Сидели вчера за ужином с Женькой и с Лёшкой, речь зашла о ЕГЭ, при этом фоном работал телик.
Женька убеждала Лёшку, что всё-таки есть некоторая польза от высшего образования. Типа, вот пусть ты сейчас и хорошо зарабатываешь на своём видеоблоге, но где ты будешь, случись что? Посмотри если не на меня, юриста-международника, то на своего папу, который и филолог, и юрист.
Я подтверждаю: «Да, вот на всякой стрелке — первым делом свои дипломы предъявлял. А с той стороны они: «А у нас тоже диплом Юрфака!» А я: «А у меня — кандидатская степень, в натуре!» И тут-то — угасали».
Ржём.
И тут по ящику — сообщение о наводнении в Питере. Поскольку это мой родной город, сделал погромче. Говорю: «Ну, Медный Всадник, кажется, с места не сорвался».
Женька: «Да, а то бы снова пошёл гоняться за Германом».
Переглядываемся с Лёшкой. Я — молчу, а он, сделавшись очень серьёзен, изрекает: «Кстати, хороший вопрос для ЕГЭ: в каком году случилось то наводнение, когда Медный Всадник гонялся за Германом».
Женька: «Ну, это уж для «Что-где-когды». Я бы не ответила. Ну, в 1830, навскидку. Хотя — пальцем в небо».
Лёшка: «Но ты хоть помнишь, чего там с Германом было? Он хоть убежал от Медного Всадника?»
Женька хмурится: «Честно, не помню. Вроде, с ума сошёл».
Лёшка: «Да не. Он запрыгнул в лодку к деду Мазаю, и они потом вместе спасли Муму».
Женька, поняв, что Исчадие глумится, ищет взглядом поддержки у меня.
Я говорю: «Жень, ну ты до сих пор не усвоила, что когда вот это вот (лёгкий подзатыльник Лёшке) переключается в режим «что-где-когды», когда серьёзный такой фейс делается — значит, подъёбывает? Что сложного-то в поведенческих паттернах твоего же изделия?»
Женька: «Да это-то понятно, но я задумалась, за кем Медный Всадник гонялся, если не за Германом, который таки да, вовсе из Пиковой Дамы».
Вместе с Лёшкой: «За Евгением». Ну, я-то филолог, по первому образованию, а Лёшка — просто очень хорошей памятью обладает и сравнительно недавно всё пушкинское рифмоплётство читал.
Женька (опасливо): «За Онегиным?»
Успокаиваем: «Нет, нет, это другой Евгений». Совершенно малозначительный, как и сама по себе поэма «Медный всадник». Совершенно «проходная». Где вот есть «ода Питеру», «люблю тебя, Петра творенье», которое заставляют школяров учить наизусть, усугубляя их ненависть к Питеру (даже если разъяснять, что «Петра творенье» - это Анна Петровна Керн, которую Пушкин «и с Божией помощью ебал»). Ну и есть в той поэме излюбленный учителями пример «синекдохи»: «Все флаги в гости будут к нам». На самом деле — не очень корректный пример, но не буду углубляться.
А Женька — умничка уже потому, что хоть чего-то со школы помнит за литературу. Замечу, чтение насквозь пушкинских шняг, кроме «Евгения Онегина» - в школе не подразумевалось. Поэтому — да, легко можно перепутать Германа из «Пиковой Дамы» с Евгением из «Медного Всадника». А «Пиковую Даму» - кажется, вообще по программе не проходили. Это я, как сынок профессора филологии, с нашей литераторшей обсуждал вещь и объяснял правила игры в штосс. И она изумлялась: «Они реально такие имбецилы были? Вот они в такую тупую игру играли? Да уж «дурак» — гораздо умнее». И это правда, что тупее штосса — не может быть ничего, кроме подбрасывания камня вверх и ловли его темечком.
А что до ЕГЭ — то Лёшке это просто не нужно. Тут уж не идёт речь о понтах типа «в нашем роду до десятого колена все были с университетским образованием, а сейчас, что же, прервать традицию?»
Ну да, потому что само по себе университетское образование (не только российское, но и буржуинское) — ничего не стоит. Во всяком случае, ничего не стоит по сравнению с реальной способностью зарабатывать деньги — и не гарантирует никакого высокооплачиваемого трудоустройства.
Честно, когда я собеседую соискателей — мне абсолютно похер, какой у них диплом и есть ли он. Но если они реально потратили пять лет на вуз — то, возможно, умственно ущербные. Если, конечно, не ураганили по шалманам с шалавами в эти годы, вытягивая бабло с родаков якобы на учёбу. Когда так, когда ураганили по шалманам с шалавами — возможно, небезнадёжны.
Но при этом есть и системы автоматизированного, роботизированного тестирования, сродни ЕГЭ.
Мы это используем, скажем, при первичном тестировании, когда берём подростка в нашу школу. Ему там доброхоты суют шпоры с правильными вариантами, где какую галочку поставить.
И они в целом-то правильные. Они даже — абсолютно правильные с точки зрения проверяющего робота. Ибо у него так выставлено.
Ну, скажем, вопросы по истории. Вот сорок восемь из пятидесяти будут абсолютно честные, а парочка — с подковыркой.
«В каком году разразилась Первая Мировая Война?»
Варианты: 1918, 1914, 1905, 1890.
«Правильный» вариант, прошитый у проверяющего робота — 1890. Галочка на «г». И если так отвечено — поздравляем, все ответы безошибочны... Вот только они в принципе не могли быть безошибочны, ибо любой, мало-мальски знающий историю, ответит, что Первая Мировая началась в 1914. А твой папа — за сколько баранов купил правильный «ответник»?
Ну и более сложный случай — что в ответах на вопрос можно выбрать более одного варианта. Ибо — почему нет?
Скажем, «Кем был Мориарти?»
а — знаменитым филантропом;
б — профессором математики;
в — предводителем преступной организации;
г — банкиром и автором книг по экономике;
д — мореплавателем, открывшим полуостров Элсмир;
е — мастером японской борьбы «боритсу» (известной лишь ему и Конан Дойлю).
Варианты «б», «в» и «е» — верны. Их все можно и нужно «оптичить».
И это вызывает иногда «разрыв шаблона» у жертв подготовки к ЕГЭ, где строго «туннельная» логика, где подразумевается лишь один правильный ответ (и правильный — если создатели не налажали).
Вообще же, вот для меня в моей юности — было вопросом престижа и соблюдения семейных традиций поступление на Филфак Универа (а для чистоты эксперимента — я из Питера в Москву слинял, ибо «неспортивно» поступать туда, где у тебя Батя завкафедрой). Ну и всё-таки — я люблю языки, люблю словотворчество на тех языках, а чтобы прочесть ту же Библию Вульфилы — нужно было поступить на филфак, просто так она в библиотеках не лежала, рядом с «самоучителем готского». Сейчас — лежит на любом тематическом сайте. Хотя я изначально не собирался работать филологом, а с детства решил, что буду бандитом. Но — с филологическим уклоном. Поэтому я никогда не брал стипендию, да она в девяностые и «ни о чём» была.
Когда меня «Партия» попросила получить юридическое образование — это больше было про связи, а не про знания. Законы-то я и так знал довольно прилично, иначе б мне не дали корочку офицера ФСБ. Но Юрфак — это такое место, где, во-первых, знакомишься с преподами, которые в своё время дрессировали всю правоохранительную элиту, и они сохраняют своё влияние на бывших питомцев; это мафия, кроме шуток.
Во-вторых же — знакомишься с будущей правоохранительной элитой. И тот опездол, которого ты, ужратого в хлам, на втором курсе держал за капюшон, пока он блюёт за сугроб, а потом отмазываешь от патрульных ментов — через пятнадцать лет он прокурор области. И когда тебе чего-то от него нужно — нет надобности долго и пространно объяснять, кто ты и что ты. Он помнит. Он очень хорошо помнит.
В своё время, когда начальство запихнуло меня «снова в школу», на юрфак Универа — я изрядно злился. А сейчас — ценю. Это умное решение было, направлять наших в те же классы, где будущие «церберята» учились. И на юрфак, и в Юракадемию, и даже в Университет МВД. Вот Путина они в глаза не видели, для них он персонаж фольклора, в общем-то, а я — живой и настоящий, здесь и сейчас, и всегда рядом.
Но то — наши дела, где либо самоутверждалочки сподвигали к поступлению в вуз, либо специфическая «производственная» необходимость.
Да, Женька — тоже юрист, и очень хороший, в международных арбитражах выступает, успешно, но заканчивала не Юрфак МГУ и даже не МГЮА, а юридический факультет непрофильного вуза (тогда, в девяностые, каждое арбузодробильное ПТУ обзавелось своим юрфаком и экономфаком).
Но она очень въедливая и памятливая. Вот видели сцену в фильме «Щит и меч», где советский разведчик запоминает страницы цифрового кода? Так разведчики, на самом деле, так не умели. Они всё больше — с гестаповцами по кабакам бухать умели, выведывая секреты. А Женька — примерно так запоминает тексты договоров. Но при этом — ещё понимает, что к чему, анализировать может.
И от этого случая с Германом, удирающим под дождём от Медного Всадника — очень расстроилась. «Ну как же так? Как я могла так облажаться? Ведь я же читала Пушкина».
Пришлось утешать, особенно Лёшке.
«Слушай, мам, я вот в своих видосах — десяти минут не бывает, чтобы не накосячил, чтобы херню какую-то не спорол. Но когда просекаю — я из этого шоу просто делаю. Типа, забавные оговорки по Фрейду. Ну вот если спутать Евгения с Германом — то это нормально. Евгений — по-гречески «благородный», «родовитый». А Герман по-германски — ну, примерно то же самое. Только он «Херман», наверное, был в оригинале, да? И «ман» - человек, а «хер» - это «хер». Вот, человек, происходящий от знатного хера, типа того».
Женька обращается ко мне: «На этом месте ему уже можно подзатыльник отвесить?»
Отвечаю: «На любом месте можно было».
Лёшка подставляет голову.
Так и живём, так и ужинаем.
Серьёзно, вот я понимаю, зачем мне было нужно высшее образование. Понимаю, зачем Женьке нужно: без хоть какого-то юридического диплома — не возьмут в Стокгольмский арбитраж отстаивать корпоративные интересы.
А Лёшке? Парень в свои неполные пятнадцать лет ведёт блог на Ютубе, с которого срубает по три косаря в месяц. Даже имея постоянную подругу — не может потратить больше двух. Серьёзно, если не играть в подпольных покер-клубах — трудно пятнадцатилетнему пацану спустить больше ста тысяч рублей в месяц. Но Лёшка — он же и в покер хорошо играет, он бы вряд ли продувался в подпольных клубах, он же не идиот, чтобы под «переезд» подставляться.
А закроют Ютуб, говорит — так я и сваркой владею, и токарно-фрезерный станок запрограммировать могу. Десять минут — и готова автоматическая винтовка. Чтобы Ютуб разблокировать.
И он ведёт свой блог преимущественно на английском, но некоторые выпуски — делает в испанской версии. Этими языками — он хорошо владеет. Французским — похуже, но читает довольно свободно.
А поступать в Универ? Зачем оно ему?
Остепенённые филологи нынче ассоциируются с трёхгрошёвыми тварями, которые выдают «экспертные» заключения, что фраза «долой тиранство» - содержит призыв к экстремизму.
А юристы в нынешней России — это... не будем о грустном.
Серьёзно же, не только в России, но повсюду происходит некоторая ревизия ценности университетского образования в классическом его виде. Вот с аудиториями, лекциями, семинарами. Это всё менее актуально становится, с ростом доступности информации.