Да, в продолжение темы прошлого поста, про этику и нравственность. Вот иногда молодым людям бывает непросто понять, в чём разница между моральными и юридическими нормами, и почему бы не сделать незаконным нарушение морали, почему бы не свести воедино аморальщину и нелегальщину.
Ну и я уж не беру такие случаи, когда «мораль» ассоциируется с длиной девичьих юбочек — это просто клиника. Это больше к психиатрии отношение имеет, нежели к этике.
Но вот даже в наши «разнузданные» времена. Парень говорит девчонке: «Я люблю тебя больше жизни, я имею очень серьёзные планы по поводу наших отношений». А потом - «поматросил и бросил».
Даже если она, вдруг, записывала его слова на диктофон, то он легко скажет: «Ну да, конкретно в тот момент — я любил её, больше жизни. А теперь чего-то отлюбил. Сердцу-то ведь не прикажешь».
Это не обязывающий контракт, в любом случае, его слова. И не преступление то, что он охмуряет девчонкам головы, чтоб их трахнуть (если им не тринадцать лет, конечно, как любовнице Романа Полански).
Но, можете считать меня брюзгой, в моих глазах это аморально. У меня был один знакомец (не друг, тьфу-тьфу), который хвастал, что разводит барышень на «лубофф». На что я заметил, что в этой стране, где раз, два и обчёлся нормальных парней, по сочетанию физических, психологических и «соцстатусных» качеств, где на каждого нормального(!) парня барышни и так вешаются, - нужно быть просто чмом убогим, чтоб использовать такие трюки. И я старался поменьше дел иметь с тем «донжуаном». Слава богу, не бизнес-партнёр, не коллега по работе. Так, сокурсник.
А если бы кто-то пудрил мозги, подобным образом, небезразличной мне барышне — я бы набил морду. И это было бы незаконно, он бы даже мог подать на меня кляузы за побои — но это было бы весьма морально с моей стороны (а вот аморально было бы — если б у него вдруг нашли полкило герыча и закрыли лет на десять).
Почему и нельзя увязать закон и мораль в одном флаконе. Жизнь — сложная штука.
Нет, есть дикие страны, где любой внесупружеский секс считается незаконным, по сто пятьдесят плетей каждому, но это именно дикие страны. Которые всё пытаются возвести в ранг закона ту мораль, что давно уже перестала быть адекватной уровню развития социума.
Я же исхожу из того, что мораль должна быть производной от разума, который оценивает конкретные условия. Мораль — это не свыше данные предписания, а разумные правила сосуществования человеков в конкретном обществе.
И потому в бродячем скотоводческом племени на сто тушек — ну да, не надо, наверное, закатывать пьяные оргии без предохранения. Так — очень велик шанс наплодить инцестуальных ублюдков, обречённых на вырождение.
А в многомиллионном городе — такой шанс ничтожен, как ни бесись.
Хотя и то сказать: вот мы с Женькой внешне похожи, как брат и сестра. И перед тем, как размножиться, сделали тест, поскольку и моя матушка с северов, с Архагелогородчины, и Женькины предки тоже. Но тест показал, что если родство и было — то вот где-то в десятом поколении, что вообще ни о чём. А то некоторые ведь считают, что и с кузиной можно, и потомство нормальное будет (и, возможно, не в этом причина просёра Испанской Империи).
И это все, кто нас с Женькой вместе видел, отмечают, что мы похожи. Некоторые — и стебутся на эту тему.
Если говорить об этике — то, как упоминал уже в этом бложике, наш сынок Лёшка, лет в одиннадцать, как-то раз пришёл из школы и сказал: «Эти подонки называют нас «Ланнистерами». В смысле, наше семейство. За моей спиной — а называют».
Ну да, мы все белобрысые. Было бы очень странно, если б у белобрысых родителей произвёлся чернявый ребёнок. Ну, если мы с Женькой светлые — у нас, значит, все рецессивы по этой части, неоткуда взяться чернявому доминанту.
И Лёшка поинтересовался: «Мне их уже начинать пиздить?»
Я ответил: «Да, особенно девочек, когда они тоже начнут дразнить тебя «Ланнистером», когда поймут, что тебя это цепляет. Тогда придётся расстреливать их с арбалета — и тебя конкретно «Джофри» будут звать, по всей Школе».
Лёшка: «Ну а чего, вообще не обращать внимания?»
Говорю: «Нет, почему же? Вот ты главную тему GoT — научился насвистывать? Даже на Ютубе уроки художественного свиста смотрел. А как насчёт «Песенки Ланнистеров»?»
Да, она тоже такая мелодичная. И поучительная.
And so he spoke, and so he spoke
This lord of Castamere
But now the rain weeps o'er his hall
With no one there to hear.
Что мы переведём как:
«Так говорил, так говорил
Тот лорд из Кастамера
Теперь в том замке хлещет дождь -
Но никого, блин, с дождемером».
Лёшка просветлел и «похвалил» меня: «Да, а вот ты совсем-то ещё в старческий маразм не впал. Иногда и чего толковое генеришь» (уклонился от подзатыльника, который я и не собирался отвешивать). «И, значит, я почаще буду говорить «A Lannister always pays his debts”. Не, если подумать — Ланнистером быть прикольно. Ну, если не Джофри».
Когда дружки это просекли, что Лёшка готов быть «Ланнистером» - немножко удивились: «То есть, ты не обижаешься, что некоторые тебя так называют?» - - «Обиженные под шконкой живут».
Его и сейчас порой называют в школе «Ланнистером». Даже учителя. «Э, а где Ланнистер... в смысле, Лёша Железнов?» - - «Да они там в покер режутся» - - «Ну так пойдите кто-нибудь и приведите: он мне нужен!»
И это называется «этика». Искусство уживаться с людьми и налаживать с ними плодотворное взаимодействие с минимальными усилиями.
А как бы я определил «мораль»? Да такой набор правил поведения, который в конкретно данном социуме, по разумным причинам, способствует этике, конструктивному и бесконфликтному сосуществованию с другими людьми.
А нравственность — я бы определил как внутреннюю готовность следовать таким моральным нормам, которые призваны обеспечивать добропорядочное сотрудничество между людями.
То есть, вот если человек хочет стырить чего-то чужое, но не тырит только потому, что понимает последствия (что с ним впредь никто дела иметь не захочет, хотя бы) — он разумный, но, в этой части, безнравственный. Хотя детям и подросткам — ещё простительно не понимать таких вещей. Взрослым — нет. Такие взрослые называются «социалисты» и котируются как говно.
А если человек видит чего-то чужое бесхозное (айфон на дороге, скажем), но думает не о том, как бы присвоить, а о том, как бы вернуть владельцу — он нравственный.
Люди, с которыми я привык общаться, если увидят на дороге айфон — приложат все разумные усилия, чтобы отыскать владельца и вернуть ему, даже не думая о вознаграждении. Ну, даже если сам по себе гаджет для чела копеечный по цене — там же контакты, которые могут быть ему важны.
Исключение, пожалуй — простенький и заведомо очень дешёвый мобильный телефон. Его — мог скинуть какой-нибудь там киллер, как «одноразку». И себе дороже может оказаться попытка выйти на владельца. Хотя, с другой стороны, это и ребёнок мог потерять — и тогда желательно вернуть находку. Поэтому в таких случаях я своих знакомых прошу сначала обращаться ко мне, чтобы я пробил эту трубу, и тогда уже ясно будет, чего с ней делать.