Давеча Илон Маск запустил очередную девятку с еврейским лунным трактором и индонезийским спутником. Успешно, включая посадку первой ступени. Это радует.
По этому поводу, while I'm still on my sci-fi flicks flaying spree, решил заценить фильмец 2009 года «The Moon”. И неожиданно — понравилось.
Возможно, потому, что в нём нет томно-мутных вечно плаксивых тётенек, одухотворённых до одышки. Нет и пафосных балаболов, приплющенных грузом ответственности за всё человечество, но всю дорогу почему-то решающих исключительно личные проблемы. Нет и «балластных» персонажей, в нужный момент прикладывающих палец ко лбу и восклицающих: «О, а здесь, по скрипту, я должен совершить самопожертвование, настолько бессмысленное и беспощадное, чтобы зритель точно разрыдался или хотя бы прикрыл ладонью зевок».
Строго говоря, в этом фильме вообще не очень много персонажей. Два в одном (два клона с разными характерами) в исполнении Сэма Рокуэлла - да голос Кевина Спейси в железном теле робота. Ну и буквально на пять секунд появляются там в мониторе ещё какие-то лица, но они не сказать чтобы очень важны.
И вот с таким, прямо скажем, минималистским кастингом — получился весьма даже приличный фильм. Небезмозглый — но и без зауми. Напряжённый — но не напрягающий. Психологичный — но не тоскливо-сопливый.
При этом, все собственно фантастические идеи, которые там припряжены — не назовёшь «революционными», мягко говоря. В тех или иных сочетаниях — сто раз было. Но это совершенно не важно, там и задумка такая, что «фантастические» для нас вещи воспринимаются как обыденность, хотя порою и немножко шокирующая. Ну, типа, узнать, что конкретно ты — клон, когда сама по себе возможность клонирования людей самоочевидна.
Предупредив о неизбежных спойлерах — перейду к сюжету.
Естественно, Землю чуть не угробили в очередной киношный раз, бездумно сжигая её природные ресурсы, но вовремя спохватились и наладили добычу гелия-3 на Луне. Чтобы, значит, теперь уже разумно, термоядерно сжигать лунные природные ресурсы и гробить лунную экологию (впрочем, ей-то хуже не будет).
Приисков на Луне, вероятно, несколько, но действие происходит на одном из них, на обратной стороне. Там пашут три комбайна, а обслуживает их один-единственный чувак, живущий на станции, Сэм Белл.
У него контракт на три года — которые как раз на исходе. Скоро вернётся к жене, к дочке. И, в общем-то, пора. А то уже и нервишки стали пошаливать, и глюки одолевают — аж робот станционный, этот самый Герти с голосом Кевина Спейси, тревожиться начал за здоровье.
Но объезжая на ровере комбайны и собирая спайс гелий, Сэм ловит очередной глюк, пригрезив себе человеческий силуэт на полях (и мёртвые с косами вдоль дороги стоят), таранит харвестер и отключается.
Дальше мы наблюдаем Сэма в лазарете, он приходит в себя, помнит, кто он — но не помнит обстоятельств инцидента. Герти объясняет, что это закономерные последствия небольшого сотрясения, поэтому лучше полежать-отдохнуть.
Но Сэм рвётся в бой, в битву за урожай, даже устраивает небольшую аварию, несёт бред про метеоритный дождь (очень маленькие метеориты, и низенько-низенько пролетали), говорит, что ему обязательно нужно осмотреть купол снаружи — и таки уламывает Герти, чтобы тот его выпустил.
На этом месте я подумал, что на самом деле Сэма глючит. Ибо уболтать робота, развести на «Ну пожалуйста, я только одним глазком» - это серьёзно? Он бы ещё взятку ему предложил.
Я подумал, что сейчас будет всякий треш и угар, вроде нашествия алиенов и героической обороны станции от них, а потом Сэма приведёт в чувство спасательная команда с Земли, укоризненно цокая: «Нахрена ж ты здесь всю мебель покрушил?»
А вот потому что — нехер запечатывать одинарного живого человека на той станции аж на три года. Нехер так крохоборствовать. Пусть специалист по обслуживанию техники нужен и один на прииск — но уж можно потратиться на блекджек со шлюхами для него, чтоб не закисал.
Но в фильме оказался немножко другой твист. Сэм доехал до места аварии — и нашёл внутри покоцанного ровера, в общем-то, себя. Ещё живого, хотя и подхватившего лучевую болезнь в скорлупке вездехода. Притащил на станцию, уложил в лазарет — и понял, что никакой он не Сэм, а всего лишь «человек, похожий на Сэма».
То есть, что когда настоящий Сэм убился об комбайн, Герти просто «разморозил» клона. Но это наводило на мысль, что и тот Сэм, который убился об харвестер — тоже ненастоящий. В смысле, не первый.
Так и оказалось после некоторого расследования, в котором, несколько неожиданно, помог Герти. К слову, этот робот порадовал тем, что не андроид, а старая-добрая такая коробка с многофункциональными манипуляторами, перемещающаяся в пределах станции по направляющим под потолком. Ничего не имею против андроидов и Бостон Дайнэмикс, но для сервисного робота — именно такой «стационарный» дизайн будет разумным. А вот почему у них при этом нет автономных роботов для работы на поверхности Луны за пределами купола — это уже другой вопрос.
В общем, оказалось, что у этой корпорации Лунар, по добыче гелия, имеется уже много лет как опробованная бизнес-схема с инновационным подходом к трудовым отношениям.
Изначально — действительно был чувак по имени Сэм Белл. Он отработал свои три года, вернулся на Землю и живёт там с семьёй. Но при этом его клонировали, а клонам — имплантировали кое-какие его воспоминания, особенно — про жену.
Вот тут — краешком затрагивается один из самых важных и принципиальных вопросов футуристики.
Создать клона как генетическую копию исходника — видится возможным и сейчас. То есть, выращивание из неполовой клетки зародыша — это и в девяностые делалось, с овечкой Долли, а получение сразу полной и взрослой клон-тушки за несколько недель в питательном бульоне — это classified, но это возможно.
Правда, эта тушка будет иметь «стерильное» сознание. Но пригодное к обучению. Там вполне человеческий мозг, который можно наполнить знаниями (за многие годы, как, собственно, и дети ими наполняются) — и будет полноценная личность.
А можно — не морочиться этим, а просто вырастить клон-тушку ветерана войны, потерявшего на той войне ногу, да отчекрыжить тушке ногу и пришить ветерану (она приживётся идеально, когда взята от полной генетической копии).
Думаю, понятно, какого уровня тут искушения — и какого уровня тут возникают этические проблемы. Понятно, почему такие технологии, даже если они созданы — classified.
Но вот если говорить не про обучение клона, а про перенос чужого сознания в его мозг — это уже совсем другое. Если удастся как-то оцифровывать личную память, делать «слепок сознания» да внедрять в клон-тушку — это будет означать практически абсолютное бессмертие.
У моего друга Лёшки Зимина в детстве был цикл фантастических рассказиков под игривым названием «Жёлтый мёд мозгов». Где всё вертелось вокруг этого, что можно сохранять свою личность в любой момент времени, а если тебя грохнут — то этот цифровой слепок тебя загружается на клон-тушку, выращенную из твоего генетического материала, и вот ты снова живёхонек, такой же, как и был, а все потери — те несколько часов, что прошли от последнего сохранения. Соответственно, убийство превращается во что-то вроде бесцеремонного похлопывания по плечу, а война — в игру в салочки.
Ну и это всегда умиляло в фантастике (не Лёшкиной) — какое странное находят применение технологиям имплантации воспоминаний. Типа, давайте мы пропишем в вашем мозгу, будто вы были на Марсе.
Да чего за херня? Если станет возможно копировать и записывать воспоминания, с мозга на мозг как с диска на диск — это бессмертие. Гораздо более бессмертное бессмертие, чем просто физическая живучесть. Это гораздо круче, нежели чем победа над болезнями и биологическим старением организма. Это такая революция будет, какой никогда прежде человечество не знало.
И вот в этом фильме, The Moon, намекается, что нечто подобное освоено. И выращивание клон-тушки, и прописывание в неё одной и той же личности. Не без изъянов, поскольку происходят всё-таки некоторые накладки при клонировании, отчего изделия и различаются темпераментом, но — очень близко к тому, ключик нащупан.
И что делает корпорация «Лунар» с этим своим инструментом, как использует его?
Да штампует клонов комбайнёра, три года кормит их надеждой вернуться на Землю в объятия фейковой семьи, подсовывая старые записи и объясняя невозможность общения в реальном времени поломкой спутника связи, а когда три года проходят — доверчивый клон ложится в капсулу якобы для транспортировки, а его утилизируют (но он умирает с улыбкой на устах).
И вот фильм — он хорош, реально. Настолько хорош, что не хочется цепляться к несуразностям. Он — смотрится, а это главное для фильма, в моём разумении.
Особенно радуют — вот мелкие такие штришки, мелкие «человечинки». Вроде того, как шестой клон Сэма, решив слинять с базы вместе с грузом, в последний момент перед стартом решает, что будет свинством оставить седьмого уже размороженного клона без прямой связи, а потому направляет комбайн на вышку-глушилку. Зачем это нужно технически, громоздить вокруг прииска башни-глушилки, чтобы изобразить поломку спутника и лишить обитателя быстрой связи с Землёй — сложный вопрос. Но вот так. Элемент условности. Но подкупает, как этот шестой клон решил позаботиться о седьмом, когда они даже не знакомы, хотя и разделяют общую ДНК.
И поскольку фильм хорош, то, ей-богу, даже не хочется ставить в упрёк эксплуатацию этого штампа про бесчувственные и безжалостные корпорации, движимые одною лишь алчностью.
Если в каком-то фильме фигурирует корпорация — то она должна быть бесчувственной, алчной и безжалостной. Что-либо иное — будет восприниматься примерно так же, как фильм про большую белую акулу, которая не жрёт купальщиков, а выталкивает утопающих к берегу. Ибо все же понимают, что грейт вайт должна неистово жрать купальщиков (даже когда кричит: «Уймись, Спилберг, я столько и за полгода не переварю!» - её не слышат в водной толще), а акулы капитализма должны максимально цинично наживаться на чужой беде и смерти.
Но вот будучи акулой капитализма, топ-менеджером весьма крутой ТНК силового профиля, я прикинул, как бы мы(!) организовали добычу гелия-3 на Луне, если б это оказалось востребовано (пока — лишь в теории).
Для начала, поскольку это не очень годная для человека среда, - был бы упор на максимальную автоматизацию и роботизацию всех процессов. Так, чтобы роботы чинили роботов. Со стремлением к тому, чтобы постоянное присутствие человека там вообще не требовалось. Но если требуется, как «финального ремонтника роботов» — то лишь в пределах защищённой базы.
При этом, главное требование к такому человеческому персоналу было бы — психическая стабильность. Ибо если поедет крыша, в заведомо стрессовой ситуации, - то он может там чёрт знает что устроить. Парализовать прииск, который приносит многие-многие миллионы баксов, и вогнать нас в немеряные расходы по восстановлению работоспособности.
Поэтому, с точки зрения холодного чистогана — мы должны следить за тем, чтобы у персонала на месте всё было благополучно. На фоне тех убытков, какие может создать их огорчение и съезд по фазе, - любые зарплаты оправданы. Ну, в пределах разумного.
Скажем, десять тысяч долларов в месяц — это нормально, чтобы подыскать кандидата на такую работу, погонщика комбайнов и роботов на Луне? Если нет — то двадцать. Пятьдесят. В принципе, пофиг. Это пренебрежимо малые суммы от объёмов бизнеса.
Главное — чтобы чел был уверен, что его не кинут. А для этого - желательно его и не кидать. Никого не кидать. Ну вот так просто.
Ну и потому — очень дурацкая мысль, сэкономить какие-то сотни тысяч долларов на персонале, ключевом для бизнеса в миллионы и миллиарды, используя обманутых клонов.
Это всё равно как за штурвал Боинга сажать филиппинок, прошедших трёхмесячные курсы на флайт-симуляторе, а когда они постигают английский из разговоров с диспетчером и могут начать качать права — топить в море и заменять на новых.
Вот почему вообще пилоты авиалайнеров имеют зарплаты, мягко говоря, выше средних? Потому, что их деятельность требует какой-то особо уникальной квалификации? Вот такой, что прямо в десять раз выше квалификации школьного учителя с тем же стажем?
Нет. Но наш мир суров. И в формуле оплаты труда решающим является не то, какую ты квалификацию имеешь, а то, какой урон могут нанести твои действия или бездействие.
И вот если школьный учитель, взбеленившись, запустит куском мела в лоб какому-то борзому малолетке — все только посмеются.
Если примерно так же сорвётся командир воздушного судна — это может кончиться тем, что об землю ухлопается машина в пятьдесят миллионов долларов и её содержимое ещё на двести-триста.
Да, конечно, это всё застраховано — но ведь и страховые компании имеют свои рейтинги, кому какие тарифы выставлять.
И пассажиры, в конечном итоге, тоже могут начать обходить твою компанию стороной, когда её рекламный слоган: «Мы бьёмся не чаще, чем ваша машина глохнет на трассе».
На фоне таких ставок - ну вот как-то не кажутся завышенными зарплаты пилотов. Только б у них было нормальное физическое и душевное самочувствие, только б никому не пришло в голову сказать: «А гори оно всё огнём!» и направить машину к земле.
Нет, полностью нельзя исключать такое помешательство при любой зарплате, но всё-таки, ты, руководствуясь соображениями «холодного чистогана», очень заинтересован, чтобы как можно реже случалось подобное.
Но и ладно пилоты, которые отвечают за вопросы жизни и смерти (а повышенный падёж клиентов — это всегда убыток). Но вот зачем, скажите на милость, кинокомпании отстёгивают столь жирные миллионы кинозвёздам? Да, конечно, те обладают талантом — но вот можно подумать, он только при миллионных гонорарах может раскрыться. А если платить, скажем, десять тысяч долларов за роль — то звезда взбрыкнёт, откажется сниматься и пойдёт работать валяльщицей на фабрику.
Ага, щаз. Как показывает опыт советского кино (а в Союзе не было этих мерзких корпораций и этого богопротивного капитализма, там всё было для народа, социализм и сплошное благоухание) — актёры будут актёрствовать и практически даром, за еду. Просто потому, что им это нравится.
И ведь капиталистические кинокомпании — могли бы захомутать актёров так, чтобы те работали тоже «за еду». Запросто. На заре карьеры, когда старлетка на всё готова, только б дали хоть какую-то роль — сажать на компромат. Требовать, скажем, чтобы задушила на камеру котёночка. Кто её потом любить будет, если это вскроется? И на этом — держать. Экономя на гонорарах миллионы (когда станет звездой).
Но вот жизнь устроена так, что, во-первых, капиталистическим корпорациям приходится заботиться о репутации, а во-вторых, актёров (как и одиноких лунных погонщиков комбайнов) приходится максимально оберегать от стрессов, а не загонять в стрессовые ситуации.
Актёры — и так-то натуры творческие, утончённые, а попробуешь прессануть — того гляди захандрит посреди съёмок, в которые уже многие-многие миллионы вгроханы, и запорет процесс. Уж себе дешевле договариваться по-хорошему и отстёгивать столько, чтобы не было обидно, чтобы человек не считал себя кинутым. Если он примерно представляет себе размер кассы — то вот будет претендовать на ту долю, какую считает справедливой. И поторговавшись — придётся поделиться. Без кидалова. Ибо иначе с тобой впредь никто дела иметь не будет. Звериный оскал капитализма.
Но когда речь идёт о клонах на далёкой Луне — корпорация, имеющая многомиллиардные обороты в энергетике, всё-таки не удержится от того, чтобы сэкономить пару копеечек, обманывая и убивая несчастных своих комбайнёров? Потому как никто не узнает, а клоны эти — вообще никто, у них даже паспорта нет?
