artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Category:

Про египетские пирамиды

Приморочившись на днях работой древнеперсидских яхчалов и бадгиров, а также вопросом о том, мог ли египетский фараон позволить себе кубик льда для коктейля, задумался о египетских пирамидах.

То есть, понятно, что все, кто их видел, так или иначе задаются рядом вопросов, из которых главный: «С фига ли так приморочились?»

Вернее: "С фига ли ТАК приморочились?"
Ну это, ей-богу, как если б, скажем, в советское время сделали Дворец Съездов в виде гигантской статуи Ленина, которая бы поворачивалась, указуя рукой на солнце, и по жилам вождя ходили бы лифты, а в голове был огромный конференц-зал, что-нибудь такое.
А чтоб воспроизвести реальный масштаб соотношения затрат на пирамиды у египтян и такую статую у жителей двадцатого века - этот Ленин должен быть не такой крошечный, как в реальном довоенном проекте Дворца Съездов, он вырытый из земли Кремль на ладошке держать должен.
Но и то - у такой статуи было бы всё же некое практическое предназнчение. Полезное для тех, кто ещё не в юдоли Анубиса. А у пирамид?

Я - тоже подумывал иногда над этим. И тут возникла мысль: а они не могли использоваться для создания воздушной тяги, на которую можно было бы повесить что-то полезное? Ну, тот же испарительный холодильник. Геродот что-то писал о пирамиде конкретно Хеопса (Хуфу), что через неё когда-то (в незапамятной древности для Геродота и египтян, с которыми он беседовал) проходил канал из Нила.

А значит, можно пустить воду, пустить ветер (при такой-то высоте трубы, полтораста метров, тяга дай Озирис какая будет!) И пусть египетский воздух не такой сухой, как иранский, и атмосферное давление куда выше, но, наверное, всё-таки как-то будет вода испаряться и охлаждаться. Пусть не до замерзания, но вот так, чтоб можно было чего-то полезное там хранить, а не только потрошёную и завяленную тушку фараона в тряпочках.

Хотя если б можно было довести до льда — совсем красота. Тогда — и потрошить фараона не надо, только заморозить. Совсем как живой был бы (ну или хотя бы как Хан Соло). Можно пионеров водить, чтоб проникались.

А можно даже повесить на этот воздушный поток пропеллер, от него ременной привод с системой шкивов, и — ножи точить, скажем. Да много на свете весёлых затей.

Римляне (тысячелетия спустя) делали довольно замороченные такие комбинаты с механизированными всевозможными станками. Но они энергию брали от водяных колёс на каскадах горной речки. Нил к такому использованию не очень располагает (до постройки Асуанской плотины, во всяком случае). Поэтому, подумал, что если египтяне во времена Хеопса были такие же изобретательные (а навалить таких мегакирпичей в пустыне — это само по себе подразумевает некоторую инженерную мысль), то, может, вот воздушную тягу использовали в тех пирамидах, играя заслонками на четырёх стенах.

Да, ветряную мельницу было бы построить проще, и в эллинистические-то времена их точно строили в тех местах, Герон по-всякому развлекался. Но, возможно, фараонам Четвёртой династии за два милленеума до того нужна была бОльшая концентрация энергии для некоего индустриального комплекса в подземной части пирамиды. Правда, труба, конечно, немножко такая громоздкая получилась, но зато — основательная, суховеем точно не повалит.

Однако ж, исследование внутренностей пирамид — вроде, не намекает на существование чего-то подобного. Такая система — должна бы подразумевать четыре (или более) заборных раструба в нижней части, центральную вытяжную шахту — и выходы на четыре стороны на верхушке. И хотя внутренние ходы кое-какие прощупали, но они, вроде, не так идут. Тем более — никаких намёков на цех с точильными станками и швейными машинками под пирамидами.

С другой стороны, эти внутренние помещения могли просто заложить наглухо.

Почему? Да наступил очередной кризис, упадок, череда недородов, и кого-то осенило: это всё из-за художеств этих, когда ветер в пирамиде запереть решили и эксплуатировать. Гор обиделся, Ра тоже негодует — надо отказаться и заделать так, чтоб никому впредь неповадно было.

Возможно такое? Да легко. Инженеры-то могли быть гениальные, и математики тож, а в целом общество, конечно, очень консервативное и религиозно-мнительное, жреческо-пейзанское. К тому же, в период кризиса и смуты оно склонно деградировать. И в непомерно долгой истории Египта таких просадов не один и не два, судя по всему.

А может, при приближении тех же гиксосов решили заделать этот ветровой реактор так, чтобы даже намёков не него не осталось. Чтоб не попал в руки тех, кто представлялся свирепыми варварами и врагами человечества.

Но, конечно, это всё совершенно беспочвенные предположения, будто бы пирамиды могли служить чему-то полезному, помимо создания селфи на их фоне тысячелетия спустя. И в конце концов, по всему миру совершенно разные культуры порою тратили безумные ресурсы на всякие культовые и погребальные сооружения, в том числе — пирамидальной формы. Просто уж конкретно египетские пирамиды — ну о-очень большие. Даже те, которые не входят в тройку у Гизы — всё равно значительно крупнее и мезоамериканских пирамид, и шумеро-вавилонских зиккуратов.

Хотя и это громадьё может иметь практическое значение, политическое. Чтобы всякие лазутчики-разведчики из других стран, под видом купцов изучая местность на предмет вторжения, видели вот такое — и у них отпадала челюсть. Когда им будто бы говорят: да, вот столько ресурсов мы можем вгрохать чисто ради фараонского понта и религиозных предрассудков. А теперь подумайте, сколько у нас людей и сколько мы можем выставить на войну с агрессором.

Так или иначе, говорить о «внутренностях» пирамид довольно затруднительно, они всё изучаются, но если какие-то помещения и ходы намеренно закладывались да ещё так, чтобы скрыть само их существование — не так-то просто их выявить даже самыми современными средствами.

Лучше — пара слов о людях, строителях пирамид.

Вот с некоторых пор доводится слышать сенсационные (раз за разом) разоблачения: раньше все думали, что их строили рабы, а теперь выясняется, что это были свободные люди.

Почему? Потому, что откопали поблизости предположительные лагеря и захоронения этих строителей, и скелеты имеют следы оказания медицинской помощи (лечение переломов и подобное), а находки в лагерях показывают, что этим строителям давали нормальное питание, даже мясо. А значит, это не рабы, когда о них так заботились.

Гхм. Вот что меня действительно умиляет, так это стереотипы в воззрениях на рабство. Что оно будто и существовало только для того, чтобы побыстрее умучить непосильным трудом да бесчеловечным обращением и выбросить на помойку.

Господа! Не надо строить свои представления о рабовладении как таковом на таких примерах, как Освенцим и Гулаг. Тем более, что там-то формально узники не считались рабами, но, кажется, им не было легче от этого сознания.

Что же до истинного рабовладения, то есть, принадлежности одного человека другому на праве собственности — то из чего вытекает некая имманентная необходимость дурного обращения со своим имуществом? Из того, что некоторые люди бывают глупы, а бывают жестоки? Бывают. Но они бывают таковы и с собаками, и с лошадьми, и с детьми, и, естественно, с рабами, когда имеют и их. Однако, это именно что глупая, бессмысленная жестокость, обычно осуждаемая в нормальном обществе. И когда Ювенал в своих сатирах бичевал матрон, издевающихся над рабынями — вывод должен быть такой, что это не считалось нормой, это считалось проявлением злонравия.

В норме же, разумный хозяин понимает, что раб — это его довольно ценное имущество, это его достояние. Он стоит денег, он приносит пользу, поэтому о нём разумно будет заботиться. Лечить по мере возможности, кормить сообразно потребностям его труда, а не так, чтоб еле кости таскал да всё из рук у него валилось.

Если уж на то пошло, это с вольнонаёмными работниками иной жестокосердый наниматель может обращаться по-свински. «Ой, мне придавило ногу на этой стройке!» - «Вот как? Значит, бесполезен, значит, уволен. Ползи вон».

Да, это аморально — но наниматель может себе это позволить, когда за воротами стоит очередь безработных. И я всей душой за капитализм, но признаю, что бывают и уроды в мире капитала. Если же говорить только о прибылях и издержках здесь и сейчас, отрешившись от репутационных вопросов, то это даже будет выгодно. Покупать низкоквалифицированный труд по часам, пофиг, у кого, когда соискатели взаимозаменяемы. «Сломавшихся» - менять, даже имени не спрашивая, не то, что медицинского полиса. Ну, в короткой гонке это будет выгодно.

А с рабами — это сразу невыгодно, морить их голодом и оставлять без врачебной помощи, когда ты уже целиком, «оптом» купил рабочее время конкретного раба. Конечно, какой-нибудь успешный военный поход может принести разом очень много рабов, и цены на них падают до смешного, но разумный хозяин, будь то и фараон, понимает всё же, что военные походы, к тому же успешные — это не совсем то же самое, что муссонные ветра. Поэтому рабов приходится беречь даже больше, чем вольнонаёмных.

Так или иначе, хотя нельзя отрицать некоторые исторические случаи действительно скверного обращения неразумных и нерачительных хозяев с рабами, но из самого по себе института рабовладения вовсе не следуют, что никто не будет кормить рабов-строителей мясом и лечить им травмы. Весьма возможно, что и будет. И не из чистого гуманизма — а от жадности.

С другой стороны, строители пирамид действительно вполне могли быть и вольнонаёмными крестьянами. Аграрная деятельность, даже когда снимается несколько урожаев в год, всё равно подразумевает некоторые паузы, когда крестьянам нечем заняться.

Возможно, это даже и было главной целью устройства этих гигантских «куличиков» - как-то занять своё огромное аграрное население, пока они не пристрастились сбиваться в крестьянские кружки и читать Карла Маркса. То есть, возможно, пирамиды строились не «зачем-то», а «почему-то». Потому, что если всех этих пейзанчиков не занять каким-то делом между посевной и уборочной, не внушить мысль о сакральном величии строительства — то чёрт его знает, что они начнут думать о квинтильных индексах распределения общественного продукта по стратам и пирамидах не Хеопса, а Маслоу.

Поэтому фараон мог сказать: «Ребята, ко мне, как к богу на земле, давеча заходил Озирис и поведал, что если построить вот такую штуку, то это существенно усилит наше лобби во влиятельных божественных кругах, и будет нам счастье в этой жизни и во всех последующих. Давайте попробуем. Это будет наш общий труд, но я возьму на себя главное: я буду там лежать».

После этого — как-то уже совсем неудобно отказываться, даже если ты, типа, вольный крестьянин (насколько они вообще могут быть таковыми в аграрной империи, возглавляемой фараонами и жрецами).

В общем, ни обглоданные куриные косточки, ни следы правильно срощенных переломов, ни даже платёжные ведомости — не прольют свет на вопрос о том, кто были строители пирамид: рабы или вольнонаёмные люди. В СССР, извините, тоже были и продовольственные пайки, и бесплатная медицина, и даже деньги на руки выдавали («как бы» деньги) — но никто ж в здравом уме не назовёт советских работяг «вольнонаёмными» в нормальном, капиталистическом смысле.

А аграрные деспотии древности — они по-любому очень похожи были на страны развитого социализма. Вернее, наоборот, конечно: социализм — это новомодное, восемнадцатого века, словечко, призванное оживить старые рецепты всеобщего благоденствия. И вероятно даже, что в третьем тысячелетии до н.э. возможности религиозной индоктринации крестьянства, чтобы мотивировать на строительство пирамид и многое другое, были немножко выше, чем у промывки мозгов диаматом в двадцатом веке.

