artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

Вещдоки и подставы. Наивность и коварство.

Вспомнилась одна не очень весёлая история из прошлого.

Это было в конце нулевых. Один наш подкрышный коммерс, бизнесмен средней руки, совершал путешествие в Краснодарский край вместе с женой. Ну, не всё же в Дубаи да Паттайи летать.

И вот на выезде из мотеля, где они остановились на ночь, их расстреляли прямо в машине, обоих наглухо, к сожалению. Один исполнитель, из ПМ, предположительно — заказуха.

Поскольку мы довольно трепетно относимся к безопасности своих подкрышных клиентов — естественно, здорово напряглись. Подтянулись ребята из регионального бюро вместе с дружественными прокурорскими, поставили на уши районную ментовку, а я, в качестве «назгула», прибыл курировать расследование. Тогда это была моя работа.

Если где-то случался какой-то крутой замес, начинался разбор и кто-то, предположительно, мог помешать расследованию, то вот приезжал один из нас и давал понять: ребят, если сомневаетесь, если не знаете, кого валить — то валить надо меня. После этого — у вас уже никаких сомнений не будет. Ибо и картезианское cogito ergo sum – будет уже не про вас. Ну и обеспечение быстрого решения всяких процедурных вопросов — тоже было на мне как на представителе «Штаба».

Что ж, в тех краях наш коммерс никаких дел не вёл, врагов не имел. Да и в Москве у него, вроде, всё было ровно. Сразу возникла версия, что имела место ошибка в объекте. Поскольку он ездил на точно таком же Икс-Шестом, что и один солидный местный криминал-буржуазный мужчина, которому, в числе прочего, принадлежал тот мотель, и он там тоже был в тот день. А Икс-Шестой — тогда только вышел в свет, их в Москве-то было мало, а уж в тех ебенях — чуть ли не единственный. Вот и лоханулся киллер.

Собственно, эту версию высказал сам тот «магнат», поскольку у него-то, в отличие от нашего коммерса, был серьёзный конфликт с конкурирующим кланом довольно отмороженных ребятишек. То есть, этот-то «магнат», хоть и состоял в Единой России, но всё-таки старался соблюдать какие-то приличия, насколько я понял по отзывам, а те — просто уголовщина. Ну и раньше-то район был под ними, там всех закошмарили, ментов купили, а теперь этот мужик, пользуясь своими политическими связями, стал ментов и прокуратуру на себя перетягивать, а этих беспредельщиков немножко поджимать. Что, конечно, веский мотив для покушения.

Пару дней мы собирали информацию и думали, как подступиться к наиболее вероятным подозреваемым. Ибо, хоть они и имели репутацию беспредельщиков, но всё же для наезда на них нужны какие-то обоснования. Начнёшь им просто так несчастные случаи устраивать — люди могут не понять. А чтоб в тюрьму посадить — нужны какие-то доказательства. Во всяком случае, тогда ещё суды могли полюбопытствовать на эту тему.

Ну, естественно, даны были объявления по всем местным СМИ, типа, кто что слышал-видел-нюхал — обращайтесь по таким-то телефонам, пишите письма на мейл.

И вот откликнулись. Отыскался добрый человек, сообщил, что нашёл рядом с местом преступления, в кустах у трассы, пистолет. Но поскольку очень опасается за свою жизнь, то хотел бы передать его анонимно. Камера хранения на автовокзале, такой-то код.

Открыли, достали — да, действительно ПМ. Что было, конечно, довольно странно, поскольку там на пару километров всё вокруг металлоискателями обшарили в поисках сброшенного ствола, на всякий случай. А тут чел говорит, что вот буквально в ста метрах от мотеля он поссать в кусты отошёл — да наткнулся на макарку.

Поизучали немножко находку из камеры хранения - никаких следов пребывания в кущах. Хотя и земля, и листва-трава у трассы — конечно, весьма специфические имеют химические примеси. И из щёчек рукоятки никуда эта шняга деться не могла, когда ПМ, предположительно, был заброшен в кусты. Но нет, в ближайшее время он точно не лежал на сырой земле.

Пробили по номерам — похищен из воинской части на Кавказе в начале девяностых, как и следовало ожидать. А Джохара Дудаева уже не спросишь, как там вёлся учёт стволов в войсках вольной Ичкерии. Да никак. И любыми путями мог в Россию попасть.

С баллистикой-трассологией — тоже всё непросто. Это ж только в детективных сериалах всё бывает однозначно. А тут — пули проходили через лобовое стекло автомобиля, хер там чего осталось от микрорельефа.

По гильзам, найденным на месте, вроде бы проще, но тоже, на самом деле, стопроцентно это только в теории работает, сличение следов от ударника и экстрактора. А на практике просто находят у подозреваемого волын той же марки, что был на месте, и эксперт пишет, мол, выстрел мог быть(!) произведён из данного оружия. Если же ему предложить, скажем, пять гильз, отстрелянных из таких же волынов — тут может выйти конфуз. Если у засвеченного в деле волына нет каких-то реально характерных дефектов на следообразующих поверхностях.

К тому же, если и достоверно установить, что именно из этого пистолета было совершено убийство — что это давало бы конкретно в нашем случае? Допустим, начнём мы раскручивать, где ещё в регионе (или даже Москве) засветился этот ствол. Выйдем на какую-нибудь горскую развесёлую компашку. Ну и может, эти абреки кого-то постреляли-пограбили, а потом толкнули волын какому-нибудь лоху. А от него — досталось тем, кто явно очень настойчиво хочет нам его впарить как орудие преступление.

Зачем он это хочет и при этом явно врёт, что нашёл в кустах? Вероятно, чтобы мы приморочились, а потом заскучали, а потом, глядишь, и утратили интерес к делу. Списали на каких-то кавказских гастролёров, которые слились в туман.

Мы решили пойти другим путём. Я пригласил местных оперов (из которых кто-то — однозначно был на связи с теми отморозками, которых мы подозревали, а кто-то — довёл бы инфу через своих барабанов в местном криминалитете), раскрыл перед ними чемодан с баксами и сказал:

«Парни, для нас — это не просто дело чести. Убитый — был на завязках с очень серьёзными людьми, которые выделили нормальные бабки на розыск. Мой бюджет — лимон налом. И я жаться не буду. Вот за этот волын, который мы сейчас исследуем, — тот чел запросил пятьдесят косарей. Я без торга ему их отдал. И так, чтобы на условиях анонимности и конфиденциальности. Поэтому — имейте в виду, что всё будет очень щедро оплачено. Любая важная информация. И вас тоже не забудут».

Что в действительности было важно донести до сведения любых заинтересованных лиц — что «доброжелатель», написавший письмо мне на и-мейл и положивший макарку в камеру хранения, срубил за эту услугу полста грандов (хотя на самом деле отдал бесплатно).

Если вдруг произошло чудо и это какой-то был совершенно непричастный гражданин, который действительно случайно нашёл пистолет в кустах и решил помочь следствию (а мы облажались и с поиском, и с экспертизами на микрочастицы флоры и почвы) — что ж, он даже не узнает, наверное, о том, что ему «дали» полтинник. У него-то, такого сознательного, нет, наверное, друзей в криминальной среде.

Но вот если (что вероятнее) это была бандитская шестёрка, действовавшая по поручению своего «начальства», чтобы заморочить нам голову, - у этой братвы могут возникнуть вопросы друг к другу.

Сейчас, конечно, сумма кажется копеечной, но по тем временам да для глухомани — всё-таки существенная. А главное — принцип. Главное — подозрение, что кто-то на шару срубил полтинник грина — и забыл уведомить, не говоря уж про поделиться. И конечно, кто пытался нам впарить ствол — тот, скорее всего, и послал того «подслеповатого» киллера.

Мы взяли эту банду под наблюдение — и стали ждать, затарившись пивом и чипсами.

Сначала — исчез один из «младшеньких», именно тот, который, как потом выяснилось, писал мне на мыло и делал закладку. Ну, он как услышал этот звон про «вознаграждение» - понял, что сейчас ему начнут задавать неудобные вопросы, да и сквозанул.

А потом трое «бета-бабуинов» взяли да и грохнули свою «альфу», вожака.

Их мы взяли, с хорошей доказухой по мочилову их лидера, и они объяснили своё поведение: «Да этот упырь бы с нас не слез! Он нам открыто предъявил, мол, небось, вы ту сявку прикопали где-нибудь, а бабки притырили. И полтос — не такая уж сумма, но если отдать — это признать, что мы крысы. Потом бы он нас по-любому урыл».

Ну да, преступный мир, волчьи законы.

И они много чего там интересного рассказали, на радость областной прокуратуре (а кое-кому в районной — не на радость), и по той заказухе, где наш коммерс с женой погибли — тоже.

Да, разумеется, ошибка в объекте. Их главарь, уже покойный, заказал этого местного «магната», а киллер ошибся. Личность киллера нам была не так уж интересна (ну, он-то просто заказ выполнял, какой с него спрос), но его тоже сдали. Как выяснилось, он даже не понял, что там баба была рядом с водителем. Солнце на лобовухе бликануло, говорит, только контуры видел - думал, что объект с водилой-охранником. И, в общем-то, пусть лучше где-нибудь в Чёрном Дельфине такие киллеры отвисают, ибо хрен его знает, кого он с кем в следующий раз перепутает.

Чего вспомнилась история? Да всё по донбасским этим делам, с Боингом и Буком.

Что там получается? Первые часы (и даже дни) место падения Боинга находилось под контролем сепаров, пока не договорились о допуске туда иностранных экспертов.

За это время, естественно, можно было и убрать, и подложить всё, что угодно. Но убирать повреждённые детали обшивки самолёта — это было бы как-то уж слишком откровенно даже для этих деятелей. Поэтому пришлось оставить, и по ним (а также по телам пилотов) были выявлены характерные двутавровые поражающие элементы, свойственные боеголовкам ракет более поздних модификаций, которых никогда не было на вооружении Украины.

Прошерстили там местность весьма основательно, но останков ракеты — эксперты не нашли. Хотя, по идее, что-то должно было остаться. Они не полностью аннигилируются при подрыве. Ну, можно посмотреть, как выглядят, скажем, останки Томагавков (с более мощной боевой частью), взорвавшиеся на земле при прошлогоднем обстреле сирийской авиабазы Хишам. И у буковских зенитных ракет взрыв направлен конусом вперёд, а не шаром во все стороны, поэтому чего-то более-менее узнаваемое на землю падает. Тем не менее, там, на месте, изначально ничего не нашли.

А спустя годы, в нынешнем апреле в распоряжении JIT всплывает двигательный отсек ракеты 9М38 довольно хорошей сохранности. Читаются номера двигателя и сопла.

От кого получено, где взято? Это — не разглашается. Но вскоре проходит инфа, через Венедиктова, что Команда выкупила эти останки у каких-то людей с Донбасса за 25 миллионов евро.

И вот я не буду заклиниваться на попытках уличить МО РФ с его брифингом в том, что они впаривают поддельные документы, увязывающие эти номера агрегатов с конкретным собранным на Долгоповском заводе изделием, а его самого — с украинской (тогда ещё советской) в/ч 20152.

Экспертизу бумаги и чернил — не проводят по цифровому изображению, да и графологическую — тоже. И я не эксперт. Нет, я чисто «обывательски» думаю, что документы подлинные. Ну это уж слишком большая наглость была бы, впаривать такую туфту, которую безусловно выявит экспертиза.

И когда Каныгин в «Новой» пишет, что дата восстановленного подлинника «сведений об окончательной сборке» (14.01.86) предшествует дате появления самого этого изделия в сборке (24.12.86) — думаю, это недоразумение.

Если посмотреть на заводской номер двигателя, 8869032 — то там девятка выведена с необычной петлёй внизу, а вот в боковой записи, удостоверяющей соответствие восстановленному подлиннику, - вероятно, место ограничено, и та же рука ужала девятку так, что её можно принять за восьмёрку. То есть, на самом деле, дата восстановления документа — четырнадцатое января девяносто(!) шестого года. И это, наверное, логично, что раз в десять лет они переписывают свои архивные документы, пока мыши не погрызли.

То же — и в сводной ведомости, придирки к тому, что в заводском номере готового изделия двойка выведена не в той манере, как в прочих местах. Если приглядеться — там и в четвёртой строке в дате 23.12.86 двойка в 12 выведена совсем не так, как в 23. Хотя, казалось бы, это-то зачем бы? Да если б кто-то подделывал документ — то уж соблюдал бы стилистику. Не, просто люди на самом деле реально по-разному выводят цифры, когда то сплошняком вносят эту занудную херь в графы, то приходится отвлечься, типа, «Да когда она там, блин, была сделана? И какой ей, блин, номер был присвоен?»

Я об этом писал уже, что прямо-таки подделывать документы, которые однозначно затребуют на экспертизу — это маловероятно. Гнать какую-то пургу на прессухе, наводя тень на плетень — дело одно, а фальсифицировать проверяемый вещдок — всё же другое.

Но тут интересно другое.

Повторю, через Венедиктова — прошёл вброс, что голландцы (и прочие из JIT) отвалили на эти останки с номерами двигателя и сопла не много не мало 25 лямов евро. И некоторые журналисты уже изумились расточительности и доверчивости этих наивных европейцев. Вот взять — да купить за немалые деньги хрен знает у кого хрен знает что. Какие-то обломки действительно буковской ракеты, но которые непонятно откуда взяты, непонятно, какое отношение к тому инциденту имеют.

Я же полагаю, что когда мало-мальски серьёзные люди что-то говорят журналистам — то лишь для того, чтобы информация просочилась, была озвучена так или иначе.

И ещё я думаю, что JIT – это всё же не частная контора вроде Bellingcat, которая существует на пожертвования и ни перед кем не отчитывается за то, как тратит деньги на добычу сведений у своих источников. JIT – это официальная следственная комиссия, которая не может, наверное, разбрасываться деньгами направо и налево, о своих тратах рассказывая только доверенным русским журналистам.

Поэтому мне и вспомнилась та история с «доброжелателем», передавшим пистолет, и с нашим вбросом о будто бы выплаченном вознаграждении.

И вот политическое руководство Донбасса — это, конечно, не затрапезная какая-нибудь банда районного уровня. Но и 25 лямов — это не пятьдесят косарей.

И мне просто стало интересно: а что, если кто-то из их верхушки, прознав про этот приз от JIT – не поверил, что на самом деле его подчинённым ничего не платили? Вдруг он подумал, что его решили кинуть, и предложил поделиться, наседая на своих подчинённых? А они ведь могли испугаться и принять меры со своей стороны.

Правда, память у меня только на древние дела хорошая, преданья старины глубокой, а на близкие события — сплошные провалы. Склероз, что поделать. Поэтому вот я и не помню: а в ближайшем прошлом — там, на Донбассе, ни с кем из их верхушки не случалось каких-то несчастий?

Tags: Боинг, криминал, оружие
Subscribe

  • Украина, Россия и Чехов

    Многие сейчас всерьёз приморочились будто бы неминуемым обострением российско-украинского конфликта. Иные эксперты уж инструкции публикуют, как…

  • Байден, Зеленский, Путин

    Разговор Байдена с Зеленским длился целый час. Правда, двадцать минут из этого времени президент США вспоминал, кто такой Владимир Зеленский, и ещё…

  • О предустановке российского софта

    С первого апреля наконец-то вступает в силу давно вымученный закон о том, чтобы все мало-мальски умные девайсы, продающиеся в России, имели…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Украина, Россия и Чехов

    Многие сейчас всерьёз приморочились будто бы неминуемым обострением российско-украинского конфликта. Иные эксперты уж инструкции публикуют, как…

  • Байден, Зеленский, Путин

    Разговор Байдена с Зеленским длился целый час. Правда, двадцать минут из этого времени президент США вспоминал, кто такой Владимир Зеленский, и ещё…

  • О предустановке российского софта

    С первого апреля наконец-то вступает в силу давно вымученный закон о том, чтобы все мало-мальски умные девайсы, продающиеся в России, имели…