artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

Автопилот на мизере и на дороге

Заходил к Бате в больницу.

Молодец-огурец. Уже сам шастает, без ходунков и без опоры на меня, я только страхуярю.

Но у него «трагедия»: выписали Мишу-байкера, нашего партнёра по преферансу. Остаётся только медсестричка Танечка, которую мы учим. Есть, конечно, ещё врачи, умеющие играть — но, пожалуй, с моей стороны будет некоторым злоупотреблением служебным положением, если я скажу им: «Да наплюньте на всяких этих прочих пациентов, давайте, развлекайте моего Oldman'а пулькой!» Это даже свинство будет. Танечка-то фактически закреплена за Батей, можно даже сказать, что мы её поработили, чтобы вывести в люди, но у докторов в больнице есть дела.

Поэтому Батя вечерком «тренировался на кошечках». В смысле, на «Марьяже». И нынче утром порадовал известием: «Представляешь, Тёма, мне удалось его наебать».

«Негодую»: «Профессор, что за лексика? «Обмануть», «облапошить», «наколоть». На худой конец - «охмурить».

Мотает головой: «Нет-нет-нет! Я его именно что наебал — и настаиваю на данном глаголе. Дело было так...»

Да, приходит ему с раздачи: пика — 789ВД, трефа — 7, бубна — 7В, черва — 78.

Ну и покажите мне человека, который не пойдёт на мизер с такой фишкой? Я не поверю в его существование. Разве лишь, он подозревает, что играет с шулерами, которые спецом замешивают колоду, но тут главный вопрос — зачем он это делает, играет с такими персонажами? А Марьяж — нет, он не мухлюет. Но иногда и при честной игре срабатывает закон подлости.

Говорю: «Попробую угадать. В прикупе приходит что-то старшенькое в трефу, бубну или черву. Скажем, дама треф, дама бубей».

«Хуже. Король треф, король бубей».

«И ты, конечно, снёс КВ бубновых?»

«Да. Меня такая злость разобрала, что решил: а вот попробуй, тупая железяка, совладать с иррациональным человеческим фактором!»

Что ж, конечно, 7В ловится с несколько меньшей вероятностью, чем 7К (который ловится в абсолютном большинстве случаев). Но и 7В, на самом-то деле, как правило, ловится. Тем более — когда в сносе король той же масти. Чтобы не ловился - нужны несношаемые туз или дама, или оба, на руке перед игроком. Можно и с крышкой из мелкой, но вот главное, чтобы этих онеров нельзя было убрать. А это не то, чтобы невероятный, но довольно специфический расклад.

Поэтому Батя оставил короля в трефах, решив, что если вдруг валет бубей по раскладу не ловится — значит, Марьяж вынужден будет пойти за трефой, ну и будет одна взятка. Не такая уж катастрофа в Сочинке.

Однако ж, выяснилось, что ловится всё. И тогда он решил блефовать. На прорезке в бубну слил семёрку (поскольку ничего другого и не имел), но и на выход в трефу положил семёрку, оголив короля, теперь уже идя на риск «паровоза».

Что ж, комп отобрал свои, подготовив коллективчик, подумал — да и вышел в бубну. Чистый.

На самом деле, Марьяж играет неплохо. Создатели славно потрудились. Он умеет элиминировать отходы, рассчитывать по темпу приёмы и отдачи, сквизовать, делать прорезки, сюркупы, впустки. Всветлую — разыгрывает вполне грамотно. Лучше, чем многие живые люди, которые любят преферанс за его «аристократичность» и «интеллигентность», играют десятилетиями, но всё равно не умеют делать таких вещей, как Марьяж.

Втёмную и на распасах, правда, он иногда делает странные ходы. Но, ради справедливости, живые люди (даже опытные игроки) в таких случаях порою делают ещё более странные ходы, когда нихрена непонятно, чего там у партнёров.

А вот при ловле таких мизеров — Марьяж следует «концепции разумного человека». Который должен понимать, что как бы ни был высок шанс ловли второго вальта — шанс ловли второго короля ещё выше. И значит, игрок должен снести короля, а оставить вальта.

Живой игрок — мог бы предположить, что его хотят обдурить. Тут, конечно, важно и знание конкретного человека. И в игре с Батей — я бы однозначно пошёл за королём треф (или нет :-) ). Ну, я смотрел бы на реакции при первых выходах в обе масти, когда обе ловятся. Вот где он большее равнодушие будет изображать.

Но программа — вынуждена следовать математической вероятности. Предполагать, что если нет абсолютного равенства карт для сноса (та или другая дама, скажем, и тогда бы выбор между ними шёл по RND), то игрок оставит то, что ловится хоть с немного меньшим шансом. То есть, программа — слишком хорошо думает о людях. А они — бывают вот такие коварные «антиматематические» жучары.

Собственно, на таких моментах сильный игрок и уделывает Марьяж. Когда бедной программе в голову не придёт, что можно оставлять вторых королей (а не вальтов) на мизере или «спекулировать» на распасах, отдавая восьмёрку из-под туза в надежде, что снесёшь его на отсутствующую масть. Но последнее, конечно, допустимо делать лишь тогда, когда ты по розыгрышу прикупа увидел, что две длинные твои масти с надёжными отдачами - у партнёров распределились неравномерно, и, скорее всего, добирать они их сейчас не будут, а вот проявится эта четвёртая масть. И порой, конечно, это бывает ноль взяток и сколько-то в пулю — но может быть и пять. Что, впрочем, не так страшно, когда партнёры тоже нахватали 2-3.

Ну и это — о свойствах искусственного интеллекта как такового. В наилучших его проявлениях в наиболее подходящей для него среде. В математической карточной игре с очень маленьким объёмом данных для обработки и сравнительно простыми алгоритмами, когда практически всякую ситуацию можно предусмотреть и запрограммировать.

А теперь — про автопилоты на машинках.

Да, я говорил уже, что помощник в виде расширенного круиз-контроля, который бы, по желанию водителя, удерживал машину в полосе и соблюдал дистанцию до впереди идущей, а также предупреждал об опасностях — это вполне полезная вещь. В таком виде — я приветствую прогресс.

И электромобильчики очень уважаю. Давно бы купил Теслу «ксюшку», но в России пока всё же напряжёнка с электрозаправками. В Москве-то ещё есть, но вот чесать триста вёрст до моей Калужской Латифундии — немножко стрёмно. Я не лихач, но, когда трафик позволяет, иду где-то сто семьдесят. Это связано со специфическими, профессиональными соображениями безопасности. И это — не самый экономичный режим даже для Теслы с её уникально выигрышной аэродинамикой (нет радиатора).

И вот если вдруг аккумулятор немножко просядет по ёмкости и начнёт просить кушать — что делать? На последних киловаттиках съезжать в ближайшую дерёвню и надеяться, что там немцы при отступлении провода не порезали? Или тормозить Камаза и прикуриваться... пару суток, внося огромнейший вклад в борьбу с вредными выбросами в нашу атмосферу?

Но, конечно, всё развивается потихоньку, даже в России. Или — будет развиваться, когда, наконец, мы похерим эту блядскую «стабильность» вместе с её охреневшим гарантом.

Так или иначе, электрокары — это хорошо, «рулёжный» помощник — это хорошо, но вот, как говорил уже, полностью доверить управление «искусственному идиоту» - я бы согласился по крайней мере тогда, когда создана будет программа, которая бы обыгрывала меня в преф. До той поры — глаз да глаз за этим автопилотом и постоянная готовность перехватить управление.

Ибо дорога — среда гораздо, гораздо более сложная, чем мирок из тридцати двух карточек с довольно простенькими, в действительности, принципами взаимодействия. И гораздо более непредсказуемая, порою.

И хотя я не технарь, но вот с некоторых пор меня озаботил ещё такой вопрос, связанный с этими автопилотами.

Окружающую обстановку они могут оценивать с помощью как пассивных наблюдательных приборов (простые оптические камеры и тепловизоры), так и активных (обычный радар и оптический сканер, лидар).

