artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Category:

Концепция идеального универсального автомобиля

Вообще, конечно, в этом мире нет ничего идеального и абсолютного. Вернее, есть «идеальный газ» и «абсолютно чёрное тело», но при ближайшем рассмотрении это оказываются довольно такие умозрительные концепции вещей, которых на самом деле не существует в природе.

Тем более, конечно, не существует такой вещи, как «абсолютно идеальный автомобиль». Но, возможно, это и хорошо, а то бы не было такого видового разнообразия колёсной фауны, а была бы сплошная унификация и даже, прости господи, тоталитаризм.

Но вот поскольку в последние дни я на «автодорожной волне» (и «бездорожной») - вспомнилась концепция, высказанная одним моим бывшим «невольничком». Очень такой пытливый, нестандартно мыслящий юноша был. И машинки любил. Но угнал Крузак начальника своей старшей сестры не корысти ради и не веселья для, а чтобы отомстить ему за, как казалось тогда Юре, домогательства в отношении той сестры. Ну, в семнадцать лет много чего порой кажется.

И вот он, одолжив у приятелей кодграбер, вскрыл машину, отъехал на пару кварталов — да и въебал в бочину запаркованной бэхе, показавшейся «подходящей».

По Юриному расчёту, хозяин бэхи должен был возмутиться, а у того начальника должны были возникнуть проблемы как у подозреваемого в бегстве с места ДТП.

Возможно, так бы и было, но вышло, что это была бэха Лёшки Зимина, моего коллеги и друга. В которой, конечно, регистраторы постоянно снимают всё на 360 градусов, фиксируя даже пыльные бури на поверхности Марса.

Увидев на записи, как из-за руля той восьмидесятки вылез какой-то сопляк и удалился деловитой походкой с чувством исполненного долга — Лёшка, конечно, малость прифигел. В конце концов, это была практически нулёвая М5 — да и просто его разобрало любопытство.

Мы нашли этого мстителя («за честь сестры, по законам гор») раньше ментов и объяснили, что с такой мнительностью да «предприимчивостью» — он когда-нибудь может до ментов и не дожить, если ему что-нибудь ещё подобное в голову вступит. Нет, мы-то добрые ребята, и даже взялись порамсить с тем начальником, хозяином Крузака (оказался вполне приличным мужиком), но это означало, что Юра мне должен, и ему было предложено отработать на моей Плантации хотя бы годик, заодно мозгов набраться побольше. Причём, Лёшка-то за свою бэху не стал ничего требовать, сказав: «Анекдот того стоил».

Юру, как заядлого автолюбителя, приставили к «колуну», возить всякого рода стройматериалы по нашим объектам. Он сумел удивить меня, проявив изрядную изобретательность, сочетая работу с «левачеством» на местном рынке грузоперевозок. Тогда я решил сдать ему тот Зил в аренду, раз он такой ушлый, ну и сейчас у него собственный бизнес под нашей крышей.

Но помимо криминальных и меркантильных идей, иногда его посещали и технические. В частности, вот, заморочился концепцией «идеального универсального автомобиля».

Я сказал: «Надеюсь дожить до времён, когда это будет семейный грузопассажирский электрокоптер».

Что же до обычных, дорожных транспортных средств — ну, естественно, улучшая какие-то одни их свойства, приходится жертвовать другими.

Скажем, одним из ключевых для проходимости свойств — является дорожный просвет. Но задирая его, повышаешь центр масс и усиливаешь «воздушную подушку» между днищем и дорожным полотном, что, честно признать, не способствует управляемости машины на трассе.

Поэтому, скажем, какой-нибудь Лексус GX (Он же Прадо 120) — в принципе неплохой внедорожник. Но на асфальте, начиная с некоторой скорости, его начинает ощутимо раскачивать. А тот же Хантер — его и на сотне колбасит так, что становится неуютно. Хотя по всяким буеракам да говнам он чешет довольно резвенько.

Конечно, напрашивается решение совместить два в одном, сделав изменяемый клиренс, по ситуации. На трассе — машина «припадает» к асфальту, чтобы лучше на нём держаться, на бездорожье — просвет задирается, с использованием пневмоподвески. Как это и реализовано у моего любимого Туарега.