Вообще же, хотя, конечно, пирамиды — абсолютно титанические и грандиозные сооружения, но глядя на них думаешь: это ж до какой степени беспечными и самоуверенными нужно было быть, чтобы, уже получив представление о бронзе, для которой у тебя только медь, тратить столько человеко-часов на туристические достопримечательности?

Но с другой стороны, а что ещё мог сделать Египет? Отгородиться стеной на Суэце, прокопать вдоль неё канал и пустить туда нильских крокодилов? Так на его берега могли высадиться, где угодно.

Или, напротив, взять Куш на юге (Нубия, север нынешнего Судана), где есть дерево, построить флот, построить колесницы, попытаться захватить прибрежный Ближний Восток и через Иранское нагорье выйти на источники олова?

Это впоследствии египтяне пытались делать. И Куш на юге брали, и на север добирались вплоть до Сирии. И долгие столетия — это были такие «качели» что по течению Нила, что по прибрежному Ближневосточью. То Египет наступает, то его обратно теснят. Иногда — вплоть до захвата столицы и провозглашения захватчика фараоном. Причём, задолго до ассирийского и персидского завоеваний в сравнительно новые, античные времена — там фараонские династии заводились и от нубийцев, и от ливийцев.

Потом бывали греки, римляне, снова греки (считавшие себя римлянами), арабы, турки, французы, англичане и русские туристы.

Но никто из захватчиков не сумел умыкнуть с собой пирамиды. Облицовочную плитку — да, в одно время отколупнули, демоны, для строительства Каира. Но сами пирамиды как стояли — так стоят. Как напоминание о том, что можно сделать в середине третьего тысячелетия до нашей эры, имея под рукой медные пилы и ни единого трактора. Если сильно приморочиться.

К тому же, как сообщают источники, даже более достоверные, чем Геродот, во все времена захватчики Египта очень быстро оставляли там все свои деньги, скупая чудом уцелевшие несомненно подлинные папирусы, не имеющие цены... но тебе, как брату, за сто динариев отдам... или хотя бы два.

И как не поверить, как не купить, когда пирамиды — вот они, стоят, родные. А значит, и папирусы вполне могут быть.

Таким образом захватчики приходили, чтобы захапать египетские богатства — а на деле вливали свои кровные денежки в египетскую экономику.

Пожалуй, не такие уж глупые были эти ребята, фараоны Древнего Царства. Они таки создали «вечный продувной двигатель» и «реактор тяги» посреди пустыни.

Tags: Египет, история
Subscribe

  • Сериал "Хрустальный" - и извечно самая важная тема

    Посмотрел минисериал «Хрустальный». Всего десять серий (а не 8-12-16, как обычно, отрезком «понедельник-четверг») - и они…

  • Фильм "Наполеон Динамит"

    Сподобился посмотреть этот фильм, наконец (давно многие рекомендовали: хвалили, ругали, но рекомендовали). Честно признаюсь, смотрел, попивая пиво и…

  • "Вампиры средней полосы"

    Посмотрев пионерлагерный хоррор «Пищеблок» - решил заценить ещё один новейший российский минисериальчик близкой теамтики. «Вампиры…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments

  • Сериал "Хрустальный" - и извечно самая важная тема

    Посмотрел минисериал «Хрустальный». Всего десять серий (а не 8-12-16, как обычно, отрезком «понедельник-четверг») - и они…

  • Фильм "Наполеон Динамит"

    Сподобился посмотреть этот фильм, наконец (давно многие рекомендовали: хвалили, ругали, но рекомендовали). Честно признаюсь, смотрел, попивая пиво и…

  • "Вампиры средней полосы"

    Посмотрев пионерлагерный хоррор «Пищеблок» - решил заценить ещё один новейший российский минисериальчик близкой теамтики. «Вампиры…