artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Зловещая правда "Бриллиантовой руки"

Не так давно наткнулся на пост Германыча, где он разбирается с личностью Семёна Семёныча Горбункова из наикультейшей кинокомедии «Бриллиантовая рука». И со знанием дела доказывает, что он, по уровню жизни, не средний советский человек конца шестидесятых, а существенно выше среднего. И квартирка у него добротно так обставлена, по тем временам, и одёжка довольно приличная, да ещё и по средиземноморским круизам разъезжает (что во все советские времена было несколько экстраординарно, поэтому Мордюкова-управдомша его и осаждала, мол, прочитайте лекцию, как они так загнивают; ну, сейчас, согласитесь, никому нафиг не интересна будет лекция на тему «Как там в Анталии?»; кому интересно — слетает да посмотрит; а вот тогда это было исключительное явление — человек, побывавший ТАМ).

Но впрочем, ничего удивительного, что семья Горбунковых сравнительно зажиточная. Неизвестно, кто его жена (но тоже, вероятно, где-то работает), а он — экономист в Гипрорыбе (о чём мельком упоминается в начале фильма). Это реальная была контора, и довольно серьёзная. Фактически — главное НИИ всея советской рыбной промышленности. У них был нехилый исследовательский флот, они шарились по морям-океанам и смотрели, где рыбку лучше ловить.

Поэтому даже своим каким-то третьестепенным экономистам, менеджерам очень среднего звена, они могли платить приличное по советским меркам жалование (ну, рублей двести послереформенных), да ещё премии, прогрессивки. И если Семён Семёныч не откладывал на машину (что в советские времена феерически дорого стоило, десятки месячных зарплат) — то он мог себе позволить и хорошую (по тем временам) мебель в квартиру, и пиджачок нормальный, и даже путёвку. Тут — ничего удивительного.

Но я отписал тогда Германычу, и повторю здесь: этот Семён Семёныч — он вообще далеко не так прост, как кажется.

Вот о чём, вообще, фильм? В принципе — о контрабанде. О том, как банда жуликов предприимчивых людей наладила поставки драгоценностей в Союз, но в их канал случайно встрял «левый» гражданин, и вот они всеми силами пытаются изъять из его гипса цацки, чтоб не вскрылась их схема, не понимая, что она уже(!) вскрылась и за ними пристально наблюдают, их ловят на Семён Семёныча как на загипсованного живца.

Признаться, когда я смотрел этот фильм в детстве, в восьмидесятые, то, воздавая должное гениальности творения как такового, угорал от самой идеи. Что кто-то будет таскать рыжьё и брюлики из-за бугра в Совок — в обмен на «деревянные».

Но это были восьмидесятые. Тогда уже чёткое было понимание, что Союз летит к чёрту, что советский рубль сейчас стоит недохрена, а скоро не будет стоить ничего. И я тогда, пацаном, тёрся с фарцовщиками-валютчиками, студентами-филологами моего Бати (он не знал, естественно, о наших операциях). Преимущественно — выгуливал по Питеру нужных иностранцев (поскольку, в отличие от этих студентов, говорил на нормальном английском, а не на советском школьном Queen's English, спасибо Бате). Иногда переносил валюту с точки на точку, поскольку малолетка и если вдруг мусора срисуют и повяжут — не «субъект уголовной ответственности». В целом я был в курсе этих крайне увлекательных, но не совсем законных движений.

И вот тогда — только в бреду пришла бы в голову мысль гнать драгоценности в Союз в обмен на рубли. Да уж аудио- и видеокассеты, скорее. Да любые импортные штучки, вплоть да шариковых ручек, которые не текут и мягко, но тонко пишут.

А из Союза — напротив, шли в Европу всякие там фамильные драгоценности, недоотжатые большевиками. Просто по той причине, что на каком-нибудь Сотбиз можно получить несколько лучшую цену, чем в ломбарде пгт Захрючино, где оценщик заявит, что художественной ценности не видит вообще никакой, исторической тоже, и учтёт, фактически, по весу металла. Европейский же рынок ювелирных изделий он был и в разы платёжеспособней, и гораздо более конкурентный (один оценщик попробует дурака повалять, сбивая цену — другой тут же перехватит, а вообще есть аукционы, где собираются коллекционеры). В Союзе тоже были коллекционеры, но, естественно, не настолько богатые, как европейские и американские миллионеры, ценители прекрасного.

Это и определяло направление потока что ювелирных изделий, что произведений искусства. В Союз в восьмидесятые они не шли, ибо — кому нафиг нужны рубли? Да в то время даже иностранным разведкам не было смысла морочиться с раздобыванием советской валюты для своих нелегалов, поскольку уже были совместные предприятия, и там как угодно можно финансы конвертировать.

Поэтому самым комичным в Бриллиантовой Руке мне казалось то, что кто вовсе захотел поставлять золото и камешки в Союз.

Но углубившись в вопрос, я выяснил, что в шестидесятые — расклад был немножко другой, и это реально имело место, контрабанда ювелирки в Союз. Да, советский рубль был «неконвертируемый» всю дорогу (то есть, нельзя было зайти в эксчейндж и поменять его на другую валюту). Да, официальный курс 63 копейки за доллар для внешних расчётов — это шутка такая была, не имеющая отношение к реальной жизни.

Но тем не менее, рубль имел некоторую покупательную способность внутри страны, и на рынке (чёрном рынке, в отсутствие легального) менялся на тот же доллар. Но не по 63 копейки, конечно, а где-то три рубля за бакс по состоянию на шестидесятые (к концу восьмидесятых там до десяти уже дошло).

И в шестидесятые — была потребность у подпольных миллионеров в том, чтобы часть своих активов зафиксировать в золоте и камешках, пусть и забугорных. Потому что хранить пачки долларов — это более стрёмный вариант. Вот придут к тебе, найдут «доллары в вентиляции» - и объясняй, что «Брал, но нашими, а доллары враги подбросили».

Опять же, в восьмидесятые, хотя статья за валюту сохранялась, но чем дальше — тем более снисходительно относилось государство к этому делу. А в шестидесятые найти баксы у частного гражданина? Да им уже не ОБХСС, им уже гэбуха заниматься будет, реально подозревая, что он не просто «теневой предприниматель», а иностранный агент.

Да, почему подпольные миллионеры не хранили свои активы в советских рублях? Ну как вам сказать. Вот реформа 61 года — она была вполне приличная. По сути, просто деноминация, нолик один убрали. И там без потерь люди всё поменяли, а те, у кого, внезапно, образовались залежи медной монеты, от копейки до пятака — так они ещё и обогатились, поскольку старые монеты оставались в обращении, но стоить стали в десять раз дороже. Даже, помню, фильм такой был, где сообразительные товарищи скупали у профессиональных нищих эту медную мелочь в преддверии реформы.

Но вот реформа 47 года — она была по сути конфискационная. Люди, имевшие большие суммы на счетах, а тем более налом — сильно потеряли. Но она и была задумана как «наказание» для спекулянтов, сделавших состояния в трудные военные годы. А также для всех прочих, кто умудрился слишком много денег заработать, когда они государству нужны для восстановления хозяйства.

Про более ранние финансовые экзерсисы большевиков — это уж и говорить не приходится. «Грабь награбленное, отобрать и поделить». В целом — конечно, было понимание, что родное советское государство в любой момент может снова учинить какой-нибудь фортель со своей валютой, поэтому хранить в ней значительные средства — не очень хорошая идея. Но баксы — в шестидесятые было реально стрёмно, а вот золотишко — в самый раз. В случае чего - «бабушкина заначка».

Соответственно, был стимул, чтобы тащить рыжьё из забугорья в Союз.

Ну и ещё — это всё-таки иностранные цацки-штучки. Пусть даже из низкопробного беловатого золота, и с какой-нибудь бирюзой (из такой страны, где той бирюзой только что дороги не мостят) — а стильно выглядит, эстетичненько. Меж тем как у советского производителя, честно сказать, проблемы с эстетикой были во всём и всегда, включая даже ювелирное дело. Что неудивительно. «Вам нравятся розы? А я на них срал! Стране нужны паровозы, стране нужен металл». Да, это Маяковский: он умел формулировать ёмко и чеканно.

И вот поэтому — девочки ценили такие брошечки или серёжечки, по которым сразу видно, что не «совок». А поэтому мальчики готовы были платить за импортные брошечки и серёжечки. Соответственно, был спрос на импортные ювелирные цацки в Союзе, соответственно, была контрабанда. Ибо, когда законы государства вступают в противоречие с законами рынка — законы рынка начинают действовать в обход законов государства.

Но контрабанда рыжья и камешков — это серьёзное дело. Особенно, в таком государстве, которое очень настороженно относится к любой предпринимательской инициативе граждан. Которое и к стенке может ставить за то, что считает «экономическими преступлениями».

Соответственно, таким серьёзным делом, как контрабанда драгоценностей, должны заниматься очень серьёзные люди. Это реально мафия, у которой всё схвачено, всё продумано.

И вот в фильме «Бриллиантовая рука» - мы видим эту мафию в лице Шефа. Который очень ушлый парень. Он догадался, как «легализовать» свои нетрудовые доходы. «Найти» клад, сдать три четверти государству (по советским законам), а на оставшиеся — купить машину Москвич-408, навесить на дверь много замков, а на пальцы — много перстней.

И поскольку это мафия, у Шефа есть двое подручных. Лёлик и Геша. Оба — ядерные идиоты, только один «быдловатый», другой «гламурный». И когда нависает смертельная угроза над всем их бизнесом, когда им позарез нужно выпотрошить гипс Семён Семёныча раньше, чем это сделают врачи (они ж не знают, что тайна горбунковского гипса уже раскрыта) — Шеф задействует вот этих двоих идиотов, которые лажают раз за разом. Почему? Да потому, со всей очевидностью, что больше у него никого нет.

Скажите, это похоже на серьёзную мафию, ворочающую крупными делами? Это похоже — на бродячий цирк, причём такой, где все факиры пьяные, и они же по совместительству клоуны.

Между тем, как видно из фильма, это довольно крупный портовый город, а значит — там должна быть и настоящая контрабандистская мафия. То есть, понятно, что в СССР организованной преступности не было так же, как и секса, но «так же» - означает «так же». То есть, когда какие-то товары нельзя ввезти-вывезти легально — значит, они будут двигаться нелегально, и будет мафия, которая это дело обеспечивает.

И вот как эта настоящая, серьёзная мафия могла смотреть на Шефа с его обоими-двумя дебильными подручными? Это для телезрителя он как бы крутой бандос, а для реально крутых людей — он лох педальный и фраер ушастый. Он явно залез не на свою деляну, не по своему уровню. Он, наверное, баловался мелкой фарцой, но тут фартануло, тот же Геша познакомился с каким-нибудь турком-интуристом, тот был заинтересован в сбыте левого рыжья — и так наладился канал.

Но такие дела — они просто качественно другой системной организации требуют. А этот фраер, «Шеф», он не нашёл ничего лучшего для легализации своего богатства, как «найти клад». И уже засветился, уже наверняка попал в местную прессу. А когда он Москвич на Волгу захочет сменить — снова клад найдёт? Вот как украинский депутат Олег Ляшко, который по три раза в год в лотерею выигрывает?

В общем, с точки зрения реальной и серьёзной контрабандистской мафии, что-то надо уже делать с этим выскочкой. Ну, возможно, ему предлагали интегрироваться в систему, но он сказал, что это мой бизнес, моя золотая жила, и пошли все нафиг.

Тут у серьёзной контрабандистской мафии возникает две задачи. Во-первых, устранить этого конкурента-выскочку, который привлекает к себе слишком много внимания. Во-вторых же — всё-таки заиметь его канал поставки рыжья и брюлликов, когда он объективно такой классный, такой выгодный.

Что для этого может сделать мафия? Захватить, бросить в застенки и страшно пытать? Но это — не интеллигентно. А по-настоящему умная мафия — действует интеллигентно.

Сразу слить ментам эту новую контрабандистскую шарагу с Шефом, Лёликом и Гешей? Это не по понятиям, но дело даже не в этом (да чихать хотели на ортодоксальные блатные понятия, когда на кону большие деньги). Сначала — ведь всё-таки нужно выявить их канал. А потом уж только сдавать ментам.

И вот мафия, установив, когда и как отправляется в ходку курьер, Геша, Миронов — приставляет к нему своего человека. Как бы экономиста «Гипрорыбы» Семёна Семёныча Горбункова. Нет, ну он на самом деле экономист, на самом деле работает в этой Гипрорыбе. Ибо — какое может быть более идеальное прикрытие для контрабандистской мафии, нежели контора, шарящаяся по всему миру в поисках рыбных мест?

А Семён Семёныч Горбунков — это агент экстракласса. Он настолько крут, что реально может выдавать себя за совершенно безобидного и наивного лоха. И перед Гешей на кораблике, и перед мусорами впоследствии.

И вот они жили с Гешей в одной каюте — и, конечно, Геша по пьяни выболтал всё, что мог (а наутро и не помнил, что трындел — ну вот такой «надёжный» человек).

Поэтому Семён Семёныч «чисто случайно» оказался ровно в том месте, где курьеру должны были наложить гипс с цацками.

Таким образом — канал вскрыт. Далее — люди с той стороны будут торговать и с другими русскими (да какая им разница, каким именно русским продавать рыжьё и брюлики?)

А что делать с этими клоунами, Шефом и его дебильными подручными? Ну, сливать ментам, чтоб у них тоже раскрываемость выросла, чтобы громкое дело распахали.

Но сливать так — что Семён Семёныч, высококлассный агент контрабандистской мафии, становится ещё и лучшим другом советской милиции. А это полезно. Что бы там ни гласили ортодоксальные воровские понятия, но завязки в ментовке — это полезно для бизнеса.

И вот таким образом «Бриллиантовая рука» - фильм гораздо глубже, нежели дурашливая «комедия ситуаций». Это если понимать, кто такой на самом деле Семён Семёныч Горбунков.

И намёки в фильме даются.

Вот жена Горбункова, обнаружив ствол и пачку денег, восклицает: «Завербовали!»

Да она всегда чувствовала, что её муж — не совсем тот, за кого себя выдаёт. То есть, ей в голову не пришло, что её муж выполняет задание родной советской милиции. Она знала его лучше.

И управдомша-Мордюкова, с этим «наши люди в булочную на такси не ездят».

Это ж единичный случай «пижонства» - но, видимо, было и раньше нечто такое, что заставляло заподозрить: «Семён Семёныч — он не «наш» человек. Он реально очень крутой парень».

И я вот думаю: сделать, что ли, римейк «Бриллиантовой руки», где бы именно так акценты были расставлены?

Не, пожалуй, пощажу классику, да и другие заботы на носу :-)

Tags: история, кино, мафиозо, совочек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 126 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →