artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Category:

Хорошие новости от Теслы

Сообщают, что в июне им удалось довести суточное производство «трёшек» до пятисот штук, 3500 в неделю, и продолжает расти. Это уже близко к проектным 5000 на данных мощностях. Вероятно, и добьют в скорейшем времени.

Но самое главное — с ростом объёмов выросла и рентабельность. По «трёшке» уже лёгкий плюс. Который ожидается тем большим, чем больше им удастся продавать вслед за машиной, купленной по минимальной цене, дополнительных опций, вроде автопилота (это просто активация софта, поскольку «трёшка», во многом — этакий компьютер на колёсах, где железо уже установлено, и на него намазывается софт, расширяющий функционал).

Признаться, по поводу «трёшки» у меня были изрядные опасения. Во-первых, она мне просто не очень понравилась с самого начала. Ну, я пижон, я со школы привык ездить не меньше, чем на D-классе, чтобы и на заднем сиденье никому не было тесно ни в какой диспозиции. А «трёшка» - какой-то «электротазик».

Вот старшие Теслы, эски и ксюшки — это реально охуительные машины. Да, в своё время про них много говорили, что Маск впаривает лохам говно за немеренные бабки, ну да понятно, что чел, способный отдать за тачку сотку с лихом грандов — это сертифицированный лох. То есть, вот ему, после экзамена на прилошённость, выдаётся диплом лоха — и сто грандов вдовесок. Только так и бывает в жизни. И, конечно же, до того, как купить эску — он ездил на чём-то вроде десятилетней Хонды Цивик. И я не хочу обидеть Цивик, которая очень классная машинка для своей ценовой категории, но вот Тесла — немножко в другой.

Поэтому, наверное, резонно предположить, что чел, который покупает эску даже в минимальной комплектации за семьдесят косарей (а в Штатах бэха пятёрка существенно подешевле стоит) — ну вот он до этого и ездил на чём-то вроде бэхи пятёрки. То есть, не люкс — но премиум. И ему есть, с чем сравнивать.

Однако ж, крайне редко можно встретить разочарованных владельцев эсок и ксюшек. Всё-таки, у электромобиля — есть неоспоримые преимущества. И по динамике, и по комфорту (отсутствие шума), и по безопасности (с тем, как низко находится центр масс и с тем, что при ударе тебе движок на колени не насядет, а весь передок грамотно сомнётся). Ну и не говоря уж о том, что он и технологичней, имеет гораздо меньше узлов, испытывающих повышенные нагрузки, и экономичней по всем расходам на обслуживание, и экологичней. Да, я резко критикую всю эту чушь про «выбросы углекислоты превратят нашу планету в Венеру», ибо реально совершенно антинаучная ахинея, но та идея, что воздух в городах будет чище без выхлопа (где углекислота — самое безобидное) — мне вполне близка и приятна.

И даже если энергию для подзарядки электрокаров брать от сжигания ископаемых (лучше всего, конечно, газа) в паротурбинных ТЭС — ну вот по эффективности это совсем не то же самое, что сначала крекинговать нефть, потом доставлять бензин, потом сжигать его с КПД в 25 процентов (тогда как на современной ТЭС минимум 70 будет).

Поэтому, безусловно, электрокары выигрывают у ДВС по всем статьям, но есть вот один облом — аккумуляторы. Их ёмкость и скорость зарядки.

Ну и команде Маска удалось создать первый, пожалуй, электрокар, который бы имел практически осмысленные (и востребованные) характеристики по запасу хода и скорости зарядки.

Это, конечно, не они всё изобрели — но они сумели очень удачно совместить и реализовать достижения в данной области. И — так позиционировать свои детища, что народу действительно захотелось их покупать. Не с позиции «ты сэкономишь на бензине, масле и ремонте» (ага, для начала переплатив вдвое-втрое за литий-ионный аккумулятор). И даже не с позиции «купи Теслу, останови Глобалворминг» (хотя в какой-то степени они эту моду эксплуатируют, конечно). Но прежде всего Теслы привлекали тем, что они реально прикольные.

Я не то чтобы очень большой опыт знакомства с ними имел, врать не буду, но вот как-то, будучи в Штатах по делам, одолжил у приятеля эску, покатался. И я давно не школьник, да и никогда не был «дорожным экстремалом», но всё-таки это круто, когда нажимаешь педаль — и тебя просто размазывает по сиденью. И в поворотах — как влитая.

После этого в Россию вернулся, и первое время на своём Туареге ощущения были: «Да едь же ты, блин! Чего у тебя, форсунки, что ли, забились?» Хотя на самом деле Туарег с восьмигоршковым турбодизелем — это не самый тихоходный «уазик».

Это я к тому, что, безусловно, Теслы стоят своих денег в глазах тех, кто ценит их наилучшие качества. И готов за это прощать даже какие-то мелкие косячки. В действительности, я даже удивлялся, почему Маск не продаёт их ещё на полсотни грандов дороже, свои эски и ксюшки. Ну, для людей, которые сотку грандов готовы отвалить за тачку — в принципе уже не так важно, сто, полтораста, двести. А хоть как-то сравнимые по динамике люксовые седаны (не говоря уж о спорткарах) — они заведомо гораздо дороже стоят.

Но то — касалось «эсок» и «ксюх».

А вот к «трёшке», как к концепту «доступного массового электрокара» - у меня с самого начала было несколько настороженное отношение. Ну, даже некоторое «опошление» бренда виделось. Как если б БМВ заявила: «Теперь наш логотип можно будет увидеть и на бюджетных лоховозках, доступных любому нищеброду». Но так нет: у них и «копейка» всё-таки держит марку.

При этом, конечно, я понимаю, что Маск вкладывается в инфраструктуру, в эти суперчарджеры повсюду, поэтому ему нужна массовость электрокаров. Но всё-таки думалось, что ему бы отдать эту нишу ребятам попроще, вроде Шевроле Вольт или Ниссан Лиф, которые бы по-любому на его инфраструктуре подзаряжались, а за собой оставить премиумный сегмент, когда он далеко ещё не исчерпан.

Тем более, что после неизбежных «родовых трудностей», эски и ксюшки достигли ошеломляющей рентабельности под тридцать процентов. Ну вот и расширять бы их производство, процентов на двадцать в год, когда рынок премиумных электрокаров далеко ещё не насыщен.

Но вот Маск решил анонсировать эту «трёшку», как заведомо более дешёвую тачилку, и сделать упор на неё. Я смотрел на это немного скептически. Тратить «драгоценные» литиевые аккумули на этот «электротазик»? Нести огромные издержки на отладку нового производства? Я боялся, что эта «трёшка» утопит всё предприятие.

Однако ж, похоже, громадьё планов Маска — себя оправдало. Да, вероятно, он сам понимал, что озвучивает нереальные цифры, когда говорил, что они планируют выйти на 5000 «трёшек» в неделю к концу 17-го. Это не удалось, естественно. Но этим манёвром — он немножко так «подрезал» конкурентов в «бюджетной» ценовой категории. Поскольку даже те, кто не подал предоплаченную (за штуку баксов) заявку на «трёшку», но в принципе планировал купить сравнительно недорогой электрокар — возможно, решили отложить эту покупку на пару годиков, пока не появятся соответствующие Теслы, а не брать какой-нибудь Вольт или Лиф прямо сейчас.

Но те трёшки, которые производились до последнего времени — они были действительно убыточные. И за счёт меньшей цены при сравнимых трудозатратах (всё-таки «топовая» трёшка стоит примерно столько же, сколько «низовая» эска), и за счёт расходов на установку и отладку линий автоматизированной сборки. Поэтому общая рентабельность за 2017 года была 29 процентов (когда львиную долю продукции составляли эски и ксюшки, уже отлаженные), а за первый квартал 2018, когда уже увеличилась доля всё ещё «вымученных» и дешёвых трёшек — просела до 19% (но это всё равно такие параметры рентабельности производства, о которых все иные в автопроме могут только мечтать; так-то они вообще обычно не уповают на выгоду от производства и первичной продажи — а стараются брать своё на сервисном обслуживании через лицензируемых дилеров).

А сейчас, по мере решения этих производственных проблем — даже вот эти «нищебродские» трёшки выходят в плюс. И теперь-то чем их больше будет выпускаться — тем больше будет прибыль. Поскольку пройден порог, когда они превращаются из обузы в ценность.

Это примерно как с дитями. Вот поначалу — одни расходы на них. И никакой выгоды, кроме удовольствия общения. Но уже лет с семи — можно приспособить его драить полы за мороженое, в десять — за грибами в лес засылать, а в четырнадцать оно уже само ведёт канал на Ютъюбе и зашибает деньгу, засылает доляху в семейный общаг. А под старость — может, даже водички поднесёт.

Но если клепать новых дитёв чуть ли не ежегодно — то вот рискуешь не выбраться из расходов раньше, чем хоть кто-то из них вызреет, чтобы давать сюрплюс.

С новыми моделями тачек — та же фигня. Поэтому я опасался за Маска, что он слишком резко взялся за эту «трёшку», которая, к тому же, мне не нравится. Ну, честно, я не считаю это нормальным, отсутствие приборной панели перед глазами, когда там по центру только привинчен монитор. И понятно, что ставка на автопилотность — но и к ней я отношусь довольно скептически.

Одно дело — компьютерный помощник в рулении, расширенный круиз-контроль, сигнализация об опасном сближении или collision course, другое — полное неучастие человека в управлении. Мне вот просто почему-то не нравится эта идея, всецело доверяться «искусственному идиоту» на трассе. И ставка на неё — не нравится. А в концепции «трёшки» она явно присутствует. Типа, доехал до офиса, сидишь там, а машинку свою «таксовать» отправил, пассажиров возить.

Ну и были весной два происшествия с автопилотами, стоившие жизней.

Один — с уберовским, когда машина не заметила велосипедистку, переходившую дорогу в неположенном месте по темноте после освещённого участка, и сбила насмерть. Замечу, мало-мальски человекообразный водятел — рефлекторно бы сбросил скорость и напряг внимание, когда проходит такие участки, из полосы света в темень. Хотя, конечно, речь о «человекообразных», а таковы не все прокладки между рулём и сиденьем, поэтому мог бы и человек такое ДТП совершить.

А второй — уже с тесловской ксюшкой, которая впечаталась в бетонный блок на разрыве ранее повреждённой трассы. И водитель — насмерть. Но там, правда, было установлено, что автопилот подавал ему сигнал, что перестал видеть разметку, просит положить руки на руль. Почему водитель не отреагировал — неизвестно. Может, плохо стало. Или уснул. Но, может, для таких случаев и стоит прописать в программе, что если она даёт предупредительный сигнал, а водила не реагирует — то, остановиться, что ли?

А так-то, если водителю стало плохо или заснул — он бы и безо всякого автопилота мог бы в бетон впечататься. Но вот поскольку был тесловский автопилот, который как бы должен выручать в таких ситуациях — это, конечно, плохо сказалось на репутации.

Что плохо сказалось и на курсе акций.

Хотя в целом, с Теслой — закономерность такая (вне зависимости даже от «внештатных» событий).

Выходит очередной квартальный финансовый отчёт — акции растут. Поскольку там видно, что в целом-то дела более чем благополучны у компании. Ну, тем, кто способен, конечно, хоть немножко разбираться в этих строчках и оценивать, за счёт чего там «убытки» (и ещё б их не было у бурно растущей компании).

А в середине квартала — идут слухи о том, как там всё плохо. Как все производственные программы срываются, люди разбегаются, вот-вот всё рухнет.

Думаю, и сам Маск прикладывает руку к генерации таких слухов. Ну, он не хочет слишком быстрого перегрева своих акций, когда бы они росли постоянно на ажиотаже, отрываясь от реального своего обеспечения. Ему интереснее вот этот «роллер-костер», американские горки, когда то вверх, то вниз. И — почему б ему самому не поиграть на перепадах?

Вплоть до того, что он сам может пошутить о своём банкротстве — и ловить падение аж до 260.

Тут впору было немножко напрячься, поскольку в среднем-то я покупал акции Теслы где-то в районе 300 (хотя часть — сильно раньше, сильно дешевле). И я, конечно, по миру не пойду, даже если Тесла обанкротится целиком и полностью, но — это было бы обидно.

Но когда он стал шуточки шутить на сей счёт — сделалось ясно: они преодолели свои «бутылочные горла» и умудрились вывести эту сравнительно убогую трёшку в плюс (или близки к тому).

Поэтому, конечно, самое время было прикупиться на 260. А сейчас, когда их успех уже невозможно скрывать — акции гуляют где-то от 330 до 360.

Это не абсолютный исторический максимум (после начала серийного выпуска «трёшки» год назад там и до 380 доходило), но, думаю, максимум будет перекрыт, когда вывалится отчёт за второй квартал и там будет видно, что они в целом вышли на запланированные объёмы выпуска «трёшки» (причём, не в ущерб эскам и ксюшам), подняли в плюс и продолжают поднимать рентабельность, что они реально освоили новые производственные мощности, в которые вгрохали столько бабла, и всё это было не зря, не напрасно было.

Ну а значит — Маск был прав, внедряя этот «нищебродский» электрокар, «трёшку». Пусть не очень большая будет рентабельность при первичной продаже — добьют на «апдейтах» софта и, главное, подзарядной инфраструктуре.

Tags: Маск, машинки, технологии, экономика
Subscribe

  • Дети и дубьё: о правильной культивации порослей

    Заседали сегодня попечительским советом Кошки, Корпоративной Школы для наших исчадий, обсуждали, в числе прочего, проблему буллинга. То есть, я-то…

  • Пара слов про т.н. Complex Object, ч.2

    (Продолжение) В чём действительно может быть (и бывает) сложность с английскими этими конструкциями — так это с запоминанием, где требуется…

  • Пара слов про т.н. Complex Object, ч.1

    Продолжу, пожалуй, умиротворяться рассуждениями об английской грамматике. Ну, не результаты же российских выборов обсуждать? Среди моих читателей,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments