artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Дела дифференциальные. Ч.1

Нет, речь не пойдёт о дифференциальных уравнениях. Их-то я в школе отлюбил, да и честно сказать, никогда особо силён в них не был.

Это — развитие автодорожной/бездорожной темы. О чём я сразу предупреждаю, и если кому неинтересно — то... вот, предупредил, значит :-)

Но мне интересно, потому что я, сбагрив всю семью на курорт, сейчас оттягиваюсь на своей Сенской Гасиенде, где есть шикарные песчаные карьеры с чистыми озёрами, и вот, значит, купаюсь и катаюсь. Попеременно на Хантере и одном из стареньких наших Туарегов, на котором учатся водить детишки моих гвардейцев, он уже изрядно покоцанный об ёлочки да облепихи, а потому не жалко. Ну, он второго поколения, с «максимальным», на 4,2, дизелем, по-прежнему очень ходкая машинка — но одиннадцатого года и покоцанный детишками, а потому не на светские же рауты на нём ездить.

Да, но восхваляя Туарег — я должен всё-таки сказать пару тёплых слов и о Хантере. В действительности, это довольно прикольная машинка. И главный его прикол в том, что внешне он выглядит практически неотличимо от старого-доброго советского «козлика», УАЗ-469. Но при этом имеет двигло не на 80 сил, а на 128. Что, конечно, несерьёзно по масштабам топовых Гелендов, Прадо, не говоря уж про Кайены, но — он довольно прыткий. То есть, у него скромненькая максималка, всего 130 по трассе (да и на сотне уже немножко страшновато в нём), но где-то до 70 — он набирает очень бодро.

И когда Хантеры только появились — их владельцы получали немалое удовольствие, глумясь над легковушками. Вот когда стоят перед светофором в соседних рядах Хантер и какая-нибудь зубилка рестайлинговая или даже простенькая японочка-кореяночка. И водила легковушки прикидывает: «Сейчас на зелёный рвану вперёд, встроюсь перед этим «козликом». Уже там поигрывает газом, пребывая в готовности.

Загорается зелёный — и «козлик» уносится далеко вперёд, только корму его и видали. И у несведущих людей, конечно, шок: «Это чё такое было?»

Ну и на оффроаде Хантер не то чтобы «король», но, скажем так, способная машина в умелых руках. А главное — дешёвая и довольно прочная. Такая, с которой можно экспериментировать, всячески изгаляться, а в случае чего — запчасти копейки стоят и починить всё можно своими руками в полевых условиях. По крайней мере, так, чтобы доехать до «цивилизации».

Да, ну ещё я должен, пожалуй, извиниться за то, что, вероятно, ввёл общественность в заблуждение. В одной из прошлых заметок заявил, что у топовых комплектаций Туарега — по умолчанию, в «стоке», имеется централизованная система регулировки давления в шинах.

А тут глянул их заводские спецификации: не, вроде, нету. Только датчик давления по всем колёсам да возможность изменить допустимые значения через меню, чтобы комп не ругался, мол, «Ахтунг! У нас плоские шины! Некуда ехать!»

Но мне это казалось очень резонным решением, чтобы именно у Туарега, который и так имеет компрессор пневмоподвески, от него же запитывались(«запихивались») шины. Но вот чего-то ваговские инженеры недокрутили, видимо, эту тему.

А так-то, система регулировки давления в шинах из кабины — известна с пятидесятых. В основном — использовалась на тяжёлых грузовиках. Вот все советские армейские (и Зил-157 «Колун», и Урал, и Зил-131, и последующие) — и много всяких «буржуинов». Да и на лёгких машинах — ничего сложного с её реализацией. Просто трубки через ступицы кидаются, на центральный блок замыкается, стравливание-накачивание либо через компьютер, либо тумблерочками, если это Уазик.

И у наших (моих коллег) — на всех машинах это стоит. В силу специфики работы, чтобы и простреленное колесо не так быстро ложилось на обод, а подкачивалось либо компрессором от движка, либо от баллона со сжатым воздухом (когда от движка отбирать мощу — не в тему).

Ну и я так привык, что мне на Турике достаточно через менюшку выставить значения 20-25 (для переднего и заднего мостов соответственно) для движения по песку или хлябям — что честно думал, будто это ваговская стоковая фишка. Но, видимо, нет. Наши рукодельники нарукодельничали. Ну потому что, естественно, любая машина, которую покупает сотрудник — сначала идёт в наш техцентр, хотя бы для «расчиповки», для снятия всяких дурацких ограничений на мощность движка (мы не будем предъявлять производителю рекламации за ущерб, понесённый на запредельных оборотах), на максимальную скорость (мы не будем судиться с производителем, если кто-то из наших, тьфу-тьфу, убьётся на 250, когда его паспортная максималка — 200), ну и всякое подобное.

Однако ж, катаясь нынче по карьеру, я не стал стравливать давление ни на Хантере, ни на Турике. Выбрал сценарий: а вот кто из них больше имеет шансов улепетнуть от ментов, если ушёл с трассы в эти песочные дербеня — и пытается ускользнуть через барханы и сосенки.

Да, в этой связи вспомнился анекдот от Лёшки Зимина. Когда он только обосновался в Воскресенском районе — как-то поутру выехал на своём Фораннере на карьер порыбачить, спускается к пляжу — и видит севший жопой в яму ментовский «бобик», а при нём трое полуголых парней в форменных брюках, пытаются вытолкать. Но — куда там!

Вообще, у Лёхи довольно специфическое отношение к ментам даже сейчас, когда он со многими самыми достойными подружился, а тогда-то, в начале нулевых, отношение было - «Вот хорошие пусть в хороших и плавают!»

Но тут, всё же, люди в беде... да и Уазик в беде. Пусть и мусорской «бобик», а всё ж таки «козлик», сродни тому, на котором Лёха удирал из армейской учебки на блядки, перемахивая через забор по дощатому импровизированному трамплину.

Говорит: «Парни, как вы вообще умудрились посадить здесь Уаза? Вот на кой ляд вам надо было сдавать задом в эту канаву?»

«Да понимаешь, вот Витёк сказал, что он откуда угодно выберется, а мы замазали — ну и вот» (они отдыхали там всю ночь, были не то, чтобы безобразно пьяны, но и не благообразно трезвы).

Лёха осматривает машину, диагностирует: «Парни, а вы в курсе, что у вас передний мост отключён?» (У старых уазиков нужно было ввернуть ступицы для того, чтобы в принципе подключался передний мост; да, это была очень надёжная внедорожная машина — но только если не держать передний мост постоянно включённым; иначе — жрала в три горла, и сыпалась, как труха; у Хантера, замечу, такого бреда нет, отключения/включения переднего моста ступицами; просто рычаг в кабине).

Менты: «А нам запрещают его включать. Там печать стоит. Нас комроты убьёт, если сорвём».

Лёха (думает): «Ну, грешно смеяться над убогими, даже если они менты».

Вслух: «Ладно. Прежде, чем Фориком вас вытаскивать — попробую сам сесть за руль, и авось выйду на одном заднем».

Один мент: «А ты где-то учился, что ли?»

Лёха (немного «деревенея»): «Да. В детском садике номер 22 для отдельных трудных детишек. В машинки любил там играть и курочить их».

Мент хочет чего-то съязвить, но товарищ постарше затыкает ему рот, уразумев, что именно Лёха сказал. Ну, к тому времени все в этой стране знали, что спецназ как бы гостайна, но 22-я отдельная бригада СпН ГРУ — как бы есть.

Лёха рассказывал, что это было непросто, выцепить Уазика оттуда на одном лишь заднем мосте. Ну, очень широкая и глубокая промоина, идущая к озеру. Однако ж, поигрывая всем, чем можно было — он сумел подняться по той промоине, потом уложить в неё передние колёса, когда уж под задними более-менее твёрдый грунт был, и выскочить.

Менты аплодировали стоя — и, разумеется, сделались готовы к комфортному использованию в благих целях.

Ну и вот это «дифференциация». Можно было б быть индифферентым, ментов нахер послать — а можно проявить человеческое сострадание.

А про технические дифференциалы — я лучше завтра напишу.

Но просто мне это очень нравится, от экспертов-уазоводов: «Вот на Уазиках есть честная, механическая блокировка дифференциалов, а на этих всяких новомодных, вроде Туарегов — только имитация».

Ага. Симуляция. Вот как компьютерная программа 1С:Бухгалтерия — только имитация честного бухгалтерского учёта, тогда как настоящий бухгалтер — он счётами с перекидными костяшками пользуется, а не этими вашими компутерами :-)

Tags: машинки, философия
Subscribe

  • Ошен сложны рюски языка: исчисляемость женщинов

    Пришла Женька, пожаловалась: «Кажется, я схожу с ума». Утешаю: «Для всех нас — лишь дело времени». Объясняет:…

  • Украина, Россия и Чехов

    Многие сейчас всерьёз приморочились будто бы неминуемым обострением российско-украинского конфликта. Иные эксперты уж инструкции публикуют, как…

  • Байден, Зеленский, Путин

    Разговор Байдена с Зеленским длился целый час. Правда, двадцать минут из этого времени президент США вспоминал, кто такой Владимир Зеленский, и ещё…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • Ошен сложны рюски языка: исчисляемость женщинов

    Пришла Женька, пожаловалась: «Кажется, я схожу с ума». Утешаю: «Для всех нас — лишь дело времени». Объясняет:…

  • Украина, Россия и Чехов

    Многие сейчас всерьёз приморочились будто бы неминуемым обострением российско-украинского конфликта. Иные эксперты уж инструкции публикуют, как…

  • Байден, Зеленский, Путин

    Разговор Байдена с Зеленским длился целый час. Правда, двадцать минут из этого времени президент США вспоминал, кто такой Владимир Зеленский, и ещё…