artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

О фильме "Прибытие"

Стоило мне намедни написать, как раздражает в новейших фильмах имбецильно-благонамеренная глубокомысленность, невыразимо тоскливая, аутично серьёзная и притом совершенно детсадовская, - как довелось посмотреть ярчайший образчик сего.

«Прибытие» (Arrival), 2016 год.

Вот абсолютно всё, о чём я говорил.

Идиотские разговоры о банальностях, подносимых, как пронзительные откровения.

Тётенька с еблетом настолько одухотворённым и задумчивым, что круче бывает только у срущей кошки. На вид не страдающая никакими болезнями, но перманентно полуобморочная от переполняющего её телесную оболочку богатства внутреннего мира, вечно задыхающаяся и лепечущая так, как будто у неё непреходящий приступ стенокардии и астмы одновременно. Как же, блин, достал этот типаж «ответственного гениального учёного, который не такой, который не такой, как все»! И что они там делают с актёрами, чтобы довести их до такой плачевной кондиции?

Ну и, конечно, полнейшая дичь во всём происходящем. Ни логики, ни здравого смысла — как если бы сценарий писал семилетний ребёнок. Причём, инопланетный семилетний ребёнок, знающий о психологии землян по книжкам. По очень примитивным книжкам с аляповатыми картинками.

На самом деле, поразительно, как можно было на такой теме, как первый контакт с алиенами (ну да, на оригинальность претензий нет) — снять такой удивительно пустой, безмозглый и скучный фильм.

Причём, в отличие от того же Интерстеллар, где всё же приятная картинка, — и снято ещё как-то очень убого. Вот всё — как будто альфа-версия компьютерного шутера на заре трёхмерного моделирования. Всё монотонно серое или зелёное — и только что полигоны не торчат. Причём, съёмки-то натурные, не CG – но вот умудрились снять как-то так, что это производит впечатление очень хреновой компьютерной графики на минимальных настройках.

Но это можно было бы простить — будь всё-таки в фильме какая-то осмысленность, какое-то интересное действие, яркие персонажи и их диалоги, всякое такое. Ничего этого нет.

Ей-богу, вот столь ругаемое многими бондарчуковское «Притяжение», на схожую тему — всё-таки гораздо лучше сделано. Там-то, по крайней мере, есть стёб, местами остроумный.

Здесь, в «Прибытии» - всё убийственно серьёзно и столь же кретинично.

Да, конечно, я не могу считать себя специалистом по поиску «глубоких смыслов». Равно как и выдающимся интеллектуалом себя не считаю. В нашем мире понятие «глубокий смысл» обычно переводится как «некое невнятное мычание, в котором каждый волен видеть всё, что ему угодно», а «интеллектуал» означает «этот парень считает себя очень умным, но не удосужился придумать, на каком основании, ибо это ниже его интеллектуального достоинства».

Я как-то привык больше довольствоваться обычным здравым смыслом. И когда нет даже его — честно, как-то не очень доверяешь способности создателей просветить тебя на предмет смыслов глубоких и великих. И когда создатели напрочь игнорируют хорошо известные человечеству знания, с умным видом лепя какую-то лютую отсебятину — немножко сомневаешься в добросовестности их отношения к делу.

О чём конкретно я?

Этот фильм, в значительной мере — о «трудностях перевода» при первом контакте. То есть, это проблема, которую они решают, обнаружив в двенадцати уголках Земли прибывшие космические лоханки с алиенами. Соответственно, главная героиня — лингвист.

Есть там в американской переговорной группе ещё и физик, но он существует больше для мебели. Чтобы разговаривать с алиенами «по-физически» - для начала нужно научиться разговаривать с ними хоть по-каковски. Поэтому — лингвист и пробивает барьер.

А чтоб было понятно, насколько она крутой лингвист (the best in the US, my ass!) - показывают, что она преподаёт в университете, и как раз в день прибытия алиенов собирается дать студентам обзорную лекцию о португальском языке. Обещает рассказать, чем он так выделяется среди прочих романских языков.

На этом месте я задумался: а и чем же португальский так выделяется среди прочих романских языков? Тем, что некоторые рассматривают его как диалект испанского?

Серьёзно, вот если про французский сказать, что он стоит особняком среди прочих романских — это будет понятно. Он действительно гораздо сильнее трансформировался от исходной латыни. А португальский? Ну, да, это всё же отдельный язык, скорее, а не «диалект кастильского», но вот я, более-менее зная испанский, в принципе нормально понимаю португальскую речь (хотя специально этот язык никогда не учил). С французским — так не прокатит.

При этом понятно, что каждый язык имеет какие-то своеобразные отличительные черты (иначе б и не считался отдельным языком), но утверждение, что именно португальский как-то особенно выделяется среди романских — по меньшей мере странное. Это звучит примерно как «сейчас я расскажу, почему белорусский язык так выделяется среди прочих славянских».

Соответственно, в лингвистической квалификации тётеньки — сразу возникают некоторые сомнения (равно как и в наличии консультантов-лингвистов у фильма про преодоление языкового барьера).

Впрочем, таковых сомнений нет у американской военщины, которая заявляется к этой тётеньке и просит перевести с «алиенского» какие-то хрипы на флешке, потому что в своё время она помогла военной разведке, переведя с фарси переговоры неких «повстанцев». И полковник очень удивляется, когда тётя говорит, что не может просто так перевести две пятисекундные фразы, что ей нужно всё-таки чуть более плотно пообщаться с носителями.

Как же так? - говорит полковник. - А в случае с фарси вам ведь хватило и аудио.

Ну да. Ведь известно, что пришельцы, прибывшие позавчера, и иранцы — это примерно одно и то же. Персы ведь тоже сравнительно недавно появились в поле зрения европейцев. Ещё во времена Эсхила были в диковинку. Правда, Леонид с Ксерксом уже как-то могли общаться, пусть и лаконично (с лаконийской стороны).

Но логика генерала в принципе понятна. «Если эта тётка умеет в иностранные языки, то, значит, такой в ней перк, и, значит, любой язык разберёт, вот хоть бы и алиенский. Это, наверное, универсальная магия, знание чужих языков».

Логика — примерно как в байке про солдата, который учил в школе немецкий, а поэтому, когда в армейский клуб привезли монгольский фильм, то его и назначили переводить. Один же хрен, все остальные вообще никаких иностранных языков не знают, а у этого интеллигента — может, хоть как-то получится.

Ну и понятно, что полковник военной разведки должен быть одновременно олигофреном и потрясающе невежественным чурбаном. Ведь таковы условия конкурса в военную разведку.

И тем более понятно, что в распоряжении Пентагона не может быть собственных, военных переводчиков с фарси. Ведь Иран рассматривается Штатами как одна из главных угроз национальной и глобальной безопасности всего каких-то сорок лет, с их Исламской Революции. Само собой, за столь скудное время невозможно подготовить или завербовать переводчиков с фарси, которые бы освоили не только сам язык, но и специфический сленг иранских вояк и крышуемых ими террористов вроде Хизбаллы. Это совершенно неподъёмная задача для американской военщины с её нищими бюджетами. Вот и приходится побираться у гражданской профессуры.

Между тем, можно было бы придумать «вменяемое» объяснение, почему вояки решили обратиться именно к этой тётеньке. Если она, скажем, крутой специалист по структуральной лингвистике и в прошлом помогла им не перевести аудиозапись (это-то смешно, ей-богу), а взломать некий искусственно созданный иранской (или какой другой) разведкой язык.

Вот тут — да, просто переводчик будет бессилен, как и просто криптоаналитик. Требуется лингвист с хорошей академической базой, типа, светило. В таких случаях — да, возможно привлечение гражданского эксперта.

Но в фильме сцена вербовки этой тётеньки сделана максимально маразматично — вот на уровне той армейской байки.

И финальный штришок к этому маразму — то, как тётка себя «продаёт», доказывая свою несравненную квалификацию (когда вояки пригрозили обратиться к её коллеге, если она не примет их условия).

Она говорит: «А спросите у него, как будет «война» на санскрите».

Те возвращаются и рассказывают: «Он сказал, что «война» на санскрите будет gavisti, и это означает «спор».

«А вот и нет, - говорит тётя. - Это означает «желание иметь больше коров».

Ей-богу, я учил санскрит пару месяцев. Так, для ознакомления. Но этого всё-таки достаточно, чтобы знать, что «война», в наиболее близком и общем смысле — на санскрите будет yuddha. А gavisti – это может быть и «спор», «ссора», а также «воинственность», а также «вожделение». Этимологически, возможно, и восходит конкретно к желанию пополнить коровье стадо — это ж индусы, для них это святое. Gavi – очевидно, тот же корень, что в «говядине» и в английском “cow”.

