artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

О фильме "Праздник"

Сподобился посмотреть фильм «Праздник», который уже вызвал некоторый скандальчик. Ну, про семью важного учёного, живущего в загородном домике на усиленном спецобеспечении, в окрестностях блокадного Питера, и на Новый год их сын притаскивает подружку из народа, и эти «мажоры» мучаются, силясь изобразить из себя таких же «простых голодающих ленинградцев», как-то объяснить происхождение своих роскошных яств. Что порождает как бы комичные ситуации («как бы» комичные).

И вот кто-то говорит, что это кощунство, снимать кино о блокадном Питере в таком ключе, а кто-то — что, напротив, очень смело и свежо.

Мне же подумалось вот что (просто подумалось, я могу быть и не прав).

Это — пьеса. Фильм-спектакль, но по сути — пьеса. И там нет особых передёргиваний — лишь условности в угоду драматическому канону.

Но вот мне подумалось, что изначально это пьеса имела в виду Лондон, а не Ленинград. Есть что-то такое английское в ней — и нихрена советского.

Лондон. «Блитц». Бомбами его долбали на порядки интенсивней, чем Питер (на Восточном фронте немцы не особо старались работать авиацией по городам, только Сталинград разнесли основательно), но голод — разумеется, далеко не такая жесть, как в Питере.

Да, в основе — могла быть некая английская пьеса про войну и немцев. Их много, естественно, было написано. И тогда — всё становится на место, всё довольно «аутентично».

Но Ленинград — это всё-таки другое. Всё другое. И эта «девочка из народа» - ну вот она здесь именно английская такая кокни, которая, конечно, страдает от тягот войны, местами и недоедает, и не такого качества пищу имеет, как хотелось бы, и по карточкам — и «аристократам» может быть перед ней «неудобно».

Но девочки, которые реально хоронят (выставляют на балкон) родных, погибших от голода, - выглядят немножко по-другому. Ведут себя немножко по-другому.

В действительности, в Ленинграде ведь мало кто умирал собственно от голода как такового. Нет, в принципе можно и полгода продержаться на «иждивенческих» ста двадцати пяти граммах хлеба в сутки. Где-нибудь в Африке — запросто.

Но это Питер, это зима. Не имея в достатке калорий, организм замедляется, мозг впадает в сумеречное такое, апатичное состояние — и человек замерзает в любом месте, при любой возможности.

Это, ей-богу, немножко не такое состояние, в котором захочется романтически знакомиться с профессорским сынком в бомбоубежище, а позволив ему увлечь себя к нему домой — первым делом принимать ванну.

Это такое состояние, в котором вообще всё пофиг. Сомнамбула, зомби. Всё чисто машинально, всё атрофировано до минимума. Взять санки, поставить на них бадью, отправиться на Неву набрать воды из проруби, на обратном пути опереться на бадью перевести дух, понимать, что сейчас замёрзнешь к чёрту — и замёрзнуть.

Спускаться в бомбоубежище только от того, что завыли сирены? Глупости какие!

Ну, это если говорить именно о декабре сорок первого, о семье, где уже люди помирать начали. Чтобы получить представление — стоило бы хоть недельку посидеть хотя бы на двухстах граммах хлеба с водой в неотапливаемой квартире.

Тут же — актриса старается изображать «сомнамбулу», но — слишком резвая. Это именно лондонская кокни образца декабря сорокового, а не питерская барышня в декабре сорок первого. Смерть — да, всегда рядом, сотни разрушенных домов, десятки тысяч погибших под завалами. Злость, цинизм, рефлексии. Всё то, чего уже не бывает у измождённого голодом и холодом человека.

И много есть вот таких штришков в пьесе, которые как-то больше вяжутся с английской действительностью, а не советской.

Ну какие, к чёрту, разработки биологического оружия в окрестностях блокадного Питера? Да его в любой момент потерять могли — вполне допускали такой вариант. И если массивное индустриальное оборудование эвакуировали — что стоило вывезти особо ценную и сравнительно компактную лабораторию?

А вот в окрестностях Лондона — да, были лаборатории по биооружию. Ну, Солсбери — это, в каком-то роде, окрестности Лондона. И там некуда да и незачем было что-то эвакуировать.

Но, допустим, лаборатория, занимающаяся особо секретным и важным оружием, осталась таки близ Питера. И что, профессор, ведущий проект, вот так запросто живёт в каком-то домике на отшибе, без охраны, и к нему заходит кто угодно, кого только ни притащат его детишки? Вот в тот дом, куда он приносит бумаги с работы и ключи от лаборатории? В Союзе-то?

А в Англии — да, было возможно. Во всяком случае, в пьесах.

Поэтому и возникает ощущение, что «исходник» - именно английская пьеса. Несколько «локализованная». Или, как вариант — что писалось про русских, но английским (американским) автором, с лучшими чувствами к трагедии блокадного Питера, но с довольно поверхностными представлениями о быте советской элиты.

Жена этого учёного: «Встречалась с Т., говорит, что им к Новому году выдали утку. А нам — курицу (которые надоели). А её-то муж — всего лишь в отделе кадров горкома партии».

Ну да. Они же все элита, что секретные учёные, что партийные кадровики — поэтому периодически общаются, дружат семьями, меряются продзаказами. Элита — она ж такая. Они все из аристократических семей, все учились в престижных частных школах, время от времени созваниваются.

А так, в целом, какое впечатление производит?

Честно - «добротный школьный спектакль».

Вот как будто взяли пьесу про Лондон в «Блитце» - и решили перекроить на блокадный Питер.

Зачем? Ну, творцы так видят.

Tags: история, кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • И снова Ковид в гости к нам

    Кажется, я поставил рекорд: переболел Ковидом второй раз — даже не дожидаясь истечения полугодового срока годности антител. Первый раз —…

  • Ковид: развлекательный аспект

    Хотя мы с друзьями с самого начала настаивали, что опасность коронавирусной эпидемии не следует преувеличивать (пока смертность не составит хотя бы…

  • Новая угроза, новая борьба

    Возможно, мы наблюдаем сейчас кризис планетарного алармизма. Ковид — того гляди пойдёт на спад и сдуется, с вакцинацией или без. Во всяком…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

Recent Posts from This Journal

  • И снова Ковид в гости к нам

    Кажется, я поставил рекорд: переболел Ковидом второй раз — даже не дожидаясь истечения полугодового срока годности антител. Первый раз —…

  • Ковид: развлекательный аспект

    Хотя мы с друзьями с самого начала настаивали, что опасность коронавирусной эпидемии не следует преувеличивать (пока смертность не составит хотя бы…

  • Новая угроза, новая борьба

    Возможно, мы наблюдаем сейчас кризис планетарного алармизма. Ковид — того гляди пойдёт на спад и сдуется, с вакцинацией или без. Во всяком…