"Думаю, это всё-таки могли быть «вагнеры», - говорит давеча Виталик.
Он из бывших моих «невольничков», потом работал какое-то время в нашей Агентуре, очень хорошо себя проявил, а сейчас — начальник охраны моей семьи. Молодой, но очень толковый. Но поскольку нынче вся моя семья, от мала до велика, отвисает в самом охраняемом месте на планете, на нашем курортном островке P51D, Виталя остался немножко не у дел — и вот зарулил ко мне на Сенскую гасиенду. Шашлыки, пиво... конспирологические версии.
«Обоснуй, - говорю, - какой мог бы быть мотив у «вагнеров»?»
«Легко. Проскакивала информация, что эти журналисты собирались проехаться по всяким золотым и алмазным приискам, посмотреть, не охраняет или их «Вагнер».
«Ну да, - говорю. - Но и что такого, если охраняет? Это самое приличное из всего, что делает эта шаражка. В общем-то, не скрывается, что Кремлёвские намерены вкладываться в горнорудную индустрию в ЦАР, вполне официально, и совершенно логично использовать для охраны этих своих трёхгрошёвых клоунов. Ибо кто ж из серьёзных-то людей сейчас с Кремлёвскими вязаться станет? Но так или иначе — а в чём тут компромат?»
Виталик кивает:
«Да, никакого компромата — если прииск разрабатывается легально по соглашению с этим центральноафриканским правительством. Но тут вот проскакивала ещё инфа, что по крайней мере один из золотых приисков, которые собирались посетить журналисты, легально принадлежит канадской компании. Но не функционирует, поскольку территория контролируется ребелами. А теперь предположим, что Пригожин и друзья решили потеснить ребелов, взять объект под свою защиту и возобновить добычу. Но - «забыв» уведомить законного собственника. И вот это — уже может быть достаточным поводом, чтобы загасить тех, кто станет совать нос в такие дела. Демонстративно свирепо загасить, чтобы другим было неповадно. Ну, ты же знаешь, что они считают себя очень страшными — и всячески пытаются это подчеркнуть».
Пожимаю плечами:
«Как-то слишком идиотично даже для этих товарищей. Ну как ты можешь взять под контроль прииск, восстановить его работу — и не засветиться на этом? Да какие журналисты? А спутники на что? Они над ЦАР не летают?»
Виталик вздыхает:
«Артём, тебя всё-таки портит, что общаешься с умными и здравыми людьми. Поэтому тебе сложно смоделировать «логику» этих реально поехавших ребят. Ну а перегонять российские танки и грады в «Дыру» и делать морду кирпичом, типа, «настамнет», когда масса есть спутниковых фоток и видосов с регистраторов? А пытаться отжать нефтезавод в Сирии, который не то что канадской — американской компании принадлежит, контролируется курдами, а за их спиной амерская авиация и «гиморы» (M142 HIMARS, в смысле, высокомобильная система залпового огня). Да, они патологически жадные — и туповатые. И ты ведь до последнего не верил, что Путин настолько протечёт крышей, чтобы хапнуть этот долбанный Крым. А — хапнул. А те, кто ниже — ещё тупее, ещё маниакальней».
Да, это, конечно, хорошо, что Виталик не строит иллюзий на счёт умственных способностей наших оппонентов. На его посту — это важно. Ибо его задача — охранять мою семью, а на моих близких может наехать только очень тупой маньяк. Безмерно тупой безмерно маньяк. Поэтому Виталик молодец, что пытается влезать в его шкуру, прогнозируя действия.
Раздумываю.
Убитый военкор Орхан Джемаль — сын Гейдара Джемаля. Который, конечно, не был «халифом всех мусульман России», как думают некоторые, но у него были (и остаются после его смерти) серьёзные завязки в таких кругах, с которыми не рекомендуется ссориться, если ты всего лишь сраный нацик на подхвате у хуйловского поварёнка.
Но ладно, допустим, эти вагнеровские клоуны — реально без башки, реально не осознают своё место в этом мире.
Говорю:
«Виталь, а вот какие могли бы быть причины, чтобы оставить в живых водилу? Внезапная «негрофилия» у бойцов Вагнера?»
Отвечает:
«Чтобы он в своих показаниях дал понять, что это были русские. Потому что обращались к журналистам на «понятном им языке». И он это сказал».
«Ага. Сказал. Через несколько дней. Когда, видимо, адвокат подсказал, что это поможет отвести подозрения в сторону «каких-то русских». Но он должен был бы припомнить данный факт сразу(!), что журналисты и нападавшие общались на одном языке, если б это было действительно так. Да и потом — а зачем причинять ему лёгкое ранение? Если ты хочешь, чтобы он ничего не говорил — резонно замочить. Если хочешь, чтобы рассказал, как было, намекнув, что это были русские, «вагнеры», «бойтесь нас», всё такое — его вовсе не надо дырявить. А вот в каком случае лёгкое ранение водилы имеет смысл — так это если он был наводчиком и соучастником банального разбоя».
«Да и потом, - продолжаю. - Допустим, узнали вагнеровцы, через прослушку, что журналисты собираются на тот канадский прииск, который отжимают у ребелов. Так резонно и встретить их где-то там, на подъезде. Но нападение было совершено на сравнительно безопасном участке трассы, где никаких ребелов не шастает. И тут можно предположить, что нападала какая-то местная околостоличная гопня, которая сама не рискует соваться туда, где шастают ребелы».
Виталик морщится:
«Тём, всё очень логично. Кроме одного: ты вот упорно игнорируешь существование людей, которые принципиально не дружат с логикой».
Машу рукой:
«А, по второму кругу пошли. Давай лучше искупаемся, что ли, съездим, а то я чего-то припотел над мангалом».
По дороге — размышляю об этих несчастных журналистах. Расследование по «Вагнеру» - им заказал МБХ ещё весной. Изначально планировали съездить в Сирию. Где Орхан Джемаль с его арабским и его «исламизмом» мог бы быть очень полезен. Потом — решили перекинуться на ЦАР, поскольку стали поступать сведения, что там «Вагнер» тоже чего-то мутит под юбкой у Кремлёвских. А это — франкоязычная страна (ну, не считая местных полутора миллионов наречий). И у них — ни одного франкофона. Чего они там хотели выведать — и каким образом? Уповать на то, что сыщутся англоязычные словоохотливые какие-нибудь местные солдатики? Или использовать водилу в качестве переводчика?
Да очень хреново организованная экспедиция — в любом случае. Но я не думаю, что МБХ намеренно их подставил как «сакральную жертву», как пишут иные подкремлёванные пропагандоны. Да как будто нынешний российский режим с его милейшими ЧВК — реально нуждается в том, чтобы его «скомпрометировать» и «опорочить». Как будто есть, куда больше.
И в случае подставы — ей-богу, выживший свидетель нападения, тот водила, не стал бы припоминать язык агрессоров через несколько дней. Он бы сразу сказал, что говорили они на одном языке с жертвами, и в прорезях их балаклав мерцали серо-голубые глаза, добрые, чуточку усталые, и топорщились пшеничные вихры. Это — выглядело бы естественно, что он такие нетипичные для Африки детали подметил и отметил. Вот когда сразу же, а не через несколько дней.
Но в ином случае, когда именно через несколько дней водила «внезапно» вспоминает, что нападавшие говорили на одном языке с жертвами — тут мысль только одна. Очень примитивная, неумелая попытка уйти от ответственности за соучастие в ограблении.
Но Виталик, чувствуется, остался при своём мнении. Ладно, на самом деле, просто информации слишком мало для каких-то выводов, а версии можно строить какие угодно, вводя разные "переменные идиотизма" этих убийц.