Ну вот если отбросить все моральные соображения, то всё же «выгода» и риск репутационного ущерба, если протечка случится, - настолько несопоставимы, что любой вменяемый буржуин покрутит пальцем у виска, если ему предложат такую схему.
А что протечки не случится — гарантировать не может никто. Вообще-то, корпорации довольно пристально наблюдают друг за другом, пытаются постичь чужую кухню, быть в курсе. Ну и выяснить, что на самом деле эта Лунар не возвращает персонал на Землю по истечении контракта, а «увольняет» по упрощённой процедуре — совсем несложно даже при нынешних технологиях. А уж как используют конкуренты такую информацию — думаю, понятно.
Но и на самом деле, как ни покажется кому-то странным, люди зарабатывают большие деньги — вовсе не для того, чтобы творить какие-то гнусности ради денег. А ровно с противоположной мотивацией — чтобы обрести некоторую свободу морального выбора, избавиться от необходимости рвать глотки за корку хлеба.
Конечно, буржуины не всегда ведут себя безупречно, но всё же — это самая моральная часть общества. Это люди, которые хоть иногда могут поступаться личной материальной выгодой ради благородства — потому что могут это себе позволить.
И это, конечно, та правда жизни, которую никогда не признает широкая общественность. Это слишком дискомфортно психологически, признавать не только материальное, но и моральное превосходство буржуинства.
Куда как комфортней — рисовать в воображении циничных капиталистических мутантов, которые, «как известно», «за триста процентов прибыли готовы на любые злодейства» (и поэтому Майкрософт вшивает в свои программы вирусные закладки, чтобы обчищать электронные кошельки клиентов, а Дюпон продаёт химическое оружие террористам).
Стяжательское злодейство корпораций — это стереотип, с которым абсолютно бесполезно бороться, который бесполезно развенчивать. Широкие народные массы сделаются слишком несчастны, если признают буржуинов за тех, кто они есть на самом деле: такие же люди, как и прочие, но только чуть-чуть умнее, энергичней и при этом нравственней. Худшей напастью для народного духа — может быть лишь появление некоррумпированных чиновников.
Поэтому, естественно, в фильмах корпорации обязаны творить злодейства из корыстных побуждений и быть готовыми удавиться за копейку. Что и делает эта Лунар. Штамп — но совершенно неизбежный.
При этом, повторю, фильм хорошо снят — поэтому не хочется цепляться к идиотичности того, как именно Лунар обманывает своих «морских лунных свинок». Вот прямо так, что при первой же нештатной ситуации очередной клон находит предшественника и всё понимает.
Но всё-таки, пожалуй, самое нелепое — это вышки-глушилки, ломающие быструю прямую связь с Землёй. Вот нахрена так морочиться?
Ну допустим, тебе нужно, чтобы твоей «селенит» не имел возможности общаться вживую, названивая томными лунными вечерами школьным друзьям и подругам.
Так это очень просто делается. Вот берёшь — и говоришь ему в лоб, честно, что у него не будет такой возможности. Ибо это стратегический объект особой важности, вызывающий закономерный интерес у самых разных персон. И не то что мы тебе не доверяем, парень — иначе б не направили на такой объект — но всё же ты технарь, а не спецслужбист. А на контакт с тобой — могут пытаться выйти спецслужбисты. И перехватывать трафик — тоже. Поэтому, извини, но мы должны держать под контролем всё твоё общение с Землёй. Проверять все мессаджи в оба конца перед тем, как пропустить.
Да, люстрация и цензура — это неудобство. Как и пункты о неразглашении. Но это такое неудобство, которое входит в контракт и компенсируется адекватным образом. Ведь ты же не думаешь, что тебе платят такие бабки только за то, чтобы ты пинал комбайны? На объекте — ты офицер, лицо должностное, а данный статус подразумевает необходимые ограничения и неудобства.
И никакого цирка со «сломанным» спутником, который три года якобы не могут починить или заменить.
Но, правда, если б эта Лунар действовала разумно — то она б не гробила своих сотрудников, для начала, и тогда б никакой интриги не было. Однако, корпорации положено быть обуреваемой жаждой наживы и творить бессмысленные злодейства самым кретиническим образом. Тут ничего не попишешь.