Если говорить о великих лидерах малых государств, то, пожалуй, ни о ком ином не говорится так много, как о Ли Кван Ю, бессменном премьере Сингапура на протяжении 30 лет и главном авторе «сингапурского чуда».
Он умудрился стать любимцем и фашистов (не говоря уж про более левых), показав, что авторитаризм, хоть раз в сто лет, может быть просвещённым, созидательным и полезным, и «как бы либералов» - показав, что верховенство закона порою может доводить до добра или его видимости («как бы либералов» - поскольку подавляющее большинство людей, называющих себя «либералами» в России — в действительности «совки» до костного мозга, а в Штатах «либералами» называют себя нынче вовсе социалисты).
Ну и конечно, нельзя отрицать, что этот Ли Кван Ю — был парень разумный, энергичный и способный. Но вот то что благоустройство Сингапура ставят в заслугу исключительно его воле и умениям — это серьёзно?
То есть, кто-то всерьёз считает, что без такого просвещённого и целеустремлённого правителя Сингапур обречён был стать какой-то нищей зачуханной дырой?
Да это просто невозможно. По чисто географическим причинам.
Сингапур — это «ворота Азии». Острова в Малакском проливе, одном из самых «стратегичнейших» на планете.
Пока он был под властью англичан — был их важной военно-торговой базой. И если говорить о социально-экономическом развитии — ну, естественно, то, что когда-то находилось под властью англичан, бывает развито несколько больше, нежели нечто подобное по соседству, всю дорогу наслаждавшееся своим благоуханным суверенитетом.
В 65-м году обрёл независимость (сначала, в составе Малайзии - от СК, а потом и от Малайзии). Поскольку англичане решили скидывать с себя заботу об аборигенах, когда повелась мода на социальную политику. Но своего значения как стратегический порт — Сингапур, естественно, не утратил.
Через него и мимо него, по его водам, продолжали шнырять несметные стада корабликов, больших, малых и очень больших. Это означало постоянный и гарантированный приток бабла. Крупного бабла.
Такие города-государства, имеющие выгодноге географическое положение — бывают весьма зажиточны в любом случае, независимо от уровня коррупции в них.
Для их богатства и процветания достаточно, чтобы общее изъятие из проходящего через них капитала было не слишком большим. То есть, чтобы местные не слишком борзели, не пытались урвать слишком большой кусок. А уж как урывается приемлемый кусок, через официальные налоги или через взятки местным чиновникам — дело, в общем-то, десятое. Более того, если налоги слишком задраны (скажем, по каким-то сумасбродным идеологическим соображениям), но чиновники проявляют приятный конформизм, когда мотивировать их в частном порядке — коррупция будет весьма полезна для развития города. Ну, точно полезнее прихода эсминца с десантом, который бы популярно объяснил, какую долю от товарооборота могут себе требовать папуасы за то, что живут в папуасии.
И так много разговоров о Сингапуре с его гениальным правителем — но как насчёт Гонконга? Он, что ли, нищая дыра? Да он всегда очень богатый был. И в семидесятые, когда его захлёстывали коррупция и оргпреступность, и сейчас, когда там всё миленько, чинно-благородно (включая оргпреступность и наркотрафик, которые научились не привлекать к себе слишком большое внимание).
И Танжер очень богатый, неплохо благоустроенный город. Но вот спроси кого на улице имя хоть какого-нибудь главы Танжера — хрен вспомнит (а каждый второй не скажет даже, где это).
И Макао — тоже очень прикольный город. Он, впрочем, не столько порт, сколько «китайское Монако». Но вот покуда имеет значительную автономию от КНР, как бывшая португальская колония, покуда там не натыкали всюду камер системы «социального рейтинга», покуда он сохраняет привлекательность для туристов — деньги текут рекой.
Что до Сингапура — то, конечно, крупный порт в важном месте привлекает большие деньги, это означает, что там открываются представительства всяких банков, страховых компаний, торговых домов, и они образуют некий запрос на прозрачные и честные правила игры. Честный суд и арбитраж. Им в конце концов просто надоедает пихать со всех сторон бабки в местных чинушей, пока те не лопаются или не сходят с ума.
А когда капиталом создаётся запрос на честный суд — он реализуется так или иначе. Хоть внешней администрацией, хоть суверенной местной. Просто, если одна местная администрация с этим не справится — значит, будет другая. Такая, которая справится. Потому что белые люди требуют качественного обслуживания своих финансовых интересов.
Ну и когда в принципе в азиатской стране заводится такое дело, как честный неподкупный суд — появляется возможность распространить его не только на разбирательства интернациональных (и транснациональных) игроков, но и на местные разборки. Типа, чтобы законы начали работать.
