Посмотрел видео, как Маск отправляет свою Теслу на тест-драйв марсианам. Тонкий маркетинговый ход :-)
Серьёзно же, конечно, они молодцы. Успешный запуск Heavy с первой же попытки — это очень хорошо. У целом, всё гладко. Груз пошёл на марсианскую орбиту, связь с камерами на той машине сохраняется, два боковых трастера сели синхронно, очень красиво.
Единственное что, с центральной частью пока неясно. Должна была, пролетев 300 миль на восток от Флориды, сесть на плавучую платформу, но пропал сигнал от камеры. Пока — никаких известий о посадке. Но и о потере — тоже. А ведь должны же её были вести радарами. Может, на самом деле и села.
Но даже если и нет, две вернувшиеся ракеты из трёх — тоже очень неплохо. В этом, кстати, очень большое достоинство Хеви. Он сборный, модульный, по сути — три Фалкона девятки, взлетают вместе, садятся по отдельности. И это, вероятно, выгоднее, чем достигать той же грузоподъёмности на одной возвратной ракете. Которую ещё попробуй посади, при таких-то габаритах. А с девятками процедура уже отработана, но даже при каких-то косяках — что-то всё же возвращается. В данном случае — две трети (это если центральная действительно потерялась).
В общем, Маск, конечно, красавчик. И я уж не знаю насчёт колонизации Марса (человеку в любом случае будет не очень комфортно жить на небесных телах с сильно неземной гравитацией), но вот к строительству серьёзных орбитальных объектов можно будет приступить уже довольно скоро, такими-то темпами.
Если говорить о расселении человека в космосе, то вот на данный момент, когда и близко не просматривается возможностей дальних полётов в сколько-нибудь разумное время, то вот наиболее реалистичным вариантом будет заселение не планет, а искусственных орбитальных станций. Огромный крутящийся цилиндр, центробежная сила имитирует земную гравитацию, и на внутренней поверхности можно жить (но слишком глубоко не копать :-) ). В этом, в принципе, уже сейчас нет ничего невероятного. И хоть часть популяции можно вот этак «забэкапить» на случай планетарной катастрофы.
Что до планет, спутников, астероидов — их можно использовать как источник материалов для этих искусственных орбитальных колоний. Но индустриальные комбинаты на Луне, Марсе, астероидах — вполне могут быть целиком роботизированные.
Но все такие конструкции, конечно, потребуют изрядного грузооборота в космосе. И вот Фэлкон Хеви — это хорошая заявка. Причём, его ж, наверное, можно и расширить? Если сейчас это «пучок» из трёх девяток, то можно ж, наверное, присобачить ещё две боковые, и будет пяток? Так — добить грузоподъёмность до ста тонн.
На первый взгляд, конечно, мизер (как два железнодорожных вагона) — но лиха беда начало. Может, уже через пару-тройку лет удастся построить первое «фасилити» на Луне. Поле солнечных батарей (там-то, в отсутствие атмосферы, они несколько эффективней, чем на Земле). Небольшой конвертер по восстановлению магния из оксида электролизом (а на Луне магнезии очень дофига в грунте). Магний — можно использовать как топливо для ракет (естественно, придётся поработать над конструкцией). Из оксида же кремния (песок, грубо говоря), которого на Луне тоже дофига — выпекать панели для орбитальных конструкций. Доставлять их с Луны, а не с Земли — может быть выгодно, при вшестеро меньшем-то притяжении да отсутствии атмосферы. И вот так потихонечку осваивать прилегающее пространство.
Кстати, с дешёвым и сравнительно мощным «грузовиком» может стать реальностью и новая, хотя давно «мечтаемая» энергетическая тема. Огромные поля солнечных панелей на орбите, от них — передача липиздричества коротковолновым пучком на Землю. Да КПД сейчас составляет около 40%, но это довольно много по сравнению с тем, что достаётся от солнышка наземным соляркам.
В общем, всё больше интересных возможностей открывается. Военных, разумеется, тоже :-)
Upd.: Нет, центральный блок не сел. Шлёпнулся в сотне метров от плавучей платформы и, говорят, повредил её волной. Ложка дёгтя.
Да, конечно, было бы лучше, если б все элементы программы были исполнены по максимуму, включая возврат всех стартовых ступеней. Но с другой стороны, кроме SpaceX, насколько понимаю, этого вообще никто не делает на практике, возврат и мягкую посадку ступеней. Да, проекты бывали ещё в семидесятые, и в Штатах, и в СССР, но вот между проектом и практически успешными операциями - лежит некоторый путь. У этих же ребят возврат уже вполне рутинная штука, успехов гораздо больше, чем фейлов, и вполне буднично запускаются по второму разу (оба севших боковых трастера - ранее летали).
Тут интереснее всего, насколько пострадала плавучая платформа, можно ли (и насколько быстро) восстановить её работоспособность. Ведь при запусках Хевиков с Канаверала принимать центральный модуль должна именно она, больше некому. Или придётся заранее им жертвовать. Что, в общем-то, нормально для всех прочих космических фирм, но Спейсы стремятся к максимальной экономии и реутилизации.
К тому же, полагаю, для них важно научиться безукоризненно сажать модули, прошедшие некоторый путь по орбите (а не просто возвращать в место старта те, которые свечкой взлетели вверх) - в развитие ракетного пассажирского транспорта, о котором тоже говорил Маск и который может иметь коммерческую востребованность. При условии радикального снижения цены запуска, разумеется.
Это, конечно, перспектива не завтрашнего дня - но в принципе реальная в ближайшие десятилетия. Но при условии, конечно, что будут сотни удачных посадок модулей после пролёта по орбите. Когда шанс фифти-фифти - будет проблематично заманить на такие рейсы топовых коммерсов, ценящих своё время. Джамбо - как-то безопаснее, хотя и медлительней. Но - всё развивается.
А вот создание орбитальных станций того или ного назначения с использованием этих Хевиков, равно как и доставка оборудования для роботизированных баз на Луне - это может начаться уже довольно скоро.