artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Category:

Информационная война и пропаганда

Я часто высказывался в том духе, что пропаганда — одна из самых переоцененных вещей в современном мире. Более переоцененная — пожалуй, только реклама.

Но, впрочем, пропаганду можно рассматривать как частный случай рекламы, только что политической, а потому это близкородственные вещи. И первой, а зачастую и единственной «жертвой» того и другого — всегда становится заказчик. То есть, искусство рекламщика-пропагандиста — заключается прежде всего в том, чтобы продать себя заказчику услуг, выставиться «магом и волшебником», а уж помогут ли его пляски с бубном как-то продвинуть «товар» от заказчика целевой аудитории — это дело десятое. По хорошему счёту, если заказчик лох — ему всегда можно навешать на уши лапши, убедив, что будто бы «магия работает». И любой эпический фейл выдать за феерический успех.

Это мы особенно ярко наблюдаем сейчас, в последние годы, на примере российской прокремлёвской пропаганды, что на Кисель-ТВ, что на пригожинской этой цыплоферме.

Огромные затраты, колоссальные усилия — полнейший провал. На внешнем «рынке» - имидж России убит до уровня «не верить ни единому слову, исходящему от русских», да и на внутреннем даже лоялисты, пока ещё пытающиеся как-то вступиться за Кремлёвских, стараются делать оговорку: «Я телевизор, конечно, не смотрю». Ибо понимают, что само допущение, будто бы ты веришь российскому телевидению — это расписаться то ли в малолетстве, то ли в слабоумии.

Тем не менее, находятся наивные люди, которые видят здесь, напротив, пример эффективности тотальной, ошеломительно крикливой пропаганды. «Эвона как мозги-то всем запудрили, эвона как зазомбировали!»

Точно так же воспринимают и «успех» пропаганды Гёббельса (который, собственно, и вдохновил последователей и подражателей). Мол, она тоже вот так промыла мозги и зазомбировала одну из самых культурных наций в мире, что это просто невероятно. Вот такое непомерно могущественное воздействие умелой пропаганды на широкие народные массы. Во что захотят — в то и заставят поверить.

О да. Особенно если это «во что захотят» - сводится к тому, что а) ты живёшь плохо, хуже, чем заслуживаешь; б) в твоей хреновой жизни виноваты некие враждебные силы, то ли рептилоиды, то ли даже жыды; в) ты не должен стесняться, ты можешь просто брать «своё», потому что ты такой классный, а тебя обидели, недодали положенного; г) отобрать и поделять.

В этом, собственно, квинтэссенция любой левацкой пропаганды, что нацистской, что коммунистической, что любые схожие варианты с какой-либо религиозно-мистической отдушкой — только бы она подчёркивала чувство превосходства, которое человек и так готов испытывать, ему это приятно.

Такого сорта пропаганда — да, она на «ура» заходит в широкие народные массы. Отклик — почти мгновенный: «Уболтал, чёрт языкастый!» Вот и весь секрет эффективности что Маркса, что Гитлера. Их-то идеи — просто соответствуют тому, что изначально есть в примитивных сознаниях. Чувство обиды на «мне недодали положенного», чувства угнетённости некими врагами, желание «восстановить справедливость».

Это, ей-богу, не сложнее, чем убедить ребёнка, что он вправе отбирать понравившиеся игрушки у тех, кто слабее. В большинстве случаев — ему достаточно просто подтверждения, что подобные манеры приветствуются взрослыми, от которых он зависит, и что ему не влетит. Ну, особо эмпатический, добрый по природе ребёнок — возможно, потребует ещё нескольких слов «пропандистской обработки».

«Что говоришь, он плакать будет, если отобрать его игрушку? Но понимаешь, так уж жизнь устроена. Букашки жуют былинки, курочка клюёт букашек, а мы кушаем курочку. Так кем хочешь быть ты(!) в пищевой цепочке? Да и потом, плакать — это полезно, для некоторых. Это укрепляет дух и прибавляет ума, заставляет задуматься о смысле и устройстве жизни. Ты ему ещё одолжение сделаешь, если отберёшь игрушку и вырвешь из пучины дремотной безмятежности, подтолкнёшь его развитие. Если тебя действительно парит, его душевный комфорт».

Впрочем, последний довод — это даже слишком сложно для ширнармасс, это не понадобится. Обычно — достаточно просто сказать, что можно это самое, «отобрать и поделить», что за это ничего не будет — и охотников найдётся множество. Пусть не все подпишутся под это мародёрство, но пацифисты и эмпатики постоят в сторонке, а для «эффективной геополитики» вполне достаточно будет «агрессоров», которые очень рады были услышать, что можно теперь не кривляться, не корчить из себя праведников, а дать волю своему хищническому нутру (под любым как бы благовидным предлогом).

А вот убедить ребёнка (и ширнармасс) в том, что лучше всё-таки уважать права других людей, а не действовать по принципу «хоцу — дай!», - это уже куда сложнее.

Поэтому, когда какой-то пропагандистский аппарат хвастает тем, что сумел привить широким народным массам некие идеи левого, хищнического толка («отобрать и поделить, и нагнуть, и взять своё») - это примерно как родители, которые бахвалятся тем, что воспитали образцового гопника, который всех обувает без стеснения. Ну, великое достижение, конечно. Невероятного педагогического таланта потребовало.

Однако ж, представьте, что некие ваши знакомые говорят, с гордостью: «Да, мы воспитали образцового гопника — но не думайте, что это было легко. Нам пришлось привлечь гениальных психологов, которые объясняли ему, что он просто обязан быть гопником и творить беспредел, ибо жизнь — борьба, и если не он прогнёт, то его прогнут. И лучшие журналисты снимали для него телепередачи, где объясняли, что его в любом случае будут ненавидеть все окружающие, и злоумышлять против него, а потому надо бить первым, как та крыса, загнанная в угол. Да, это всё было недёшево. Это было очень даже дорого. Но результат — налицо. Он — не стал осуждать нас, когда мы с мамой спёрли тачку навоза на соседнем участке, а вместо этого сам принялся тырить деньги из нашей заначки, а когда ходит в гости — так представьте себе, ссыт в лифте. Ну разве дело того не стоило?»

Вам это не покажется немножко... диким? Не в плане целеполагания даже, а в плане — соотношения истраченных ресурсов и достигнутого результата?

Между тем, ну вот такой примерно и есть «выхлоп» от российской прокремлёвской пропаганды.

И мне смешно, когда говорят, мол, нет, она очень эффективна, она вот так промыла людям мозги, что они аж порыли защитать «русский мир» на Донбасс.

Знаете, по нашим предельным оценкам, за всё время там побывало где-то пятьдесят тысяч российских граждан (не считая кадровых военнослужащих РА). И это — в стране, где дохрена неприкаянных ветеранов горячих точек, стукнутых головой о Большой Кавказский Хребет и уже ничего не умеющих и не желающих, кроме как воевать. Где дохрена наскипидаренной молодёжи от нациков до анархистов, желающей хоть где-то в кого-то пострелять, хотя бы чтоб получить опыт.

И вот при таком обилии человеческого материала, при такой дорогостоящей пропагандистской накачке — такое мизерное реальное участие населения РФ в этом конфликте.

Причём, среди тех, кто туда отправился — конечно, были идеалисты-романтики, но и тех приходилось заинтересовывать как-то материально, суля выплаты существенно выше среднероссийских зарплат.

Я говорил уже, что такое количество наёмников — я мог бы навербовать в какой-нибудь Бельгии для... восстановления ацтекского мира в Мексике, «даёшь Теночтитлан, даёшь дочь Монтесумы!», за куда меньший прайс и безо всякой пропагандистской шумихи вообще.

Более того, в подобных делах — пропаганда только мешает. Шумиха — только мешает. Ей-богу, в России не так уж удобно и безопасно признаваться, что ты воевал на Донбассе на «колорадской» стороне по идейным соображениям. Таких психов, кого ещё не выпилили — и менты на карандаш берут (и вовсе не испытывают симпатии к тем, кто захватывал «гнёзда» их тамошних краснопёрых собратьев; резонно полагая, что и здесь от таких можно подлянок ждать).

Другое дело, если ты был наёмником российской ЧВК где-нибудь в Африке (и даже в Сирии). О чём пропаганда не трещала, всё тихо, и всем пофиг, как ты бабло зарабатывал за бугром, продавая свои военные навыки и способность рисковать жизнью. Но здесь — ты его, бабло, тратить намерен, да? И ценишь возможность тратить его комфортно? Значит, заинтересован, чтобы тут всё было пристойно.

Тем не менее, мне говорят порой самые разные люди, мол, ты, Тёма, нифига не понимаешь в колбасных обрезках информационной войне. А между тем, в наше время главная война, главный фронт ейный — именно информационные дела.

И вот я соглашусь с тем, что нихрена в этой жизни не понимаю. Так, не приходя в сознание заделался директором Дипломатического Департамента крупнейшей в мире ТНК силового профиля (кстати, нам полюбилась новейшая аббревиатура ЧВОК — частная военно-охранная компания, что-то в этом есть :-) ).

И миллиардером я заделался тоже потому, что нихера не понимаю в жизни. Вроде того, что за биткойном будущее, поскольку это новое измерение финансовых возможностей, и нужно срочно брать его, пока всего лишь 16К, ибо скоро будет мульон. А Тесла — это пшик и афера, скоро совсем обвалится, ибо кому вообще нужны эти «электрички», да ещё и такие убыточные?

Ну а я тупой, я не могу осилить аналитику, представленную умными экспертами в бесплатных публикациях, я тупо исходные документы читаю. Поэтому — вот как-то пролетал мимо возможностей прикупить битков за 16К и слить TSLA на 260.

И при этом — да, я согласен, что информационные войны — самые крутые в современном мире. Просто, бывают несколько различные представления о том, что это вообще такое.

Некоторые говорят, что информационная война — это война за умы людей («широких народных масс», было бы вернее), когда им пытаются что-то впарить, как-то на них воздействовать, используя что тщательно отобранную фактуру, что играя интонациями и стилистикой подачи, и к чему-то побудить, воздействуя на эмоции, и это как «магия», это как «спеллы», а этому — противостоит контрмагия, контрспеллы...

Ну, возможно — концепция имеет право на жизнь. Да, когда тебе нужно бросить пушечное мясо гурьбой на пулемёты — ну, наверное, тебе придётся отшибать им мозги любыми средствами, включая и «манкуртирующую» пропаганду. Но — толку от этого пушечного мяса и от его героического броска?

В моём мире — информационная война тоже есть, но это немножко другое. Это — война за информацию. Вот не больше и не меньше.

И это - как сказано было в китайской классике.

Если ты слаб — покажи, что ты силён. А если силён — то что слаб.

Если ты близко — покажи, что далеко. И наоборот.

Если ты знаешь — покажи, что не знаешь. И наоборот.

А отсюда — идут действительно интересные ходы и движения. Как закинуть противнику дезу, чтобы он не просёк, что это деза? Как отреагировать на полученную информацию так, чтобы не спалить канал её передачи, когда есть вероятность, что это прозвонка со стороны противника? Как выявить прозвонку? Как самому прозвониться? Как узнать, что знает он о том, что знаю я? Как обмануть его касательно моей осведомлённости о его осведомлённости о моей осведомлённости (повторить нужное число раз)?

Вот это — реально интересные игры в информационной войне. Это примерно как покер, с блефом и закосом под блеф, только ещё круче.

Но когда мне говорят, что цель информационной войны — это возбудить ненависть к противнику, то я вообще не понимаю, о чём речь.

Да какая, нахер, ненависть? Она — всегда помеха в серьёзных делах, не надо приплетать к войне сильные деструктивные эмоции. Нет, к достойному противнику — испытываешь уважение и даже симпатию. Что, разумеется, не мешает играть против него. Но и даже к Путину — я лично не испытываю ненависть. Так, брезгливое презрение к чмошному выскочке из зассанной подворотни, который решил возвыситься(?), посасывая хуйцы у лохов (это — язык политологии).

Ну а что лохов пропаганда на прибранных к рукам медийных ресурсах мотивирует на «агрессивно-пассивный одобрямс» - так это просто ниибацца какое достижение в масштабах личности Путина и его «гарема». Но — и только в этих масштабах.

С другой стороны, «агрессивно-пассивный одобрямс» - это просто естественное состояние для лохов, поэтому вообще трудно понять, был ли хоть какой-то эффект яростной пропаганды Кисель-ТВ и пригожинской цыплофермы за последние годы. Если был — то скорее отрицательный.

А так-то, в принципе всем похер, чего там думают в своей черепушке пассивные лохи, которые по-любому не будут представлять собой какую-то политически значимую силу.

По хорошему счёту, телевизионная «политинформация» для них — это не пропаганда, призванная мотивировать их как-то на что-то. Это — шоубизнес.

Его цель — чтобы они торчали на канале, хрустели чипсами и хавали рекламу после анонса «А после короткой рекламной паузы продолжится ваша любимая передача на тему «А чо там у хохлов?» И тогда вы узнаете, кто виноват в мизерабельности вашей жизни: то ли Порошенко, то ли Ляшко».

Ей-богу, если б считать эти политические шоу на российском ТВ «эффективной пропагандой», то эффективна она лишь в том, что приучает к мысли: «Москва — провинция, болото, а реальная политика — она в метрополии, в Киеве».

Кроме шуток, мы как-то проводили опросы среди людей, москвичей, не отпирающихся от того, что смотрят «зомбоящик» — и они могли припомнить больше депутатов ВР, чем ГД. Вот просто по ящику — чаще упоминаются украинские парламентарии, нежели российские.

Но если отрешиться от российско-украинской конкретики и говорить о силе пропаганды как таковой, когда она якобы способна своим рычагом сподвигнуть людей на любые действия, промыв мозги, то вот представим такую задачу.

Надо внушить населению некой страны мысль, что нужно убивать хомячков. Без переносных значений, просто грызунов хомячков. И вот как можно больше их нужно убивать.

И можно задействовать пропагандистские ресурсы. На основных каналах ТВ. Намести там любой пурги, от того, что хомячки, когда живые, наводят порчу на хозяев, и вплоть до того, что ритуальное жертвоприношение хомячка очищает карму. Ну, эксперты, которые это обоснуют — найдутся.

Будет — чертовски дорого и неэффективно.

А что эффективно — так это объявить, бесплатным постом в газете, скупку вываренных хомячьих черепков. По доллару за штуку.

Ты покупаешь хомячков (они стоят дороже доллара), разводишь их (и тут они тебе стоят затрат на крупу и чистку аквариума), убиваешь, вывариваешь черепушки, сдаёшь по баксу.

Но запросто можно довести производительность своей хомячьей «фабрики смерти» до тысячи черепушек в месяц. А это — штука баксов, это значительные деньги для большинства россиян.

Но больше тысячи убиенных защеканчиков в месяц — всё-таки сложно для отдельно взятого индивида, посвятившего себя разведению и мочилову хомячков.

Итого получается, что где-то сто миллионов российских дееспособных жителей бросаются разводить и мочить хомячков, чтобы сдать в скупку их черепа по баксу за штуку, и косарь в месяц.

Для того, кто устроит такую скупку — это обойдётся в сто миллиардов баксов в месяц. Вроде бы огромные деньги, но нужно понимать: они увечат экономику и инфраструктуру второй ядерной державы. Так, что почти никто в ней уже не думает о какой-то иной работе, кроме развода и мочилова хомяков. Три месяца — и мох на рельсах.

Но чтобы сократить издержки — вводим элемент лотереи. Говорим, что мы особенно ценим, когда при термической обработке хомячьих черепушек на них образуются вот такие-то и такие-то трещинки. Это — бесценно, за это китайцы и миллионы готовы платить, ибо суеверны. Не грех на том нажиться нам, грамотным европейским людям. Но вот если разлетится черепок в микроволновке — тогда, извини, ничего. А если правильные трещины даст — тогда, возможно, и миллионы. Баксов.

И вот тут — никакой не будет массированной пропаганды. Никаких затрат на продвижение той идеи, что хомячков надо мочить. А просто — скупка черепушек. Да ещё так организованная, чтобы слишком много не тратить на это.

Желаемый итог для заказчиков (умозрительных «недругов России») — голландская Тюльпанная лихорадка в ещё более острой форме, чем было там в семнадцатом веке. Когда все жители бросаются за сверхприбыльным фантомом на экспорт — и забивают на сохранение/улучшение инфраструктурной среды в своей стране.

Если бы я был цээрушником, планирующим очередной крах России (третий за столетие) — то я бы так примерно и делал. Объявил бы скупку вываренных и высушенных хомячьих черепушек, а если при сушке «правильно» потрескается — то можно целое состояние поднять.

Другое дело, что никому не нужен крах России, ибо и крах Союза до сих пор кошмаром в глазах стоит, когда ядерное оружие легко могло достаться хрен знает кому.

Но что уж точно не имеет отношения к таким серьёзным делам — так это какая-то там пропаганда, какое-то там увеселение для лохов.

Им, лохам, конечно, очень приятно было бы думать, будто бы некие могущественные силы пытаются манипулировать их, лохов, общественным мнением, что-то внушать, как-то направлять, но на самом деле — это просто лишнее в серьёзных затеях. Ей-богу, с зайчиками в рощице — не советуются, не пытаются им угодить. А что ты представляешь собой нечто большее, нежели зайчики в рощице — это нужно доказывать.

Tags: Россия, пропаганда, психология
Subscribe

  • Скоро будут выбора

    Да, уже скоро. 19-го сентября, если не ошибаюсь? И как всегда — титаны оппозиционной мысли с пеной у рта защищают свою стратегию…

  • Ковид как айсберг

    Когда вперёдсмотрящий на Титанике увидел айсберг прямо по курсу, вахтенный офицер скомандовал «право на борт» и «полный…

  • Дети и заработки

    Наткнулся в Сети на дискуссию о детских заработках. Вернее, одна блогерша сетовала, что у неё на даче всё бурьяном заросло, и вот она раздумывала,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Скоро будут выбора

    Да, уже скоро. 19-го сентября, если не ошибаюсь? И как всегда — титаны оппозиционной мысли с пеной у рта защищают свою стратегию…

  • Ковид как айсберг

    Когда вперёдсмотрящий на Титанике увидел айсберг прямо по курсу, вахтенный офицер скомандовал «право на борт» и «полный…

  • Дети и заработки

    Наткнулся в Сети на дискуссию о детских заработках. Вернее, одна блогерша сетовала, что у неё на даче всё бурьяном заросло, и вот она раздумывала,…