему борьба за демографию - полная туфта

    Что делают люди, когда хотят завести ребёнка? Конечно, звонят аисту, а потом обыскивают капустные грядки. Но что делают люди, когда они очень…