artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

Глубинные смыслы фильма Муви-43

Чего-то меня реально это кинцо зацепило — решил даже пересмотреть. А то подумалось: может, я охуел, что мне понравился фильм, набравший четыре процента у Тухлых Помидоров? Может, я чего-то нафантазировал, домыслил за авторов, чего там и близко не было? Хотя, вроде, смотрел в до скучного трезвом состоянии.

Нет, не нафантазировал. Скорее — там ещё новые смыслы и грани открываются, когда второй раз взглядом поскрести.

Вот взять финальную новеллу, которая идёт бонусом после титров. Про мультяшного котика Бизила. Который мечтает о зоогейском разврате со своим хозяином и ревнует его к подруге. Вступает с ней в борьбу, всячески провоцирует, вынуждает почти что убить себя с особой ожесточённостью на глазах у детишек, которые, возмутившись таким обращением с котиком, закалывают барышню пластиковыми вилками.

Здесь-то аллюзия совершенно прозрачная. Ну, «Чёрный кот» По — это само собой, куда ж без этого, но ещё — это, конечно, пресловутый Кот Шрёдингера. Которого обычно, пытаясь поумничать, суют куда ни попадя, но здесь он выполняет свою предписанную задачу: служит символом квантовой неопределённости.

В суперпозиции он обладает двумя состояниями: дружелюбие и враждебность. Но проявляются они — при наблюдении. Одно из. И в зависимости от наблюдателя. Для парня-хозяина котик будет дружелюбный, для девчонки — враждебный.

И тут, вообще-то, ей стоило бы задуматься: а может, дело в ней самой, что котик предстаёт перед ней как враждебная сущность? Ну в конце концов, даже если она увидела, как этот кот мастурбирует на фотки своего хозяина в плавках — какое её-то дело, на что мастурбирует гейский квантово неопределённый кошак? А если ей при этом ещё зримы в облачке фантазии кота на тему занятий оральным сексом со своим хозяином — то, может, самое время принять таблеточку, а не набрасываться на кота с лопатой? Тем более, на мультяшного квантово неопределённого бесплотного кота.

Эта финальная, «постапокалиптическая» новелла — выражаясь языком филологическим, будто бы «не пришей к пизде рукав» в общем наборе новелл, которые кое-как всё-таки пришиты к единой сюжетной пизде. Но это — только на первый взгляд. На самом деле — она несёт тот мессадж, который и мог бы предотвратить армагеддон. А именно: люди, будьте сдержаны и рассудительны. Не спешите ебашить лопатой мультяшных квантово неопределённых котов, заподозренных в фантазиях о сексе с вашими любимыми — и будет вам счастье.

Но если «венчающая» новелла, с этим котом, совершенно очевидна, то в начале может кое-где возникнуть некоторое недоумение. Вот в первой же новелле, которую отыскивают малолетки в Сети, собирая этот Муви-43.

Барышня идёт на свидание с элегантным деловым мужчиной, который всем хорош, но когда в ресторане снимает шарф — оказывается, что под подбородком у него, пардон, мошонка. И барышню это порядком шокирует, но, как ни удивительно, только её одну. Ни сам кавалер, ни посетители ресторана, ни персонал — не обращают на эту странность никакого внимания. Отчего барышня начинает думать, что сходит с ума.

Вообще, неплохая идея для молодёжного пранка. Технически — несложно такую накладку сделать.

Но главное — а чего эта барышня так шокировалась-то? Ну, увидела яйца у этого парня. Она всё равно их собиралась увидеть, она собиралась закрутить с ним флирт. Но увидела — чуть раньше. И — немножко не в том месте, где обычно их можно наблюдать.

Но — и что же? Ведь современная психология учит, что каждый человек, с детства — особенный. И вот у этого, значит, такая особенность — яйца на шее. И он что, обязан был предупреждать об этом подругу по чату перед личной встречей? «Вот там-то у меня родинка, там-то прыщик, а вот тебе подробная карта волос на моей жопе, чтобы ты заранее проверила на соответствие твоим эстетическим представлениям». Ну, глупо же. А где разумный предел подробности сведений о своей внешности, которые надлежит сообщать?

Да и потом, мода на ношение мужчинами гениталий на шее — появилась не сегодня и не вчера. По меньшей мере — века полтора назад. «Галстук» называется.

Конечно, галстук — это символ. Но — именно этого символ. Безо всяких фрейдистский догонов — именно генитальный символ, не меньший, чем когда-то был гульфик.

Поэтому, я не осуждаю, конечно, тех, кто носит галстуки — мне похер - но сам не носил вообще никогда. Впрочем, я просто ненавижу деловые костюмы как таковые: они и нелепы, на мой вкус, и неудобны. Ну а галстук... Каждому своё, конечно, но для меня это смешно всё-таки, такое ненавязчивое и практически неосознанное подчёркивание маскулинности. Намёк на то, что и на нижнем этаже чего-то подобное есть. Да если реально есть — уж барышни это и без галстука знают. «Баба — она сердцем чует», как говорится.

А вообще, ну нельзя исключать и того, что появится мода на ношение накладного скротума под подбородком. Так что, может, фильм опередил своё время в этом отношении, стал провозвестником грядущей моды. Пределы же возможного уродства вновь возникающей моды — нельзя предвидеть никогда.

Следующая новелла — про «домашнее обучение» любимого сыночка, которому любящие родители создают все условия, чтобы он, несмотря на домашнюю форму, не лишился ни учительского dark sarcasm in the classroom, ни буллинга от сверстников, ничего из того, что делает школьные годы незабываемо ужасными. И родаки стараются на полную, с фанатизмом и любовью, вдвоём отыгрывая все роли притеснителей своего чада, доводя его до суицидальных мыслей уже в двенадцать лет, а к шестнадцати — до тихого умопомешательства.

Реально забавно. Хороший стёб над всеми сразу педагогическими концепциями, доведёнными до абсурда. Хотя, если честно, никто ведь не может толком ответить на вопрос, что есть сотворение родителем блага для своего ребёнка. То ли «обволокнуть» любовью со всех сторон, то ли he who spares the rod spoils the child.

Да, ну особенно мне понравилась та новелла, где в корпорации, выпускающей хранилища аудиофайлов в виде голой тётки, разбирают досадные случаи, когда клиенты-подростки чего-то суют в «вага-порт», а там расположен вентилятор, и происходят серьёзные травмы.

Особенно понравилось:
«Мальчишек привлекают голые женщины...» - «Наши исследования это не подтверждают».

Ну вот кто имел дело с корпорациями на стадии обронзовения — он оценит реализм маразматичности. Да, вот именно так бывает и в капиталистических корпорациях, когда они превращаются в подобие старины Советского Союза, думая, что «слишком большие, чтобы позволить упасть».

Серьёзно, вот фильмец, вроде, непритязательный совсем — но он умнее многого, что доводилось смотреть. Он заставляет задумываться.

Возможно, именно по этой причине многие критики и зрители заладили причитать о какой-то несусветно похабной и дискомфортной натуралистичности — которой, на самом деле, там нет. Уж точно не больше, чем во многих классических комедиях Брукса, Ц-А-Ц, в той же Догме (да, местами она мне нравится).

Но за последние лет тридцать «постмодерновая комедия абсурда» стала довольно таким «техническим» жанром, где «я угадал, что именно пародируется» означает «я молодец». И — получи свою палочку удовлетворения.

А вот здесь, в Муви-43 — нет, это так не работает. Там реально думать надо. Там ситуации такие создаются, что думать надо. Жизненные ситуации.

Вот скажем, если ты, желая помириться с другом, поймал леприкона, чтобы стребовать золота за его свободу, и фею-сильфиду (с крылышками), которая сосёт болты за золотые монеты — то куда, спрашивается, фея девает золото, и почему нельзя просто заставить её проституировать в обмен на базовое жизнеобеспечение?

И таких вопросов, философских, этических, нравственных, в фильме много. Но это не белые пятна сценария — это чёрные дыры притяжения ума.

P-s.: Да, посмотрел этот фильм (так, местами) - в разных переводах. В гоблиновском и негоблиновском.
В последнем - там очевидно сглаживали углы, чтобы уложиться в какой-то благопристойный прокатный рейтинг. То есть, переводчик и редактор соображали, что было в оригинале - но просто перевирали, смягчая. Вроде того, что в оригинале "один чел, посмотрев этот фильм, забежал в церковь и пытался поиметь монашек" (ну, там используется слово hump, что в современных реалиях употребляется, чаще всего, для характерного поведения собачьих кобельков в отношении ноги).

У Гоблина - смысл передан верно. "Пытался отодрать монашек". В переводе для проката - "Один чувак выскочил на улицу голым и дико орал". Но если и так - то и чё, спрашивается? Да мало ли где какие делирийные граждане голыми на улицы вываливают и орут? Никакой сенсации, никакого скандала вообще. Но, видимо, таковы были требования к "официальному" переводу, что нужно перевирать и замалчивать для какой-то "благопристойности".

В общем, если в переводе смотреть - то Гоблина (как бы ни относиться к нему как человеку... но лучше и относиться к нему не как к человеку, а как к Гоблину).

А ещё лучше - в оригинале, конечно, смотреть. Потому что вот оценить актёрскую игру, как они там эту лажу с серьёзными фейсами озвучивают - можно только в оригинале.

P-s.: Да, доводилось видеть и в благожелательных рецензиях на этот фильм такие замечания, что некоторые новеллы забавные, а некоторые всё же скучноватые. Вот как баскетбольная новелла, где тренер накручивает первую негритянскую сборную в духе "мы победим, потому что белые не умеют прыгать" - и они побеждают. Понятно, говорят, что пародия на этот жанр "спортивно-мотивировочных" кинцов, как и стёб над "отомстим за четырёхсотлетнее рабство" - но как-то затянуто, несмешно.

Но нужно просто помнить, при каких обстоятельствах эта новелла запускается. Ибо фильм, конечно, состоит из разных новелл, но они в определённом порядке нанизаны и не бесцельно.

И вот случился апокалипсис, несчастный парень, изнемогая, крутит колёса кресла-каталки, видит среди всеобщего погрома чудом уцелевший ноут, ползёт к нему, волоча отказавшие ноги, запускает...

Ноут предлагает "восстановить мир, как было", долго издевается, запрашивая подтверждения "а ты точно уверен, что да?" "вот прямо точно-точно?" "вот прямо на все сто точно-точно?", а потом обламывает: "К сожалению, восстановление мира невозможно, но я могу показать киношку".

И показывает вот эту пафосную шнягу. Про то, как в грёбаном 59-м году какие-то негры героически обыграли белых в баскетбол, потому как тренер раскрыл им глаза, что они прыгают лучше белых. Это вот самое важное событие в человеческой истории и это самое окрыляющее шоу для постапокалиптического паралитика, "спортивно-мотивировочный" фильмец про прыгучих негров.

Забавна не сама по себе эта новелла (хотя моменты есть). Забавно (хотя и цинично) - то, когда и кому она показывается.
Впрочем, если лет через сто на Землю прилетят алиены, заценят руины наших городов и уцелевшие произведения искусства последних десятилетий человечества - они сделают вывод, что мы истребили себя в войне за политкорректность во имя ещё большего добра.

Об этом Муви-43 тоже заставляет задуматься.

Tags: кино, философия, этика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments