artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

О выборе машины

Намедни вот один уважаемый комментатор выразил недоумение в связи с тем, зачем люди вообще покупают внедорожники и кроссоверы.

Что ж, за всех людей я ответить не могу. По поводу некоторых, впрочем, складывается впечатление, что они берут ту или иную машину потому, что сами не знают, чего хотят от неё и от жизни.

Но за себя — могу сказать, зачем мне всё-таки бывали нужны «джиперы». Как оказалось — для успехов в учёбе.

Вообще-то, я с отрочества привык к нашей семейной Волге, ГАЗ-2410. Которую считал больше своей личной, нежели «семейной», поскольку мы взяли её из таксопарка и я пролежал под ней целое лето, доводя до ума. И рулил преимущественно я.

Но когда в 93-м переехал в Москву поступать в МГУ — было бы, конечно, свинством угонять эту Волгу у собственных родителей. Поэтому на какое-то время остался безлошадным. Но права — получил.

И вот раздумывал, что бы взять, когда поднакоплю деньжат. Брать Волгу тогда, конечно, было бы уже смешно. Тогда уже хлынул на пост-советское пространство вал подержанных иномарок, что с Востока, что с Запада. И понятно, что десятилетняя какая-нибудь Тойота — в любом случае лучше новенькой ГАЗ-31029 (которые, к тому же, безобразно тогда делались), да ещё и дешевле стоит (и в обслуживании - тоже).

Я рассчитывал на что-то такое привычного волговского размера (чтоб на заднем сиденье не было тесно ни в каких жизненных обстоятельствах) и в пределах пары косарей зелени. Но вот глаза разбегались от богатства вариантов.

Ну и пока я думал — меня соблазнили и захомутали в ту Корпорацию, где я и сейчас. А там — вообще обломили с выбором десятилетних тачилок, предложив служебную новую. И то была не благотворительность с их стороны, а, напротив, экономия. Ибо централизованная закупка тачек для сотрудников обходилась гораздо дешевле, чем если б пришлось поднимать им зарплаты так, чтобы они могли покупать сами у конечных дилеров. То же — относилось и к предоставлению корпоративной рембазы для служебных (а фактически — личных) машин. Расходы на сторонние автосервисы были бы гораздо выше, и люди бы тоже хотели зарплаты повыше, а так можно было платить сущие копейки. Моя вот изначальная зарплата — вообще была семь с половиной тысяч. Ну, с премиальными — немножко больше.

И да, выбор служебных тачек был не так богат, как в газете «Из рук в руки», и внедорожников не предлагали, только «городские» легковушки, но тем не менее выбор был. И я выбрал Пассат. Ну потому что, честно сказать, на «мерины» и «бумеры» - была тогда некоторая идиосинкразия. Нет, это очень хорошие машины — но на них тогда ездило слишком много дурных людей. Прямо скажем, слишком много мудаков тогда на них ездило. Нуворишей, которым просто на шару упал какой-то жирный кус — и они чувствовали себя королями, пуская пыль в глаза и привлекая внимание тех, кто придёт и объяснит, кто они на самом деле по этой жизни.

Я не хотел ассоциироваться с подобного рода публикой. Поэтому по-скромненькому взял Пассат, отъездил преимущественно на них все девяностые, и был вполне доволен.

Но обзавестись внедорожником — тоже хотелось. Так-то я, в общем и целом, проезжал на Пассате везде, где мне было нужно, но всё-таки в иных местах приходилось заморачиваться: «Вот цепану сейчас брюхом — или нет?» Поэтому для поездок в гости к некоторым друзьям, в места, пусть не столь отдалённые, но с трудным просёлком — хотелось иметь такой говномес, чтобы не париться, пройду или не пройду, с потерями или без.

Однако ж, всё-таки жаба душила выбрасывать три-четыре своих месячных зарплаты на машину, которая мне будет нужна лишь время от времени и ad hoc.

Но так случилось, что я помог одному коллеге, Стасу «Поручику», и там дело вышло несколько более напряжённо, чем он рассчитывал, поэтому, желая как-то возместить мне доставленные неудобства — подарил новенького Паджерика.

Добротная в целом машинка, короткобазовый второго поколения, с дизелем 2,5. По оффроаду — очень хорошо бегала. По трассе? Ну, скажем так: достоинство дизеля в том, что он не больно-то чувствует, под горку ты идёшь — или в горку. На подъёме скорость не теряет. Но в целом — какая может быть динамика у движка на 105 сил при довольно тяжёлом всё-таки джипе (хоть и короткобазовым) по сравнению с Пассатом с его двумястами силами при меньшей массе, «приземистости» и гораздо лучшей «обтекаемости»? Конечно, по асфальту - небо и земля.

Тем не менее, в сессию я заезжал несколько раз на этой машине в Универ, возвращаясь с природы. Ну, в ночь перед экзаменом — полезно бывает немножко помедитировать на природе в хорошей компании.

Это был 96, я был на третьем курсе, и вот как-то в лифте меня отлавливает одна преподша (славная тётка, мы были в хороших отношениях) и говорит: «Железнов, а почему ты на мои семинары не ходишь?»

Ну, я ответил правдиво и дипломатично: «Да я ж не только на ваши, я ни на какие не хожу». Действительно, вот первые два курса я довольно часто посещал лекции и семинары, а на третьем порою знакомился с преподом на экзамене. Тем не менее, сдавал хорошо. Но чисто по-человечески — они немножко обижались, что и понятно.

Вот и эта милая преподша настаивает: «А почему ты не ходишь ни на какие семинары?»

«Да всё работа, весь в делах, аки пчела».

«Работа? Если у тебя работа — ты должен давать преподавателям взятки».

Ну, я не настолько идиот был, чтобы достать котлету зелени и спросить: «Скока?»

Жду разъяснений.

Она: «Мне докладывали, у тебя машина большая? А мне холодильник доставить надо».

В те времена при покупке холодильника даже в как бы солидных магазинах — доставка не была бесплатной. За неё норовили слупить ещё в духе советских представлений о незаменимой ценности труда грузчиков. Что для универовской профессуры — немножко накладно. Да и зачем, когда есть студенты?

Что ж, холодильник был не самый крупный, в багажник вошёл нормально, я его выгрузил, установил — и дама была благодарна. И все преподы с тех пор знали, что пусть не имеют счастья лицезреть мою физиономию на своих семинарах — но ко мне можно обращаться в действительно важных случаях.

Вот так наличие внедорожника, как большой машины с вместительным багажником, способствует учебному процессу.

Но и в некоторых других случаях — тоже, конечно, может быть полезно. Когда, скажем, надо переехать на дачу и вывезти сразу много-много вещей.

Правда, честно говоря, на месте экономных граждан — я бы для таких довольно специфических случаев рассмотрел вариант с вызовом такси универсала или минивэна. Сейчас много фирм этим занимаются, конкуренция сильная, цены копеечные. Это будет гораздо практичнее, чем покупать довольно дорогую машину, которая и жрёт дофига, и налог за неё повышенный, и в городе не очень-то удобна.

Некоторые говорят: «А вот на рыбалочку или за грибочками съездить». Ну, для таких случаев можно держать какой-нибудь Хантер, вот прямо у себя на даче, его и мотать по буеракам да корягам. Если чего и отвалится - «на скорость не влияет» (потому что её и так нет). Зачем для этого Лексус или Рубикон — немножко непонятно. Особенно, вот, комично - «купленный в кредит» Лексус или Рубикон.

Некоторые же считают, что большая и солидная машина — внушает уважение, заставляет считаться, уступать дорогу или пропускать с примыкающей.

Ну, отчасти — да. Но бывает по-разному.

Лёшка Зимин рассказывал анекдот. Стоит на своей бэхе на светофоре, ждёт левой стрелки. Сзади подъезжает Икс-Пятый, за рулём — девчонка. И начинает неистово сигналить.

Лёха говорит: «Я, конечно, привык, что на Икс-Пятых каждый второй - лунатик, но чтобы до такой степени? Чего ей от меня надо-то? Чтобы я вот прямо у поста взял и рванул на запрещающий? Ну хорошо, встречных сейчас нет — но это даже для меня не повод поворачивать без стрелки».

Берёт микрофон, включает громкую связь: «Уважаемая коза на Уазике! Давайте стрелки дождёмся, а дудеть будем — на конкурсе горнистов».

Стрелка включилась, повернули, на следующем светофоре эта девочка вылезает, идёт к Лёхе.

Он: «Она чего, покарать меня решила?»

Но — нет.

Говорит: «Ой, извините. Я просто не заметила, что там стрелка. Думала, если зелёный — можно поворачивать».

Лёха (смотрит внимательно): «Барышня, берегите себя!» («И окружающих — тоже»)

Она (фыркает): «А «коза на Уазике» - это смешно было. Но если что, мне эту машину папа подарил». (То есть, что «не насосала»).

Лёха: «Надо же. Я-то думал, выиграли в передаче «Кто хочет стать миллионером».

Снова фыркает: «Тоже смешно. Да, я бываю... рассеянной. Извините, ещё раз. А может, я как-то могу... компенсировать?»

Ещё и познакомились. Говорит, в целом милая девчушка оказалась, совсем невредная. Хотя действительно немножко рассеянная.

Поэтому уповать, что вот твоё «большое железо» всегда будет производить на людей «усмиряющее» впечатление — немножко наивно. И у Камаза-то железа по-любому больше.

Но иногда — да, желательно, чтобы у тебя была большая внушительная машина. С учётом специфики нашей работы. Которая, как я нисколько не скрываю, связана с насилием.

Мы занимаемся крышеванием. То есть, не пошлым каким-то рэкетом — а предоставлением защиты тем, кто её хочет и готов платить (и мы ещё очень разборчивы в том, кого брать под свою протекцию).

А такая деятельность, разумеется, связана с некоторыми... напряжёнными моментами. Во всяком случае, у агентов-оперативников, у тех, кто в «поле».

Иногда — просто бывает нужно кого-то прижать на трассе, чтобы поговорить. И на чём это было делать? На Шкоде «Фелляция»? (как Лёшка, похабник, называл эту чешскую машинку — так-то «Фелиция», естественно).

На Пассате — ещё куда ни шло. Но лучше, конечно, на внедорожнике. От которого легковушка просто шарахается на обочину при имитации бокового тарана, а дальше дожимаешь, блокируешь выезд, идёшь и беседуешь.

При этом — конечно, желательно иметь довольно динамичный внедорожник. Чтобы можно было нагонять и обходить на трассе.

Паджерик, при всех его внедорожных достоинствах, для такой работы годился всё же мало. Поэтому в конце девяностых я взял Геленд в максимальной комплектации. Не помню уже, сколько у него было сил, но разгонялся и бегал он довольно шустро. Однако ж, из-за своей не гоночной, прямо скажем, аэродинамики, уже на 180 в нём было немножко неуютно. То есть, он разгонялся и за 200, но это не очень приятное чувство, что управляемости у тебя сейчас — ну, примерно, как у Волги на сотне. «Летающий кирпич» - недаром про Геленд говорили.

Поэтому, когда появился Туарег — я в него влюбился практически сразу. «Дайте два!» Чтоб один у меня был, второй — в постоянной готовности на рембазе.

И естественно, в максимальной комплектации, с топовым турбодизелем (там они в первом и втором поколении немножко разные, но близкие по параметрам и вполне такие «зверские) и всеми оффроадными примочками, ибо иногда всё же приходится и по говнам лазать.

И я, как и мои друзья-коллеги — мы-то знаем, для чего нам нужны такие машины. То есть, имеются некоторые индивидуальные предпочтения, но в целом машина должна быть такая, чтобы соответствовала тем довольно специфическим функциям, которые от неё могут потребоваться. И всегда должна быть на высоте. Поэтому за ней нужно хорошо следить. А поскольку это не жига или Волга, где «следить» означает «проверять масло и время от времени чего-то подкручивать в гараже, а хороший стук и так наружу выйдет», поскольку это довольно сложная совокупность навороченных современных систем — требуется регулярно загонять тачку в профессиональный сервис для диагностики и устранения намечающихся или возникших неполадок.

Понятно, что это может быть недешёвым удовольствием (хотя в нашем случае — «за счёт заведения»), но без этого современная высококлассная машина просто не раскроет свой потенциал.

И поэтому мне всегда было очень забавно наблюдать людей, которые еле-еле сводят концы с концами, но берут себе подержанные тачки премиум-класса, потому что это «престижно», потому что это «символ успешного человека».

Уй, что такое «успешный человек» - конечно, вопрос философский. Но я бы сказал, главное в нём — что ему нет надобности пускать кому-то пыль в глаза. А если говорить конкретно о финансовом успехе, то среди людей, его имеющих, как-то немножко дико звучит сочетание «престижный автомобиль». Ну, примерно как «престижная пьезо-зажигалка».

Серьёзно, автомашина — это вещь, которая стоит десятки, много сотни тысяч долларов. Ладно, некоторые топовые спорткары — подороже, но это уж для особых любителей. И это не те суммы, которые ассоциируются с «финансовым успехом».

Если же для тебя это значительные суммы (что бывает, что нисколько не унизительно, ибо не в деньгах счастье и не все готовы посвящать жизнь зарабатыванию денег) — ну так кого ты пытаешься обмануть, беря себе как бы «престижную» машину, но по дешёвке, с чёрт знает какой помойки, или, того хуже, в кредит?

Ладно, там, начало девяностых, когда действительно в страну хлынули все эти мерины-бумеры, обрушившись своим шармом на людей, которые «слаще морковки хрен чего пробовали». В смысле, круче Волги.

Но сейчас брать машину премиум класса, только чтобы произвести впечатление? А на кого? Ты произведёшь впечатление примерно такое же, как если на последние свои бабки (или на кредит) купишь ролекс к тренировочному костюму с вещевого рынка (с той разницей, что ролекс не требует затрат на содержание). И костюм-то может быть добротный, всякое бывает, но вот такое сочетание — оно будет только смех вызывать у тех, кто привык видеть реальных «мажоров». Которые, вообще-то, на то и «мажоры», что обычно не очень большое внимание уделяют вещам как таковым, подразумевая само собой разумеющимся, что они должны быть добротные и удобные, а не «престижные».

Ну или, если ты бедный студент, ты покупаешь «крутую» тачку, чтобы цеплять девок? Каких? Деревенских дурочек прямо с вокзала (ну, «дурочек» в том смысле, что они могут купиться на твои понты, потому что ещё не видели натурально богатых парней)? А тебе нужны проблемы, если она решит, что ты реально перспективный жених и что у вас лубофф? Так скучно жить?

А произвести впечатление на одногруппницу? Да взять такси (которое копейки нынче стоит), свозить её в какой-нибудь уютный кабачок, типа, это заветное такое местечко, о котором мало кто знает, но кто знают — ценят «атмосферность». Да, а тачки у тебя нет — ибо нафига бы, когда есть мобила, а значит, и такси?

Но если иметь тачку — то на девчонок, с которыми вообще имеет смысл чего-то мутить, большее впечатление произведёт не «понтовость» авто, а умение им пользоваться. Стиль вождения. И это необязательно газ в пол и вышивать по рядам. Не, что ты просто уверенно маневрируешь, никого не напрягая. Особенно, вот, движение задним ходом в стеснённых обстоятельствах, огибая запаркованные тачки — производит на них впечатление (потому что у барышень, как правило, с этим бывают серьёзные проблемы).

А сама по себе тачка? Да если б я сейчас был бедным студентом — взял бы какую-то подержанную, но надёжную и недорогую машинку. Ну, Хонда Цивик — это, пожалуй, юбер аллес. Но и Форд Фокус — тоже ничего (если б не имел репутацию «кредитомобиля для офисного планктона). Хотя, поскольку я лично предпочитаю всё-таки машинки покрупнее, будучи воспитан на Волге, то скорее — Мондео. Второе поколение, десяти-двенадцатилетней давности — очень надёжная машина.

При этом в некоторых случаях (к Мондео не относится) — даже предпочтительней, наверное, брать изначально дешёвые машинки не новыми, а подержанными. Во-первых, тот факт, что она совсем-то уж не сдохла за несколько лет — говорит, что повезло со сборкой, а во-вторых, их часто обивают откровенно говёными материалами, которые газируют, но вот за несколько лет — проветрится.

И выбирая подержанную тачку — я бы старался найти такую, где бы на дверях или крыльях были царапинки-вмятинки. То есть, что хозяину реально срочно понадобились бабки — и у него не было времени морочиться предпродажной подготовкой, зализывать боевые ранки, естественные для «возрастной» машины. Ибо если было — то, конечно, умельцы вытянут-выправят и гнутые стойки, и деформированный кузов. Вот только он утратил нормальную жёсткость, на таком говне просто опасно ездить. А проверка дефектоскопом не всегда возможна, когда речь идёт о машине, которая продаётся тысяч за сто пятьдесят рублей.

Поэтому слишком «красивая» десятилетняя тачилка — меня бы отпугнула. «Это что ж такое с ней было, что чел явно нехило потратился на жестянку и малярку?»

В принципе же, хотя я не эксперт в продукции Автоваза, говорят, их эти всякие новые Гранты и Весты — уже похожи в чём-то на машины. Но я вот сейчас глянул ради интереса цены — и изумился. Гранта — от 400 рублей, Веста — от 550.

И тут возникает резонный вопрос: «Ребят, а вы не подохуели? За такие деньги, вообще-то, можно, скажем, Лансер трёхлетний взять. Вы серьёзно считаете, что уже где-то рядом? А кто-нибудь ещё так считает?»

Но что реально глупость — это брать подержанные машины премиумного сегмента. То есть такие, которые новыми в районе сотки баксов стоили.

И в девяностые-то — ещё ладно, поскольку они шли из Европы, где на них катались европейские бюргеры по европейским дорогам и с европейским сервисным обслуживанием.

Но когда эта тачка была десять лет назад продана в России — хрен его знает, какой отвязный мудак на ней по каким буеракам скакал и как её там латали в «ара-сервисах». Особенно, если речь идёт о чём-то таком «внедорожном», притом дорогом, и многие владельцы, купив подобное, считают просто своим долгом испытать приобретение на прочность в таких местах, куда нормальные люди не ездят вообще (или ездят на Хантерах с огромными колёсами и всякими прочими триальными наворотами).

Вот недавно попался на глаза ролик, где парнишка, такой эксперт из гаражного сервиса, оценивал представленный ему Туарег двенадцатилетней давности, купленный за триста пятьдесят тысяч рублей.

«С одной стороны, эта машина недорогая в ремонте. Скажем, рычаг подвески, родной, но перебранный (то есть, с какого-то другого разъёбанного Туарега), обойдётся тысяч в пятнадцать рублей. А китайский — так и вовсе в семь».

Слушаешь это — и умиляешься.

Да конечно, вот главное достоинство премиумного авто — это что детали для него недорогие. А если родные и нормальные вдруг всё-таки дорогие, по какой-то странной причине, - значит, берём с разборки б/у, с хер знает каким износом металла и микротрещинами, или китайские.

Ну и вот такова специфика российской эксплуатации и сервисного обслуживания (после гарантии). Поэтому, когда берёшь некогда дорогую машину за сущие копейки — надо прикидывать, сколько там уже всякого-разного успели ушатать и поменять по «бюджетному» варианту на то ли бэушные, то ли китайские запчасти. Когда же количество таких «инноваций» достигнет критической суммы — ну, закономерно, всё начнёт сыпаться с эффектом домино.

В этом смысле может быть разумнее покупать подержанные машинки попроще. У них и прежний владелец с большей вероятностью окажется более «жалостливым» к своей тачке, чтобы не гонять её в хвост и в гриву галопом, и родные запчасти стоят не настолько дорого, чтобы вместо них ставить хлам с разборок или китайщину.

Да и вообще, скромность — украшает юношей.

Вот мой сынок Лёшка в этом отношении, перед своим отбытием на курорт к оркам, и немного огорчил — и порадовал.

Мы ему с Женькой на четырнадцатилетие (он выглядит немножко старше, поэтому наличие водительских прав не вызывает особых вопросов у гайцов) подарили Туарега, поскольку он хорошо знаком с этой машиной.

Но тут сошёлся с барышней, студенткой (комсомолкой и просто красавицей), и говорит мне: «Я, конечно, очень благодарен, но пусть всё-таки Турик в стойле пока постоит. Ну, как-то это слишком понтовато».

Я говорю: «Чего «понтовато»-то? Это ж не Кайен, даже не Икс-Пятый. Нормальная рабочая лошадка».

Он: «Но всё равно. Сейчас лето, выбираемся на природу с её друзьями - и они то и дело подкалывают, вроде: «Лёх, а вот какие труселя порекомендуешь: от Гуччи или Дольче и Габбана?» Без наездов, по-доброму — но всё-таки стебутся над мажорчиком».

«Вот свинтусы», - думаю. И это при том, что он, как и мы с Женькой, одевается очень просто. Добротно — но не вызывающе роскошно как-то.

«Короче, - говорит, - я решил взять такие колёса, которые реально сам могу себе позволить. И которые не будут на фоне их тачек как-то слишком выделяться».

Да, тут он не просто упрям, как чёрт, но немножко маниакален. Несколько лет назад он, загоревшись желанием обзавестись кроссовым мотоциклом, сам съездил в магазин и взял Ирбис.

Мы ему: «Да ты убьёшься на этом китайском куске... китайщины! Давай, Хонда, Ямаха — just name it”.

Упёрся: «Нет, я буду ездить на том, что сам могу купить». Ну и, к слову, не такое уж говно этот Ирбис оказался. Рама, во всяком случае, не наебнула.

Тут же — он купил за полляма у одного дружественного коммерса шестилетнюю Шкоду Йети. Я знал и этого парня, и эту машинку. Она точно не битая, не топленная и вообще без проблем отходила, только мелкий ремонт требовался всю дорогу.

Вообще же, Шкода Йети — это чешский вариант Тигуана, младшего братца Туарега. И по мнению многих авторитетных людей — лучше Тигуана, несмотря на... гхм... своеобразный дизайн. Но всё-таки Тигуан собирают все, кому не лень на ваговских заводах по всему миру, а Йети — только добропорядочные рукастые чехи. Да и конструктивно они там кое-что улучшили по сравнению с оригиналом.

А в целом — прикольная такая машинка. И на шоссе довольно бодренькая, и на грунте нормально выгребает. Ну, если не загонять её, конечно, в какие-то совсем уж экстремальные говны. Можно сравнить с Нивой — но только вот куда более комфортабельная и чуточку более «продвинутая». А так — да, молодёжно-хулиганская такая машинка. Шкода — она и есть шкода.

Тогда как Туарег — пожалуй, действительно слишком «сурьёзный» для Лёшки, не вяжется с его имиджем ютубовского пиздабола-затейника. Он такие вещи довольно тонко чувствует. Но мы с Женькой, ей-богу, исходили из лучших побуждений, подарив ему Туарег: в конце концов, он именно на этой тачке учился рулить.

Да, ну и вот возможная цена на вполне себе сохранную шестилетнюю Йети, полноприводного и весьма шустрого кроссовера — это ещё раз к вопросу о том, сколько хочет Автоваз за свою Весту. Нет, я очень рад за них, что они наконец начали делать нечто, напоминающее машины. Но всё же, с учётом прошлой репутации, - ну как-то поскромнее бы надо быть, не уповать на голый патриотизм целевой аудитории.

Желая показать, что не в обиде за отверженный турик, спросил у Лёшки: «И чего ты им ответил, про труселя-то?»

Пожимает плечами, хмурится деловито: «Ну, я сказал, что, конечно же, яйца удобнее чесать через Гуччи, а вот жопу — только через Дольче и Габбана. Поэтому — приходится заказывать в ателье кастомную сборку».

Да, определённо ему Йети больше подойдёт.

Tags: машинки, семья
Subscribe

  • Украина, Россия и Чехов

    Многие сейчас всерьёз приморочились будто бы неминуемым обострением российско-украинского конфликта. Иные эксперты уж инструкции публикуют, как…

  • Стишок про крокодильчика из "Алисы". Перевод.

    Разучили с Киркой для садика стишок про крокодила из «Алисы» (нет, всю «Алису» целиком она пока не читает, дождёмся уж пяти…

  • Error no object

    Просматривал как-то свою заметку о «неделикатных» вопросах в инглише — и обратил внимание на What do you do for living ? Обратил…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Украина, Россия и Чехов

    Многие сейчас всерьёз приморочились будто бы неминуемым обострением российско-украинского конфликта. Иные эксперты уж инструкции публикуют, как…

  • Стишок про крокодильчика из "Алисы". Перевод.

    Разучили с Киркой для садика стишок про крокодила из «Алисы» (нет, всю «Алису» целиком она пока не читает, дождёмся уж пяти…

  • Error no object

    Просматривал как-то свою заметку о «неделикатных» вопросах в инглише — и обратил внимание на What do you do for living ? Обратил…