И вот если б тётенька попросила коллегу объяснить происхождение слова gavisti – то могла бы подловить на некомпетентности. Но поскольку она спрашивала, как будет на санскрите «война» - то вопиющую некомпетентность проявили оба «светила».

Вообще же, конечно, дебильная сама по себе постановка вопроса. «Мы выбираем лучшего лингвиста для контактов с пришельцами — поэтому проведём конкурс на знание одного из самых ключевых в индоевропеистике языков. И будем задавать такие вопросы, за провал которых отчислят с первого курса».

Это, я бы сказал, очень заниженная планка требований к переговорщику с алиенами. Всё же, не до такой степени деградировало американское учёное сообщество, несмотря на весь разгул леволиберальных хунвейбинов на кампусах.

Ну, естественно, и переговорно-учебный процесс эта тётенька проводит так, как будто диплом свой купила в подземке.

Для начала, однако, стоит вот просто прикинуть: каковы шансы, что некая раса, додумавшаяся до межзвёздных перелётов, прибыв на планету и желая вступить в контакт с аборигенами, может не знать их наиболее ходовых языков?

Мы, люди, пока ещё очень далеки от межзвёздных перелётов. Мы даже теоретического представления не имеем, как бы сумели пронизывать пространство за сколько-нибудь приемлемое время. Но что до расшифровки языков — это мы умели делать уже в девятнадцатом веке. Сейчас же — дай только достаточный корпус материалов на языке, совершенно неизвестном, и его расщёлкают только в путь.

Ну и вот когда алиены подлетали к Земле — кто им мешал послушать радиосигналы, которыми буквально сверкает наша планета, проанализировать записи и выучить местные языки?

Если они не способны на такую пустячную задачу — имеет ли смысл вовсе с ними о чём-то говорить?

Но ладно, допустим, алиены прекрасно выучились понимать человеческие языки, но решили немножко поиграть с землянами. Дать нам самим проявить смекалку.

Что ж, вообще-то, методики изучения ранее неизвестных языков — прекрасно наработаны. Есть куча исследователей, которые шарятся по джунглям и налаживают контакты с племенами настолько дикими, что зачастую и нет языка-посредника. Но это не помеха. Было бы у сторон желание общаться и учиться.

Если же считать, что научная база звездолётчиков, бороздящих космические просторы, всё-таки немножко крепче, нежели у обитателей джунглей — вообще никаких проблем быть не должно. Уж всю ядерную лексику — запросто можно объяснить жестами и простенькими действиями с нехитрыми учебными пособиями.

Ну, если, конечно, не делать очевидных глупостей. Вроде того, что сначала ткнуть себя в грудь и сказать, что ты «human”, а потом — что «Луиза». Это да, это способно внести смятение в инопланетные умы, когда ты сама не знаешь, кто ты по жизни. По уму-то, конечно, собирательные понятия закрепляются в качестве таковых, что несложно сделать.

Реально, процесс взаимного обучения людей и пришельцев — можно было бы сделать увлекательным и даже драматичным.

В фильме оно выглядит бесконечно тупо, непрофессионально и до зевотного уныло.

Но что, конечно, ещё тупее лингвистики в этом фильме — так это политика.

Вот китайцы заявляют, что будто бы пришельцы предложили им оружие, и потому Китай, дорожа своим миролюбием, сворачивает всякие контакты с этими межгалактическими провокаторами и предъявляет им ультиматум, чтобы покинули суверенное китайское воздушное пространство под угрозой применения силы.

Я затрудняюсь сказать, какой наркотик нужно принять, чтобы увидеть в этом какую-то логику.

Ну хорошо, допустим, ты весь из себя такой миролюбивый. А пришельцы действительно предлагают тебе оружие. В чём, разумеется, ты не можешь быть уверен, когда только-только начал изучать их язык, ты даже не понимаешь, то ли «оружие», то ли «орудие», то «средство».

Но даже, допустим, тебе однозначно дали понять, что это именно оружие. Фильмец показали, где оно всё крушит и взрывает. И что?

Вот так сразу взять и отказаться от предложения? А ничего, что те же пришельцы то же самое предлагают (или могут предложить) всякому Судану, Венесуэле... да и Россия, и Штаты — тоже не самые безобидные с китайской точки зрения страны.

Да любой на глобусе, думаю, не станет отмахиваться от возможности приобрести некое супер-пупер-продвинутое оружие, когда подозревает, что сейчас оно может появиться у соседей.

Но даже если и отказаться, из неких высших сверхгуманитарных соображений, если решить, что на вшивость так проверяют — зачем ругаться-то с этими пришельцами да грозить им войной? Они — пока что ничего враждебного не предприняли. Они просто разговаривают и делают предложения.

Ну представьте: вот идёте вы по улице — и к вам подруливает группа хорошо вооружённых людей. На первых порах вы думаете, что они сейчас вас нагнут, поработят, а то и просто грохнут. Что обычно думают и про НЛО, косяками спускающиеся с небес на землю, пролетев до того хрен знает сколько парсеков. Подозревают, во всяком случае, такие варианты.

Но эти до зубов вооружённые головорезы только мило вам улыбаются и спрашивают: «Слышь, чел, пулемёт не нужен? Недорого отдадим».

Вы понимаете, что, кажется, убивать вас прямо здесь и сейчас они не намерены. Они, кажется, настроены довольно мирно. Но, допустим, пулемёт вам не нужен.

И что надо сказать? «Большое спасибо, но нет, без надобности».

Однако ж, придёт ли вам в голову лезть в драку и пытаться набить морду этим торговцам пулемётами?

Да с чего бы? И зачем? И с каким возможным результатом?

Уж тем более, когда речь идёт не о земных парнях с пушками, но о неведомых пришельцах, намотавших на гравицапу своего пепелаца немеряные парсеки.

Наверное, есть некоторые основания предполагать, что в ответ на твою грозную военную силу — они просто всю планету могут прихлопнуть одним щелчком щупальца? Так нахрена на них бычить, когда они тебе вообще никак не угрожают, только делают предложения, в которых ты, возможно, не заинтересован (по неким странным причинам)? Они ведь даже и требований каких-то унизительных или оскорбительных не выдвигают, чтобы можно было ударить себя пяткой в грудь с криком «Умрём, но не покоримся, ибо лучше стоя, чем на коленях».

Так до какой степени ебануться нужно, чтобы угрожать своим жалким оружием тем, кто заведомо многократно сильнее тебя? И что пришельцы, изначально миролюбиво настроенные, должны подумать о планете, где заправляют такие отморозки? Может, что она не очень нужна?

Спору нет, бывает, что политики совершают несколько необдуманные действия. Ей-богу, в России-то за примерами далеко ходить не надо. Но всё же не до такой степени необдуманные, чтобы безо всякой нужды, без малейшего повода развязывать войну с превосходящей инопланетной цивилизацией, убеждая её в собственной интеллектуальной и нравственной безнадёжности.

Всё же топовые политики и военные — это не совсем то же самое, что индейские мальчишки в дебрях Амазонии, постреливающие из луков в пролетающие над ними вертолёты. Да и то: думается, что и эти индейцы прекрасно знают, что не причинят стальным птицам никакого вреда, не спровоцируют на ответку — и потому стреляют чисто по приколу.

Но в парадигме нынешних кинотворцов — военные и политики просто обязаны быть непролазно тупыми и маниакально агрессивными уродами. Ведь должен же быть кто-то, на чьём фоне действия и мысли протагонистов казались бы хоть немножко недебильными.

Впрочем, всё разрешается хэппи-эндом. Лингвистической тётеньке удаётся убедить китайского генерала, что пришельцы вовсе не такие вредные, а даже очень хорошие. Сама же она, освоив язык пришельцев (исключительно уникальный и непостижимый, поскольку в своей письменности использует не буковки, а идеограммы), научилась видеть сразу прошлое, настоящее и будущее, и вообще всё знать. Этакое «конопляное семечко» из сказки про «Чёрную курицу». Мечта истинного интеллектуала: зачем овладевать знаниями, когда можно сразу обрести всезнание?

Я досмотрел этот фильм до конца, но, честно, с большим трудом. Всё как-то очень примитивно, неказисто, уныло, но притом пафосно и претенциозно. Как можно было слепить такую нудятину на такой занятной теме, как Первый Контакт — трудно ответить.

Видел отзывы, где этот фильм называли «умным», «пронзительным», и даже «шедевральным» - но я надеюсь, что это проплаченные отзывы. Ибо не хочется думать о людях слишком уж плохо.

Говорят, что фильм снят по книжке, и там вроде бы всё как-то разумней и ярче, но сам фильм на это не даёт ни малейшего намёка. Если автор книжки взорвёт офис Парамаунта — надеюсь, присяжные потребуют снисхождения.

Что же особенно угнетает — мнение новейших киношных творцов о человечестве. Ладно там политики, военные и тем более жирные коты с Уолл Стрита — этим-то положено быть уродами, кретинами и мерзавцами.

Но вот с какого хрена мир обычных людей погружается в пучину хаоса и мародёрства всякий раз, как с неба спускаются корабли с пришельцами?

Тут нужно всё-таки различать. Вот когда пришельцы начинают сносить лазерами города — да, наверное, будет некоторый хаос и даже случаи мародёрства. Многие люди решат, что надо бы затариться в магазинах всем, что под руку подвернётся, и рвануть куда подальше в пампасы.

Но когда эти корабли просто висят себе, есть-пить не просят, ничего враждебного не предпринимают, да ещё и правительственные группы наладили с ними контакт — какие причины впадать в буйство апокалипсиса?

Да первое, что сделает любое мало-мальски вменяемое правительство в таких обстоятельствах — как-нибудь сольёт инфу, что, возможно, наши новые друзья установят нам систему тотальной безопасности, которая будет фиксировать всё, что происходит на планете. Ну, всякие там разграбления магазинов, нападения на частных и должностных лиц, всякое подобное. Всё это будет на записи.

Но даже и без этого — с чего вдруг люди должны резко свихнуться и вдариться в беспредел только от того, что алиены наконец-то вышли на контакт с человечеством?

Вот у тебя на глазах происходит судьбоносное событие, возможно, самое важное в истории цивилизации. Может, сейчас эти алиены вообще накидают человечеству таких ништяков, что будет не жизнь, а сказка. Но ты при этом будешь думать о том, как бы спиздить телик из магаза? Или требовать, чтобы твоё правительство ни с хуя обстреляло ракетами этих вполне себе безобидных космических ребят? Не слишком ли оскорбительное мнение о человечестве?

Спору нет, когда корабли алиенов только появляются — будут некоторые эсхатологические веяния. Что называется, «планета замерла в тревожном ожидании». Но когда пришельцы ведут себя вполне дружелюбно, никаких катаклизмов не устраивают, и не угрожают устроить — с чего бы, собственно, люди начали беситься?

Чем дольше будут висеть эти корабли, становясь элементами пейзажа — тем меньше будут ожидать от них каких-то подлянок. Ибо, если б хотели нагнуть или уничтожить человечество — наверное, уже бы как-то проявилось это стремление. А раз не проявляется — можно надеяться на лучшее. И в любом случае, пока не начался какой-то крутой заруб с лазерами по городам — как бы нет причин для разгула анархии и взаимного мочилова. Или подразумевается, что люди всегда об этом мечтают и готовы приступить по любому поводу?

В общем, конечно же, тягостное производит впечатление состояние мозгов, логики, знания жизни и отношение к делу у создателей таких фильмов.

Но я надеюсь, что это временное помутнение творческих рассудков и упадок креативности. Такое бывало в истории искусства, когда гонится какой-то занудный нравоучительный шлак под видом гениальных откровений, больше идеологический, нежели художественный — а потом всё же проклёвывается что-то стоящее.

Tags: кино, лингвистика
Subscribe

  • Немного Багрицкого и оптимизма

    Чего-то вспомнилось… В седьмом классе (это был конец восьмидесятых) Лидия Владимировна, наша училка по литр е, дама солидная и вполне…

  • Памяти Цоя

    Сегодня — день смерти Виктора Цоя. Никогда не был завзятым «киноманом» (вообще никогда не был «фанатом» чего бы то ни…

  • О развлекательной ходьбе

    Хотел, отвлекшись от политики, написать статью о том, как правильно ходить. А то на днях учил этому одного приятеля, подкрышного коммерса, который,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Немного Багрицкого и оптимизма

    Чего-то вспомнилось… В седьмом классе (это был конец восьмидесятых) Лидия Владимировна, наша училка по литр е, дама солидная и вполне…

  • Памяти Цоя

    Сегодня — день смерти Виктора Цоя. Никогда не был завзятым «киноманом» (вообще никогда не был «фанатом» чего бы то ни…

  • О развлекательной ходьбе

    Хотел, отвлекшись от политики, написать статью о том, как правильно ходить. А то на днях учил этому одного приятеля, подкрышного коммерса, который,…