Но это технологически довольно дорогое решение — и всё-таки уязвимое даже при наилучших стараниях и умениях производителя. Ну всё-таки трудно сделать эту пневматику такой надёжной, чтобы её нельзя было убить, прыгая по кочкам и наваливаясь на неё со всей дури двухтонной тушей. Поэтому у того же Туарега — в самом «возвышенном» положении скорость ограничена двадцатью километрами в час, а при превышении «пневма» сдувается автоматически.

И вот Юра говорит: «Ну, электрокоптеры — это слишком уж далёкое будущее, наверное. Но что электрокары рулят — это однозначно».

Да, с тех пор, как научились делать аккумуляторы, дающие практически приемлемый запас хода, весь вопрос сводится только к наращиванию производства этих аккумуляторов и созданию сетей быстрых подзарядок.

А так-то технологические и эксплуатационные преимущества электрокаров — они настолько многочисленны и очевидны, что даже перечислять нет смысла. Причём, во всех случаях — преимущества. На трассе — резкое снижение лобового сопротивления из-за отсутствия радиатора двигателя. На бездорожье — равномерность крутящего момента у электромотора. То есть, если дизель просто «более тяговит» на низах, чем бензиновый, то электродвигатель примерно равно тяговит на любых своих оборотах.

Юра продолжает: «Да, говоря об идеальной машине, конечно, мы имеем в виду электрокар. ДВС, как ни печально прощаться с их чарующим рокотом и пьянящим запахом выхлопа — уходящая эпоха. Но я вот подумал: а ведь это может быть и пузотёрка-легковушка. То есть, необязательно задирать клиренс, чтоб она могла ползать по оффроаду».

Развивает идею: «Вот какая вообще главная засада для легковушки на оффе? Ну, риск опрокидывания — у неё гораздо ниже, чем у серьёзного высокого говномеса. Тем более, у «электрички» вроде Теслы S, с её-то центром масс (там — основная масса «собрана» в аккумуляторном блоке, а он размещается в днище). Для неё главная засада — сесть на брюхо. Пока этого не произошло, пока не начала конкретно скрести пузом — можно раскачаться и выскочить».

Здравое соображение. Поэтому когда тех же «невольничков» учат вождению, то в числе первых вещей объясняют: «Если чувствуешь на грунтовке, что сполз в колею и начинаешь садиться — не надо давить на газ со всей дури. Ты своим рёвом — дорогу не испугаешь. Зато закопаться можешь — в считанные секунды. И так, что на «вениках» из веточек уже не выйдешь. Придётся «метро» под днищем копать. Поэтому надо выйти, осмотреться, оценить обстановку. Прикинуть, куда вообще лучше вырываться — вперёд или назад. Оправиться, покурить, вернуться за руль — и без резких движений».

Но это сопляки, а вот когда видишь на Ютубе, как здоровые дядьки на здоровых джипах (да ещё и доведённых до чего-то такого «тракторообразного»), буксанув на говнах, начинают неистово газовать, бешено крутя колёса — это, конечно, немножко дико смотрится. «Чел, ты не чувствуешь, что роешь? Как этого можно не чувствовать?» - - «Нет, у меня очень крутая внедорожная резина. Сейчас я прорежусь до твёрдого грунта и зацеплюсь за него. Мне не страшны никакие говна» - - «Да? А этим говнам не страшен ты. Они и не такое видали. Вот, в частности, ты сейчас до танка Тигр прорежешься, который тоже думал, что здесь есть твёрдый грунт. Но ты бы, сцуко, хоть экологию пожалел. Ты ж сейчас за две минуты больше гари выкидываешь, чем за полста вёрст на трассе. И ладно, там, безобидная углекислота, которая только этих маньяков Глобалворминга парит, но в бензине реально ж много всякой опасной дряни».

Но то ладно, то было лирическое отступление. А так-то понятно, что «чем круче джип — тем дальше бежать за трактором».

Что Юра и подтверждает: «Единственный реальный вариант — превратить эту пузотёрку в трактор. С гусеницей. Вот тогда она будет действительно универсальная».

«Да? - говорю. - Вот особенно — по шоссейке удобно на гусеницах ходить».

Улыбается: «Я сказал: «С гусеницей». С одной. Вот смотри (рисует на планшете). Это — аккумуляторный отсек Теслы. Он модульный. Поэтому по центру мы делаем выемку, этакую нишу — и в неё упаковываем такую злючую, царапучую гусеницу с моторчиком. Ну, там киловатт двадцать за глаза хватит, чтобы протащить легковушку по чему угодно. И когда чувствуем, что можем сесть, или даже сели уже — из днища примерно по центру выдвигается эта гусеница, создавая ещё одну точку опоры в самом критическом месте. И пофиг, как там будут вывешиваться колёса по сторонам, какие там ходы подвески, и вся фигня. Колёса — это для трассы и лёгких грунтовочек. А для реально стрёмных мест — вот эта гусеница».

Прикидываю, спрашиваю: «А чем ты её упирать в грунт будешь?»

Пожимает плечами: «Телескопы на гидравлике? Ну да, ещё один узел — но как бы ничего сложного, вроде. И он не будет под постоянной динамической нагрузкой на скорости, как регулируемая пневмоподвеска. Он вообще большей частью убран в ту нишу. Выпадает — только когда нужно сдёрнуться, продраться через реально трудный «террейн».

Думаю: «В этом, возможно, что-то есть. Ибо, по хорошему счёту, подавляющему большинству людей — в действительности не нужен крутой специализированный говномес. На котором, конечно, будет пыткой ездить по трассе. Большинство людей, даже выезжая на грунтовку в России, в действительности редко сталкиваются с такими препятствиями, которые не могла бы пройти легковушка. Но когда сталкиваются — может, и полезно было бы иметь такое подспорье, эту «волшебную гусеницу».

Впрочем, я не инженер и не могу сказать, насколько это реализуемо и как это на самом деле будет работать.

Не желая обламывать, говорю всё же Юре: «Полагаешь, если б тут было здравое зерно — никто прежде не пытался бы реализовать нечто подобное?»

«Думал над этим. Смотрел в Инете — и чего-то не нашёл. Хотя идея с «пятым колесом» посередине — была. Но колесо — не то. Нужна именно гусеница. Пусть короткая, в полметра где-нибудь, но гусеница. И я думаю, раньше никто не пытался реализовать, поскольку это технически было сложно. Ну или как-то от раздатки отдельный кардан на эту гусеницу делать, или, если электропривод — то вот сильно мощнее должен быть генератор, чем обычно бывает. Возможно, слишком много гимора. Решили, что лебёдка проще, если уж кому надо по говнам лазать. Но это у ДВС. А у «электрички» - как бы минимум дополнительных вложений. Да и потом, у ДВС — там под днищем глушак, бензопровод, и вот как-то шаманить надо, чтобы выкроить место под гусеницу. А и потащит волоком — может всё это порвать нахрен. А «электричка» - по определению «плоскодонка».

«Ладно, - говорю. - Захочешь оформить патент — помогу».

Машет рукой: «Да какой там патент? Это ж не просто идея, типа, «хорошо бы, чтобы». Это ж продумывать надо. Вот те же упоры гидравлические, подвеска того блока с гусеницей. Ну не намертво же он с кузовом связан будет? Это ж всё сразу к херам потрескается. Не, патент — это хлопотно. И я чего, конструктор, что ли? У меня бизнес есть. Просто, - лыбится, - будешь как-нибудь играть в гольф с Илоном Маском — скажи, что вот есть такая концепция. А там уж пусть его конструкторы думают, как эту фигню присобачить».

Очень благородно с его стороны. Одна беда: Илон Маск слишком занят, чтобы играть в гольф. Да и я, в общем, тоже не гольфист. Но вот, пользуясь случаем и с Юриного позволения — выкладываю эту идею, со «срединной выдвижной гусеницей под днищем легковушки». Насколько она свежая или бредовая — не знаю. Но если не совсем бредовая — то нам, в общем, пофиг, кто её реализует. Если и Автоваз — то, значит, молодцы будут.

Вообще же, так прикинул: с потребительской точки зрения — было бы удобно. Вот идёшь на легковушке по грунтовке, залез в грязь, думая, что сможешь проскочить. Но оказалось глубоковато. Вылезать, поддомкрачивать, чего-то подкладывать под колёса — удовольствие на любителя. Особенно — в дождь. А тут — просто нажимаешь кнопочку, вываливается эта волшебная гусеница, и тихо-тихо, спокойно проходишь на ней этот каверзный участок, колёса только помогают «подгребать». Потом убираешь — как и не было. Ничего не торчит, не мешается. Это куда удобнее, чем цепи на колёса вешать. Да и цепи не помогут легковушке, если всё-таки сползла в колею и села на брюхо. А гусеница под тем самым брюхом — может, и посодействует.

Tags: машинки, технологии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments