Про недавнюю аварию при тестировании обитаемой капсулы Дрэгона — пока известно мало. То ли полностью уничтожена, то ли просто хорошо подгорела — но пышный лисий хвост явно нештатно сгорающих азотистных соединений в посадочных (эвакуационных) движках было видно через пролив.
Маск в своём Твиттере никак не комментирует. Но в принципе, это плохо для них.
Да, конечно, никто не пострадал. И да, конечно, можно сказать, что эта капсула побывала в океане, а потому в движки могла попасть солёная вода, вот и засбоило, но хорошо, что выявили на тесте, а не в реальном полёте с реальными астронавтами.
Однако ж, речь идёт о системе спасения на старте. Системе, которая гарантированно должна отстрелить капсулу с людьми, если с ракетой что-то пойдёт не так. Системе, которая должна безукоризненно сработать и на Max Q, в момент максимальной динамической нагрузки, когда воздух всё ещё довольно плотный, а ракета уже набрала хорошую сверхзвуковую скорость. Поэтому подразумевается, что на земле эта система вообще должна отрабатывать без сучка, без задоринки. В ста из ста.
А тут — вот такое.
Это, видимо, означает, что реальные запуски людей на МКС на Дрэгон-2 откладываются на неограниченно долгое время, а возможно, НАСА и никогда их не доверит Спейсам.
Тут нужно понимать логику чиновников в странах, где человеческая жизнь имеет высшую пиаровскую ценность.
Вот даже если Спейсы докажут, что данное происшествие было следствием невероятного стечения обстоятельств, а так-то их система намного надёжней конкурирующих — это будет не важно. О чём будет думать чиновник — так о том, что про Спейсов уже известно: у них отказала система спасения. Откажет в очередной раз уже с человеческими жертвами — живьём сожрут тех, кто сертифицировал их услуги.
А про конкурентов — пока не известно, чтобы у них возникали ситуации, реально угрожающие жизни людей. Даже осеннее несчастье с Союзом — как раз таки показало надёжность советской системы спасения. Да, миссия сорвана — но люди живы, успешно вернулись.
Ну и у Боинга пусть пока не было удачных запусков капсулы — но не было и неудачных. Вообще никаких не было. Поэтому есть теперь шансы обогнать Спейсов конкретно в деле доставки туристов на МКС (необходимость содержания МКС — вообще очень дискуссионный вопрос, но раз содержат — надо как-то доствлять туда и грузы, и людей).
Иные мои приятели высказывали гипотезу, что здесь мог иметь место «человеческий фактор». В смысле, намеренный саботаж (или «диверсия» - как-нибудь напишу заметку об искажении смысла этих понятий в послереволюционном жаргоне, но не сейчас).
Что ж, теоретически исключать нельзя. Некоторыми сторонами вопрос доставки людей на МКС рассматривается как «стратегический», в плане престижа, и эти некоторые стороны уже давно доказали, что крайне неразборчивы в средствах при достижении целей, которые считают «стратегическими». Тут же — не идёт даже речи о чьей-то гибели, просто срыв испытания. Всего-то делов — совратить какого-нибудь технаря, чтобы чего-то подкрутил.
Но если так, то, в действительности, для Спейсов это ещё хуже. Ибо технические ошибки и недочёты в создании довольно-таки революционных проектов — объяснимы и неизбежны, а вот такая дырявость системы безопасности, что её можно пробить, купив кого-то из сотрудников за какие-то смешные лямы баксов — это реально хреново.
Поэтому, думается, даже если спейсовское/насовское расследование установит, что имел место намеренный саботаж — не в их интересах разглашать данный факт, покуда не будет достоверно установлено (иными ребятами), кто именно заказчик. И наивно, конечно, рассчитывать, что во Флориде видели Рогозина в шляпе, чёрных очках, накладных пейсах и с инкассаторским мешком на плече.
И если неудача теста с прожигом «супердракошек» хотя бы теоретически может быть следствием намеренного саботажа по заказу некой конкурирующей силы, то вот утрата центральной ступени второго Хевика, вполне успешно севшего на морскую дрон-платформу — это уж точно внутреннее дело Спейсов.
Да, сильное волнение. Не смогли закрепить, ступень опрокинулась, поломалась. Правда, сумели спасти более дорогую, нижнюю часть, с двигателями.
Но это потеря, которой, вообще-то, не должно было быть. Неужели действительно так сложно отработать технику закрепления уже угнездившейся ступени? Ну или как-то расширить дроншип, подгонять к нему какие-то модули, чтобы можно было положить ступень набок?
Да и вообще предпочтительней, конечно, было бы запускать из Калифорнии на восток над сушей. Чтобы все ступени садились на наземные площадки, ибо вот морские — всё-таки ненадёжны.
Хотя, конечно, тут не только от Спейсов зависит, разрешение на пролёт над сушей и посадку на землю.
Может, имеет смысл перенести запуски в Мексику. И к экватору поближе, и правительство может оказаться посговорчивей. А если не правительство — то те картели, которые рулят на конкретной территории.
Надо предложить Илону. А то он с картелями вряд ли договорится, он испанского не знает, а я знаю :-)