artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Ради кармического равновесия...

В последние месяцы я сказал много «тёплых» слов о российских подкремлёвских СМИ (если, конечно, этих уродов в принципе можно называть «средствами массовой информации») – ну и для кармического баланса, наверное, надо покритиковать украинские. Ибо, пусть они меньше и менее злонравно врут, но порой пишут феерические глупости.

Вот одна из таких. Смысл: нападение Германии на СССР не было неожиданностью для Сталина, поскольку разведка докладывала о сосредоточении на границе крупных немецких группировок, как установила СБУ, порывшись в архивах. И это сенсация.

Блин!


Да для кого это секрет-то, что советская разведка сообщала о крупных немецких силах на границе? Уж слава богу, и все доклады Голикова давно рассекречены и выложены в открытый доступ. Более того, тогда же, в июне 41-го, и товарищ Сталин сообщил народу о крупных силах немцев на границе (пресловутое сообщение ТАСС от 13 июня). Поскольку бессмысленно было скрывать факт их сосредоточения. И нужно было как-то его объяснить, чтобы народ раньше времени не психанул (а то ж на вновь присоединённых территориях и восстание могло бы начаться, в предвкушении германского вторжения). Вот и объяснили, что это, типа, на отдых немцы приехали, а так-то все стороны верны заключённым пактам.

Да и в любом случае, вторжение – оно либо будет, либо не будет. Гитлер сам не знал вплоть до утра 22 июня, что наверняка вторгнется. Мог и отложить ещё раз или даже забить. Ну а Сталин – довольно разумно решил, что лучше уверить народ, будто вторжения точно не будет.

При этом, как в действительности могла оцениваться советским руководством вероятность германского вторжения?

По-моему, как раз сейчас и как раз украинцам предоставляется возможность очень хорошо понять состояние советского руководства перед войной.

Сейчас – когда на их границах тоже одно соседнее государство концентрирует крупные военные силы, смахивающие на ударные группировки. И в этом – сходство с действиями Гитлера на восточных границах в сорок первом.

Дальше – различия.
Гитлер – имел тогда другой фронт, войну с Англией, и потому переброска войск на Восток, равно как и все разговоры о скорой войне с СССР, доходившие до советской разведки, - могли быть отвлекающим манёвром, чтобы запутать англичан перед Зеелеве. Голиков – сделал именно такой вывод, и тут следует признать, что немцы переиграли советскую разведку. Они не пытались скрыть переброску войск (это было невозможно), они намеренно вбрасывали кое-какие сведения о своих целях на Востоке (при этом, довольно абсурдных целях), и сумели создать видимость, будто бы это всё – дезинформация для англичан. Хотя на самом деле – наоборот. И главное - они сумели дезинформировать относительно общей численности своей армии, преувеличить её. Соответственно, хотя группировка на Востоке была в целом вскрыта, но считалось, что это не больше половины Вермахта, а другая половина по-прежнему на Западе. И, значит, будут ещё переброски, а вторжение состоится, когда хотя бы две трети сосредоточатся на Востоке. На самом деле – они УЖЕ были сосредоточены, и всё, что можно было забрать с Запада – уже забрали, оставив пустышки, ложные штабы с парой радистов, гнавших в эфир всякую чушь.

В современном случае, у России сейчас нет других фронтов, нет других противников (я имею в виду военных, потому что так-то у нас сейчас друзей осталось «лошадь да свинья», Ким-Чен да Мугабе, а врагов нажили – чуть ли не весь мир, включая вечно улыбчивый Китай). Соответственно, нет возможности играть, как немцам, в «дезинформацию о дезинформации». Типа, мы только делаем вид, что собираемся напасть на Украину, а на самом деле нанесём удар по Калифорнии, чтобы отвоевать Форт-Росс. Ну, сейчас это бредово будет выглядеть, такое допущение. Соответственно, можно было бы предполагать, что российские войска, сосредоточенные на границах с Украиной – предназначены именно для Украины, а не «дымовая завеса» над какой-то другой операцией.

Далее, Гитлер в сорок первом не делал никаких высказываний о, допустим, исконно готских землях в Приднепровье (это другие люди говорили, и не на официальном уровне).
Путин – на вполне официальном уровне, во всеуслышание, высказался про исконно нашенскую Новоросию.

И Рейхстаг в сорок первом году не принимал никаких законов или постановлений о возможности применения Вермахта на территории СССР для защиты, там, немцев Поволжья.
Наша «овощебаза», Совфед, - именно такую бумагу подмахнула.

В общем, в нынешней ситуации у украинцев было гораздо больше оснований ожидать вторжения в континентальную Украину, чем у Советов в сорок первом.
Тем не менее, оно не произошло (я имею в виду, именно полномасштабное вторжение с использованием всех сил и средств, а не инфильтрация террористов-диверсантов и «пацанские подгоны» им через границу). А теперь, думаю, уж точно не произойдёт. И стало ясно, что манёвры Российской Армии у украинских границ целью имели дипломатическое давление. Это была «война нервов», если угодно.

Но вот точно так же советское руководство, имея гораздо менее настораживающие данные, не могло с уверенностью предвидеть немецкое вторжение. Им представлялось, что немцы могут рассчитывать на успех, только если займут плацдарм на Юге для быстрого наступления на Кавказ. До этого момента – можно всерьёз не тревожиться, поскольку попытка переть к Волге через всю европейскую часть СССР кончится для Германии неизбежной катастрофой. Собственно, так оно и вышло. Но Гитлер – решился на это. А Сталин думал, что не решится. И что все эти группировки на границе – просто блеф. Оказалось – нет. Но и сам Гитлер мог точно увериться, что это не блеф с его стороны – лишь когда его солдаты реально перешли границу.

С другой стороны, Украина открыта для российского вторжения на двух третях своих границ, и дойти победным маршем до Киева где-нибудь в марте-апреле – думаю, не составило бы для РФ особого труда. Тогда – не составило бы. Потом бы, понятно, партизанщина началась, но чисто в военном смысле противопоставить российской армаде было бы практически нечего. И многие были абсолютно уверены, что Путин – нападёт. В смысле, в открытую.

Мы – были уверены в обратном. Потому что Путин – не Гитлер, несмотря на некоторое сходство внешнеполитических методов. И он не Гитлер не только потому, что тот рисовал, а этот музицирует, "С чего начинается Родина", а… Ну вот один мой приятель по этому поводу говорил: «Невольно вспоминается: «Абдула воин, а Джавдет трус».

Но на самом деле, Путин и не трус. Ещё в Питере многие самонадеянные люди обламывались, считая, что его можно запугать. Он мог изобразить видимость, что озадачился от угрозы – а потом нанести ответный удар.

Он просто разведчик, шпион, а не вояка, как Гитлер (да, ну и не маньяк – тоже). Он заточен под то, чтобы разводить людей, выдавая себя за своего в кругу врагов. Его (и России) беда, что он немножко заигрался, не понимая, что президент сверхдержавы – не может вечно изображать из себя шпиона среди врагов и оставаться нераскрытым. Тем не менее, музыка боя, чарующий запах напалма по утрам, горы трупов – это немножко не его стихия. С него и Чечни хватило. Поэтому мы были уверены, что он не предпримет открытое вторжение в Украину. По правде, и захват Крыма стал лично для меня сюрпризом, поскольку это явный отход от путинского прагматизма.

Но здесь его действительно вынудили это сделать, а главное – там, вероятно, была практически полная гарантия, что украинские войска не откроют огонь. Возможно, договорённости с конкретными командирами частей, которые, в силу местной специфики, особенно плотно общались с русскими, и простор для обработки был широчайший. Не буду врать, как будто мы знаем все нюансы. Тем не менее, и Крым – как нам видится, это очень большая была ошибка Путина, и он, вероятно, недооценивал последствия. Это выглядит тем более иррациональным, что Крым можно было элементарно выторговать у Украины, сделать всё чин-чином, по их Конституции, и комар бы носа не подточил, и был бы Крым няш безо всяких геморроев, если уж он впрямь так нужен России. Но вот – понтануться захотелось.

Но что до вторжения в континентальную Украину, где сопротивление в любом случае неизбежно, - нет, на это ни Путин, ни его окружение уже точно пойти не могли. Поэтому мы были уверены, что вся эта движуха российских военных масс у границы – чисто психологическая фигня. Чтоб и Киев запугивать, на нервах держать, и «романтиков» этих на Донбасчине подбадривать.

Хотя, вот как с Крымом мы прокололись в прогнозах – так могли проколоться и с прогнозом о невозможности вторжения в собственно Украину. Тут уж ни в чём нельзя быть до конца уверенным, когда речь идёт о людях, считающих ловкое нарушение договоров высшей доблестью, а создание проблем соседям – высшей мудростью.

Так и Сталин не мог быть уверен в своём понимании истинных намерений Гитлера (и vice versa, естественно). Это в отношении Дании можно было быть уверенным, что она не нападёт ни на Берлин, ни на Питер. А эти-то товарищи-геноссе – они сами не знали, чем им самим от себя ждать :-)

Ну поэтому бред это, говорить, мол, советская разведка вскрыла ударную группировку немцев на своих границах, а потому неизбежность нападения была очевидна и оно не было внезапным. И уж украинцам ли не знать, теперь, насколько всё неочевидно бывает, касательно реальных планов добрых соседей.

Полагаю, и кое-какие иные моменты, казавшиеся странными в той Войне, теперь должны быть очевидны для украинцев. И наоборот: многие моменты, кажущиеся странными в нынешней их заварухе – должны быть понятнее, если помнить опыт ВМВ.

Вот многие украинцы кричат, без устали, мол, АТО сливают, наших солдат подставляют, наверняка там все предатели в наших штабах да в политических кругах, ибо – чего там возиться-то с теми террористами? К ногтю – и прищёлкнуть!

А теперь представьте, что чувствовали советские люди, когда их убеждали из всех репродукторов без передыху, что Красная Армия всех сильней, и если завтра война – мы сегодня к походу готовы, а тут заходит вражина – и рвёт эту армию в клочья, продвигаясь по сто километров в сутки. Так, что на седьмой день Минск взяли.

И вот историки-потомки, раздобыв документы по наличию сил и средств РККА и того же в Вермахте – ещё больше офигевают. Да как можно было не остановить немцев, имея такое-то превосходство в танках, такое-то в самолётах?

А вот так! Ибо с одной стороны была армия, реально вознамерившаяся покорить мир ради господства самой разумной, самой креативной, самой пиздатой белобрысой нордической расы. Искренне. Движимая всем понятными и близкими с кроманьонских времён целями: захватывать чужие земли, брать много рабов, много женщин, много золота (другое дело, что в двадцатом веке такие цели всё-таки анахронично выглядели, потому что уже были изобретены банки и биржи).

С другой же стороны было государство, которое вообще непонятно для чего существовало. «Чтоб землю крестьянам в Гренаде отдать». Охуеть, блин, смысл жизни. Ну, для фанатиков от бессмысленной филантропии – сгодится, но сколько таких на душу населения, даже несмотря на всё коммунистическое воспитание?

Да и воспитаньице – так себе было. Всё репрессии да репрессии, да нищета всё бОльшая, да всё новые репрессии тех, кто якобы отвечает за эту нищету, будучи агентами уругвайской разведки. И бардак, на самом деле, чудовищный.

Вот мне часто доводилось слышать, будто при Сталине был порядок, пусть и наведённый бесчеловечными методами. Вроде, там, пресловутого указа 7-8 (в формулировке Ручечника), который указ от седьмого августа 1932 года, он же – «указ о трёх колосках». То есть, об ответственности за хищение или уничтожение государственного или колхозного имущества с наказанием от червонца до вышки.

Ну и когда мне говорят, что порядок был наведён такими указами, - я думаю о том, какой ПИЗДЕЦ должен был твориться в стране, чтобы В ПРИНЦИПЕ принимать такие указы.

И это – в стране, гордившейся своим гуманизмом и всячески выпячивающим его. Мол, у нас и за убийство максимум червонец по УК-1926 (вышка – только по 58-й, насколько помню, за измену Родине в разных формах Камасутры). И я не знаю, что хорошего в максимальной санкции 10 лет за любое и всякое убийство, но большевики считали, что это очень позитивное для имиджа узаконение. Типа, мы – самые главные гуманисты на планете.

Так какой же размах должно было иметь воровство, чтобы приняли этот указ 7-8, где приняли за минималку «червонец»? Это означает, что действительно хищения приходилось рассматривать наравне с «изменой Родине».

Вот мне – как-то не приходит в голову угрожать своей секретарше расстрелом за хищение шариковых ручек. Да если ей надо – пусть «хитит». Чего, обеднеем, что ли? Но я уверен, что она не будет рыться в моём ноуте и не сольёт кому-то инфу с него.

Потому что – есть в этом мире такая вещь, как доверие. Она очень ценная, очень выстраданная. Её не обеспечишь «златыми горами» как таковыми. Её не обеспечишь какими-то лютыми карами отступникам и предателям (тем более – путём огульных репрессий). Это очень тонкая штука, как налаживать доверие, чтобы можно было положиться на человека. И быть уверенным, что ручку, может, он у тебя и сопрёт – а флэшку с твоего ноута врагам не сдаст.

Ну а что было в РККА (и всех связанных госструктурах накануне Войны) в тридцатые – так это полный бардак. Если репрессии чего-то и достигли – так это убеждённости, что тебя по-любому могут расстрелять за что угодно и когда угодно, а потому – живи настоящим и не доверяй никому.

И вот есть исследования, где утверждается, будто бы вовсе «виртуальные» танки и самолёты поставлялись в РККА, за что заводское начальство получало фонды и премии, а военная приёмка подмахивала фиктивные акты за откат. То есть, реально эта техника только на бумаге существовала. Особенно – Евгений Темежников эту тему развивает.

Но пусть не настолько масштабно – но вот «экономить» на обслуживании техники и налево двигать всякие ценные материалы (ГСМ, хотя бы) – это любая армия горазда. По хорошему счёту, любая регулярная армия – это сборище воришек и спекулянтов. На уровне сержантов и прапорщиков, отвечающих за снабжение. И все они приторговывают с местными цивилитиками.

Американская армия, осознав неизбежность этого, ещё во Вторую Мировую рекомендовала военной контрразведке не изобличать таких дельцов, и не судить строгим судом военного трибунала, а брать на крючок, и использовать, с одной стороны, для контроля хищений, с другой – для завязывания отношений с местным криминалитетом, участвующим в этой контрабанде, с той целью, чтобы он приобретал политическое влияние на территории, будучи зависим от оккупантов.

Это разумная политика. Если нельзя всерьёз препятствовать армейскому воровству – то хоть контролировать этот процесс. Быть в курсе. Чтоб уж там атомную бомбу, грубо говоря, не продали какому-то чучмеку на местном чёрном рынке.

Ну а в РККА предвоенной, поскольку подразумевалось, что все идейные, а никак не корыстолюбивые, - просто утрачен был контроль над корыстолюбцами. А значит – вообще никто не знал, что реально творится в армии, и какое её имущество куда уходит.

Но когда я читал дневник одной барышни, жены красного командира в Прибалтике в предвоенные два года, где она писала, что мол, здесь всё поразительно дёшево, и мы купили вишнёвый гарнитур, а потом увидели карельской берёзы, и нам он больше понравился, а вишнёвый мы просто выкинули, - то возникают сомнения: а её муж точно на зарплату жил? Или загнал чего налево? Я не говорю «танки» - но вот какие-то армейские штучки, которые могли быть куплены тамошними гражданскими на чёрном рынке.

На самом деле, схем могло быть масса, чтобы за счёт армейского имущества – наживаться. Чтобы за счёт отсутствия реального ремонта техники – наживаться. И когда панически отрицается самое возможность коррупции в армии – это значит, что она там будет процветать. Она, вероятно, и процветала.

И когда немцы напали – я уже начинаю верить, что действительно изрядная часть списочного состава тех же танков и самолётов только на бумаге были боеспособны.

А на деле – ну вот как это «кладбище» танков в Артёмовске. Теоретически – их можно восстановить. Даже не очень сложно. Но – когда имеешь контроль над этой базой, ресурсы и желание.

И все эти танки, вроде бы, числились на балансе Укрармии как боепригодные. Весьма возможно, что ровно такая же фигня была с РККА. Вроде бы – все танки боепригодны (да они и младше гораздо были того, что имеет Укрармия). Но вот у кого-то сцепуха пожжена, у кого-то прицел разбит. Переставить и сделать хотя бы один нормальный танк из этих двух – будто бы говно вопрос. Но пока нет инструкции на такие действия – редкий командир решится их совершать.

А самое главное, что следует понимать из Укрызиса – это цену доверия. Когда его нет – ну с любой ты техникой будешь просирать войну тем, у кого оно есть.

Также и РККА просирала на первом этапе ВОВ просто потому, что никто никому не верил ни на каких уровнях управления войсками – и оно было потеряно, это управление.

И, конечно, было достаточно много людей, пусть и на низовом уровне, которые не очень-то понимали, нахера им сражаться за Власть Советов, когда, вроде бы, ничего не может быть хуже неё. Немцам, ей-богу, понадобились титанические усилия, чтобы объяснить, что они – всё-таки хуже Власти Советов, и потому следует сражаться на её стороне против них.

Как бы то ни было, тем украинцам, которые кричат, что АТО сливают, что Донбасс сливают, - рекомендую представить, что должно было твориться в мозгах у советских жителей, когда они узнавали, что сдан Минск, сдан Смоленск. Это-то – самой сильной армией мира, как их убеждали. У украинцев – всё же не было, надеюсь, особых иллюзий относительно состояния своей армии? Она только сейчас и становится чем-то похожим на боевую силу.

Между тем, и это радостная для украинцев весть, вот тот сброд казачков-наёмников-идеалистов, который был брошен Россией против Украины – это и есть самая реальная сила, которую Россия в принципе может бросить против Украины.

Это люди, которые реально имели опыт боевых действий, имеют мотивацию (долги, пожива, идеология – не важно). Они – сброд, но он довольно качественный. Это лучшие кадры, которые могут быть выставлены.

Регулярная Российская Армия – конечно, имеет гораздо лучшие вооружения, но вот в ней Путин не очень уверен. Ни в её боеспособности, ни в лояльности. Особенно, в таких вопросах, как серьёзная война с Украиной.

И я не буду раскрывать государственных тайн касательно реальной боеспособности регулярной Российской Армии (она не позорно низкая, но средняя, скажем так) – но просто Путин действительно не уверен в ней. Как чекист – он вообще не доверяет армейцам. И они ему – тоже. По хорошему счёту, альянс высшего политического руководства России с армией – это как в притче про змею и черепаху. И берег – близко.


Tags: История, Россия, Украина, политика
Subscribe

  • Песня и адрес

    Виконт Алексей Артёмович заметил: «Знаешь, как-то подумалось об этой «шаманской» песенке, которая со словами: «Я русский, я…

  • Простуды и науки

    В последнее время не раз и не два натыкался во всевозможных медицинских, оздоровительных и просто научно-популярных блогах на такую интересную…

  • Мы одной клетки, ты и я. Киноидея, часть вторая

    Продолжение сценарной идеи фильма об этических проблемах клонирования. Начало — здесь. Первая часть кончается тем, что Эдгар, наследник…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments