artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Category:

Теслой космос не испортишь!

Разговорились давеча с виконтом Алексеем Артёмовичем об этом первом запуске Хевика (да, всё под впечатлением), и он говорит: «Всё-таки жалко Теслу».

Пожимаю плечами: «Ну а что же Маску, ездить на ней, что ли? По его меркам этот Родстер — морально устаревший. Даже автопилота нет».

Лёшка возражает: «Но мог бы всё же в музей сдать. Как бы первая Тесла. The first of her name. Ну, может, не первая вообще изготовленная, но — первая в модельном ряду. Да ещё и та самая, которая когда-то своим сиденьем грела гениальную жопу самого Маска. Определённо, музейная ценность. Зачем же в космос-то её выкидывать?»

Говорю: «Музей может сгореть. Может наводнением затопить. Пострадать от уличных беспорядков. Ядерная война, опять же. А если эта машинка благополучно достигнет Пояса Астероидов да там припаркуется — это одно из самых сохранных мест в данной звёздной системе. Вот там — ей и за миллион лет ничего не сделается, с большой вероятностью. Так что, он её не выкинул. Он её увековечил. Чтоб, значит, водятлы будущего подкатывали к ней на своих пепелацах и любовались на этот культовый экспонат, являющий, типа, память о двух судьбоносных технологических прорывах: первом полноценном электрокаре — и первом запуске тяжёлой транспортной ракеты, потенциально годной для серьёзного орбитального моделирования».

Виконт Алексей просветлел. Говорит: «Как-то в таком ключе не думал. А вообще, можно использовать в каких-нибудь гэгах эту тему, с туристами будущего на пепелацах».

Ну да, он же у нас ещё и шоумэн со своим каналом. Этот — использует, можно не сомневаться.

Маск, однако, тоже шоумэн, в числе прочего. И вполне удачно сделал из этого тестового запуска шоу, которое смотрела, затаив дыхание, вся планета (не, ну понятно, что на ОРТ не показывали). А для шоу, бывает, машины и ломают, и жгут, и топят десятками. Тут же эту заслуженную Теслу просто отправили на вечную стоянку. Что же до цены такого дополнительного пиар-эффекта — ну, хотя запуски у SpaceX самые дешёвые на рынке, но речь по-любому идёт о десятках миллионов долларов. На этом фоне не принципиально, что использовать в качестве балласта при тестовом запуске — бетонную плиту или машину за сто тысяч долларов.

Но, конечно же, для многих жадных детей (я не Лёшку своего имею в виду, которому просто за машину было обидно) — это вот как в «Операции Ы».

«Шо, поллитру — об стену? Вдребезги? Да я тебя...»

Так и тут. «Шо? Теслу — в космос? Да лучше б мне подарил!»

Ну, всей своей деятельностью Маск показал, что он лучше знает, что лучше. Да, он не то, чтобы какой-то гениальный изобретатель, сам по себе, но действительно выдающийся организатор и пиарщик (в хорошем смысле). При этом — умеет мыслить масштабно и стратегически, отчего и добивается не дутых (как думают идиоты), а вполне реальных успехов.

Не без косяков, конечно. Не всегда так гладко и резво, как хотелось. Да, центральная разгонная ступень сесть не смогла. Что, конечно, принесло много унылой радости российской пропаганде. Правда, пока что SpaceX – в принципе единственная контора, которая возвращает разгонные ступени грузовых ракет (у Blue Origin, кажется, была одна успешная посадка их туристического кораблика New Shepard, но он существенно меньше Falcon 9, он и не выводит грузы на орбиту).

И, конечно, когда Маск с друзьями начинали это дело — там фейл за фейлом был. О чём они сами довольно стёбный ролик сняли. Но вот за прошлый год — 18 запусков, из них 14 с посадкой, успешно, остальные четыре — запланированное приводнение ранее использовавшихся ступеней. То есть, ни одного сбоя.

Для сравнения — у Роскосмоса за тот же год 19 запусков, 17 успешных (да, они не всегда падают... пока что... пока попы уж елеем их поливать не начали). Вот только Роскосмос использует преимущественно старые (пусть и модернизированные), десятилетиями проверенные советские ракеты, Протоны да Союзы, где, казалось бы, никаких сюрпризов быть не должно, а SpaceX – считанные годы экспериментирует с совершенно новым функционалом, вот с этой посадкой разгонных ступеней.

Запуск же Хеви — это такая вещь, которой в принципе никто никогда не делал. Разгонная установка, собранная из трёх ракет. Естественно, там специфические могут возникать явления, которые придётся, вероятно, ещё долго фиксить (то есть, их темпами «долго» - это год-два).

Тут причиной облома с посадкой центральной ракеты называют отказ в подаче пирофорной жидкости для запуска движков на торможение? Ну, возможно, от вибраций при работе боковых ракет какие-то там трубки нарушились. Тут не все моменты, не все уязвимости можно заранее просчитать даже на очень совершенных компах. Что-то — всё равно постигается эмпирически. И накладки неизбежны, когда делаешь нечто такое, чего никто и никогда раньше не делал.

Да, тут некоторые «ыксперды» говорят, мол, бывали ракеты и потяжелее Хевика, лунных программ, американские Сатурны и советская Луна.

С одной стороны — да, расчётная максимальная загрузка выше (правда, с полной, насколько понимаю, они не летали). И это, конечно, эпические были «монстры».

Но вот когда говорят, что они представляли собой недостижимое нынче техническое совершенство, этакие секретные артефакты древних, которые невозможно воспроизвести сейчас, на фоне всеобщей инженерной деградации — это, конечно, к психиатру (ну, более тяжёлый случай это - «высадка на Луне снята в павильонах Голливуда»; советский Луноход-1 — надо понимать, тоже).

Эти ракеты были, конечно, огромные, но по сути, идейно — просто «разожравшиеся» Фау-2. И стоил каждый запуск такого(!) бабла, что даже амеры тормознули свою лунную программу после шести экспедиций (семи — если считать Аполлон-13, который цели не достиг, но явил в высшей степени пронзительную космическую драму с высоким накалом напряжения и счастливым концом).

Нет, если б на Луне обнаружились алмазы размером с кулак Николая Валуева — тогда, наверное, ракеты типа Сатурна бросились бы клепать так, как манильские галеоны после путешествия Васко да Гамы. И это так же верно, как то, что если викинги нашли на Лабрадоре золото — поселение Винланд не сгинуло бы бесславно. Ну а так — насобирали по полтонны лунного грунта, Советы да амеры, убедились, что ничего сверхценного прямо на поверхности там нет (гелий-3 потенциально ценен, но его ещё надо научиться как-то применять), да и перестали делать такие огромные ракеты.

Но говорить, что в принципе утрачен секрет их изготовления вследствие регресса да деградации? Ну, блин, эту тему можно развить.

«Вот в старину умели делать линкоры. Посмотрите на Айова-класс начала сороковых, проектирование — в тридцатые. Титаническое сооружение! Одно только водоизмещение - под шестьдесят тысяч тонн. А у современного крейсера Тикондерога, самого сильного американского ударного корабля (авианосцы — не в счёт, это просто плавучие поля для гольфа) — жалкие десять тысяч. Броня Айовы — до сорока с лихом сантиметров, хрен чем возьмёшь. У Тикондероги — консервным ножом вскрыть можно. Ну ладно, противопульная. Но в середине прошлого века такое железо на транспортах стояло, а не на капитальных боевых кораблях. И ладно бы снижение бронирования было вызвано заботой о динамике. Но так ведь и она примерно одинаковая у Айовы и Тикондероги — по тридцать с небольшим узлом максималки. Куда же, спрашивается, дели выигрыш от отсутствия брони? На вооружение потратили? И где оно? У Айовы — девять чудовищных шестнадцатидюймовых орудий главного калибра и двадцать дополнительных пятидюймовок. У Тикондероги — ВСЕГО одна спарка пятидюймовок. Это ж вообще какая-то нищета! У эсминцев времён Второй Мировой бывало по две-три пятидюймовые спарки! А тут, типа, крейсер. Одно название. Ибо — разучились делать настоящие корабли. Даже управляться с наследием предков — разучились».

Да, вот именно по этой причине четырёх этих бегемотов Айова-класса в начале нулевых вывели из боевого состава и превратили в плавучие музеи. Не осталось, понимаешь, специалистов, способных работать с такой сложной техникой, не говоря уж про «воспроизвести» (на самом деле они могут быть легко расконсервированы, и по поводу использования сверхживучих артиллерийских кораблей в век авиации и ракет — есть разные мнения).

Но так или иначе, содержание линкоров было признано просто неоправданно дорогим. Именно по этой причине от них отказались, а не потому, что разучились делать.

То же — некоторые любят обсасывать с Конкордом. «Вот, был же свехзвуковой пассажирский самолёт, прогресс летел вперёд, а ныне всё свернули, такая деградация».

Был. Но он жрал столько горючки, требовал такого обслуживания, что эксплуатировали его чисто ради понта. Даже впятеро более дорогие билеты — и близко не покрывали расходов. А уж когда внедрился Интернет — для решения неотложных вопросов стало проще устроить видеоконференцию, а не переть четыре часа через океан (плюс ещё несколько часов до и от аэропорта). Если же надо именно физически перенести свою задницу через океан — даже состоятельные ребята вполне готовы были довольствоваться бизнес-классом обычного турбореактивного Джамбо. Да, подольше полёт занимает. Но — не критически долго. В смысле, по-любому сутки на это угробишь, на перелёт через Атлантику — и востребованность Конкордов была не такая уж высокая.

Ну а когда исчерпан эффект «понтомётства» - в дело вступают чисто практические соображения. И приходится от чего-то отказываться, что-то оптимизировать, удешевлять.

И вот то, что делает Маск для космоса — да, это пока что не представляет собой какой-то прорыв в возможностях как таковых. Да, и пятьдесят лет назад была возможность забрасывать на орбиту (или на Луну, или на Марс) грузы даже более тяжёлые, чем поднимает Хевик. Вот только за такую цену — что налогоплательщики выпадут в осадок, если не объяснить им, зачем это нужно.

Но вот когда это делается на принципиально новом технологическом уровне по радикально более низкой цене — это становится интересно уже в практическом плане.

И конечно, всё это бред, будто бы имеет место технологический застой, а то и деградация. Разумеется, нет. И свершившаяся цифровая революция (Третья Информационная, после изобретения письменности и печатного пресса) — очень сильно поспособствовала и материаловедению, и инженерным расчётам. Поэтому сейчас и стало возможно делать на практике такие вещи, которые раньше только теоретически на бумаге могли прикидывать или в анимации рисовать.

Возврат первых ступеней — это как раз такая тема. Ибо это ж не просто консервная банка, заправленная керосином. Это технически довольно сложное и дорогое изделие, оно в любом случае будет таким, с учётом тех механических и термических нагрузок, какие ему приходится претерпевать. Но когда ты его в принципе получаешь назад — уже можно бороться за увеличение ресурса и продление срока службы. Чтобы использовать повторно не два раза (как сейчас у Маска), а десять, двадцать. А там, глядишь, и действительно стоимость запуска примерно сведётся к стоимости горючки (что копейки) да технического обслуживания.

Иногда же заводят разговор, а почему Спейсы не пытаются возвращать и вторые ступени — но вот это, наверное, не очень целесообразно. Во всяком случае, пока. Вторая ступень включается уже в практически безвоздушном пространстве, там и близко нет таких нагрузок, как на старте. Соответственно, требования существенно более «льготные» и цена тоже. А вот обеспечивать её вход в атмосферу — это потребует изрядно дополнительного топлива в ущерб полезной нагрузке. Поэтому, насколько в курсе, об этом особо не думают. Пока, во всяком случае. А дальше, возможно, было более практично не возвращать вторые ступени на Землю, а использовать как материал для строительства орбитальных объектов. Как двигательный модуль даже, для коррекции положения этого объекта, будь то солнечная панель или обитаемая станция, whatever.

Так или иначе, за считанные годы ребята из команды Маска (не без участия NASA, конечно) создали конкретный такой «батут». И я не хочу злорадствовать на тему «шах и мат Роскосмосу», поскольку желаю ему пережить нынешнее лунатическое руководство страной и сохранить, что там ещё осталось научно-технически ценного, но вот степень этого политического лунатизма — она реально запредельная.

Да, амеры после распада Союза приветствовали сотрудничество с русскими в космической области. Использовать русские (русско-украинские) узлы и агрегаты в своих ракетах и заказывать русским запуски в целом. Во многом, это было политическое решение. Потому что буржуинам, вопреки параноидальным поверьям, вообще-то, нафиг не впёрлось загонять кого-то в первобытную дикость. Дикарей — и так на глобусе многовато, и от них дофига проблем.

Буржуинам — гораздо выгоднее и приятнее интегрировать бывших противников в систему транснациональной кооперации, так, чтобы осознание её важности удерживало от конфликтов. Тут даже вопрос денежной выгоды — не первоочередной важности. В смысле экономии на более дешёвых русских товарах и услугах космической тематики. Это считанные десятки, много сотни миллионов долларов — а ставки в «одомашнивании» наследников Совка гораздо выше.

Но вот поскольку к власти в России пришли довольно своеобразные товарищи, они искренне сочли, что сотрудничество буржуинов с РФ — следствие того, что сами буржуины обойтись без русских не могут. И, значит, космические услуги можно использовать в целях шантажа, как оружие (как и поставки газа в Европу).

То есть, долгое время теплилась надежда, что они просто кривляются на потребу поцреотическим настроениям охлоса, «абиженаго Омерикой», что весь этот петушиный бунт под названием «Россия поднимается с колен» - клоунада для внутреннего потребления, но — нет. У них у самих, этого нынешнего официозного истеблишмента, реально так голова устроена. Они реально в это верят, что между Россией и Западом возможно какое-то противостояние на равных, что Россия может быть альтернативным полюсом силы и незаменимым партнёром и что это даёт основания выкручивать буржуинам руки и творить беспредел, ибо - «куда они без нас, они ж ну-тупые!»

Конечно, большие ребята смотрели на это с некоторым охуением — но в конце концов решили, что русские, кажется, совсем не в адеквате, что придётся изменить к ним подход. Самое печальное, что теперь никто не знает, при каких условиях можно будет счесть, что Россия окончательно вылечилась от геополитического лунатизма, что больше не будет его рецидивов, что теперь она наконец в адеквате и с ней можно иметь дело.

Вот честно скажу, если мне придётся стать тут царём - я бы приложил, конечно, все усилия к тому, чтоб быть последним «царём». Чтоб изжить вовсе эту моду на «доброго царя с сильной рукой», чтоб похоронить окончательно «Московию» (как архетип сумасбродной деспотии), возродить «Новгородчину» (как архетип прагматической и рациональной капиталистической республики), и всё прочее, что я писал здесь неоднократно, но я не могу быть до конца уверен, что это получится. Что спустя десять или пятьдесят лет не всплывёт какое-нибудь очередной хуйло, которое в очередной раз сыграет на фантомных болях и тоске по утраченному «вяличию» (в понимании обиженных — способность срать по всему миру и создавать проблемы людям) да не ввергнет страну в очередной припадок гопотского самоутверждения.

Может, и правы мои друзья, которые настаивают, что для спасения России от самой себя — придётся её разложить на территориальные компоненты, когда бы и не грезилось в каждом из них, будто он может бросить вызов Цивилизации, чтоб только и оставалось, что налаживать свою жизнь, заниматься собственным благоустройством, выбросив из головы всякие великодержавные глупости.

Но да ладно, пост не о том. О прогрессивных ракетах. И, повторю, Маск, конечно, большой молодец. Он не ставил себе целью утереть кому-то нос — он просто делает, что ему хочется делать, что считает полезным (и те, кто оплачивает его услуги — тоже так считают). Колонизация Марса? Ну, кажется несколько утопической такой, хотя весьма романтической такой мечтой, хотя поди знай, как там лет через десять-двадцать повернётся, но вот многие прочие его затеи имеют (или предполагают) практическое значение уже сейчас. И Хевик — в некотором роде прорыв.

Говорят иногда, что нет значительного спроса на вывод таких грузов? Ну, до братьев Райт — не было спроса на пассажирские авиаперевозки. Наверное, через четверть века где-то появились первые лайнеры. Сейчас же процессы идут несколько быстрее и интенсивней. Есть возможность сравнительно дёшево и надёжно выводить на орбиту значительные грузы — найдётся применение такой возможности. Для начала — хотя бы военное. Иной массивный и потому «долгоиграющий», и хорошо укомплектованный спутник на геостационарной орбите может значить больше, чем авианосец, в некоторых делах.

Здешние же балаболки всё трындят о том, что Маск — пустышка и все его затеи — чистая «пиарастия». Всё то же самое, что про Сланцевую Революцию.

И самое печальное, что это не всегда отработка каких-то кремлёвских пропагандонских заказов. То-то было бы понятно: набрать блядей, которые за бабло будут нести чего угодно — не проблема в любой стране.

Но нет, многие — действительно так думают, так хотят думать. Вернее, даже не думать — а вот убаюкивать себя иллюзиями. Будто бы взявшись любой ценой доказать горестные утверждения профессора Павлова в нобелевской речи, мол, «умственный аппарат русского человека так слаб, что его вовсе не занимает реальность, а занимают лишь слова».

Иногда вот, честно, читаешь писанину таких бедолаг, отрицающих совершенно очевидные вещи (ну, когда есть время такое читать) — и возникает мысль, что «загадочная русская душа» - это, возможно, в действительности, первое наблюдаемое на практике явление ИИ. Ну потому что человеческий рассудок — всё-таки стремиться как-то достоверно оценивать реальность, ту, которая есть, хотя бы из инстинкта самосохранения. Изобретение некой вымышленной реальности для самоутешения и самоободрения — разумеется, имеет место у людей, но вот обычно не носит тотального характера, такого, чтобы наплевать на любые и всякие факты, а верить исключительно в удобные фантазмы.

Но это психологический феномен, который ещё долго будет исследоваться - почему русским, в двадцать первом-то веке, будто бы довольно просвещённой нации, оказался свойственен такой алогичный, иррациональный, инфантильный подход к реальности. Я как-нибудь напишу на эту тему, ибо соображения-то некоторые имеются.

Что же до Маска и его проектов — ну, принижать их значимость, объявлять туфтой — это, конечно, клиника. Хотя, честно сказать, у меня есть некоторая претензия к нему. Осенью я заключал фьючерсы на акции Теслы, как раз на февраль — и срубил меньше, чем рассчитывал. Он немножко подвёл меня, что не так быстро наращивает объёмы выпуска трёшки. Хотя — наращивает (вопреки прежней убеждённости некоторых людей, что он до бесконечности будет держать этот малобюджетный проект просто как «чекер» для конкурентов в данном сегменте).

Да, ну здесь после фразы со словом «претензия» - должен быть смайлик. Конечно, я рассчитывал, играя на повышение, срубить куда больше, чем реально вышло, но Маск уж точно не давал мне гарантий, что к февралю его акции пробьют четыреста (я обязывался купить по триста в контрактах на первую половину февраля, а потому выгадал не так много).

Но это дела «спекулянтские», а вот возвращаясь к ракеткам (в отличие от Теслы, Спейс-Икс не торгуется на бирже) — разумеется, глупо долдонить про то, какое это всё якобы фуфло. Это несерьёзно, такие базары. Но вот если кто хочет грамотно подколоть Маска и потеребить фантомное «вяличие» - дарю идею.

Этот его Хевик — специфичен тем, что представляет собой связку из трёх «девяток». И можно сказать, что идея вовсе не нова, а даже «спижжена» у Советов, где явлена была на заре здешнего ракетостроения.

Я, конечно, не спец по этой части, но, насколько в курсе, примерно подобную схему предлагало КБ Лавочкина: две разгонные ракеты, связанные воедино. Но тогда предпочтение отдали варианту Королёва, который представлял собой глубоко переработанную одинарную Фау-2. Это не в упрёк Королёву, ни в коем разе, поскольку все тогдашние ракеты, и советские, и американские, по сути представляли собой развитие Фау-2, хотя можно сказать, что изначально-то ноги растут от Конгрива, а то и от чёрт знает какого века китайцев.

Но у Лавочкина была именно эта «новелла» - модульность разгонного блока, сборка из двух ракет. Зачем?

Думается, прежде всего — по логистическим причинам. Обычно ведь ракета производится в одном месте, а запускается в другом. Ибо если оборудовать космодром прямо при ракетоклепательном заводе — ну, неудачный старт тяжёлой ракеты может немножко так «минуснуть» это особо ценное предприятие. И есть другие причины, почему ракету понадобится куда-то тащить от завода, углубляться не будем.

Но когда речь идёт о реально тяжёлой ракете, перемещение этой дурынды - само по себе «целый бизнес». И тут, конечно, есть искушение наделать сравнительно тоненьких ракеток, которые бы перевозились по отдельности, а на месте собирались в стартовый блок большой совокупной мощности. Именно это пытались сваять в КБ Лавочкина.

Однако, по тем временам, решили (и, видимо, разумно решили), что конструкция слишком сложная получается, что будут проблемы с синхронизацией работы движков на разных ракетах, а потому отдали предпочтение королёвской одинарной «сигаре» как более надёжной (и амеры — тоже одинарные ракеты использовали).

Сейчас же — вот появилась технологическая возможность так синхронизировать работу элементов разгонного блока, что Хевик, имея их три, взял и взлетел. Успешно запустил в космос машинку, два боковых бустера успешно сели, и только центральный немножко сфакапился.

Замечу, во времена, когда соревновались КБ Королёва и Лавочкина — вообще речь не шла о возврате первых ступеней. Ну так, только в очень смелых фантазиях. Но в наше время, когда фантазии стали явью (у Спейсов) — разумеется, от ракеты требуется «худоба» не только для её не слишком обременительной транспортировки к месту пуска, но и для успешной её посадки. Ибо есть разница, то ли одну эту «монолитную» толстенную дуру сажать, то ли сравнительно сравнительно «поджарые» модули по отдельности.

Но вот если кому охота — можно сказать, что инженеры Маска, создавая эту многомодульную конструкцию Фалкон Хеви, вдохновлялись проектом Лавочкина. Хотя, конечно, были тогда и у амеров аналогичные проекты — но, как и в Союзе, сочтены были слишком сложными и ненадёжными, для тогдашнего технологического уровня.

А сейчас — вот показано было, что это вполне реализуемо, связка из нескольких разгонных модулей. И где три звёздочкимодуля — там и пять, там и семь. И я не знаю, как там будут идти дела с Big Fucking Rocket для «покорения Марса», но вот наращивание числа сравнительно «миниатюрных» и возвращаемых стартовых модулей в развитии Хевика — это кажется вполне реалистичным.

Да, если кто считает провалом запуск Zuma – ну, это ж секретная фигня. И по секрету скажу: это был тяжёлый истребитель спутников. Был и есть. Своим ходом поднялся на геостационарную орбиту. Но об этом вам не скажет никто, кроме Дядюшки Тёмуса. А мне — естественно, верить нельзя :-)

И в любом случае, что входило в контрактные обязательства Спейсов по запуску Зумы — они прекрасным образом выполнили. Ни от кого — никаких нареканий к ним. Груз был выведен на заданную высоту, отделился, дальше — у него началась своя личная жизнь. В которую он стесняется посвящать непосвящённых (согласитесь, посвящать посвященных было бы вовсе глупо).

Да, и Зума — это не американской военщины объект. Это наш, той Корпорации, к которой я имею честь принадлежать, объект. Почему я это говорю? Потому, что мне никто не поверит :-)

Tags: Маск, грядущее, мы_побеждаем, политика
Subscribe

  • Микропьеса о свободе слова

    " Я не согласен ни с единым словом из того, что вы говорите, но за ваше право это говорить я готов проливать реки крови, стирать с лица земли…

  • Альтруизм и этика

    Лёшка Зимин давеча сказал — уж не важно, по какому поводу, но весьма уместно: «Самое печальное в альтруистах — то, что иногда они…

  • О мирном протесте

    Решил по-настоящему приударить за испанским, всё-таки выучить его наконец так, чтобы не путать por и para или индикативо и субхунтиво.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments