artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Новые машинки Илона Маска

Маск презентовал свои новые детища: грузовичок Тесла Семи и спорткар Родстер-2, и Маска безусловно можно и нужно поздравить.

Что ж, грузовик анонсировался давно — и характеристики оказались даже лучше, чем ожидалось. Особенно — по запасу хода. 800 километров. И это только на аккумуляторах, размещённых в самом седельном тягаче. Но, полагаю, если это чудо пойдёт на дороги — не так уж трудно обеспечить и размещение аккумуляторов в полуприцепах. Вполне можно выделить для «батареек» пространство под полом и тонну-другую грузоподъёмности от тех 36, что заявляются как максимальные. Тогда фура сможет пересечь и все Штаты вдоль и поперёк вообще без заправок.

Впрочем, по-прежнему полагаю, что главные достоинства тяжёлой электромобильной платформы могут быть раскрыты не столько в гражданском секторе, сколько в военном. Их много.

Во-первых, резко пониженная тепловая заметность. ДВС, как ни маскируй — всё же имеет слишком большие рабочие температуры, которые так или иначе отдаёт в окружающую среду. А потому — слишком заметен в тепловизоре. У электродвигателей температуры на порядки ниже (и это не оговорка, что "на порядки").

Во-вторых, современные военные средства, даже на тактическом уровне, требуют много электричества. Связь, наблюдение, интегральные компьютерные сети. И это уж не говоря о боевых лазерах, которые уже сейчас могут использоваться хотя бы для защиты от входящего ракетного и даже артиллерийского огня. Они-то — жрут очень дохрена энергии. Поэтому, конечно, наличие аккумуляторных блоков большой ёмкости — не может не приветствоваться.

Отсюда, в-третьих, ещё одно преимущество — логистическое. В современных военных операциях очень значительная часть снабжения приходится на ГСМ. Но если бОльшая часть техники будет на батареечках — не понадобиться таскать за наступающими колоннами чудовищное количество горючки. Зачем? После первичной высадки морского десанта — подогнал к берегу подлодки и авианосцы, бросил кабели от их реакторов — вот и «розетка» для машинок. Опять же, и тянуть кабель в глубину территории по мере развития наступления — всё же дешевле, чем строить топливопроводы (что приходится делать сейчас в крупных операциях).

Ну и в-четвёртых, электродвигатели просто имеют гораздо лучшие тяговые характеристики из-за оптимального крутящего момента на любых оборотах. Это актуально уже скорее для боевой техники, а не для транспорта — но «Электроабрамсы» Маск, видимо, презентовать пока не будет. Всё же, его имидж — связан с миром и прогрессом. Но вот что Пентагон (и не только) с очень большим интересом наблюдает за успехами Теслы — это безусловно. И по хорошему счёту, Маск будет иметь такое финансирование, какое ему потребуется.

Нет, я не хочу сказать, будто бы сейчас он выезжает на правительственных дотациях. Вовсе нет — это миф. Его Тесла показывает стабильные убытки лишь потому, что очень активно развивается (и производства, и инфраструктура — это огромные капитальные вложения). Так-то бизнес вполне успешен и с чисто коммерческой точки зрения.

Ну и вот лишним свидетельством той успешности — служит куда менее распиаренный, даже в каком-то роде «секретный» этот Роадстер, который тоже был продемонстрирован намедни.

Максималка четыреста, набор сотни с места — меньше двух секунд... Поправьте меня, если ошибаюсь, но чего-то я не припомню спорткары с такими возможностями. Всякие экспериментальные единичные монстры с ракетными движками — да, выдавали и больше, но не серийный спорткар для обычных дорог. Это, похоже, уникально.

При этом — полный привод, да на заднем ещё и разделены электродвижки. Если пневмоподвеска будет давать достаточный клиренс — машина может оказаться ещё и весьма проходимой. Понятно, это не главное требование к спорткару — но всё же приятно.

То есть, какой-нибудь Феррари не будет козырять проходимостью, даже если ему сантиметров на тридцать клиренс задрать. Просто, слишком «верховой» движок, умучаешься понижать до «говномесных» параметров, да и вскипит он на рабочих своих оборотах без мощного набегающего потока. Просто не созданы бензиновые спорткары для просёлка. А вот электричка — ей пофиг, с какой скоростью роторы крутить. У неё огромный крутящий момент на низах — поэтому, как ни курьёзно, может и в конфигурации спорткара грязь месить. Да, приятная универсальность.

И вот сколько может стоить такая машинка? Ну, Бугатти Хирон где-то три ляма стоит. Скорость — чуть выше (далеко за 400), но разгон — поменьше: бесконечно унылые 2,5 секунды до сотки против 1,9 у этой новой Теслы. При этом, правда, на владельцев бензиновых спорткаров с их чудовищным расходом многие смотрят, как на врагов планеты, а на «тесловодов» - наоборот, как на спасителей. Что тоже играет роль.

Нет, ну я не думаю, что Маск будет продавать эти Роадстеры дороже ляма. Их ценовая политика, следует признать, ультрадемократичная. В принципе, они бы и за Эску могли стрясать сотни три — и брали бы за милую душу. Но продают не дороже полутора сотен, что, в общем-то, копейки за машину с такими ТТХ.

Думается, Маск просто не хочет выставлять себя «рвачом, греющим лапы на тщеславии пижонов». Ему важнее имидж популяризатора электрокаров — что, по-любому, дело хорошее. И стратегически это мудро. Это ж только в рекламе Спрайта - «имидж ничто». А реально — это чуть ли не самая важная вещь в бизнесе. Ну и технологии, конечно.

Так или иначе, этот Роадстер, даже при такой «демпинговой» цене, как, скажем, полляма (а за столько его, думается, с заправочным кабелем оторвут) — это будет хорошее подспорье финансовым делам Теслы. Которые, правда, и так вовсе не столь плохи, как кажется некоторым. Да, она тратит больше, чем зарабатывает на продажах — но нужно смотреть, на что она тратит выручку. Само-то по себе производство машинок — весьма рентабельно. Даже низовых этих «трёшек» для голодранцев с экологическими амбициями, которые всего по 35 сорок грандов.

И тут, конечно, есть некоторые производственные проблемы. Ну, я предположил, что этот временный спад их, трёшек, производства (вернее, опоздание с выходом на запланированные объёмы) — может быть связан со строительством энергохранилища в Австралии (что тоже очень выгодный в пиаровском отношении проект — требующий литий-ионных аккумуляторов, чьё предложение на рынке пока ограничено, хотя быстро растёт). И, видимо, поскольку приходится чем-то жертвовать — то Маск решил пожертвовать выпуском трёшек (ибо, каков бы идеалист, романтик и прогрессор он ни был, но всё-таки он ещё и капиталист, а «трёшка» самая дешёвая модель, которая может приносить большие деньги только при настоящей массовости).

Пока официально не заявлены данные за октябрь, но предполагается, что не больше 200 трёшек, тогда как в сентябре было 220. При плановых целях за тысячу. Впрочем, и это тоже «копейки» - когда заявок подано больше 400 тысяч.

Но в любом случае, выпуск новой продукции — никогда не проходит ровно так, как было запланировано. Всегда возникают какие-то непредвиденные трудности с отладкой производства. Это жизнь.

Тем не менее, на фоне презентации этих новых машинок, грузовичка и Роадстера, акции Теслы несколько взбодрились. А то было приуныли до 305, но за последние сутки подскакивали до пика 326, а сейчас держатся на 316.

Не больно значительный, конечно, всплеск, но всё равно радует. И я думаю, такая осторожность роста — связана с тем, что был отложен на пару суток очень ответственный запуск Фалкона с супер-пупер-секретным аппаратом Zuma (все гадают, «обо что» этот аппарат, но я могу сказать, что это лазерный истребитель враждебных спутников — однако мои слова в Сети, понятно, ничего не значат, потому и могу сказать :-) ).

Полагаю, если запуск пройдёт успешно — акции Теслы взлетят где-то до 340. А если, паче чаяния, произойдёт авария — просядут до 290. Обе оценки — такие осторожные, консервативные.

И да, я в курсе, конечно, что формально SpaceX не связан с Теслой, он вообще не торгуется на фондовой бирже. Но, так или иначе, это проекты Илона Маска, а потому связь есть. Чем больше пользы он приносит правительству США и американской военщине — тем выше его общие «акции», тем больше уверенность, что без заказов и финансирования он не останется. А значит — может перебросить из одного кармана в другой в случае нужды.

Ну и к временному падению акций Теслы я отношусь философски. Да, у меня где-то треть личного состояния — именно в них. И, скажу по секрету, я давно, уже месяц как, перестал быть миллиардером, едва-едва выбившись в «клуб». Именно из-за падения Теслы, которая летом взлетала до 380.

Но если учесть, что значительная часть моего пакета Теслы приобреталась, когда акции стоили 36, 55, 110 баксов — пока рано плакаться на судьбу и рвать волосы с криком: «О, убыток и разорение!»

Я и на 305 прикупил ещё немножко. И думаю, целевой курс, на котором начну сбрасывать как, возможно, перегретые — где-то 470. Хотя и то — будем посмотреть по ситуации, по динамике реальных успехов Маска. Если они будут, если он продолжит развиваться в этом направлении — я готов и пожертвовать третью своих капиталов ради чистоты воздуха в мегаполисах. Ну, пусть мои дети лучше будут бедными, имея всего полъярда, но дышат здоровым воздухом — чем задыхаются смогом, отмахиваясь от него миллиардными чековыми книжками.

Tags: Маск, машинки, технологии
Subscribe

  • Что мы будем делать после нас?

    Наткнулся у Митрича на занятный мысленный эксперимент. В двух словах — вводная такая. Некая развитая цивилизация решила угробить…

  • Скоро будут выбора

    Да, уже скоро. 19-го сентября, если не ошибаюсь? И как всегда — титаны оппозиционной мысли с пеной у рта защищают свою стратегию…

  • Афган и Талибан

    Как бы плохо я ни относился к ишакам (Демократам) в целом и к Байдену в частности, должен признать, что для выхода из Афгана и сдачи его талибам…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • Что мы будем делать после нас?

    Наткнулся у Митрича на занятный мысленный эксперимент. В двух словах — вводная такая. Некая развитая цивилизация решила угробить…

  • Скоро будут выбора

    Да, уже скоро. 19-го сентября, если не ошибаюсь? И как всегда — титаны оппозиционной мысли с пеной у рта защищают свою стратегию…

  • Афган и Талибан

    Как бы плохо я ни относился к ишакам (Демократам) в целом и к Байдену в частности, должен признать, что для выхода из Афгана и сдачи его талибам…