Более актуальные задачи подразумевают, скорее, способность быстро и ловко перемещаться, что достигается тренировками (а не медитацией), и это, в свою очередь, подразумевает удобную и практичную обувку.
Что ж, типов и моделей обуви есть много, но сандалии — оставим Персею. Благо, у него они были крылатые, что вообще супер. Современные технологии ещё не восстановились до уровня Бронзового века, поэтому поговорим о ботинках с высоким голенищем, в просторечии - «берцах».
Они тоже бывают немножко разные по конструкции, но в целом их назначение сводится к следующему.
Во-первых, фиксировать голеностоп при беге и всякого рода прыжках, предохраняя от растяжений и вывихов. Поэтому они должны сидеть на ноге довольно плотно, но не так, чтобы прямо уж некроз тканей там начался.
Во-вторых, предохранять от попадания воды в носки. Это важно не только в том смысле, что ноги промочишь и простудишься, но и в том, что в мокром носке — собьёшь те ноги к чёртовой матери набегу. А правильно завязанная берца — она довольно-таки влагостойкая.
В-третьих, берца сама по себе может служить оружием в ближнем бою. Можно сказать, как «кастет» на ноге, с довольно жёсткой ударной поверхностью, с довольно приличным утяжелением. А при работе против ножа — даёт и некоторую защиту ударному копытцу. Берцу (особенно, «кондовую», с жёстким голенищем, какие преобладают на пост-советском пространстве) — не так-то просто прорезать, чтобы повредить стопу или ахилл.
Но это, замечу, вопрос философский, что лучше: более жёсткие «совковые» берцы или более такие «макасинообразные» натовские. В действительности, когда в корпус летит берца (по-любому довольно тяжёлая) — находится мало желающих экспериментировать на предмет того, смогут ли они её прорезать.
Такой же философский вопрос — что лучше: «скоростная шнуровка» (speed lacing) на петлях, более характерная для буржуинов, или традиционная на дырочках с окантовкой (люверсах), более характерная для родных просторов.
Как по мне, петли могут проигрывать только в том случае, если в целом обувка сделана из какого-то китайского говна и какими-то косыми руками и петли просто отрываются. Но если из нормальных материалов — они достаточно прочные, чтобы резвиться, как угодно.
При этом, скоростная шнуровка на то и скоростная, что очень просто заправляются шнурки, всё это дело подтягивается одним движением, боковинки сливаются с язычком так, что ни вода, ни песок не проскочат, а потом даже ни узлов, ни косичек никаких не вяжется, а просто сдвоенные концы обматываются разок-другой вокруг ноги, пропускаются под эту обмотку, вытягиваются на другую сторону, прячутся за голенище — и всё. Уже никуда не денется, не разболтается, но нужно будет ослабить и снять — так же быстро это делается, в пару движений.
Тем не менее, повторю, в здешних краях у всякого рода «спецназеров» гораздо чаще можно увидеть более традиционные берцы с боковыми дырочками (люверсами). Соответственно, их стиль шнуровки и приходится оценивать, выбирая себе головорезов на рынке добрых услуг.
Что ж, «правильных» способов шнуровки — существует много. Тут уже не «вопрос философский» - тут уже целые философские школы и течения.
Кто-то предпочитает шнуровать сверху, кто-то снизу. Кто-то крест-накрест, кто-то лесенкой (то есть, так, чтобы спереди видны были только параллельные горизонтальные полосы — и это не только эстетический момент, это может иметь практические обоснования). Кто-то шнурует лесенку обоими концами, поднимая их попеременно, кто-то — только одним концом (это наиболее популярный отечественный вариант шнуровки, поскольку считается, что боец должен уметь сделать это и одной рукой, если во второй, скажем, держит захваченного языка, пробравшегося ночью в казарму).
Кто-то, делая лесенку одним концом, предпочитает второй закрепить узелком в нижней дырочке, кто-то — протянуть его вверх под шнуровкой. Тут тоже может быть такое обоснование, что если у тебя под ногами сработала мина и шнурок перебило осколком — ты просто фиксируешь оторванный конец узелком, а дошнуровываешь — вторым, который уже выведен у тебя наверх.
