Признаться, прежде я имел несколько превратное представление о таком явлении, как «квантовая запутанность». Поскольку слышал о нём вскользь из всяких скорее популярных, нежели научных источников. И там утверждалось следующее.
Берутся две частицы, «спариваются» друг с другом, сиречь «запутываются», для чего есть разные методы, и с тех пор они образуют единую систему, даже если разнести их на большое расстояние. И что будто бы воздействие на одну частицу тотчас воспроизводится в поведении другой.
В такой трактовке, конечно, это означает практически готовую возможность мгновенной связи. Ну, эти частицы — как «стрелки осциллографа» будут. Знай только воздействуй на одной стороне — и фиксируй поведение на другой. Чисто техническая задача.
Но, вроде бы, там всё сложнее и каверзнее.
Почитал вот эту статью, где квантовая физика разъясняется на пирожных, символизирующих частицы. Да, это гораздо приятнее, чем дохлые кошки.
Значит, насколько понял, у спутанных частиц действительно имеется корреляция по свойствам. Которая устанавливается при измерении. Но засада в том, что при измерении любого параметра — корреляция тотчас пропадает, как и само состояние запутанности. Причём, этот разрыв запутанности — происходит со скоростью, очень сильно выше световой, на данный момент представляющейся нам мгновенной.
То есть, вот допустим, что у пирожных бывает два квантово изменчивых параметра. Цвет и форма (ну, понятно, что у элементарных частиц немножко другие параметры, а это условность). Пирожные бывают либо красными, либо зелёными, а также либо круглыми, либо квадратными.
Если мы квантово запутаем два пирожных — то мы не знаем, какими они окажутся, когда мы откроем коробочки. И открыв коробку, мы можем замерить либо цвет, либо форму (такая условность). Но когда мы это сделаем с одним пирожным и узнаем, что оно решило быть зелёным — то и второе тоже окажется зелёным. Потому как — между ними была эта невидимая ниточка. Однако же, произведя измерение — мы её разорвали. И теперь если мы захотим измерить форму — никакой корреляции не будет. Ибо система разрушена.
И вроде как получается, что мы не можем использовать эту запутанность для связи на расстоянии.
Ну вот запутали мы два десятка пирожных. С одной коробкой чувачок на Сириус улетел, другая — на Земле осталась. И как он нам передаст какое-то сообщение? Вот начнёт он вскрывать свои коробочки и измерять, скажем, цвет. И окажется у него три красных пирожных, семь зелёных. И у нас то же самое окажется. Но это так себе передача информации. Мы просто будем знать, что у него такой же набор, как у нас. Но мы это и так знали.
Что нам действительно нужно узнать, так это имел ли место с его стороны осмотр пирожных, после которого запутанность исчезает.
Как это можно узнать? Допустим, договорились с ним, что он будет смотреть цвет, а мы — форму.
Но это нам ничего не даст. Вот открыли коробку и увидели, что пять пирожных круглых, пять квадратных. Как из этого сделать вывод, существовала ли запутанность до того, как мы посмотрели, или уже была разорвана? Да никак.
Однако же, насколько я понял, спутывать можно не по две частицы, а и по три (или больше). И вот тут становится куда интереснее.
Значит, делаем десяток любовных треугольников из пирожных, раскладываем в три коробки. Две остаются на Земле, а с одной чувачок улетает... пусть не на Сириус, а, скажем, на Титан. Это всё ещё Солнечная система, но это довольно далеко, общение по радио будет муторным. Однако ж, можно синхронизировать часики.
И вот мы договариваемся, что в определённое время он может открыть свою коробку и заценить цвет пирожных. После чего запутанность спадёт. А может — не делать этого.
Мы же, дождавшись условленного срока и дав ему время, открываем свои две коробки. И оцениваем форму.
Если в обеих у нас получается, скажем, четыре круглых, шесть квадратных — это значит, с большой вероятностью, что запутанность существовала на момент нашего наблюдения (ну, чтоб вероятность стремилась к определённости — пусть будет сто пирожных, когда пропорции круглых и квадратных в наших двух коробках уже не могут быть случайными совпадениями). И это значит, что наш парень на Титане — не открывал свою коробку, чтобы посмотреть цвет. А значит, он только что передал нам сигнал «ноль».
Что ж, лиха беда начало. Какой-нибудь миллиард спутанных троек да предварительная договорённость о последовательности вскрытия их групп — и можно передать уже довольно большое сообщение бинарным кодом, который выстраивается из фактов открытия или неоткрытия коробочек далёким корреспондентом. И мы можем узнавать этот факт, сравнивая две свои коробки по истечении оговоренного времени.
Если, конечно, я правильно понял. А то ведь квантовая физика — такая вещь, где и сами учёные любят козырять тем, насколько непостижим предмет их исследований.