Хотел бы я сказать, что наконец-то досмотрел художественный фильм «Матильда» и потому теперь могу отобразить некое целостное его восприятие, но — нет, не досмотрел. Бросил где-то на середине. На сцене, где Алиса «Аликс» Гессен-Дармштадская, невеста Николая, уезжает из дворца на мотоцикле с каким-то немецким медимумом-шарлатаном.
Можете считать, мне тоже, как и Няше, сделалось обидно за честь и достоинство Царь-Тряпки.
Нет, в действительности, у него не дофига было достоинств, и по чести он тот ещё был лунатик, но — всему же есть предел?
Вот мы живём в другую эпоху, и я — всё-таки не государь-анпиратор, а всего лишь граф, но я бы, честно, не понял, если б моя жена укатила на мотоцикле с каким-то хмырём, подвизающимся на блюдцеверчении. К тому же — хмырём не первой свежести.
Я бы сказал ей: «Извини, Женечка, что вмешиваюсь в твои дела, но тебе не кажется, что можно было бы завести любовника попрезентабельней, хотя бы помоложе? Этот, уж прости, элементарно не идёт к твоей причёске. Я не хочу, чтобы про нашу семью думали, будто у нас нет вкуса. Или что нет возможности обеспечить тебе благопристойного хахаля».
А в те времена — люди, тем более всякого рода монархи, ещё более щепетильно относились к таким вещам. Но впрочем, про историзм картины — говорить как-то не приходится. Ну, я написал уже, как выглядит, когда Александр третий говорит про «Аликс», невесту Николая, внучку королевы Виктории и, на секундочку, свою крестницу: «Эта твоя немка, не помню, как зовут».
Причём, это не гротеск-бурлеск какой-то. Не комедия абсурда. Даже не претендует. Всё — на полном серьёзе. Типа, воссоздание исторической атмосферы.
И вот с первых показов я слышал отовсюду восторженные похвалы иных критиков: «Ой, там всё так шикарно, там всё так проработано, там такие аутентичненькие костюмчики!»
Я думал тогда, в некотором недоумении: «Ну, если б речь шла о постановке в Усть-Сысертьском ТЮЗе — наверное, можно было бы поставить им в заслугу то, что они удосужились пошить мундиры конца девятнадцатого века. Что по крайней мере царь у них не в трениках с пузырями на коленках и майке-алкоголичке. Но вообще-то, речь идёт о фильме с бюджетом в двадцать пять лямов баксов, если не ошибаюсь?»
Отсмотрел сей шедевр лямов где-то на двенадцать, по хронометражу — и подумал, что лучше б царь был трениках и замызганной майке. Это было бы хоть оригинально, свежо, остро.
Тут же, серьёзно, вот такое же ощущение, какое было после просмотра «Экипажа» прошлого года. Фильм, где, кажется, плохо абсолютно всё. Картинка, звук, сюжет, диалоги, актёрская игра, монтаж. Где просто решительно нечего похвалить.
При этом, я не хочу огально охуивать весь современный российский кинематограф, мол, он совсем деградировал, полное беспросветное днище. Нет, вот тоже один из новейших блокбастеров, «Ледокол» - произвёл как раз благоприятное впечатление. Там даже настоящий морской леопард был. И люди на людей похожи.
Да что говорить: бывают и сериалы современные, где более-менее выдерживается качество. То есть, я, конечно, не могу уделять слишком большое внимание киношным делам, но — попадалось что-то достойное и российского производства. Пусть не Game of Thrones и не Westworld, но — приемлемо, съедобно.
Но вот что «Экипаж», что теперь эта поделка — это просто пиздец какой-то лютый.
И хрен бы даже с нею с историчностью, хрен бы с ней с достоверностью — но, для начала, фильм чисто технически сделан до крайности убого.
Такое впечатление, что оператор был всю дорогу пьян в дрезину и снимал на китайский мобильник за сто баксов. Вот что ни смена плана или наезд — идёт просто расфокусировка картинки секунды на полторы, чёткость теряется. То же самое — когда кто-то входит, скажем, в дверь. Сначала — этакое привиденьице, размытый силуэт. Только спустя время камера на него выставляется.
И это не похоже на какой-то художественный приём с глубинным смыслом. Это просто халтурная операторская работа. Ей-богу, утренники в детском саду обычно лучше снимают.
То же — и звук. Ну, это общая и частая беда современных российских звукооператоров. Они привыкли дублировать забугорные фильмы, делают это так, что там фактически звучат только наложенные голоса сильно поверх всего остального — и они просто утратили представление о том, какая должна быть плотность фоновых звуков в нормальном фильме. Фон получается — абсолютно мёртвый. И если при дубляже иностранных картин это, можно считать, объяснимые издержки процесса (при скудном бюджете дубляжа, правда), то вот при создании отечественных — это просто дичь.
Сюжет, диалоги, образы? Знаете, не хочу говорить какие-то скабрёзности, поэтому скажу деликатно.
Во-первых, лучше б, наверное, было бы, кабы там реально царил треш, угар, разврат. Ну, хоть весело. Тут — пресно, невыразительно, «назывно». Вот впору давать титры, как в немом кино. «Между ними пробежала искра». «Он полюбил ея с перваго взгляда и до беспамятства». Что-нибудь такое.
Кстати, вот был такой фильм у Балабанова, «Про уродов и людей» (я бы не рекомендовал его как «развлекательный»), примерно про ту же эпоху, и там использовался такой стилизаторский приём. И пусть не очень радостный фильм, но вот это — искусство. А тут, блин... мата не хватает.
Во-вторых, выражаясь деликатно и обтекаемо, создаётся впечатление, что для иных деятелей киноискусства романтические отношения, какие бывают между дяденьками и тётеньками, просто не являются объектом интереса. То есть, разумеется, нельзя ставить творцам в упрёк какие-то иные их персональные романтические предпочтения, ибо то дело личное, а творцы все люди нестандартные. Но если уж ты снимаешь фильм о любви между мальчиком и девочкой — вероятно, стоит полюбопытствовать, навести справки, вот как это вообще бывает.
Ну потому что первая сцена, где происходит завязка отношений Никки с Малей — она просто убила. «Сударыня, я пропердолю вас один раз, но не думайте рассчитывать на дальнейшее развитие». «Ошибаетесь, сударь. Меня трудно найти, легко потерять, невозможно забыть. Я буду являться вам по ночам и терзать вашу душу муками любви и ревности». «Ах, ну если так, то, пожалуй, считаю своим долгом влюбиться в вас до беспамятства. Благо, все вокруг так делают. Вот, и очередной псих, взалкавший вашего поцелуя...»
Да, этот псих, повернувшийся на любви к Кшесинской, некий поручик Воронцов — это, я так понял, «отступное» Даниле Козловскому, которого изначально приглашали на главную роль, а потом решили, что хватит с него и князя Владимира, тут же — обойдётся ролью этого стрёмного поручика-воздыхателя.
Но ладно, что роль идиотская. Ладно, что сюжетная эта линия поручика Воронцова — идиотская. Но вот когда немецкий доктор Мышьяковер (или как его?) окунает несчастного этого поручика с головой в аквариум минуты на три (потому что удушье ввергнет его в транс, и он поведает правду, кто заказал ему Николая, если заказал, как-то так) — вот трудно, вынырнув из воды, после трёх минут пребывания там, изобразить хоть лёгкую одышку? Ну, это называется «актёрская игра», «вхождение в образ».
Хотя ладно, Козловский, гоняясь за Кшесинской и мудохая Николая на почве ревности — хоть изображает ярость. В смысле, перекашивает физиономию. Это, можно считать, хотя бы заявка на актёрскую игру.
Но когда видишь самого Николая — задаёшься вопросом: «Как этот немецкий парень в порнухе-то мог сниматься, с таким-то деревянным еблетом? Ну, там же нужно выражать какие-то эмоции. Типа, чувства глубокого удовлетворения от глубокого проникновения. А с таким еблетом — разве что на кладбище в землю лопатой проникать. Хотя и у могильщиков мимика поживее бывает».
При этом, там есть приличные актёры. Миронов, Гармаш. Они, конечно, стараются выжать, что можно. Но это не спасает ни разу. Общее впечатление — крайнего убожества.
И вот тут уже всерьёз возникает мысль: а не заказал ли Учитель Поклонской наезд на этот фильм? Нет, не для того, чтобы привлечь скандалом внимание и повысить сборы. Это-то просто невозможно. А для того, чтобы, освоив бабки, обосновать провал. Типа, фильм был бы блокбастером, кабы эта маньячка Невменяша не закошмарила кинотеатры и зрителей, науськивая своих пгм-нутых бабуинов.
Честно, вот если б знакомый режиссёр выпросил у меня кредит в двадцать пять лямов на фильм и снял ТАКОЕ — я бы разговаривал с ним в лесочке, поигрывая паяльником (на батарейке, специально уточняю). «Чего ты мне лепишь? А то я не вижу, что у тебя там реальный бюджет — косарей сто максимум. Практически ничего, что выходило бы за формат «фильм-спектакль». И тот — снят какими-то школьниками на мыльницы. Ну, плюс гонорары звёздам. Так где фишки, Билли?»
Но ребята из Минкульта и прочие спонсоры — они, конечно, люди не таких нравов, поэтому могут сделать вид, что поверили, будто бы это из-за Поклонской лишь кинцо не отбилось в прокате.
И если уж говорить об актёрской игре, то настоящая актриса во всём этом шоу — это Няша Поклонская. Вот честно, чем больше смотрю на эту девочку — тем больше восхищаюсь.
Она ж реально, решив приобщиться к нашей игре в политическую шизофрению, но с креативным украинским подходом, всех заткнула за пояс, всех наших унылых упырей уделала, играя на их поле. Так, что теперь ни Яровая, ни Мизулина, ни даже Жирик, родоначальник жанра, - не смотрятся на её фоне. Утратили лоск и блеск.
Няша — молодец, серьёзно. Она ведь и рьяных всяких блюстителей девственной чистоты российской истории, и православных обиженных, и поцреотов обугленных — всю эту публику тоже, духовно возглавив, низвела до полнейшего курьёза. Теперь это — комические борцуны с третьеразрядным кинцом, не более того.
Вот Няше — я бы и Оскара дал за этот фильм. Да, она там не снималась. Но тем не менее, её роль была в нём главной и блистательной.
P-s.: Да, небольшое пояснение, почему Александр Третий не мог забыть имя принцессы Гессен-Дармштадской, которую крестил (ну, мало ли, сколько он дитёв крестил в той Германии, всех разве упомнишь?)
Конечно, Германия с её "шестисоточными" герцогствами была племенным питомником для всей Европы. Но Гессен - имел особый статус. Это - гнездо британских монархов. Вот те милые ребята, которые со времён Первой Мировой называют себя Виндзорами - они на самом деле гессенцы, взошедшие на британский трон в восемнадцатом веке.
Поэтому, собственно, в войне за Независимость США с британской стороны решающую роль играли не красные мундиры, а гессенцы. Они, будучи профессиональными наёмниками, очень серьёзно трепали повстанцев, но когда те наконец нашли способ разгромить эту бригаду гессенцев - на том война и закончилась. Поскольку самим-то англичанам интереснее было, когда удастся возобновить торговлю с пусть и бывшими колониями, а Георг Третий - пусть идёт нафиг со своими понтами, когда его гессенцы обосрались в защите тех понтов.
Но связь британских монархов с Гессеном - сохранялась по-любому. Поэтому и "Аликс", принцесса гессенская, была внучкой Виктории. А Британия на конец девятнадцатого века - ну, разумеется, была абсолютно доминирующей сверхдержавой. Все стремились хоть как-то, через династийные браки, упрочить связи с ней.
Поэтому так маразматично и звучит этот киношный Александр Третий, мол, чего-то там народилось в этом драном Гессене, чему я, может, по пьяни и стал крёстным отцом, но ты, сынок, лучше на балеринку эту смотри, ведь именно с ней стоит заключить династийный брак.