Так происходило много где, просто далеко не все так громко об этом кричали, как Ли Кван Ю. Вот это вот всякое, «пока не посадишь за воровство троих самых близких друзей — порядка не будет».
Гхм!
А может, не стоило водить дружбу с ворюгами, для начала? А если уж так сложилось, что друзья твои клептоманы, может, не стоило их ставить на важные государственные должности, где бы их стяжательские таланты могли раскрыться в нелучшем виде? И тут что глупее: не знать про своих старых друзей, что они воришки, или же, зная это — всё равно продвигать их на ответственные должности?
Вообще же, к «борьбе с коррупцией» у меня всегда отношение было неоднозначное. Я знаю слишком много случаев, когда эта борьба либо просто бывала фуфлом (и очередным распилом бюджета), либо же рисковала, действительно искоренив мздоимство, значительно ухудшить ситуацию. Ибо если коррупция есть, если люди охотно дают представителям власти взятки за те или иные услуги — ну, значит, она востребована. Возможно, законы такие, по сути своей, что люди готовы платить за уклонение от законных требований. Тогда-то ценность системы и будет определяться единственно возможностью «разойтись за половину протокола», а самым страшным кошмаром станет исполнение законов as is.
Для Азии это особенно характерно. У них всегда бывали идиотские и крайне недружественные к людям законы. Поэтому периоды возвышения того же Китая — это когда он «погрязал» в коррупции. А как удавалось протолкнуть жёсткий легизм — так вскоре и коллапс. Возможно, и сейчас так же будет, если товарищ Си решит всерьёз закручивать гайки и ломать межклановые коррупционные договорняки и положняки.
Что конкретно до Сингапура, то честно скажу, лично я там не был. Но друзья говорят: чистенько так, опрятненько.
Что, впрочем, неудивительно. Когда твой город привлекает серьёзных финансовых дядечек — у тебя будет интерес в том, чтобы сделать его чистеньким (банкиры не любят захламлённые улицы), будут и бабки на это.
Но, опять же, и какое-нибудь Дубаи — тоже и чистенькое, и красивенькое, жемчужина пустыни. Ибо тоже денег — что у дурака фантиков.
Насколько цивилизованны и умелы при этом правители ОАЭ? Ну, скажем так: они, сами по себе, разумеется, гораздо цивилизованней тех троглодитов, которыми приходится управлять. Но ОАЭ в целом как страна — конечно, говно то ещё. Вот со всеми пафосными небоскрёбами, с фонтанами, насыпными островами — всё равно дичь. Ну там Шариат действует — о чём можно говорить-то?
А в Сингапуре — там свои проявления азиатской дикости. Вот эти многочисленные запреты на всё-всё-всё и драконовские штрафы за нарушение. Кто-то считает, что неукоснительное исполнение таких законов может быть поводом для державной гордости, но я считаю, что такие люди в детский садик в своё время не находились, где бы воспитательница решала за них, когда и что делать, а чего не делать.
Говорят, эта жёсткая дрессура аборигенов, проводившаяся Ли Кван Ю, позволила поднять их уровень жизни на недосягаемую высоту и теперь они стали «более лучше одеваться».
Ну, рад за них. Вернее, похер. От Сингапура требуется, чтобы через пролив свободно проходили грузы, а всё остальное — малосущественно.
И когда проходят грузы — естественно, у Сингапура будут деньги. Как они есть у Гонконга, Танжера, Стамбула, Дубаи.
Но забавнее всего бывает слышать, будто бы России (или Украине) нужен «свой Ли Кван Ю». Который бы тоже навёл порядок железной рукой, и надо только потерпеть лет двадцать, и будет так же хорошо, как в Сингапуре.
Я уж не говорю о различиях в географии (и геометрии), но вот реально сложно допустить, что далеко не для каждого европейца Сингапур является эталонным примером «рая на земле»?
Как по мне (хоть я там и не был, но представляю) — довольно унылое местечко. Пусть и чистенькое. И если говорить о качестве жизни (а это очень оценочное и субъективное понятие), то для меня даже в путинской России оно гораздо выше (не говоря уж про Украину).
И качество жизни — это не про то, сколько калорий хрючила жрёт среднестатистический нищеброд или через сколько лет старческого маразма он окончательно отбрасывает коньки. Мне это просто не особо интересно для оценки той или иной страны. Мне интересно — интересно ли там. Насколько жизнь там бурлит — вот таково и её качество.
И вот Сингапуром Россия, конечно, никогда не станет, тьфу-тьфу, но повышение качества жизни, то есть, её увлекательности и пикантной непредсказуемости — это я обещаю. Будет интересно, stay tuned.