Наблюдать за украинскими предвыборными перипетиями в целом весело. Но что немножко удручает — степень ожесточённости «групп поддержки» кандидатов в Сети.
Нет, само по себе поливание противника помоями — дело понятное. И кто читал «Как меня выбирали в губернаторы» - вряд ли найдёт что новое в любом чёрном пиаре. Но всё-таки и «мочить» можно интеллигентно, без дешёвого пафоса и наигранной остервенелости.
Помню, когда нам было лет двенадцать, мой одноклассник Дима сказал: «Я понял, чем отличается наш разведчик от «ихнего» шпиона. Шпион — душит людей с перекошенным от злости лицом, с налитыми кровью буркалами и брыжжет при этом слюной. А наш разведчик делает это с величавым спокойствием, прямым ясным взором и снисходительной, немного усталой улыбкой».
Конечно, дискуссионный вопрос, кто эстетичнее и элегантнее мочил людей, Джеймс Бонд или Штирлиц, но, в общем, да - «человек это стиль».
То же касается и политических дискуссий. Почему-то повелось считать, будто бы российская пропаганда последних лет (и по долбоящику, и от пригожинских троллей) была очень эффективна (только в плане распила бабла), а потому, вроде как, не грех и прибегнуть к её приёмам, когда «на кону судьба Отечества, не время миндальничать».
Реально, читаешь нападки/дифирамбы, и с той, и с другой стороны — и чёткое ощущение, что это пишут, возможно, одни и те же «ботоводы» за мелкий прайс. Даже с одними и теми же орфографическими ошибками. Подобно тому, как коммерческие горе-мерчандайзеры нанимают какую-нибудь школоту забивать нужными отзывами свой (или конкурентский) сайт, и это очень хорошо чувствуется. В коммерции — тактика имела весьма сомнительный успех, но это не помешало технологии переехать в политику.
Естественно, срабатывает с противоположным эффектом. Когда настолько очевидна ангажированность, когда критик набрасывается на несчастного политикана так, как будто бы тот по крайней мере увёл у него жену, нассал в тапки и нацарапал нехорошее слово на машине — это вызывает в лучшем случае зевоту, в худшем — раздражение. Даже если на самом-то деле критик вполне искренне ненавидит политикана — он мог бы атаковать изящней.
Ну вот классический пример — речь Марка Антония (у Шекспира) после Брута. Когда Брут обосновал необходимость устранения Цезаря, и, вроде бы, все готовы согласиться, но выступает Марк, как бы очень благожелательно к Бруту, разбивает его аргументацию фактами, но будто бы сомневается — ведь так говорил Брут, а Brutus is an honorable man (это звучит «рефреном»), не мог же он соврать? В результате чего у публики складывается чёткое ощущение, что Брут с другими заговорщиками не просто ошиблись, из лучших побуждений, а с самого начала были лживыми властолюбивыми мерзавцами, чуждыми всякой чести.
На самом деле, это во все времена был весьма эффективный приём — утопление оправданием.
Развлечения ради, прикинул, как бы я топил Зеленского и Порошенко, если б было мне лет четырнадцать и была бы охота браться за «джинсу» и чёрный пиар.
Пожалуй, через «апологетичное уподобление».
Допустим, отработка темы «Зеленский — наркоман».
Разумеется, доказывать данный факт — совершенно необязательно. Мы просто допустим умозрительно такую гипотезу. А дальше:
«А кто сказал, собственно, что употребление каких-то умиротворяющих или, наоборот, бодрящих веществ — обязательно плохо скажется на державной работе политика? Кокаин в своё время употребляли многие успешные государственные деятели, а, скажем, Герман Герринг был и вовсе заядлым морфинистом. Не раз он засыпал прямо на правительственном заседании, но вряд ли кто-то назовёт созданное им Люфтваффе «неэффективным».
Отработка темы «творческий псих во власти».
«История, конечно, знает много примеров, когда власть обретали люди искусства и утончённость их ранимых натур приводила к безумию. Но не меньше мы знаем и таких примеров деспотического безумства, когда тиран вовсе был чужд каким бы то ни было искусствам.
И когда говорят о Гитлере, то все вспоминают, что он был художник, но почему-то забывают при этом, что ещё он был герой войны, переживший отравление газами, временную потерю зрения и связанный с этим шок. Про Зеленского же вовсе не скажешь, будто бы он может быть жертвой окопного синдрома.
Однако же, и пошлостью будет поминать всякий раз Гитлера. Впрочем, как и Нерона. Ибо есть всё более крепнущее подозрение, что он не только не поджигал Рим, но и вообще не сотворил и десятой доли тех эксцентричных проделок, которые ему приписывали безусловно ангажированные историки эпохи Антонинов. Возможно, этот артист на троне и вовсе сделался жертвой как политических интриг сенатской олигархии своего времени, так и шельмования в последующих исторических трудах.
Сейчас мы имеем редкий шанс понять, каков мог быть истинный Нерон, артист и правитель, когда Зеленский уже состоялся как артист. Дело за малым: произвести его в правители. Тогда и посмотрим, станет ли он подвергать приглянувшегося гея операции по смене пола, поджигать Киев, принуждать философов к самоубийству, делать из христиан живые светильники, и всякое подобное. Возможно, что и нет».
Пророссийская ориентация Зеленского?
«Развеиваем».
«Друг детства рассказал нам, что любимой книжкой Володи была повесть про Милоша Обилича, героя сербского сопротивления османской агрессии, который, прикинувшись перебежчиком, сумел приблизиться к персоне турецкого султана Мурада и поразить оную персону саблей в брюхо.
Можно не сомневаться, что как только Володя окажется в одной переговорной комнате с Путиным, и будет на столе хоть один карандаш, а на Путине не будет бронированных очков...»
Ну а если б заказ был на Порошенко?
Да тоже самое верное — мочить через уподобление. Но только за образом не придётся гулять далеко вглубь истории. Всё ближе.
Для начала отметить, мол, несмотря на некоторые недостатки, трудно отрицать, что Россия весьма укрепилась при Путине. Экономика выросла, армия заколосилась, мировое влияние, хуё-моё. И это заслуга Путина, каков бы он ни был «гэбэшник» и «диктатор».
Ну а дальше начать развивать мысль, что Порошенко — это украинский Путин сегодня.
Вот как Путин отжал Юкос у Ходора, так Порох — Приват (и управление Нафтой) у Бени.
Вот как при Путине были приняты меры для защиты народа от враждебной информации, с блокировкой тлетворных всяких сайтов — так и Порошенко добился изъятия Вкотактика и Яндекса из украинского информационного пространства.
Можно ещё добавить, что Порох воплотил в себе лучшие черты не только Путина, но и другого российского президента, Ельцина. Поскольку тоже настоящий мужик и не дурак залить за галстук. То есть, это должна быть не претензия, а комплимент. Ну а если он ещё и айфоном пользоваться умеет — тогда всех троих российских президентов он в себе воплотил и перекрыл.
Ну и это было бы, думается, реально как красная тряпка для подавляющего большинства украинцев. Ибо даже самых русскоязычных из них — бесит само допущение, будто бы путинской России можно хоть в чём-то завидовать и что будто бы хоть для кого-то может быть комплиментом сравнение с Путиным.
Впрочем, такие экзерсисы — по-любому развлечение для школоты. Информационная война как «битва на агитках» - это чушь. Впрочем, как и в целом публичная политика при всеобщем и равном избирательном праве. Это дикость и профанация идеи представительства во власти.
Честно, мне даже американские политические дебаты смотреть бывает трудно — хотя у них-то культура всё же куда выше. Но всё равно для меня дико, когда стоят вроде бы солидные люди и кто-то из них чего-то говорит — а другой норовит перебить, перекричать.
В моём мире — так не принято. Если я на каких-то переговорах столкнусь с подобным поведением — ну, просто замолчу, буду чистить яблочко (остреньким ножиком, тоненькой непрерывной ленточкой, как приноровился, и людям это нравится). Ибо если человек не хочет меня слушать — то и не услышит, как бы я ни орал. Только связки зря надрывать. Если отстрелить ему мизинец — не вариант, то лучше подождать, пока выговырится и захочет слушать. С яблочком — обычно секунд тридцать.
А весь этот птичий базар, что обычно устраивают публичные политиканы и в парламентах, и на теледебатах — это несерьёзно, это всё заведомое позёрство, рисовка на публику.
Хотя дебаты Зеленского с Порохом было бы интересно посмотреть. В конце концов, двое — не десятеро, их-то перекрикивание можно вытерпеть.
Но я и по-прежнему думаю, что у Зеленского нет задачи заделаться презиком (и похерить актёрскую карьеру). Скорее, его задача была заткнуть собой выход во второй тур для прожжёных украинских политиканов — и слиться.
Как он может это сделать, не слишком теряя лицо?
Возможно, так. Типа, напиться, от этой травли, митингов под окошком, всё такое — записать обращение, выложить на Ютуб. Наговорить там от души — много всякой хуйни.
Скажем, в адрес Европы - «На хую вертели мы вашу озабоченность и ваши похлопывания по плечу! Да ваши экономики только и держатся, что на наших заробитчанах. Безвиз они нам дать соблаговолили, осчастливили ниибацца как! Да стоит нам перекрыть границы — и вашим экономикам пиздарики. России — тоже касается».
Ну и вот это будет порождать мысль, что да, накипело на душе, вырвалось наружу, и парень-то он хороший, только слишком импульсивный для президентской работы. Как-то так.
Хотя если и станет он презиком — ничего страшного, думаю.
Тут доводилось встречать опасение, что Беня, его руками, выжмет все соки из Украины, мстя за отобранный Приват, а потом сдаст Украину Путину.
Ну, вообще-то, в этой теме Беня и Путин — не единственные игроки, и далеко не самые главные. И Игорь Валерьевич — он не на безымянном острове в Тихом океане живёт. У него есть адрес, и туда, в случае чего, могут прийти очень убедительные джентльмены из Шин-бета, которые сумеют объяснить, насколько всё непросто в этом мире, насколько всё взаимосвязано.