artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

Отношение к Маску

Довольно забавно, но в русскоязычной блогосфере очень трудно найти людей, которые бы относились к Илону Маску как-то рационально. Видимо, магия этой действительно незаурядной личности такова, что она вызывает или крайнюю симпатию, на грани и даже за гранью сектантско-оргиастического благоговения, либо — крайнюю же, какую-то зоологическую ненависть. Нет, понятно, что сам Илон вряд ли хотел внушать хоть русским, хоть кому-то столь безудержно страстные чувства — но вот так получается.

Причём, это даже далеко не всегда коррелирует с «русофобскими» или «поцреотическими» установками.

Доводилось видеть и как бы «либералов», искренне и люто ненавидящих не только Путинщину, не только Московию, но вообще каждую берёзку в Средней Полосе, каждого окушка в русских речках — но почти так же ненавидящих и Маска (особенно, после того, как он посмел отправить свою старенькую Теслу на вечную почётную стоянку в космос, когда в их возмущённых глазах это целое состояние).

Доводилось встречать и матёрых поцреотов, в том числе пропагандонов, у которых сердце вдруг начинает обливаться кровью от обиды за американских налогоплательщиков и акционеров, павших жертвой бесстыдного развода со стороны этого негодяя и шарлатана Маска (а также — примкнувшего к нему американского правительства).

Но доводилось видеть ещё даже более отмороженных поцреотов — для которых Путин американский агент и предатель «русской весны», а Маска — они обожают за то, что заткнул за пояс и размазал мордой по столу этот путинский Роскосмос.

Много есть занятных «конфигураций» сознания.

Как по мне же, истина — где-то посередине, как ни банально звучит.

Конечно, Маск — вовсе не святой, не Данко, озаряющий в припадке безмерного альтруизма путь всему человечеству. Он вполне прагматичный и расчётливый деловой человек, хотя и не чуждый некоторому романтизму (не уверен, что он всерьёз намерен колонизировать Марс на деле, но мечтает об этом, скорее всего, вполне искренне, лелея память о любимых детских книжках).

Вместе с тем, он, конечно, и не мошенник-шарлатан, который только и знает, что разводить на бабки доверчивых «эльфов» и американское правительство. Нет, он на самом деле очень талантливый организатор — но при этом и талантливый «шоумен», умеющий подать свои достижения. И он действительно имеет особые отношения с правительственными структурами — хотя эти отношения несколько сложнее банального распила бабла. Скажу более: в значительной мере его сотрудничество с правительством США имеет военно значимый характер, из чего Маск извлекает все возможные выгоды. Но было бы странно, если б не извлекал.

Вообще же, он хороший, приятный парень. Я в шутку называю его «прогрессистским постер-боем в мире холодного чистогана» - он не обижается, воспринимает это как комплимент, чем оно и является. Ибо это действительно уметь надо: стать миллиардером, начав с финансовой расчётной системы, в практически явном виде обслуживать интересы Пентагона — и при этом заделаться кумиром хипстеров всей планеты.

Однако, попробовал разложить по полочкам, как я отношусь к конкретным затеям Маска (или хоть как-то связанным с ним). Распишу — помня при этом, что любой его проект может иметь не вполне очевидное военное значение, а потому быть не таким бессмысленным, как кажется на первый взгляд. И главное: на его фабриках не будет бухтящих профсоюзов, не будет инспекторов по отлову «алиенов», а если какая-нибудь секретарша вдруг поднимет визг из-за того, что он ущипнул её за задницу — она очень быстро вспомнит, что на самом деле ей показалось, что на самом деле это был конвейерный робот в период гона. И это не говоря уж о том, что если перед заводом Маска нарисуется сборище каких-нибудь экологических активистов — они тут же будут объявлены «антиэкологическими».

И это всё - хороший довесок к капитализации предприятий Маска. Вот то, что ему, одному из немногих, дают работать нормально, по-капиталистически, как в старые добрые времена. По хорошему счёту, для Маска могли бы «локально» отменить и 13-ю поправку, запрещающую рабский труд, но, насколько знаю, на этом он не настаивал :-)

Итак, по конкретным проектам.

Начнём с машинок Тесла. Ну, тут отрицать реальный и весьма впечатляющий успех — могут или слабоумные, или юмористы. Прирост производства на 25-30 процентов в год, в прошлом перевалили за сотню тысяч, а в этом за первые два месяца существенно превышают аналогичные прошлогодние показатели несмотря на все «бутылочные горла» - и при этом сбыт такой, что на месяцы вперёд предзаказы.

Про «убыточность» Теслы — я уже говорил. Сами по себе машины — они не то что «убыточны», они очень прибыльны, как мало у какой ещё автомобильной корпорации. Но вся прибыль, естественно, вбухивается в расширение производства. И было бы странно, если б этого не делалось — при таком-то спросе. Поэтому говорить об «убыточности» могут или совсем далёкие от бизнеса люди, которые в глаза не видели финансовых отчётов Теслы или не умеют их читать, или - «тролли» от мира финансов, которые, возможно, просто не хотят взрывного, ажиотажного роста спроса на акции Теслы (хотя он стабилен из года в год, но особенно там интересны эти «американские горки», когда очередной «производственный ад» сменяется очередной «перемогой»).

Что до самих машин, то успешно продаются они все, но лично меня, честно сказать, несколько напрягает, что производство «эсок» и «ксюшек» чуточку просело в угоду трёшке, которая пошла наконец на взлёт.

Из всех этих электричек — я водил только эску, и могу сказать, что это реально офигенная машина. Добротный седан представительского класса с динамикой редкого спорткара.

Трёшку я не водил, но рассказывали друзья, которым я доверяю. Говорят — небо и земля по сравнению с эской. Чахотка, которая еле тошнит, разгоняясь до сотки чуть ли не шесть секунд. Да у меня Туарег резвее принимает — хотя он как бы джип.

И ладно бы хреновая динамика (хотя электрокары с хреновой динамикой — это, в общем-то, китайская тема) — но трёшка вся из себя какая-то утрированно дешёвая и несуразная. Заднее сиденье — просто кошмар: только что вьетнамцев возить. Всё управление — через центральный тачскрин. То есть, приборной доски вообще как класса нет — всякий раз нужно переводить взгляд туда. И даже скорость круиз-контроля — с руля не выставишь. Очень неудобно.

Но это и понятно. Трёшка позиционировалась как «машина, на которой можно зарабатывать деньги». То есть, она имеет как бы полноценный автопилот, и вот можно, приехав на ней на работу, отправлять её в вольное плаванье, чтобы отыскивала пассажиров по вызову через единую сеть и возила их. Таким образом, как бы создаётся «флот» Теслы, общаговый — и расшаривается.

Ну, ей-богу, ради нищебродов, которые так относятся к своей машине — конечно, глупо морочиться удобством и приятством. Жопу плюхнул на седушку, абы какую — она тебя сама и отвезла. Это социализм, детка — а Маск потакает и таким устремлениям части своей клиентуры.

Честно, у меня вообще неоднозначное отношение к автопилоту. Ну, делать его таким, чтобы человек вовсе не мог перехватывать управление — это безумие чистой воды. Но мысль о том, чтобы можно было включать автопилот, когда лень рулить самому — она, на первый взгляд, заманчивая. На второй, правда, - чревато просадом водительских навыков от этой халявы. Так, что в ответственный момент прокладка между рулём и сиденьем окажется бесполезна.

И вообще, человек развивается, когда принимает ответственные решения в делах жизни и смерти. В частности — управляя машиной на дороге. Даже если автопилоты снизят аварийность — возможно, отрицательный эффект от усугубляющейся «овощеватости» популяции будет хуже. И, может, не случайно амеры остаются всё же деятельной, энергичной и практичной нацией именно потому, что имеют не только поголовную автомобилизацию, но и очень ранний возраст вождения. Плюс, конечно, владение смертельным оружием. А это такие воспитатели инициативности и личностной суверенности, что говорить о размене их на безопасность — как-то пошло и неприлично. Ну да то — социально-философский аспект.

Может, именно по причине этого нескрываемого прицела на «роботизированность» - наши и относятся к трёшке так враждебно, что отзывы бывают между эпитетов «быдловозка» и «электротазик». Но так или иначе, машина очень востребована, предзаказов сотни тысяч, и вот в феврале уже отгрузили три тысячи этих тачилок. Цена на которые плавно поднялась с некогда упоминавшихся 35 тысяч до почти 80.

При этом, на своей страничке в описании модели Тесла недвусмысленно намекает, что сама считает трёшку говном, этак сравнивая её с эской. И это — честно. Но люди всё равно берут.

На этом фоне особенно забавно наблюдать стенания каких-то совсем уж затрапезных голодранцев, мол, слишком дорого (особенно эсок и ксюшек касается, которые бывают под полтораста).

Блин, вот что люди такие странные? Хочется реально дешёвой и притом довольно надёжной и в целом неплохой машины? Ну так возьми десятилетнюю Хонду Цивик — и будет тебе счастье. Но электрокар — вменяемые люди берут не для того, чтобы сэкономить. А для того, чтобы наслаждаться почти бесшумной ездой с очень хорошим резервом мощности для манёвров. И это стоит денег. Особенно, когда батарейка обеспечивает некий разумный запас хода. И у тесл — это всё есть. А с развитием заправочной инфраструктуры - и вопрос запаса хода становится всё менее острым.

Впрочем, он и не будет острым, если взять себе за правило ставить машину на зарядку каждую ночь. Если отучиться доезжать до мигающей лампочки и только тогда начинать искать заправку. И отучиться от такой дурацкой привычки — можно и на обычной машине. У наших, по роду деятельности, - это просто требование, чтобы в любой момент у тебя было не меньше половины бака. Чтобы всегда можно было сорваться и втопить газ, не думая, «доедет ли то колесо до Казани» и подвернётся ли заправка в каких-то ебенях. Ничего сложного в поддержании запаса хода.

В общем, автомобильное направление Маска — это явный и очень крупный успех, отрицать который может только умалишённый. И даже эта дурацкая трёшка, которая нам не нравится — ну тоже коммерчески оправдана не только потому, что продаётся, а потому, что работает «шлакбаумом» перед конкурентами, удерживает их от рывка в этот сегмент рынка одним только своим там присутствием. То есть, многие не спешат покупать, скажем, Шевроле Болт только потому, что надеются всё же дождаться трёшки.

Далее — космическое направление, SpaceX. Вот тут — просто эпик вин. Который можно было, поднатужившись, отрицать пару лет назад, но сейчас это равносильно признанию в клиническом идиотизме, уверения, будто бы Фалконы эти фуфло, а возврат первой ступени — чисто пиаровская штучка не от жизни сей.

Не надо упускать из виду, что всё это имеет вполне очевидное военное значение. И вот когда начнётся война в космосе (не «если», а «когда») - кто-нибудь ещё может произвести сотню запусков за полгода? Нет. Никто не выпускает столько ракетных движков. Никто не имеет столько заводов для их выпуска. А вот Спейсы — в принципе уже сейчас практически готовы это сделать, заполучив парк в пару десятков Фалконов с блок-5. А может — и десяток. И это такое стратегическое преимущество, при котором оправдана была бы и вдвое, и втрое бОльшая цена запуска многоразовых первых ступеней. Но фишка в том, что реально-то она ниже. И если поддержка Спейсов со стороны американских правительственных структур может быть не вполне рыночной, то уж коммерческих заказчиков к ним в объятья никто вилами не загоняет. Сами идут — и весьма довольны.

При этом, я не знаю, насколько серьёзно Маск планирует когда-либо начать колонизацию Марса. Пока — вроде не прослеживается никакой практической выгоды от этого. Но вот заявить такую романтическую цель и под эту сурдинку начать сооружение некоего крупного объекта на орбите (типа, отлётная база) — можно в любой момент. А сколько там бомб и лазеров — никто не проверит. Что при этом с конвенцией о неразмещении оружия в космосе? «Она утонула». Да и в конце концов, если готовить марсианскую миссию — надо же держать на орбите лазеры и торпеды хотя бы на случай нападения инопланетян?

От этого общего проекта космических запусков — можно перейти к более частному. К созданию орбитальной группировки для всеохватного спутникового Интернета.

На первый взгляд — проект выглядит странным. Называется какая-то безумная цифра, около 13 000 тысяч спутников, да и коммерческое обоснование небесспорно.

Вообще-то, в те места, где водятся хоть немного платёжеспособные потенциальные клиенты — Инет тянут и так. В города — кабелями, в глухомань — приходят сотовые компании, которые раздают 3G, 4G, а лучше 5G. Для совсем уж диких ебеней — есть та же сотовая телефонии, Иридиум, чьи спутники тоже запускает в поледние годы в основном Маск. Да, она туговата для скоростного инета, и пинг такой (при ГСО), что в танчики не поиграешь, но там-то — речь о связи как таковой, и то хлеб.

А вот тешить интернетом каких-то негров в джунглях, которым, вроде, заведомо нечем за него платить, и запускать ради этого такое чудовищное количество спутников — да, это кажется странным.

Но, опять же, под это дело — можно вывешивать чисто военные спутники наблюдения и связи. Если они будут значиться за Пентагоном — в мире могут напрячься от такой гиперактивности американской военщины, которую не все любят. Но если они будут числиться в рамках благородного проекта Маска по созданию общедоступного интернета — тогда всё в порядке. Ведь Маска - любят все. И если заявлено, что сеть начнет работать, когда на орбиту выведут, скажем, три тысячи спутников из тринадцати — так для вояк и тысяча спутников это очень дохуя какая прибавка к возможностям. То есть, реально задуманную военную группировку — можно будет создать задолго до того, как придётся вскрыть, что она военная. Хотя, в общем-то, она по-любому может работать и в мирных целях, «расшаривать» связь, подкрепляя другие системы. Как та же группировка Navstar, которая даёт всем GPS. Ну, покуда это не входит в конфликт с интересами Пентагона :-)

Далее — проект со стационарными электрохранилищами, Powerwall для домовладений и Powerbank для «колхозов».

В принципе, идея понятная. Конечно, это очень хорошо, иметь аккумуляторы для «примирения» пиков выработки энергии и её потребления (что часто не совпадает, особенно при значительной доле ветряков и солненых панелей). А идеальное — полная автономность от центральных промышленных сетей. И это может быть вопросом не столько денег, сколько безопасности и самодостаточности.

Но вот использование литий-ионных аккумуляторов для этих целей — немножко странно. Они — самые лёгкие и компактные из всех массово выпускаемых. Их сам бог велел использовать на транспорте. А в стационарных хранилищах — сойдут и свинцово-кислотные, когда, в общем-то, пофиг, сколько будет весить и сколько занимать места твоя батарея.

Два десятка обычных автомобильных аккумулятор по 80 ампер-часов (это около киловатт-часа) и по сто баксов за штуку, плюс вполне годный инвертор за штуку баксов — и что ещё надо для маленького коттеджного домика?

Powerwall-2 с его 13,5 киловатт-часами — обойдётся несколько дороже с установкой. Но, впрочем, эта фигня рассчитана на людей, которые то ли не склонны морочиться экономией на пустяках, которые предпочитают готовую фирменную сборку — то ли на тех, кто реально верит, будто они озолотятся, загружая свою батарейку дешёвой энергией на пике выработки, а отдавая в сеть — на пике разбора. Но нет. Думаю, довольно глупо подходить к этой штуке с той позиции, что она может не то что дать прибыль, а хотя бы окупиться в сколько-то разумный срок. Она — для другого.

Вообще же, если б я был жлобом и нищебродом, которого жаба душит лишнюю сотню баксов за свет заплатить — я бы не только что резервную батарею из автомобильных аккумуляторов собрал, я бы и генератор халявный устроил. Взял бы двигло от старенького мотоцикла Урал, приспособил бы под газ и запитал бы шлангом прямо от конфорки (если электричество в России почти бесплатное, то газ — вовсе бесплатный, по фиксированной копеечной цене безо всяких счётчиков для городских квартир).

После таких «рацух», правда, иногда подъезды обваливаются — но я ж говорю, «если б был жлобом».

Что до этих «павербанков» от Солар Сити, то, несмотря на всю непрактичность использования литий-ионных аккумуляторов (возможно, правда, они используют подсевшие-пользованные из блоков Теслы) — их охотно покупают, и когда в прошлом году разогнались с выпуском — то вот почти на два ярда наторговали.

Правда, думается, основной потребитель этих аккумуляторов, которые выпускают теперь Гигафэктори — это всё же транспортные средства.

Но не только легковые Теслы, не только коммерческие грузовики Семи (которые ещё не вышли на рынок, но выпускаются и используются для внутрикорпоративных перевозок) — а несколько другие объекты. Скажем, те же Семи — но не совсем гражданские.

Да, это тоже имеет большое военное значение. Армия — весьма заинтересована в электрогрузовиках с сильно пониженной инфракрасной заметностью. ДВС, как ни ебись, незаметным ты не сделаешь. Это такая печка, что за несколько минут — нагреет что угодно. А когда нынче у любой шпаны (кроме Российской Армии) имеются разведывательные беспилотники с тепловизорами — вся твоя логистика будет, как на ладони. Что нежелательно. Поэтому — армия думает о машинах с электрическими двигателями.

К тому же, аккумуляторы нужны малым дронам. Которые сейчас начинают выпускаться по-настоящему массово.

К тому же, аккумуляторы, и в огромных количествах, нужны лазерам. А лазеры, в свою очередь, нужны для борьбы с дронами, которые баллистической мелкашнёй не достанешь, а шибко умную ракету тратить жалко. Лазером же киловатт на сто — вполне реально поджарить дрон, удерживая в фокусе. Но при этом для накачки понадобится где-то так мегаватт. Генераторы, способные выдавать такую мощность в оптимальном режиме работы, довольно громоздки, поэтому бывает оправдана подзарядка аккумуляторных батарей — с кратковременной их разрядкой на высокой отдаче.

В общем, я так чувствую, у Маска дофига аккумуляторов отбирают вояки, оттого у него и возникают «бутылочные горла» в производстве гражданских машинок, но амерские вояки — ценой не обидят (мягко говоря).

Короче, всё, что связано с энергией, с транспортом, с космосом — чувствуется, у Маска идёт вполне хорошо. А где кажется, что плохо — весьма возможно, окупается военными заказами, которые не желают светить.

Вот в чём трудно заподозрить военный заказ — так это в идее с Гиперлупом (которая, в прочем, не относится непосредственно к структурам Маска).

Согласился бы я вложиться в неё, если б предложили? Ну, я задал бы несколько вопросов. Первым был бы такой: «Что станет с поездом, летящим в вакууме на магнитной подушке со скоростью звука, если вдруг полотно обесточится? Каким образом он сохранит при этом управляемость и не вылетит к чёртовой матери, пробив туннель при первом же малейшем изгибе?»

Но, возможно, на этот вопрос есть примлемый ответ. Ведь бегают же в Китае и Японии маглевы (правда, не в вакуумном туннеле и втрое помедленнее).

Тогда другой был бы вопрос: «А стенка этого туннеля — она выдержит попадание, скажем, из РПГ-7? Да, понимаю, что можно поразить и локомотив открытого скоростного поезда. Но там это даже схода с путей, скорее всего, не вызовет. А разгерметизация вакуумного туннеля — что может вызвать? Там не случится так, что просто все пассажиры в фарш и без шансов, на такой-то скорости и с таким ударным воздействием, когда туда воздух «напрыгнет»?»

К тому же, мне сложно оценить чисто коммерческие перспективы, наличие спроса. Иногда бывает, что вот люди и не собирались особо так никуда перемещаться, но тут появился новый транспорт — и все ломанулись. Правда, нужна и какая-то цель. Типа, там, новая жизнь в Новом Свете — и строительство галеонов себя более чем оправдывает.

А бывает, что и дают людям скоростной новый транспорт — а они нос воротят. Как было с Конкордом. Да, вдвое быстрее Джамбо. Четыре часа из Лондона в Нью-Йорк, а не восемь. Но оказалось — не так критично, чтобы много выискалось желающих переплачивать за это впятеро (притом, что Конкорды всю дорогу были убыточными, обильно дотировались).

Если и строить этот гиперлуп — то нужно тщательно выбирать маршруты. Как-то так, чтобы связывать вот некие индустриальные области в глубине материка — с курортным побережьем, и чтоб расстояние реально не меньше тысячи километров было, чтобы скорость его чего-то значила.

Всё, что сейчас для этого гиперлупа предлагается — как-то несерьёзно выглядит. Эл-Эй — Фриско, Эн-Вай — Ди-Си, или в арабских этих шестисоточных эмиратах, где, в общем-то, и катапультой можно туристов перебрасывать с места на место.

К тому же, хоть я не технарь, но вот есть подозрение, что там возможны серьёзные инженерные сложности с этим проектом. Впрочем, с возвратными ступенями Фалкона — они тоже были. Поэтому — остаётся пожелать затее удачи. Но вкладываться — не спешил бы.

Ещё менее однозначный для меня проект — Boring Company. Хотя, помню, была в детстве у меня фантазия, что хорошо бы сделать такой метрошный проходной щит, который бы не бурил породу, а плавил в плазму и размазывал по бокам, и вдруг это окажется такая прочная субстанция, что ничем больше стенки крепить и не надо будет. Интересно, у Маска такая же идея — или он всё-таки по-старинке собирается бурить, нудно и скучно (второе значение слова boring)?

И он хочет набурить туннелей, чтобы города от пробок избавить? А эстакад не проще навешать? И вообще, коль уж домашние аккумуляторы и всякие черепицы солярные — даёшь деурбанизацию, даёшь одноэтажность Америки и всего мира! Это ж, блин, в России коттеджное житьё тормозится трудностями с водоснабжением зимой (они решаемы, но не очень дёшево при таком промерзании) — а в Америке сам бог велел в коттеджах жить, а не в мегаполисы жаться. Ну и в конце концов, лишних людей можно просто снять с вэлфаров, им не на что будет содержать машины, и пробок станет меньше.

А вот что до проекта (пока чисто иллюзорного) использования BFR для сверхскоростных суборбитальных пассажирских перелётов через полглобуса — в этом что-то есть. Да, вот десять часов из Нью-Йорка в Гонконг или один час — это уже существенная разница, за это могут доплатить состоятельные парни.

Конечно, BFR пока вообще ни разу не летала, даже стендовый прожиг не делала — но тут я верю, что её допилят и что будет она летать. И, может, не только на высокие орбиты и куда-то там на Марс — но и чисто над землёй. У неё грузоподъёмность заявляется в сотню тонн на околоземную орбиту — а это, грубо говоря, тысяча человеков с ручной кладью. Когда время полёта всего час — можно не особо морочиться с комфортностью размещения, как-нибудь напихать — и, чай, соскучиться не успеют. Ровно тот час — только и будут знать, что отходить от перегрузок на старте. А там — прожиг на входе в тропосферу, потом посадка — попадём/не попадём — это будет весело.

И если с носа брать, скажем, по пять косарей, то это пять лямов за рейс, и это будет существенно больше затрат на метан и кислород. А значит, и ракета может стать окупаемой в долгой перспективе. Ну, если не слишком часто будет сгорать в атмосфере или промахиваться мимо посадочной платформы.

И это, кстати, ещё один момент, который делал более чем осмысленной освоение посадки ступеней Фалкона. Прицел на такое вот транспортное использование более крупных ракет, когда технологии уже отработаны.

В целом же вся история проектов Маска учит, скорее всего, тому, что если какие-то из них кажутся непонятными и чисто «пиаровскими» - то это не означает, что они вовсе не имеют смысла. Даже если он, возможно, и чисто пиаровский, без прицела на конкретную практическую реализацию — это всё равно выстреливает, поддерживая интерес ко всем делам всех компаний. Ну и когда в конечном итоге люди платят тебе не только за качество, но и за брэнд как таковой — чем это плохо? Вот может, Шеви Болт и не хуже Теслы трёшки — однако люди вожделеют именно трёшку (как бы ни была она убога по сравнению с эской).

При этом большинство «матёрых» автопроизводителей, хотя и ринулись в электпрокарную гонку, допускают одну и ту же ошибку. Они вставляют электрическую начинку в уже существующие кузова. И им хочется сказать: «Ребят, вы чего, дураки, что ли? Электрокары покупают не только потому, что они классные — а потому, что электрокары. Потому, что это — забота об экологии и борьба с Глобалвормингом, когда ты ездишь на природолюбивой чистенькой машинке, а как там и где генерится для ней липиздричество — это уж похер, потому как это где-то далеко. А ты — сознательный, и девочки это видят. Но для этого электрокар должен быть узнаваем. Люди должны сразу, издалека видеть, что это именно электрокар. И вот Тесла — узнаваемая. А у вас что? Буковка i после модельного номера? Ну-ну!»

Вот Маск молодец уже тем, что ворвался в это непуганное дремотное болото — и взбаламутил его, показав, что можно сделать на будто бы давно поделенном рынке, имея совершенно смешной стартовый капитал, но незамутнённый взгляд.

И да, сам он — не то чтобы какой-то гениальный изобретатель. Хотя, конечно, инженер по образованию, чего-то в этих делах понимает. Но, повторю, самое ценное в нём — что он отличный организатор, артист и психолог. И при этом — он не аферист, он никого не надувает, он вполне реальные вещи делает. Просто, его коммуникативные и маркетинговые таланты — помогают ему делать эти вещи несколько эффективнее, только и всего.

Да, но вот ложка дёгтя — спецификации на те же машинки на сайте Теслы — это какой-то лютый пиздец. Вот хочу посмотреть ТТХ, конкретно — клиренс. Его там нет? Он там есть. Но вот не на основной страничке, посвящённой модели, а в разделе Support и то с заходом через Гугл, а не напрямую. Вот кто так строит?

Да, я смотрел клиренс, подумывая: не взять ли «ксюшку», кроссовер? Но нет, даже на максимальном подъёме подвески — 8,3 дюйма, это маловато для тех мест, где приходится в России шариться. Я уж привык, что у Туарега до тридцати сантиметров задирается, после чего он прёт где угодно даже на шоссейной резине. Поэтому Маску очередное задание — сделать полноценный SUV с электромоторчиками (они, кстати, на оффроаде очень даже в тему будут с их крутящим моментом). Только вот энергозависимость для внедорожника может быть некоторой проблемой — но можно водить в багажнике дровяной газогенератор, от газа запитывать электрический, от него — заряжать батарейку, и так спасём планету от углекислоты! :-)

Tags: Маск, машинки, технологии
Subscribe

  • Продолжаем отдыхать

    Поймал себя на мысли, что в былые времена я бы потратил минут двадцать, чтобы высказаться о встрече Путина с Байденом. Но сейчас? Чего я не сказал…

  • Белорусская распасовка

    Стараюсь не писать сейчас о политических делах — ну да разговорились давеча с молодёжью, должен поделиться, дабы предостеречь (кого-нибудь).…

  • Украина, Россия и Чехов

    Многие сейчас всерьёз приморочились будто бы неминуемым обострением российско-украинского конфликта. Иные эксперты уж инструкции публикуют, как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Продолжаем отдыхать

    Поймал себя на мысли, что в былые времена я бы потратил минут двадцать, чтобы высказаться о встрече Путина с Байденом. Но сейчас? Чего я не сказал…

  • Белорусская распасовка

    Стараюсь не писать сейчас о политических делах — ну да разговорились давеча с молодёжью, должен поделиться, дабы предостеречь (кого-нибудь).…

  • Украина, Россия и Чехов

    Многие сейчас всерьёз приморочились будто бы неминуемым обострением российско-украинского конфликта. Иные эксперты уж инструкции публикуют, как…