artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

Чо там у Илона Маска

Да в принципе, неплохо всё у Илона Маска.

Давеча состоялся «юбилейный», двадцатый в этом году, запуск. Основная миссия выполнена успешно, груз выведен, куда надо, но некоторым огорчением стало, что первая ступень не смогла нормально сесть. Отказал один из решётчатых рулей — и всё завертелось. Правда, каким-то чудом удалось стабилизировать более-менее вертикально и мягко приводнить в океан.

Маск заявил, что после подбора, возможно, ступень будет использована во внутренних (тестовых) миссиях Спейсов, но тут не знаю. Вообще-то, солёная вода — не очень благотворно действует на раскалённые металлические изделия. Но что-то, конечно, извлекут, чтобы использовать на других ракетах. Титановые рули, хотя бы (а они весьма недешёвые).

Можно было бы считать неудачей (второй за год, вместе с отказом на посадке центральной ступени Хевика), но дело в том, что кроме Спейсов это вообще никто покамест не реализовал, посадку на Землю ракеты таких габаритов и массы.

Ближайшая заявочка — успешные тестовые полёты New Shepard у Blue Origin, но это просто несопоставимые затеи. Капсулка на шесть пассажиров, подбрасываемая на сотню километров — и грузовая ракета, способная выводить тонны всякой шняги на любую орбиту.

Тут важна даже не высота, а скорость, которую набирает объект, чтоб удержаться на орбите. Безовский «туристический попрыгунчик» - он в принципе под такую задачу не заточен. А Спейсы запускают грузовики с возвращаемой первой ступенью уже совершенно рутинно. 18 успешных первичных миссий (то есть, вывод грузов) в прошлом году, 20 в этом. Печаль же бывает, когда вдруг первая ступень не сумела сесть. При этом забывается, что никто кроме Спейсов даже не пытался сажать ракеты такой массы. Они же сделали это 14 раз в прошлом году, 12 в этом (включая две боковые ступени Хевика). Но вот — да, два раза облом. Что ж, бывает. Хотя, конечно, немножко обидно: это была свеженькая, ещё не летавшая Блок 5. Зато за два дня до того первый в серии Блок 5 (номер 1046) поставил рекорд, успешно сев в третий раз.

Сейчас, думаю, даже предвзятые критики концепции возвращаемых ступеней — поняли, что именно за этим будущее. Тут дело даже не столько в удешевлении, а в самой возможности поддерживать высокую «плотность» запусков, не громоздя при этом флот в десятки ракет. Это важно прежде всего в военном отношении. Кто быстрее сможет наращивать спутниковую группировку — тот получает огромное преимущество.

А так-то по числу запусков в этом году лидируют китайцы. Аж 34 (против 30 у американцев и 16 у России, включая Союзы ФГ с Куру). Но это всё — как бы сказать? Да примерно как пароходы в середине двадцатого века. В принципе плавают, до сих пор даже кое-где плавают, грузы таскают исправно, но всем понятно, что это морально устаревшая концепция. Да, добротные, десятилетиями проверенные схемы (идейно восходящие к королёвской Р-7), но даже если ставить их на поток, как это делают китайцы — всё равно одноразовые ракеты не могут быть ни дешёвыми, ни практичными.

А у Фалконов, помимо стратегического значения их многоразовости, ещё и огромный потенциал для удешевления каждого запуска. Маск, в общем-то, правильно говорит, мол, представьте, сколько бы стоил перелёт на самолёте, если б он не умел садиться. Если б пассажиры прыгали с парашютами, а вся эта махина плюхалась куда-то в безлюдное место (и хорошо, если так).

Ну вот на данный момент все ракеты, кроме спейсовских, именно так и поступают. Весьма дорогое, технически очень сложное изделие — каждый раз превращается в груду металлолома после запуска. Тогда как Фалконы — уже вполне рутинно возвращаются (за редкими прискорбными исключениями), и хотя межполётное обслуживание, конечно, требует каких-то затрат, но всё идёт к тому, что цена запуска будет стремиться к стоимости топлива.

И я не знаю, как там с колонизацией Марса (романтично, но практическая ценность внушает сомнения), а вот создание орбитальных энергостанций и неких индустриальных мощностей — может оказаться делом довольно скорого времени.

Сейчас любое космическое производство — будет не «золотым» даже, а «бриллиантовым». Разве что — эксперименты на МКС делаются (и её содержание влетает в копеечку).

Но если получится радикально удешевить запуски за счёт нарастающей и всё более надёжной многоразовости — с определённого момента может оказаться коммерчески выгодным промышленное производство на орбите. Разумеется, каких-то очень специфических веществ и материалов. Однако же, невесомость и вакуум — кое-где дают технологические преимущества.

В целом, Маск и его команда — молодцы. Пусть не всегда идеально, но они всё же делают такое, к чему никто другой и близко не подошёл. И со всё большим практическим эффектом.

Правда, должен признать, в феврале, после эпического первого полёта Хевика, я ожидал от этого года несколько большего. В планах Спейсов было ещё по крайней мере два его полёта, тест BFR и, казалось, что с внедрением Блок 5 девятки будут летать вообще как трамвайчики, по крайней мере 30 пусков за год. Тут же — еле-еле добили до 20 (может, ещё парочку в декабре запулят), а тяжёлые больше не летали вовсе.

Да, избаловали Спейсы публику. От них теперь ждут не просто развития, а стремительного развития, по экспоненте.

Так же примерно было и с Теслой. Очень уж ждали трёшки, а когда прошлой осенью возникли проблемы с выходом на плановые уровни производства — многие запаниковали, что вот-вот всё предприятие вовсе рухнет.

Конечно, подливали мазута в огонь «ыксперты», охотники порассуждать об убыточности тесловских машинок и о том, как компания тонет в долгах.

У меня, честно, было такое ощущение, что Маск сам нанимает таких «ыкспертов», чтобы они несли лютый бред, роняя курс в середине кварталов. А потом, как выходит очередной отчёт — становилось ясно, что у Теслы вовсе не так всё плохо, и акции взлетали. Кто просёк эту фишку — неплохо наварил на довольно предсказуемых колебаниях курса (а уж Маск, думается, в первую очередь).

Что ж, признаюсь, мне трёшка изначально не очень нравилась. Ну всё-таки, какая-то несерьёзная «лоховозка». «Электротазик», как её окрестил один приятель. Хотя вышедшая летом полноприводная версия — говорят, очень даже ничего, уделывает эску по динамике.

Я думал даже, что Маск совершает ошибку, внедряя этот ширпотреб, когда ещё и близко не выбран спрос в премиумном сегменте. Но нет, пожалуй, он был прав, что так решительно застолбил за собой эту деляну, превентивно потеснив конкурентов. И трёшка может нравиться, может нет, но спрос на неё великолепный, а рынок практически неисчерпаемый (в отличие, скажем, от Феррари, которые имеют капитализацию, сравнимую с Теслой, а вот перспективы роста объёмов продаж — практически нулевые, на таком-то специфическом рынке, и потому перегреты просто дико).

Сейчас, когда в этом году суммарное производство Теслы явно перевалит за триста тысяч (против 120 в прошлом) — становится ясно даже последним долбоёбам, что эти электрички - не «игрушки для богатеньких хипстеров», а очень и очень серьёзная продукция, которая нарастает, может, не так быстро, как хотелось бы, но — очень быстро. А скоро, вероятно, их производство будет сдерживаться только наличием лития, но и его добыча растёт очень бодренько, процентов на 20 в год (хотя цены — растут быстрее, в девять раз за последние десять лет).

Что же до убыточности трёшек, эсок, ксюшек — ну, честно, я не знаю, на кого рассчитаны подобные заявления. Когда в России — то понятно: на здешнюю массовую аудиторию, которая никогда не жила в реальном мире, а всё предпочитает кормиться какими-то галлюцинациями.

Но любой, кто хоть немножко умеет читать финансовые отчёты, мог только недоумённо пожать плечами, когда ему говорят, будто бы теслы убыточны.

Да нет, там совершенно очевидно было всю дорогу, что само по себе производство машинок — исключительно рентабельно, в районе между 20 и 30 процентами. Прибыльнее — только наркоторговля, пожалуй. Все же «убытки» - обусловлены исключительно реинвестированием в R&D и расширение производства. Чуть-чуть придержать это дело — и будет хорошая прибыль. Вот только — найдите корпорацию, которая станет этак запросто светить свою прибыль в полной мере, подводя под налоги, вместо того, чтобы вкладываться в производство товара, имеющего очень хороший и практически безграничный спрос?

В третьем квартале, впрочем, Тесла решила всё же показать положительный приток кэша. Немного, на триста лямов — но достаточно для паникёров, чтобы угомониться. Думается, в четвёртом они тоже светанут немножко прибыли. Может, полъярда, может, побольше.

Они могут себе это позволить, когда расходы на строительство нового здорового завода в Китае берёт на себя, в общем-то, принимающая сторона. Если будет построен также завод в Европе и ещё один в Штатах, то года через три суммарное производство их машинок запросто перевалит за миллион. В масштабах планеты, вроде, мизер, но именно это — и гарантирует, что теслы будут по-прежнему расходиться, как горячие пирожки. И по-прежнему, конечно, лунатики будут рассказывать какие-то несусветные байки про затоваренные склады.

Ну и периодически будут возникать некие перспективные концепты электрокаров от «старых» автокомпаний, будут провозглашаться «убийцами Теслы» - и дай им бог, на самом деле, составить хоть какую-то ей конкуренцию. Но пока что — никому не удавалось. Ни Шевроле Болт, ни Ниссан Лиф — и близко рядом не лежали даже с трёшкой, не говоря уж про более «премиумные» теслы. Когда же выйдет второй Родстер — он, думается, подожмёт не только даймлеровские электрички, но и суперкары с ДВС (большинство из которых превосходит по динамике, но при этом стоит в разы дешевле).

Поэтому, за Теслу можно особо не беспокоиться, а вот от акций Феррари (которые в последние годы очень неплохо росли) — я рекомендовал бы начать избавляться (сейчас глянул курс: да, хорошо, что я от своих в сентябре избавился; уже пошёл спад).

В целом, повторю, у Маска всё нормально. Были, конечно, летом некоторые подозрения, что Илон малость перетрудился и твиттит всякую херню под влиянием веществ. Но, вероятно, это было частью игры по манипуляции курсом. В этом, естественно, никто не признается, поскольку это можно истолковать как мошенничество, когда CEO крупной корпорации косит под психа, но — думается, что так.

Tags: Маск, грядущее, космос, технологии
Subscribe

  • Байден, Зеленский, Путин

    Разговор Байдена с Зеленским длился целый час. Правда, двадцать минут из этого времени президент США вспоминал, кто такой Владимир Зеленский, и ещё…

  • Сетевая батрахомиомахия

    Роскомнадзор начал войну с Твиттером. И он действительно немножко замедлился в России (если не пользоваться байпассами через VPN или анонимайзеры).…

  • Трамп, речь, цензура

    Стоило Трампу закатить речугу (весьма занятную) на консервативной тусовке в Орландо — и Ютуб её удаляет везде, где увидит. Потому что Трамп…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Байден, Зеленский, Путин

    Разговор Байдена с Зеленским длился целый час. Правда, двадцать минут из этого времени президент США вспоминал, кто такой Владимир Зеленский, и ещё…

  • Сетевая батрахомиомахия

    Роскомнадзор начал войну с Твиттером. И он действительно немножко замедлился в России (если не пользоваться байпассами через VPN или анонимайзеры).…

  • Трамп, речь, цензура

    Стоило Трампу закатить речугу (весьма занятную) на консервативной тусовке в Орландо — и Ютуб её удаляет везде, где увидит. Потому что Трамп…