Возможности компьютерного анализа картинки с оптических камер — прямо скажем, покамест зачаточные. Программу очень сложно научить видеть перспективу, распознавать объекты и прикидывать расстояние до них «на глазок». У человеческого ребёнка на это уходит не меньше года (дальше — совершенствуются навыки ещё какое-то время). Автопилоты, сколько миллионов миль ни наездили — вообще не могут научиться это делать.

Поэтому крайне умилительны этические дискуссии вплоть до парламентского уровня, в кого втыкаться автопилоту, если пешеход внезапно выскочил на дорогу, и он виноват, но это ребёнок, а на обочине стоят две старушки, которые своё уже отжили, но их целых две ни в чём не виноватых, а то, может, впилиться в отбойник и угробить водителя.

Да вовсе не факт, что автопилот вообще «поймёт», что перед ним именно люди. Или — что он не отреагирует на вынесенный ветром на проезжую часть пустой мусорный мешок как на пешехода. Но вообще-то, поскольку подразумевается, что он соблюдает ПДД, включая скоростной режим, - в городе шестьдесят, а то и меньше — современная машина с нормальной АБС на такой скорости затормозит практически мгновенно. Если касание и будет — то вряд ли опасное.

Тепловизионные камеры — конечно, подспорье в распознавании живых существ. Но с той поправкой, что они только в холодное время будут выглядеть тёпло-оранжевыми. А в летний зной на фоне раскалённого асфальта и таких же раскалённых машин — наоборот. Но это-то можно как-то запрограммировать, учёт погодных условий и калибровку вида гомосапов на фоне пейзажа, когда они точно распознаются.

Но всё-таки самая важная часть в сборе автопилотом информации — активные системы. Радар и лидар.

И вот у меня возникает такой наивный, дилетантский вопрос.

Вот едет машинка, посвечивает своим радаром во все стороны, ловит отражённый сигнал, по задержке отклика оценивает расстояние до препятствия, определяет форму и габариты этого препятствия, всё замечательно.

Однако же, есть нюанс. Эта машинка со своим продвинутым автопилотом и чутким радаром (лидаром) — рассекает по городу ОДНА. Поскольку — экспериментальная. Поэтому всякий радиосигнал на заданной частоте, который принимают её сенсоры — это отражённый сигнал ЕЁ радара.

Но что станется, если автопилоты войдут в моду и таких машинок будут десятки единовременно в пределах видимости друг друга? И вот все они — прошаривают местность радарами.

И как сделать, чтобы они не смущали друг друга? Чтобы они могли отличать собственный отражённый сигнал от тех, что посылают другие машины.

Присвоить каждой машинке индивидуальный код, который бы она, шаря радаром, выдавала наносекундными импульсами и принимала в ответ именно его?

Да, так делается. Скажем, на современных ракетах и бомбах с лазерным наведением. ГСН программируется так, чтобы искала именно свою точку, которая «мерцает» в определённой последовательности, не отвлекаясь на чужие цели. Российской Армии пока что далеко до этого, они там всё уповают на систему постановки помех «Штора», делая нам смешно, но у «белых людей» это есть. У нас, "ковбойцев" и «еврейцев» - так точно. Ну да чёрт с ней, с военщиной — вернёмся к мирным машинкам.

Итак, присваивать индивидуальный импульсный код каждому радару-лидару — это возможно. Но вот только если они все будут работать примерно на одной частоте — то встречные машины будут просто забивать друг другу сенсоры своим излучением. Так, что те вовсе не увидят собственного отражённого сигнала.

И что тогда? Разнести эти радары-лидары по строго индивидуальным частотам? Но когда речь идёт о многих миллионах машинок — это даже теоретически нереально. Да, современные антенны довольно точные, но всё же не до такой степени, чтобы впихнуть в рабочий диапазон такое безумное количество индивидуальных частотных позиций, чтобы они не перекрывались, не давали наводки друг на друга.

А стоит встретиться на дороге двум автопилотным машинкам, чьи радары работают на идентичных или очень близких частотах — и сенсоры, приняв исходящие сигналы вместо отражённых, такую херню там увидят, что туши свет и жми на тормоз (в лучшем случае).

Но как при этом могут работать мобильники и всякие радиомодемы, не мешая друг другу?

Что ж, повторю, я — не технарь. Я по образованию филолух и юриспердент (да, я такой лох, что дважды в МГУ оттрубил), а по жизни — благородный пират, рабовладелец и дипломат. Про технические же аспекты работы сотовых сетей — ну, слышал от наших спецов, усвоил в меру собственного понимания.

Но как я понял, мобила, когда включённая, засекает постоянные исходящие сигналы от вышек. Смотрит, какой лучше, стабильнее принимается. И если она только включилась или переместилась в эту соту, где ей больше нравится конкретно эта вышка, она выходит на связь (на специально предназначенной для этого частоте) и говорит: «Уважаемая вышка номер такая-то, я тебя люблю и хочу дружить. По ходу, я в твоей зоне».

Вышка отвечает: «Хорошо. Молодец. Мы приняли к сведению, что ты в моей зоне, и адресация вызовов на тебя — будет проходить через меня. А ты, если захочешь звякнуть — делай это на такой-то частоте».

То есть, сотовая компания имеет некоторый диапазон частот — который нарезается на более мелкие участочки, по которым разбрасываются мобилки в зоне ответственности этой вышки. А у неё — есть антенны, которые принимают в каждом из этих частотных участочков. Ибо, если б у неё была одна приёмная антенна, куда звонят все мобилки с прилегающей округи — вышка сошла бы с ума, пытаясь разобрать этот гомон.

Но возможности нарезки по частотам — всё-таки ограничены. Это, насколько понимаю, несколько десятков можно их выделить так, чтобы не наползали друг на друга. Тогда как в зоне отдельно взятой вышки — тысячи людей с мобилами могут быть.

Поэтому, помимо частотного распределения, делается и разброс по таймингу. Во всяком случае, в 4G так делается. То есть, вышка говорит: «Захочешь законнектиться — твоя частота такая-то, а тайминг твой: первые десять микросекунд, потом с 50 до 60, потом с сотой до 110. Такой шаг, сорок».

И это нужно, чтобы, опять же, приёмная антенна с ума не сошла, получая в одно время пакеты с разных устройств. Но когда устройства, привязанные к одной частоте, проявляют разную активность — тайминг, естественно, динамически меняется. Ибо кто-то видос на Ютуб заливает, и ему много исходящего трафика нужно, а кто-то открыл себе какую-нибудь статью да читает, исходящие запросы вообще не посылает.

И мне вот в своё время сетевые эксперты рассказывали, как менты находят всяких сетевых злодеев, пользующихся не стационарным кабельным Инетом, а мобильным. Связываются с провайдером (мобильной компанией в данном случае), узнают, на какой частоте этот злодей сейчас в Сеть вышел, выезжают в соту, где он сейчас, ходят с приёмничком, смотрят, где сильнее-теплее сигнал от радиомодема или мобилки злодея. Вплоть до его квартирки.

Да, очень смешно. Ну, если ловить кого-то, кто злостно троллит Медведа в твиттере, часами напролёт — то, возможно, методика сработает. Но это минимум полчаса будет. Кто столько злодействует-то?

Реальные отморы, какие-нибудь киднепперы — они немножко по-другому действуют. Выбрался в парк, закинул видос с похищенным ребятёнком на почту родителю, с письмом вместе, после чего радиомодем вытащил вместе с симкой — да в огонь. И ушёл.

А самое главное, в 4G — на одну частоту вешается несколько пользователей, распределённых по таймингу, когда от кого запросы принимаются. Ну и когда их десяток — ну давай, ищи их со своей рамочкой, «лозоходец».

И это всё к чему?

Да к тому, что более-менее нормальную работу мобил даже в мегаполисах, в местах массового скопления народу, обеспечить удаётся. Хотя, скажем, в Новый Год мобильная связь может немножко пошаливать.

И можно было бы, внедряя эти автопилоты-помощники (в ином качестве, как полностью автономные системы, я вообще не хочу их рассматривать) — использовать сотовые вышки, чтобы они командовали радарам и лидарам (где тот же радиомодем будет всунут), какие частоты они должны использовать конкретно здесь и какого тайминга придерживаться (когда речь о микро- и даже наносекундах — это не так критично, все по-любому получат свою информацию в разумное время).

Да, наверное, это можно было бы реализовать. Но не просто в таком виде, как сейчас, когда едет машина с радаром, всё вокруг просекает (почти всё и почти просекает) — и всё круто. Это пока она одна на дороге, опытный образец. Но если каждый второй встречный будет ошарашивать её сенсоры своим радаром — будет другой коленкор. И это будет не то же самое, что ослепление дальником от встречного. Тут-то — сбросил газ, принял немножко правее, проморгался (это если стекло не имеет защиты от таких случаев).

Вообще же, вот почему, спрашивается, не вводят автопилоты на поездах? Ну там же гораздо всё проще, чем на асфальте. Чухает себе паровоз и чухает. Но вот выныривает из-за поворота и в километре видит картину. На переезде заглохла фура-цистерна. На рельсах — мужики. Один крутит белой майкой, типа, стоп, другой поднимает транспарант: «Огнеопасно!!! Будет взрыв!!!», а третий, в полицейской форме, поддерживает этих двоих, и вздымает плакат: «Связи не было, чтобы заранее».

И вот тут машинист понимает, что если врезаться в эту фуру — будет море огня. Поэтому он применяет экстренное торможение, даже рискуя тем, что кто-то попадает с верхних полок и чего-то себе поломает.

А возьмём другой случай. Креативные отроки соорудили на путях «чучело» бензовоза из горбыля да старого рубероида. Просто чтобы приколоться. А сами засели в кустах и снимают на мобилы.

И человеческий машинист — просто поддаст «газу» (или что там у тепловозов?), чтобы легче проскочить это недоразумение. Поскольку он понимает, что экипаж реальной фуры в таких обстоятельствах — будет на рельсах крутить белыми тряпками. А если его нет — значит, всё это фуфло. Да он и увидит, что фуфло. Ну а если это реальные террористы учинили, и там взрывчатка — значит, мы все умрём. Или они остановят поезд, возьмут нас в заложники, будут глумиться по всякому, если среди нас нет Брюса Уиллиса или Сигала-Прыгала.

И дело не в том, что учинить с этими отроками. Моё решение было бы — хорошенько высечь за опасное хулиганство, но присмотреться к креативности. Дать шанс на реабилитацию, когда соизволят в разум войти.

Но дело в том, как поведёт себя автопилот, если дать ему волю. И вот, боюсь, он вообще никаких нюансов не распознает. Даже в таком простеньком случае на железной дороге. А что уж говорить про автомобильные ленты?

Tags: карты, семья, технологии
Subscribe

  • О развлекательной ходьбе

    Хотел, отвлекшись от политики, написать статью о том, как правильно ходить. А то на днях учил этому одного приятеля, подкрышного коммерса, который,…

  • Лучшие стихи на русском

    Зашёл как-то в тёплой компании разговор о лучших стихах на русском за последние годы. В смысле, есть ли такие — и где они. А то в нашей…

  • Как скачивать с Ютуба

    Намедни у меня случилось несчастье. Каким-то образом похерилась флешка с моей «рулёжной» музыкой, которую я ставлю в дороге. Конечно, у…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • О развлекательной ходьбе

    Хотел, отвлекшись от политики, написать статью о том, как правильно ходить. А то на днях учил этому одного приятеля, подкрышного коммерса, который,…

  • Лучшие стихи на русском

    Зашёл как-то в тёплой компании разговор о лучших стихах на русском за последние годы. В смысле, есть ли такие — и где они. А то в нашей…

  • Как скачивать с Ютуба

    Намедни у меня случилось несчастье. Каким-то образом похерилась флешка с моей «рулёжной» музыкой, которую я ставлю в дороге. Конечно, у…