artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

Как евреи от японцев депортируются

Помню, как-то один юный, но смышлёный приятель, спросил: «А чем, собственно, так уж отличается помещение евреев в концлагеря нацистами — от политики Рузвельта в отношении японцев? Тем, что у разбомбленной Германии не было возможности поддерживать минимально пристойные условия содержания в концлагерях?»

Он, этот парень, нисколько не сочувствует нацикам (у нас не модно сочувствовать хоть каким-то социалистам), не склонен к ревизионизму, но вопрос, который он задал, не такой уж праздный.

Я тогда усмехнулся: «Это ровно то, что говорил Герринг на Нюрнберге».

Он тоже усмехнулся: «И то, что это говорил Герринг — умаляет актуальность?»

Нет, конечно.

О чём вообще речь, если кто не в курсе?

Ну, обращение немецких нацистов с евреями, что называют ёмким словом "Холокост" — это, думаю, особо расписывать не надо. И там дело было не только в том, что евреев поместили в концлагеря как «неблагонадёжный элемент». Там действительно были признаки намеренного и целенаправленного геноцида. Можно оспаривать существование (или содержание) некоего формального плана по «окончательному решению еврейского вопроса», но наци де факто показали свою готовность истреблять евреев чисто по этническому признаку. Этим официально занимались айнзац-группы на восточных территориях. И то, что евреев с западных территорий норовили сначала использовать в концлагерях как рабочую силу (а возможно — как заложников, за которых хотелось получить выкуп от заокеанских родичей, этим СС тоже занималась) — сути дела не меняет. Это был именно геноцид. И тут даже не важно, в каких лагерях были газовые камеры, а в каких не было. Ну и наци — есть наци. Всем понятно, что они были «плохие», очень плохие в той Войне — и это я без иронии.

Речь, однако, об амерах. Которые были как бы «хорошие». И вот в чём суть этого эпизода с японцами, о котором говорил мой юный друг?

Ну, в двух словах — после Пёрл Харбора (это декабрь 41) американское правительство распорядилось переместить граждан японского происхождения в специально созданные и охраняемые зоны компактного проживания, которые, конечно, вполне можно назвать «концентрационными лагерями». Ну поскольку изначально этот термин возник как обозначение места, предназначенного не для того, чтобы мучить и уничтожать людей, а для того, чтобы проще было держать этих людей под надзором, при этом обеспечивая им, централизованно, некие приемлемые для выживания стандарты.

Во всяком случае, таково было стремление — а) взять потенциально враждебные элементы под надзор; б) обеспечить приемлемые санитарно-гигиенические условия, продовольственное снабжение, медицинскую помощь. Хотя, что касается пункта б), на практике это получалось не всегда. И английские лагеря для буров (в их война начала века, откуда и пошёл термин, «концлагерь») — оказались мрачноватым местом, со смертностью вплоть до 25%. Хотя англичане, наверное, не ставили себе целью именно уморить тех буров в тех лагерях. Просто, скученное размещение множества людей — порождает некоторые проблемы, которые не всегда и можно разрешить в условиях войны.

Но те концлагеря, которые устроили амеры для японских «переселенцев» во Вторую Мировую — сами по себе были вполне пригодны для жизни. Я, во всяком случае, не слышал, чтобы там кто-то умер от голода, от антисанитарии, от непосильного труда (к которому и не принуждали этих японцев) — но бывали стычки с охраной, где, кажется, два японца погибло. На фоне тех дел, что в принципе творились тогда на Глобусе — естественно, мизер.

Однако это не отменяет, конечно, того факта, что очень грубо были нарушены конституционные права тех граждан японского происхождения.

Ну, представьте. Вот живёте вы в своём домике, вполне законопослушный и достойный гражданин, занимаетесь своими делами, а тут приходят к вам какие-то правительственные ребята и говорят: «Извини, братуха, у тебя в жилах течёт некоторая часть не той крови, поэтому ты должен переехать в барачный посёлок за колючей проволокой, и это не обсуждается». Конечно, вопиющий произвол, вопиющее нарушение прав.

Что и было признано американским правительством уже в 44-м году (то есть, до окончания Войны), и лагеря для этих «амерояпонцев» были упразднены, все вернулись по своим местам, а потом — многим из них выплачивались по суду нехилые компенсации, поскольку факт нарушения прав очевиден.

Тут — у меня было бы большое искушение сказать, что вся эта история с принудительным переселением «амерояпонцев» в лагеря случилась потому, что Франклин Делано Рузвельт, икона левых американцев — феерический мудак.

И я так считаю, на самом деле, что он — феерический мудак. В лучшем случае — лунатик, в худшем — насквозь коррумпированный мерзавец.

Это человек, который, злоупотребляя государственной властью, весьма поспособствовал тому, чтобы превратить заурядный (и вполне ожидаемый) обвал довольно умозрительных (по природе своей) биржевых котировок — в реальную Великую Депрессию.

Ради справедливости, этому способствовало и предшествующее правительство Гувера, бросившись «спасать экономику», но Рузвельт — продолжил.

И вот эти мемы, до сих пор использующиеся левой пропагандой, про «капитализм порождает кризис перепроизводства», что ассоциируется с фотками, где тракторы запахивают горы апельсинов, - это всё возникло благодаря Рузвельту.

То есть, это его государственная(!) политика была, тупо уничтожать «излишки» продукта, запахивая апельсины тракторами или сжигая пшеницу в ТЭС, но, извольте видеть, это «издержки капитализма, изъяны частного предпринимательства».

Да ни одному психически здоровому капиталисту — в голову не придёт давить тракторами излишки своих апельсинов. Даже если цены на них упали так, что нельзя продать с выгодой для себя, даже если нынче отпускные цены ниже себестоимости. Ну, печалька, конечно — но можно ж эти апельсины просто раздать тогда, прежде всего — каким-нибудь сиротским приютам, капитализируя эти апельсины в репутацию классного парня, который помогает общине, и потому его мнение стоит уважать при выборе, скажем, судьи или конгрессмена. В мире капитализма — всё продаётся и покупается, как известно. И если у тебя есть хоть какой-то товар, который нужен хоть каким-то людям — его можно продать за хоть какую-то валюту. А уж как конвертировать репутацию в политическое влияние, и в расширение коммерческой своей деятельности — это дело рынка, в самом широком смысле.

Другое дело, когда правительство просто выкупает у тебя эти апельсины, за деньги налогоплательщиков, и тупо уничтожает их, чтобы «поддержать цену», поддержать производителя.

Да, фермеры продают свою продукцию тому, кто её выкупает за живые деньги. А потом — все офигевают с того, как эту продукцию давят тракторами, когда во многих местах страны люди... не то, чтобы голодают, но вот пара апельсинов в суточный рацион им бы не повредила.

И это называется «издержки капитализма». «Кризис перепроизводства». Когда у одних недостаток витамина С в рационе — у других апельсины тракторами давят. И это всё правительственная программа «поддержки сельхозпроизводителя», это всё на деньги налогоплательщиков делается, включая солярку для тракторов, которые давят апельсины — но вот этот дебилизм вмешательства государства в рыночные отношения преподносится как свидетельство якобы порочности рыночных отношений как таковых.

Короче, за то, что сделал Рузвельт в тридцатые с экономикой США, за методы, которые он при этом использовал, за ублажение своих дружков-спонсоров в ущерб интересам нации, за дискредитацию государственных институтов и конституционных ценностей — я думаю, что он заслуживал бы верёвки не меньше, чем, скажем, Путин (за то же самое).

Но вот конкретно в этом эпизоде с «уплотнением» японцев — я не могу осуждать Рузвельта. Поскольку не могу сказать, что сам бы принял какое-то более цивилизованное решение, нежели помещение тех граждан японского происхождения в концлагеря (ну, поднадзорные компактные поселения, если угодно).

При этом, я бы имел в виду следующие соображения.

Первое — касательно опасности этих граждан японского происхождения как возможных агентов Японии. Очень просто, скажу так. В целом, у парня, приехавшего из Японии двадцать лет назад, наверное, нет причин работать на нынешний японский режим и вредить Америке. Но у него есть близкие родичи в Японии. И его могут не то что как-то изысканно вербовать, а просто в лоб пригрозить: или работаешь на нас — или мы чего-нибудь отпилим твоей сестрёнке, которая в Японии.

Когда японский режим уже вполне зарекомендовал себя в плане «отмороженности» - да, можно ожидать от него и таких вербовочных предложений в адрес американских японцев, имеющих связь с роднёй. И это может породить моральные дилеммы, которые просто убираются тем, что «вот, я в лагере, всецело готов к сотрудничеству с японской разведкой, могу дать расписание смены часовых на вышке, если, конечно, вам это интересно».

Ну то есть, помещая в лагерь потенциальный объект воздействия японской разведки — мы спасаем и его японскую сестрёнку, ибо бесполезно ей грозить, его вербуя, когда он по-любому в лагере.

Второе — отношение американо-американцев к японо-американцам.

Это сейчас немножко непонятно бывает даже амерам, поскольку сейчас они — ну реально очень убеждённые «нерасисты». То есть, даже у каких-то самых диких реднеков или хилбилли — считается просто неприличным увязывать качества личности с цветом кожи или разрезом глаз. Кроме шуток. Для них сейчас это значит не больше, чем, скажем, для нас — нос с горбинкой или без, волосы прямые или вихрастые.

Но в ту пору, во Вторую Мировую — немножко по-другому дело обстояло. Ну, думаю, не надо расписывать, что тогда были среди амеров расисты. И были просто гопники, которым только повод дай кого-то погромить.

И вот сразу после Пёрл Харбора — пошли слухи, что местные японцы (коих на Гавайях было много) этак притаптывали посевы, делая стрелочки для японской авиации, чтоб, понимаешь, на гавань указывали, чтоб не промахнулись.

Это не правительство американское такие слухи распространяло (бредовые, конечно) — это в народе возникло.

И при таких народных настроениях — да я бы тоже, наверное, на месте Рузвельта, убрал бы своих япов куда подальше, в некие охраняемые ареалы. Наплевав при этом на Конституцию -и будучи готов выплатить компенсации за свой волюнтаризм.

Но прямо сейчас, идёт очень ожесточённая война (а война на Тихом океане между Штатами и япами — она была не очень убийственна по людям, но по материальным затратам... иным русским это трудно понять просто потому, что таких флотов, какие там топились порой за считанные дни — у России просто никогда не было за всю историю совокупно, и России вообще трудно понять значение флота).

Ну и на фоне таких военных усилий — вот что мне было бы нужно? Ну, чтобы некий Джон решил бороться с японской агентурой и грохнул некоего Исумо, владельца лавочки. Этого Джона приходится отправить на электрический стул — а его братья обижаются и откашивают от армейской службы, в лучшем случае.

Нет, это — не то, что мне нужно. Я лучше отправлю этого Исумо в концлагерь, совершенно незаконно, неконституционно — но он жив останется. И Джон тоже. И его братья. И, что немаловажно — жители Штатов китайского, корейского, вьетнамского происхождения. Они ведь тоже косоглазые. Их ведь тоже за япошек могут принять «сердитые патриоты».

Поэтому лучше дать сигнал: всех потенциальных японских агентов, вообще всех японцев — мы уже изолировали, они все в специальных лагерях. Поэтому, если увидите на улице человека с монголоидным разрезом глаз — пожалуйста, не бейте его дубиной по голове, он уж точно не японский агент.

Да, наверное, в тех условиях на месте Рузвельта — я бы сделал то же самое по части принудительного отправления японцев в концлагеря, максимально комфортные. Поэтому не могу осуждать Рузвельта за это. Здесь просматривается забота о сбережении человеческих жизней.

Но что до немецких лагерей для евреев, а также пленных красноармейцев — нет, там не просматривается заботы о сбережении жизней. Вот ни в какой микроскоп — не просматривается. И до тотального кризиса экономики Германии, вызванного бомбёжками в 44-м году — не было у Райха экономических причин для угробления сотен тысяч человек. Были причины — идеологические и организационные. Поскольку социализм — это всегда бардак, даже у немцев с их пунктуальностью.

Tags: здравый смысл, история, политика, расизмус
Subscribe

  • Дуолинго, тюркче, развлечения

    За сто дней Наполеон дошёл от острова Эльба до Ватерлоо, но там ему не понравилось. Я за сто дней выучил турецкий до такого уровня, что могу…

  • Джентльменский инглиш на уши

    В своих заметках о потреблении ушами английских аудиокнижек на променадах, где бы совмещалось приятное, здоровое и полезное, я не раз говорил, что…

  • Про фильм Aces High

    Чисто случайно наткнулся на этот старенький британский фильм, и сначала не собирался его смотреть, подозревая, что вряд ли может быть что-либо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments

  • Дуолинго, тюркче, развлечения

    За сто дней Наполеон дошёл от острова Эльба до Ватерлоо, но там ему не понравилось. Я за сто дней выучил турецкий до такого уровня, что могу…

  • Джентльменский инглиш на уши

    В своих заметках о потреблении ушами английских аудиокнижек на променадах, где бы совмещалось приятное, здоровое и полезное, я не раз говорил, что…

  • Про фильм Aces High

    Чисто случайно наткнулся на этот старенький британский фильм, и сначала не собирался его смотреть, подозревая, что вряд ли может быть что-либо…