И всё это — могут быть правильные варианты. В конце концов, люди могут экспериментировать, ориентируюсь на свои ощущения, как им удобнее, с учётом специфики конструкции ботинка и материала шнурка (насколько прочный, насколько «скользкий»).
Но всё-таки, когда рассматриваешь какого-то кренделя, претендующего на воинственность, немножко настораживаешься, когда видишь у него самую такую простецкую шнуровку крест-накрест, да ещё когда все концы заводятся в люверсы изнутри.
Это кажется практично, но — не для высокой обуви с люверсами при значительных нагрузках. Так, походить по лесу грибочки пособирать — может быть. Но когда подразумевается, что в этом придётся много бегать и прыгать — возникает вопрос: «Ты уверен, что у тебя шнурки не лопнут в самый неподходящий момент?»
Как-то с большим доверием относишься к тем, кто умеет шнуровать лесенкой (а там может быть много вариантов, как пропускать шнурки, чтобы было и надёжно, и удобно). Или, если уж крест-накрест, то хоть разносить заходы в люверсы по диагонали: с внутренней стороны — снизу, с внешней — сверху. Или — чередовать. Так, чтобы шнурки, после затяжки, ложились плотно, но всё же — не намертво. Ибо, какие бы прочные они ни были, а тереться в люверсах и друг об друга они будут по-любому при крестовой шнуровке.
Когда же на них попадает грязь, песок, бетонная пыль — это получается такой абразив, что ведёт к износу неизбежно. И это может стать неприятным сюрпризом, когда при каком-то «акробатическом» номере, когда идёт максимальное натяжение шнурков — они не выдерживают и ты остаёшься без башмака.
Впрочем, способ шнуровки, повторю, люди выбирают под себя, а шнурки из современных материалов могут быть и достаточно эластичные, чтобы сохранять необходимый «люфт» даже при плотной крестовой затяжке, чтобы она не давила и чтобы риск разрыва (что шнурков, что связок) был минимальный.
Но вот что важнее — как фиксируется затяжка. И тут, опять же, есть много правильных способов, поэтому проще сказать, какой неправильный.
Самый популярный, естественно. Узел «бантиком». Знакомый всем с раннего детства.
Он — очень ненадёжен, легко сползает, а то и распускается.
Некоторые люди, осознавая это, говорят: «Я предпочитаю «прямой узел»».
Уточняешь: «В смысле?»
Ну, классический прямой узел — это когда просто берёшь два конца, перехлёстываешь, делаешь петлю и затягиваешь. Самый незатейливый вариант. Причём, пока он не затянется, он довольно нестабилен, зато когда затянется да ещё и намокнет — припотеешь его «вскрывать». Явно не очень практичный вариант для шнурков — иначе б и детишек в садике не учили делать «бантик».
Но выясняется, что имеется в виду немножко другое. Что у них после шнуровки сверху вниз остаются два «уха», которые они и сплетают в «прямом» узле. А когда там не одинарные концы, а сдвоенные — узел, конечно, легче развалить. Но всё равно если промокнет и затянется при интенсивных динамических нагрузках — будет не подарочек.
Опять же, есть много более удобных вариантов, и это дело вкуса, но я с детства предпочитаю любую обувь «ставить» на двойной рифовый узел. Что кроссовки, что берцы. Потому что для меня с детства было важно, чтобы шнуровка на опорной ноге не расползлась, когда, скажем, доворачиваешься для маваши.
Этот узел, несмотря на несколько громоздкое название, в действительности вяжется очень просто. В Инете много где можно посмотреть, но вот тут, скажем, дядечка очень толково и наглядно показывает. И этот узел — он не намного труднее классического «бантика», и с виду не сильно отличается (если особо не приглядываться), но — гораздо, гораздо стабильнее. Сам собой — не развяжется (хоть на капронке, хоть на шёлке).
Но когда нужно его развязать — это делается точно так же, как и с классическим «детсадовским» бантиком. Вытягиваются свободные концы, и узел распускается легко и непринуждённо, какой бы мокрый ни был, какой бы материал ни был (да хоть резинки).
Им можно, конечно, не только шнурки завязывать, а любые концы. Очень надёжно, но при этом — так, чтобы в любой момент распустить. И это не единственный вариант сопряжения верёвочек, но — один из самых простых и практичных. Настолько, что дошкольники элементарно осваивают, если показать (заодно — развивается мелкая моторика).
Поэтому странно бывает видеть порою взрослых людей, которые, желая чего-то связать, начинают изображать какую-то верёвочную кама-сутру, чертыхаясь, путаясь — и хорошо, если дело не кончается непроизвольным самоповешением.
Но ещё, конечно, печальнее видеть людей, которые, как подразумевается, должны иметь некоторую тактическую подготовку, как бы даже крутые вояки — но при этом у них берцы завязаны классическим детсадовским «бантиком».
Первый вопрос возникает: «Почему я вообще вижу, как у тебя завязаны берцы?»
Я не должен этого видеть. Все концы и петельки — должны быть спрятаны так, чтобы ни за что не зацепиться.
Но если уж вижу, и это именно обычный «бантик» - возникает резонный вопрос: «Ребят, а вы вот так и тренируетесь? Ну вот это самое: бегать, прыгать, падать, перекатываться? А когда шнурок развяжется — флажок поднимаете, типа, «вне игры»? Или ладошки над головой складываете, типа, «я в домике»?»
Возникает подозрение, что нихрена они, в действительности, не тренируются. Чисто на «отъебись» какой-то там минимум физухи сдают, полсотни отжиманий в упоре лёжа, двадцать подтягиваний, а по тактике — постановочный кордебалет раз в год, где даже если споткнёшься о развязавшийся шнурок и выронишь автик - «террористы» помогут подняться и сами «застрелятся».
Но это лишь один из штришков, который позволяет оценить «коммандос» по внешнему виду. Так-то, конечно, их много.
Причём, если салаге можно «простить», что его просто не научили ещё, как что делается, то вот мужики за тридцатник, забивающие болт на поддержание формы — производят гнетущее впечатление. Ну, когда работают как бы не бухгалтерами, а «крутыми силовыми спецами».
Тем не менее, когда к нам такие приходят устраиваться — им даётся шанс блеснуть хотя бы своей креативностью и мудростью (если видно, что с физухой там всё печально).
Предлагается, скажем, спаковать «злодея» любыми средствами (от скотча и ремня до наручников) так, чтобы не вырвался, но и чтобы не покалечить его (преждевременно). И показать, как бы ты сам избавлялся от оков, что бы хотел для этого иметь.
И вот начинается: скрепка, вилка, чтобы открыть замок, жестяная полоска, чтобы отжать фиксатор храповика. Тянет поиграть в Сару Коннор — потому что видели нечто подобное в тех или иных роликах (и хорошо, если сами экспериментировали хоть по пьяни).
Ну и можно, конечно, таскать с собой столовый сервиз, набор скрепок и жестяных пластинок. Только вот против нормальных наручников — это всё не сработает. Они от этой фигни защищены. И от взятия на излом — тоже.
Однако, скажем, алмазная струнка — перережет какую угодно сталь за считанные минуты даже из не очень удобного положения (я уж про пластик молчу). Стоит копейки, весьма компактна, можно заныкать колечки с нею в разных локациях, если ожидаешь, что на тебя нацепят браслеты. Так, чтобы и спереди, и сзади можно было дотянуться.
Один же особо предусмотрительный товарищ, помню, носил пилку с алмазным напылением, закамуфлированную под нательный крест (то есть, как меч в ножнах). Резонно полагая, что даже если его переоденут во всё «гостевое» после задержания, то крест всё же отбирать не станут. И можно будет, сорвав подбородком цепочку, вынуть эту пилку и, улучив момент, избавиться от наручников. У него, правда, всё равно не получилось удрать — но креативность была оценена (а с «богухульством» - пусть патриархи разбираются, если раньше не перегрызут друг друга).
Ну и вот просто интересно бывает, какие каверзы соискатель может заподозрить, на какие сам мог бы сподобиться, какие способы противодействия может предложить. Но большинство людей уже к среднему возрасту привыкают мыслить шаблонно и «туннельно», к сожалению (а иногда — к счастью).
Но это, про наручники и прочий «BDSM” – просто к слову пришлось, раз уж зашла речь о том, как «вить верёвочки».
В действительности, просто столько довелось видеть в жизни человеческих страданий по причине саморазвязывающихся шнурков, причём, у взрослых людей, у «боевитых» людей, для которых это вообще нонсенсом должно быть — что захотелось сделать этот мир лучше. Более справедливым, что ли.
Помню, одна знакомая девочка выцелила террориста, оценила все параметры, взяла упреждение — а он возьми да и брякнись набегу, зацепившись за собственный шнурок.
Так не должно быть. Это несправедливо. Никто не должен так огорчать сентиментальных милых девочек своей расхлябанностью, даже террористы.
P-s.: Да, всё-таки немножко неудобно объяснять на пальцах, что я подразумеваю, говоря о той или иной шнуровке-затяжке (а терминология может различаться), поэтому поискал в Инете примеры.
По «скорошнурке» на петлях — вот, скажем. Или — вот.
Это не очень высокие американские тактические башмачки, но довольно приятные в обращении. Для летнего времени — вообще идеально (для активных развлечений во всякого рода лесонасаждениях).
У меня и «невольнички» на Плантации примерно такими экипированы, и Лёшка мой на кроссовом своём мотике в таких гоняет (чтобы травинки-былинки пальцы не отрывали).
Поэтому, когда я вижу летом в окрестностях своей Воскресенской Гасиенды всякого рода страйкболистов (а там они часто тусуют: карьеры, песок, сосенки), и они преимущественно в жёстких таких высоких берцах чуть ли не до колена — меня разбирает недоумение: «Ребят, а оно вам зачем? Вы б ещё болотные сапоги, блин, надели! И когда вы потом в палатках спите, после своих дневных побегушек-пострелушек — вы ноги себе ампутируете, чтобы на проветривание на верёвочку снаружи повесить? Или вы обонятельные рецепторы себе превентивно удалили?»
Правда, возможно, дело в том, что я беру эти амерские ботиночки для своих невольничков и прочих всяких близких, вроде сына, где-то баксов по двадцать. Вернее, не я лично беру — но у нас хорошие отношения с интендантскими службами по всему миру. У РА — мы те же «Смерчи» берём тоже далеко не по той цене, по какой их каким-нибудь арабам впаривают. А на рынке — выходит немножко дороже (и РСЗО, и ботинки). Хотя, вроде, тоже копейки какие-то: баксов сто двадцать, сто пятьдесят (американские ботинки в России, в смысле). Но, видимо, некоторые просто считают, что вот такие «настоящие», кондовые, высокие и «жосткие» берцы — они по определению круче в любых условиях, даже если тридцать градусов жары за бортом.
Но в некоторых, особенно российских условиях — они действительно неплохи. Если взять размером побольше, выбрать «люфт» тёплыми носками — и скрутить эту конструкцию без помощи лебёдки, когда кожа на морозе не очень-то гнётся.
Поэтому, вот наиболее практичным для высоких и довольно жёстких берц — представляется стандартный армейкий способ шнуровки лесенкой.
Ну и вот тут, скажем, парень демонстрирует, как это делается.
И он, этот способ, на самом деле, даёт много преимуществ (по сравнению с крест-накрест, в два конца).
Я шутил, конечно, что он позволяет одной рукой ухватить шпиона, проникшего в казарму, а другой — шнуровать ботинки, чтобы не заявляться к товарищу командиру пусть с добычей, но босым, что не по уставу.
Но на самом деле шнуровка выполняется очень просто, тебе не нужно помнить, какой конец куда идёт.
Ещё я шутил, что если под ногой сработала мина и осколком перебило шнурок — то можно легко дошнуровать, зафиксировав разрыв узелком, не пролезающим в колечко.
На самом деле, это бывает важно, если действительно долбануло по ногам чем-то вроде мины и нужно срочно избавиться от обуви, чтобы остановить кровотечение и какую-то фиксацию сделать, если там всё раздроблено к чёрту. Ну, чтобы совсем уж осколки костей не угуляли.
Для этого — медику желательно не искать где-то там в глубине перехлёстнутые шнурки, а полоснуть скальпелем по поверхности, перерезав их сразу все и развалив обувку.
Ну и наконец, верно и то, что при разрыве шнурка такая «лесенка» проще в «залатывании».
То есть, понятно, что нужно использовать прочные шнурки, а не говно какое, понятно, что нужно следить за их состоянием и регулярно менять, как «расходники», но если бежишь увлекательный кросс километров на полста с полной боевой выкладкой — нужно быть готовым к неприятным сюрпризам. Вроде того, что шнурок перетрётся и порвётся.
Это возможно. Ибо — shit happens.
И в этом случае — что делать, если порвался шнурок, а время терять нежелательно? Когда у тебя равно «эволюционируют», крест-накрест идут два взаимозависимых конца шнурка — тебе придётся как-то связывать оборванные ошмётки. А это не очень приятно, когда шнурки, допустим, мокрые и грязные, в болотной жиже и в мозгах противников. И тыкать не «оконцованным», а дряблым шнурком в люверс — тоже не очень прикольное развлечение (и, гусары, всем молчать).
Но когда выстроена была эта лесенка — ты просто берёшь порванный конец (обычно — в подъёме или в верхней части они рвутся), смотришь, до какой дырочки можешь закрутить на нём узелок, чтобы натянуть эту часть шнуровки, делаешь узелок — и забываешь о нём.
Дальше — берёшь запасной шнурок из кармана, вставляешь в противоположную дырочку на том же уровне — и «добиваешь» шнуровку доверху.
Но можно и сразу сделать так, чтобы запасной шнурок уже был вдет. Чтобы это был просто свободный конец, пропущенный побоку под одной из боковинок наверх.
А я, когда в последних классах школы учился и носил (в осенне-весенний период) омоновские берцы с очень частыми люверсами — придумал (как мне казалось) шнуровку собственного приготовления. Шнурок складывается пополам, на нём делается один (двойной) узел, не способный просочиться через люверс, заводится конец в правую нижнюю дырочку, делается ещё узел, чтобы не мог пролезть в левую параллельную, и вот получаем — что снизу у нас между начальными люверсами как бы стопорные узлы.
Далее, протягиваем справа шнурок по «исподнему» на одну дырку вверх, а слева — на две. Оттуда — нахлёстываем уже внешние стяжные «ступеньки лесенки». И теперь, когда концы внизу — уже слева протягиваем «исподне» на одну, а справа — на две. Ну и «так дальше».
И получалось, что образуются две дублирующие системы из одного шнурка. Если по одной линии лопнет — другая будет держать обувку на ноге. Может, чуть менее жёстко — но ничего не отвалится.
Я тогда, в начале девяностых, очень гордился своим «ноу-хау». Даже запатентовать думал. Пока не узнал, поступив в Корпорацию, что на самом деле многие ребята так делают.
Впрочем, у меня девяносто девять процентов всех моих гениальных идей - сплошной облом от того, что, оказывается, это уже сделано. Оставшийся процент - микроскопически малая доля от госдолга США. Но, честно, я не знаю, что бы делал, окажись на месте Трампа.
Но я знаю, что бы делал, окажись на месте Путина. Я бы кричал: "Верните меня на место Трампа" :-)
Серьёзно, сейчас я стараюсь поменьше высказываться о политике, поскольку над Россией всё чётче и громче звучит Люкс Этерна, как и предсказано было, и это вовсе не смешно, но - могу говорить о том, как сделать мир лучше. Более разумная и ответственная шнуровка-затяжка граждан - определённо сделает этот мир лучше. И креатив, конечно, приветствуется.