artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Category:

Распятый космос

Я на космической волне, всё ещё под впечатлением от старта Хевика, поэтому продолжу тему.

Для начала — немножко лингвистического камлания в развитие мысли о свирепом оскале англобуржуйского милитаризма в самом названии двигателей Фалконов - «Мерлин». Да, так же назывались двигатели истребителя Спитфайер (пока Роллс-Ройс не представил ещё более мощный и совершенный Гриффон).

Но если вдуматься, то и в названии SpaceX можно усмотреть чуть ли не сатанинский по степени «зловещищности» смысл.

Вот вам никогда не приходило в голову, что английское слово space (пространство, космос) и русское слово «распятие» - однокоренные?

А ведь это так (я не шучу и не выдумываю).

Ладно, не в полном смысле однокоренные — но этимологически связанные. Space – переработанный латинизм, зашедший на Альбион через старофранцузский (как и половина английской лексики). Родственен всему, что связано с «экспансией» (думаю, уж это очевидно и далёким от лингвистики людям?) Где «экс» - приставка, в данном случае указывающая на движение вовне (славянское «из», «с» - прямые родственники). А корень - «панд», «пенд», «пат», в разных итерациях, с переходом «тв «с» перед мягкой гласной.

Когда же в латыни наблюдается некое «эн/ан» в корне, да перед согласной — это сигнализирует, что в праиндоевропейском был носовой звук. Который сохранялся в праславянском и старославянском (и древнерусском) вплоть до внедрения кириллицы, где для носовых звуков специально были введены юсы. Но начиная где-то века с восьмого-девятого (по-разному в разных диалектах) эта назальность стала исчезать, и звук, обозначавшийся малым юсом, сделался просто «я» (в смысле, смягчённая «а» после согласной, без йотирования). И таким образом слова «эспансия» и «распятие» (как и «выпятить») - да, однозначно связаны, происходят от общего корня.

Если же кому-то это окажется натяжкой — поразмыслите над словом «натяжка». И английским латинизмом extend, который созвучен expand и имеет ту же приставку. А корень tend/tens – какой он имеет когнат в славянских? Конечно, «тяг». Всё то же самое: в италийских носовой звук разложился на гласную и «н», в славянских ушёл в «я». Ну и согласная после носового — немножко нестабильная бывает по определению (по фонетике и физиологии), поэтому возникают вариации «г», «д», «с».

На том завершим лингвистический экскурс и просто примем к сведению, что слово space – родственно слову «распятие». Что в случае с этим фирменным наименованием, SpaceX, особо подчёркивается наличием Х. А это что? А это — крест. Но не простой крест, а Андреевский. Апостол же Андрей Первозванный, как известно восточным славянам, был учителем и покровителем восточных славян. И этот крест — один из важных российских исторических символов, атрибут военного флота.

Поэтому название, данное Маском своей фирме, практически отрыто заявляет о своём стремлении распять российский космос, потому что он, вероятно, участник, а то и магистр какого-то мистического масонского культа. Ну да по РенТВ скоро подробнее об этом расскажут :-)

Серьёзно же, мне вот умилительно слышать про каждый очередной успех Спейсов, что это, мол, новый гвоздь в гроб Роскосмоса, и скоро тот будет похоронен, оставшись без заказов.

Нет, чувства к Кремлёвским упырям и их подстилкам — вполне понятны, и я их целиком разделяю. Да, это враги мира, человечества (и России в том числе), никакого примирения с ними давно уже невозможно, они будут нейтрализованы вместе со всем этим ублюдочным проектом «Московия — Третий Рим». Но всё-таки надо отделять дрозофил от бифштексов.

Космическая отрасль — одно из немногого вменяемого, что ещё осталось здесь. И люди, там работающие, - одни из самых здравых оставшихся. Конечно, сейчас их использует этот уродский режим, но если брать финансовую выгоду, то там речь идёт о не бог весть каких крупных доходах от коммерческих запусках. Что же до запусков в интересах российской военщины — так это в любом случае не зависит от успехов Маска.

И хотя какие-то особо выгодные заказы Спейсы перетягивают на себя, заделавшись лидерами в этой индустрии, довольно наивно говорить, что по этой причине Роскосмос останется у разбитого корыта.

Ну, это звучит примерно так же, как то, что запуск трамвая убьёт таксомоторный извоз в городе. Да, трамвай обходится гораздо дешевле, перевозит гораздо больше народу, чем легковушка, но — его надо ждать. Некоторым ждать не хочется, поэтому они берут такси за втрое, впятеро, вдесятеро бОльшую плату. И порой не потому даже, что такси комфортабельней (это может быть и «шахид-такси» на убитом страхолюдном тазике), а потому, что люди спешат.

И вот сейчас многие структуры, как государственные, так и частные, спешат запулить в космос свои спутники наблюдения и связи. Как бы бурно ни развивалась индустрия запусков (прежде всего — благодаря Спейсам), но пока что предложение по таким услугам, по выводу объектов в космос, сильно ниже спроса. Поскольку он велик и ещё долго будет нарастать (вернее, чем больше возможности по запуску — тем больше будет расти спрос).

Конечно, все стараются сэкономить на оплате «транспортных» услуг, и тут Спейсы действительно предлагают наилучшее соотношение цена/качество. Но нужно понимать, что и они бы брали куда больше, если б не ближайший конкурент, Роскосмос со своими Союзами и Протонами (да, у них аварийность выше, чем у Фалконов, но, вопреки поверьям, не то чтобы какая-то совсем уж запредельная: два фейла на девятнадцать запусков в семнадцатом году — это, конечно, даёт несколько повышенный страховой тариф, но не повод для отказа от услуг в принципе).

Стоимость же запусков в рамках правительственных (межправительственных, околоправительственных) программ (что американские Дельты, что европейские Арианы) — имеет просто другой порядок цифр. Если у Спейсов и у русских (теперь и азиатов) прайс бывает в пределах ста лямов, то у этих правительственных американских и французских ребят — сотни миллионов. Вплоть до полуярда за четвёртую Дельта Хеви. Ибо государство может быть сколь угодно демократическим и правовым, но нет таких бабок, которые не могла бы освоить его бюрократия, распиливая бюджеты.

Ну и вот когда речь идёт о таких затратах — это действительно заставляло задуматься (но не правительственные агентства, опять же, которым никаких чужих денег никогда не жалко). Скажем, ты мутишь какой-то проект со спутниками, рассчитываешь, что они, проработав десять лет, дадут эффект на два ярда баксов (не важно, какой именно эффект) — и тебя, конечно, обескуражит то, что полъярда придётся отдать прямо сейчас за запуск Дельты.

Но когда цена то ли 60 лямов у Спейсов, то ли 70 у русских на Протоне — это в обоих случаях пренебрежимо мало в масштабах всего бюджета проекта, на который ты закладывался. И даже если Спейсы сбросят цену до десятки (гипотетически), но у них будет очередь, то ты можешь махнуть рукой и заказать русским, только бы побыстрее забросить в космос свои спутники, пока морально не устарели. То есть, «поехать на шахид-такси».

Поэтому если что всерьёз и грозит Роскосмосу, так это идиотизм общего и отраслевого руководства в России. То есть, Путин и Рогозин, а не Маск и, скажем, Безос со своим Блю Ориджином. Если же Роскосмос будет действовать хотя бы так же, как сейчас, то заказы у них будут ещё долгое время.

И вот насколько умиляют рассуждения о том, как Маск похоронил Роскосмос, так же забавно слышать, что транспортные возможности его Хеви избыточны и не найдут спроса.

Да ладно! В том-то и дело, что спрос на запуски космических объектов — он в обозримом будущем стремится к бесконечности (и по этой причине Роскосмос тоже никуда не денется, как бы ни отставал в эффективности от Спейсов).

Пока львиная доля запусков приходится на спутники наблюдения и связи. Но и это, извините, такой объём, что ещё пускать и пускать, пахать и пахать космические просторы. Один только Гугловский проект повсеместно доступного Интернета требует сотен, если не тысяч спутников на низких опорных орбитах. И тут куда как кстати будут возможности Хеви, когда он способен забрасывать за одну ходку не двадцать, а шестьдесят тонн груза.

Да, это могут быть довольно мелкие спутники, но вот вторая ступень, загруженная ими по самое не балуйся, выходит на орбиту и «сеет» их по ходу. Недаром же в этом тестовом запуске вторая ступень с Родстером не сразу ушла в космические дали, а сначала крутанулась вокруг Земли. Хотя технически это сложнее: гасить движок, снова запускать для набора второй космической. Но вот продемонстрирована была возможность маневрирования на околоземной орбите.

Однако ж, по мере удешевления запусков и роста объёмов — могут стать актуальны другие темы, помимо спутников, требующие больших одномоментных доставок в космос, чем крупнее — тем лучше. Орбитальные индустриальные объекты. Там, в космосе, можно делать много интересных вещей, в условиях невесомости, вакуума, наивысшей стерильности. Химический синтез (в том числе — лекарств), выращивание тканей и органов, создание изделий, которые на Земле создавать сложно. Энергия? Ну, солнечные батарейки в космосе гораздо эффективнее, чем на Земле, и от пыли протирать не надо.

Все эти идеи — конечно, давно витали в воздухе. Но до космоса не доходили, поскольку уж очень ограничены возможности доставки грузов на орбиту. А вот с радикальным ростом таких возможностей, на что уже намекает Хевик, и BFR на очереди - многое может перейти в практическую плоскость.

Да, американский Сатурн-5 (носитель для Аполло) и советская Энергия (а ранее — сверхтяжёлые ракеты лунной программы Н-1, не сумевшие взлететь) — тяжелее Хевика, могли брать вдвое бОльшую нагрузку. Но они были безумно дорогие. А он — уже вполне разумных денег стоит, и хороших задел для ещё большего удешевления. С этим — уже можно строить планы по развёртыванию орбитальных энерго-индустриальных комбинатов.

Первый пуск — сложенные панели для энергомодуля и робот, чтобы их смонтировал. Далее — присовокупляются производственные модули. Подтаскиваются чем-то вроде Дрэгона от тех же Спейсов или любым другим корабликом, способным точно маневрировать на орбите. Далее — так же доставляется сырьё, забирается продукция. Присутствия человека на месте, в общем-то, не требуется. Роботы нынче сами достаточно умные, а в случае чего — можно и с Земли подправить, в реальном времени. Всё это — давно уже не фантастика, всё это можно делать довольно легко. Загвоздка была именно в доставке крупнотоннажных грузов. Причём, не в возможности как таковой, а в рентабельности. Если это делать при помощи чего-то вроде Сатурн-5 или Энергии — любая продукция, произведённая на орбите, выходила бы не то что «золотой» или «платиновой», а в таблице Менделеева таких элементов нет.

Поэтому, собственно, при создании тех сверхтолстых ракет — никто даже не ставил вопрос о возможности их коммерческого практического использования. Чисто в научно-исследовательских целях, романтических, отчасти — пиаровских.

А сейчас — уже вплотную подошли к тому, чтобы всерьёз говорить о коммерчески оправданном освоении ближнего космоса, и это дело — создаёт ещё какой спрос на крупнотоннажные «грузовики». Главное, чтоб они были, за более-менее разумную цену. И Хевик — это очень серьёзная заявка.

Хотя, повторю, успехи Маска — это вовсе не «похоронка» конкурентам, включая Роскосмос. Освоение ближнего космоса, уже такое серьёзное, коммерческое освоение — это такое поле для деятельности, что на всех работы и заказов хватит. Просто со стороны российского политического руководства было очень глупо корчить из себя монополистов на рынке космических перевозок и топырить пальцы. Однако ж, это и не самая большая глупость из тех, что они говорили/делали, и что с придурков взять (кроме показаний в камере, и до этого дойдёт, конечно).

Что до более дальнего космоса, колонизации Луны-Марса — в принципе это тоже возможно и теперь не так уж безумно дорого. Создание первой автоматизированной станции на поверхности обойдётся в считанные миллиарды баксов (а не десятки или сотни, как было бы ещё недавно). Если Хевик забрасывает на марсианскую орбиту 17 тонн груза, то посадочный модуль, допустим, сам по себе составит из них половину, остальное — роботы и солнечные панели для их подпитки. Да, на Марсе не очень жарко в целом, но из-за крайней разряженности его атмосферы эффективность солярных панелей, опять же, выше, чем на Земле. Марсоходы Спирит и Оппортьюнити там годами шароёбились по красным кочкам.

Роботы копают землянки («марсянки»), кладут паркет и плитку, подметают пыль, греют постельки — и можно принимать туристов, решивших провести медовый месяц на Марсе (правда, полёт займёт немножко больше месяца).

В принципе, ничего невозможного, вопрос только в цене, а она падает, и радикально. Но вот создание на Луне и Марсе колоний с постоянным проживание людей — это, наверное, имеет только научный смысл. Как в Антрактиде. Даже если там обнаружатся какие-то очень ценные минералы, которые будут стоить их добычи и доставки на Землю (при условии ещё большего её удешевления) — в этом деле уже сейчас вполне можно обойтись без физического присутствия человека (который, в условиях пониженной гравитации, может поехать крышей, создать профсоюз — и смысл тогда будет в экстратеррестриальной индустрии? :-) ).

Tags: Маск, лингвистика
Subscribe

  • Украина, Россия и Чехов

    Многие сейчас всерьёз приморочились будто бы неминуемым обострением российско-украинского конфликта. Иные эксперты уж инструкции публикуют, как…

  • Байден, Зеленский, Путин

    Разговор Байдена с Зеленским длился целый час. Правда, двадцать минут из этого времени президент США вспоминал, кто такой Владимир Зеленский, и ещё…

  • О предустановке российского софта

    С первого апреля наконец-то вступает в силу давно вымученный закон о том, чтобы все мало-мальски умные девайсы, продающиеся в России, имели…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments