artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

Почему упало производство Тесла 3?

Поскольку в последнее время я увлёкся темой Маска и его машинок — задумался сейчас над одним моментом.

Итак, чуть ли не самая ожидаемая машина года была — Тесла 3. В отличие от «люксовых» моделей S и X, которые в среднем стоят где-то сотку (от 70 до 140 грандов), трёшка, сохраняя многие те же достоинства, позиционировалась в более бюджетном ценовом сегменте, в районе сорока тысяч. Поэтому, конечно, на неё просто немерянно пришло предзаказов, больше 400 000. Причём, не просто предзаказов, а с проплатой «символической» штуки баксов, которая поступает Тесле уже сейчас, и лежит беспроцентно, а машину — человек может и через пару лет получить. Но вот и на таких условиях — люди заказывали.

В серию трёшка пошла в июле, в августе было выпущено где-то 450 единиц, в сентябре планировалось 1200, а на деле — всего-то жалкие 220 машинок.

Это, конечно, вызвало некоторое недоумение и разочарование. Что отразилось и на стоимости акций Теслы. Если в июле, с началом производства трёшки они подскочили до 380, то сейчас откатились до 340. Это всё равно гораздо больше того, что было в начале года (около 200), но просад — есть.

И вот я задумался, в чём может быть причина такого падения производства столь ожидаемой машины, когда, казалось бы, «дело чести» наращивать её выпуск, кровь из носу.

Сам Маск объяснил довольно невнятно, мол, попали в производственное бутылочное горло, недостаточные поставки от смежников.

А сейчас я прикинул, в чём там на самом деле загвоздка. И, кажется понял.

Раньше главной (и в общем-то единственной) проблемой широкого внедрения электрокаров была явно недостаточная автономность, слишком малая ёмкость аккумуляторов.

Сейчас эта проблема в принципе решена более-менее удовлетворительно. У тех же Тесл запас хода — до пятисот километров, большинство людей столько за день не проезжают, а на ночь можно ставить на зарядку, просто воткнув в розетку. При этом — развиваются и технологии быстрой зарядки, создаются соответствующие станции, довольно бурно растут их сети (почему, кстати, Тесла и не вылазит из убытков, несмотря на великолепные продажи её машин — потому что вкладывается по полной в развитие собственной инфраструктуры).

Но достигается эта приемлемая автономность — использованием наиболее эффективных, а потому и довольно дорогих современных литий-ионных аккумуляторов. Собственно, именно аккумуляторная батарея — это и есть самая дорогая часть электрокара. Всё остальное там довольно дешёвое. Электродвигатели вместо гораздо более сложных ДВС, нужды в КПП нет вовсе. А уж электроника да отделка салона — это пренебрежимо дёшево по сравнению с батарейками.

Поэтому смешно слышать, мол, Маск, гад такой, экономит на отделке, у него там сплошной пластик, хотя за такие бабки могла бы быть и натуральная кожа. Могла бы. Без существенного влияния на цену. И была бы - если б Маск сумасшедший был. Но он же ориентируется на свою целевую аудиторию, из которой каждый второй — его анафеме придаст, если ему предложат кататься на коже невинно убиенных зверушек.

Так вот, реальная проблема — это аккумуляторы. Причём, проблема даже не только в их дороговизне, сколько в том, что их производство физически не поспевает за потребностями. Да, оно развивается очень бурно, но одно дело обеспечить батарейками мобильники, планшеты и ноуты, а на машинах — там просто объёмы другие. Очень большой спрос, а литий, за счёт примеси которого и обеспечивается максимальная эффективность — это редкоземельный металл и его добыча — трудный бизнес (и экологически не очень чистый, к слову, но это никого не волнует, поскольку это где-то там, в тех ебенях, где добывают литий, а не в тех райских уголках, где живут поклонники «зелёных» технологий :-) ).

Но эту-то проблему, нехватки аккумуляторов, естественно, можно было заложить в планирование выпуска, чтобы не козырять несбыточными обещаниями.

Однако ж, в том-то и дело, что на момент обнародования планов выпуска трёшки, летом, эти обещания были «сбыточными». Но с тех пор произошло одно немножко непредвиденное событие — и это не срыв поставок смежниками.

Вот есть такая страна, Австралия. Она в целом довольно милая, но последние годы там у власти находятся очень такие «либерально-прогрессивные» ребята. Говоря по-человечески, без их новояза и речекряка — социалисты.

Они там уже провели антиоружейные законы, фактически конфисковав стволы у людей (то же, о чём Демократы мечтают в Штатах) — и конечно же, дико топят за эти новомодные зелёные энергетические технологии. Которые сами по себе, конечно, штука хорошая, перспективная, но когда за их реализацию берутся социалисты — естественно, зачастую получается маразм.

Что до ветровых и солнечных электростанций — их понастроили ударными темпами в огромных количествах, так, что по расчётам должны были перекрывать все потребности. Поэтому, на радостях, посношали угольные станции как «ретроградные» и «позорные».

Но внезапно столкнулись с той проблемой, что солнце иногда светит, а иногда нет. Вот ночью, бывает, не светит. И ветер иногда дует, а иногда нет. Поэтому, каковы бы ни были генерирующие мощности, нужны адекватные аккумуляторы для стабилизации «электрического сальдо». А ими, планируя зелёную энергетику, как-то не озаботились в достаточной мере. Потому что социализм — это учёт.

И в некоторых местностях, особенно в Южной Австралии, возник суровый энергетический кризис. Понадобилось спасать ситуацию. И вот Маск, как икона прогрессивного технологизма, бросился грудью на сию амбразуру. Подрядился за сто дней, до декабря, построить самую крупную аккумуляторную станцию на сто мегаватт-часов.

Причём, из этого контракта тоже устроили пиаровской такое шоу (это уж Маск умеет), будто чисто случайно они пообщались с премьером Южной Австралии в Твиттере, да заключили как бы пари. Что если Маск построит эту станцию за сто дней — получит сто лямов. А если сорвёт сроки — то построит вовсе бесплатно.

И это было в июле, уже после запуска трёшки в серию. А в сентябре — как раз начали строительство в Австралии.

Ну а что такое сто мегаватт-часов? Для сравнения, самые мощные батареи у Теслы — девяносто киловатт-часов. То есть, эта станция — она примерно как сто тысяч автомобилей. А элементы используются те же самые, литий-ионные, производства Гигафэктори (совместное владение Теслы и Панасоника).

Естественно, такой колоссальный «левый» спрос — не мог не ударить по производству машинок, когда в принципе имеется дефицит этих аккумуляторов как таковых. И может, Маск рассчитывал, что удастся докупить у Китая, но китайцы тоже не могут просто взять и из воздуха произвести те аккумуляторы. А тут ещё Шевроле раскручивает выпуск своего Болта, который кушает те же литий-ионные элементы. В общем, вот так и образовалось то «бутылочное горлышко», которое вынудило притормозить производство трёшек, к большому огорчению заказчиков.

Ну и Маск, хотя в принципе честный парень, всё-таки не может сказать им открытым текстом примерно следующее.

«Понимаете, ребят, раз уж мне выпал шанс попиариться на спасении австралийской зелёной энергетики — его я упустить не мог. Но пришлось кое-чем пожертвовать. И пришлось выбирать, чем именно. Но тут выбор невелик. Видите ли, модели S и X мы успешно продаём за сотку и выше, поэтому пришлось временно пожертвовать трёшкой, за которую вы, нищеброды, больше полтоса не дадите. Понимаю, что это, может, не очень хорошо, так поступать с вами, но с другой стороны, если вы готовы были проплатить косарь сразу и ждать свою вожделенную тачилку пару лет — значит, подождёте, никуда не денетесь».

Ну, как-то так. И я думаю, что Маск, конечно, героически и триумфально забабахает в Кенгуряндии своё это «токохранилище», после чего ему там поставят памятник наподобие Колосса Родосского, одной ногой в Сиднее, другой в Мельбурне. После этого — начнёт резко, пуще прежнего, наращивать производство трёшек, поскольку для этого всё готово, проблема была только в аккумуляторах, которые срочно понадобились в другом месте, словит втрое больше хайпа, и к концу года акции Теслы улетят далеко за 400.

То есть, я не подрабатываю инвестиционным консультантов в Инете, я не буду говорить «запомните этот твит» (тем более, что мы не в Твиттере), но — высказываю предположение. А сбудется или нет — поглядим.

P-s.: Приношу извинения за допущенную оговорку. Разумеется, энергохранилище в сто мегаватт-часов соответствует совокупной ёмкости аккумуляторов не ста тысяч Тесл (это-то больше их годового выпуска по всем моделям), а только тысячи. И как раз на столько - недобрали производства трёшек в сентябре. Хотя, конечно, могут быть и другие причины. С запуском новой модели в серию да на новом оборудовании - всегда бывают какие-то сюрпризы.

Да, конечно, мне стоило быть аккуратней с цифрами. А то вот люди почитали и решили, что всё, теперь на год вперёд аккумуляторов для Тесл не хватит, и акции просели с 340 до 325. Но - не всё так страшно, конечно. Поэтому, думаю, можете смело вкладываться в эти акции именно сейчас. Ну, не всё своё состояние, конечно, но если вложить сейчас десяток лямов баксов, то к февралю, самое позднее, сумеете продать где-нибудь за тринадцать.

Ещё вот меня поправляют, что литий, по классификации, не относится к "редкоземельным" элементам. В смысле, что есть и пореже (или поземельнее). Да какая разница? Он по-любому довольно труден в добыче, поэтому, хотя она и резко растёт, но всё равно спрос опережает предложение.

А вот где я точно допустил неточность - так это насчёт материала отделки сидений в Теслах. Оказывается, иногда там всё же используется шкура невинно убиенных бычков. Но я просто особо в этот вопрос не вдавался, а та единственная Тесла, на которой довелось прокатиться - она была с этой самой, алькантарой. И владелец особо подчеркнул, что его жена не потерпела бы "невеганский" материал, поскольку повёрнута на "зоофилии". А я так понял, что это фишка всех Тесл.

Но на скорость - не влияет уж точно. А динамика там офигительная, конечно. И вот некоторые люди недоумевают: а не дороговато ли это, сто косарей за машину, которая, вроде, как та же Тойота Камри, только что электрическая?
Вы издеваетесь, что ли? Тут вопрос по-другому нужно ставить. А именно - кто откажется купить всего за сто косарей комфортабельный пятиместный седан, который принимает, как Феррари?
Единственный минус сейчас - это зарядка. И теперь уж не столько её доступность, по крайней мере в Штатах, сколько продолжительность. Поскольку и на суперчарджере - всё равно гораздо дольше, чем бензина в бак залить. А если использовать динамические возможности на всю катушку - там, понятно, не пятьсот километров запас хода будет, меньше.
Но зато там во "франк", в передний багажник дополнительно три мешка картохи влезает. Поэтому за трёшку не скажу, её не пробовал, но эска - она скорее сильно недооцененная, чем переоцененная.
Ну, теперь, я думаю, акции вверх полезут, после таких моих слов :-)

Tags: Маск, технологии, экономика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Out of Heaven's benediction to the warm Sun: из Ковида в диабет

    Ковид у Матушки вышел несколько муторней, чем хотелось бы. Всё-таки, довольно обширная пневмония, да ещё проявился диабет. Вообще-то, она сама врач…

  • В поисках ковидокиллеров

    Практически оклемался после Ковида. Единственное следствие - на бегу пульс взлетает поначалу до восьмидесяти, но быстро возвращается к норме. Думаю,…

  • До свиданья, Ковид!

    Самопрожарка под фенобарбиталом подействовала как нельзя лучше. На следующий день как проснулся — сразу понял, что перевалил через кризис.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments

Recent Posts from This Journal

  • Out of Heaven's benediction to the warm Sun: из Ковида в диабет

    Ковид у Матушки вышел несколько муторней, чем хотелось бы. Всё-таки, довольно обширная пневмония, да ещё проявился диабет. Вообще-то, она сама врач…

  • В поисках ковидокиллеров

    Практически оклемался после Ковида. Единственное следствие - на бегу пульс взлетает поначалу до восьмидесяти, но быстро возвращается к норме. Думаю,…

  • До свиданья, Ковид!

    Самопрожарка под фенобарбиталом подействовала как нельзя лучше. На следующий день как проснулся — сразу понял, что перевалил через кризис.…